Эмпирическое исследование взаимоотношений ребенка в семье с помощью детского апперцептивного теста | Обучение и развитие детей

Эмпирическое исследование взаимоотношений ребенка в семье с помощью детского апперцептивного теста

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика семейных взаимоотношений Эмпирическое исследование взаимоотношений ребенка в семье с помощью детского апперцептивного теста
Эмпирическое исследование взаимоотношений ребенка в семье с помощью детского апперцептивного теста
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика семейных взаимоотношений
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина»

ФАКУЛЬТЕТ ФТПМ

КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ

НА ТЕМУ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ С ПОМОЩЬЮ ДЕТСКОГО АППЕРЦЕПТИВНОГО ТЕСТА

 

Группа:

Выполнил:

Проверил: Медведева Г. И.

МОСКВА 2012

Введение

Апперцепция (лат. ad – «к» и лат. perceptio – «восприятие») – одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности.

В то время как перцепция обозначает простое, еще не дошедшее до сознания впечатление, которое известное явление производит на органы наших чувств, апперцепция означает ощущение, уже воспринятое сознанием.

Апперцепция – внимательное, осмысленное, осознанное, вдумчивое восприятие. Обратили внимание и поняли, что увидели. При этом разные люди, в зависимости от их способности осмыслять и прошлого опыта, увидят разное. У них – разная апперцепция.

Термин ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации какого-либо содержания («многого в едином»), а под апперцепцией – ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. Апперцепция, по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания.

Метод, с помощью которого можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности, который способствует определению уровня скрытых тенденций, скрываемых субъектом, или пациентом, или которые субъект (пациент) не может показать вследствие их неосознанности – это Тематический апперцептивный тест (Thematic Apperception Test).

Теоретическая часть

Тематический апперцептивный тест

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) был впервые описан в статье К. Морган и Г. Мюррея в 1935 году. В этой публикации ТАТ был представлен как метод исследования воображения, позволяющий охарактеризовать личность обследуемого благодаря тому, что задача истолкования изображенных ситуаций, которая ставилась перед обследуемым, позволяла ему фантазировать без видимых ограничений и способствовала ослаблению механизмов психологической защиты. Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и интерпретации ТАТ получил несколько позже, в монографии «Исследование личности» Г. Мюррея. Окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году.

Тематический апперцептивный тест представляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Одна из таблиц – чистый белый лист. Обследуемому предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого). Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации.

В рядовых ситуациях сравнительно массового психодиагностического обследования ТАТ, как правило, не оправдывает затраченных усилий. Его рекомендуется применять в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, а также в ситуациях максимальной ответственности, как при отборе кандидатов на руководящие посты, космонавтов, пилотов и т.п. Его рекомендуют использовать на начальных этапах индивидуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу выявить психодинамику, которая в обычной психотерапевтической работе становится видна лишь спустя изрядное время. Особенно полезен ТАТ в психотерапевтическом контексте в случаях, требующих неотложной и краткосрочной терапии (например, депрессии с суицидальным риском).

О ТАТ можно говорить по меньшей мере в двух значениях.

В узком значении – это конкретная диагностическая техника, разработанная Г. Мюрреем, в широком значении – это метод личностной диагностики, воплощением которого является не только тест Мюррея, но и целый ряд его вариантов и модификаций, разработанных позднее, как правило, для более частных и узких диагностических или исследовательских задач.

Существует несколько вариантов ТАТ, адаптированных и модифицированных в зависимости от возрастных и этнокультурных групп: это Детский апперцептивный тест (CAT), Мичиганский рисуночный тест (МРТ), Тест рассказов по рисункам П. Саймондса (SPST), ТАТ С. Томпсона для негров (Т-ТАТ) и так далее.

Также есть варианты ТАТ для решения разных прикладных задач и варианты ТАТ для измерения отдельных мотивов: Тест групповой проекции (TGP), ТАТ для диагностики мотивации достижения Д. Мак-Клеланда, Рисованный апперцептивный тест РАТ и так далее.

Однако наиболее известной методикой из этой группы является Детский апперцептивный тест (CAT) Л. Беллака.

Детский апперцептивный тест

Еще Фрейд заметил, что дети охотнее идентифицируют себя с животными, чем с людьми. САТ создан, чтобы облегчить понимание детского отношения к наиболее значимым фигурам и стимулам.

История создания

Детский апперцептивный тест САТ был разработан в 1949 году Леопольдом Беллак и Соней Сорель Беллак, австро-американскими психологами, психиатрами и психоаналитиками.

САТ является ответвлением широко используемого Thematic Apperception Test (TAT) – Тематического апперцептивного теста, основанного на теории личности Генри Мюррея.

Беллак и Беллак разработали CAT, потому что они видели необходимость создания теста, специально предназначенного для детей.

Самые последние изменения САТ были проведены и опубликованы в 1993 году.

Первый вариант CAT (1949 год) состоял из 10 картин, изображавших ситуации, героями которых являлись антропоморфизированные животные. Сегодня эта версия известна под названием CAT или CAT-A (для животных). В 1952 году была разработана дополнительная серия (CAT-S), картины которой охватывали ряд ситуаций, не учтенных в первом варианте CAT. Методика была предназначена для детей 3-10 лет и опиралась на предположение о том, что для детей этого возраста легче идентифицироваться с животными, чем с человеческими фигурами.

Каждая картина представлялась испытуемому в виде карты. Испытания всегда проводились для отдельного ребенка, они никогда не должны быть даны в групповой форме. Время испытания не ограничено, но, как правило, занимает 20-30 минут. Испытание должно проводиться в тихой комнате, в которой и испытатель, и испытуемый ребенок не будут подвергаться воздействию других людей или отвлекаться на побочную деятельность. Экспериментальные данные, однако, опровергли допущение о том, что для детей этого возраста легче идентифицироваться с животными, чем с человеческими фигурами, и Беллак и Беллак, хотя и не сразу согласившиеся с критикой, создали в 1965 году параллельный вариант теста с человеческими фигурами (САТ-Н).

Изображения на картинах САТ были выбраны таким образом, чтобы «вытянуть» фантазии детей. В тесте представлено определенное количество основных ситуаций, которые могут отражать проявление текущих проблем ребенка. Картинки были разработаны для получения ответов на основные проблемы – в частности, проблемы конкуренции братьев и сестер, отношения к родителям и то, какими они воспринимаются, фантазии ребенка об агрессии, о принятии взрослого мира, о его страхе остаться одному, о поведении, касающемся туалета и родительские реакции на это.

Практическая часть

Описание методики

Детский апперцептивный тест (Children’s Apperception Test – САТ) разработан Леопольдом и Соней Беллак и относится к классу интерпретативных методик, где проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов, установок личности. С помощью данной методики можно выявить:

  • ведущие потребности и мотивы;
  • особенности восприятия и отношения ребенка к родителям (в том числе к родителям как к супружеской паре);
  • особенности взаимоотношений ребенка с сиблингами;
  • содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка;
  • особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов;
  • агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации;
  • динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников.
Процедура проведения

Исследование проводится индивидуально, не как тест, а как игра. После установления контакта с ребенком, ему предъявляют картинки. Можно сказать: «Мы собираемся поиграть в игру. Ты будешь рассказывать истории о картинках, которые я тебе дам. Расскажи, что происходит, что животные делают сейчас». В подходящий момент ребенка можно спросить о том, что было в рассказе до показанного момента и что случится после. Возможно, придется ободрить ребенка, что-то подсказать ему; прерывать его не запрещается. Подсказки не должны носить внушающий характер. Все ответы записываются буквально и позже анализируются. Следует записывать также все комментарии и действия ребенка, имеющие отношения к рассказу.

После того, как составлены все рассказы, можно вернуться к каждому из них для уточнения отдельных моментов, например: почему какой-либо персонаж назван именно так, а не иначе, указано именно это место действия персонажей, именно этот возраст, и т.п., и даже почему именно так окончен рассказ.

Лучше держать все картинки за пределами взгляда ребенка, т.к. маленькие дети имеют тенденцию играть со всеми картинками сразу, выбирать их случайно для рассказывания историй.

Картинки были пронумерованы и упорядочены в определенной последовательности по определенным соображениям, поэтому следует показывать их в определенном порядке. Если ребенок беспокойный, можно уменьшить тест до тех нескольких картинок, которые освещают специфические проблемы. Так, ребенку, который определенно имеет проблему конкуренции с братом или сестрой, можно дать картинки 1 и 4 и т д.

Проведение теста

Целью проведения теста я выбрала изучение особенностей восприятия и отношения ребенка к родителям, а также изучение особенностей взаимоотношений ребенка с сиблингами – то есть с братьями и/или сестрами испытуемого.

В зависимости от поставленной цели и в зависимости от поведения отобранных для испытания детей (по рекомендациям по проведению теста) данный для проведения теста стимульный материал, состоящий из десяти картин, был сокращен мною до двух штук, наиболее подходящих к заданной цели исследования.

Были выбраны следующие картины:

  • Картина 1 («Цыплята за столом»);
  • Картина 4 («Кенгуру с кенгурятами»).
Тестирование проводилось в МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №6», город Троицк. Для проведения теста мною было выбрано три испытуемых ребенка примерно одного возраста (достигших 6-ти полных лет), разного пола. Предварительно известно, у кого из испытуемых есть братья/сестры; известно о наличии (либо отсутствии) конфликтов в семье (развод родителей, неблагополучные семьи). Рассказы детей были записаны на диктофон, после чего перенесены в бланки испытаний.

Результаты испытания

Максим

Картина 1:

Сели кушать цыплёночки… Цыплята сели кушать… Давайте как-то назовём рассказ? Масленица. Сейчас же идет масленица. Мама-курица дала ребятам покушать. Они… Они… Они взяли ложки, но они никак не могли дотянуться, и им мама-курочка дала. И они быстро съели. (Что случилось потом?) Они поели и легли спать. Потом поспали и опять поели. А дальше они… Дальше они ночью спали, потом опять завтракали. А потом они пошли погулять. А мама-курица после этого всего сказала малым ребяткам: «Я пойду принесу еще теста, а вы сидите тут, никуда не уходите». Они так и сделали. (А потом что произошло?) И опять наделала много блинчиков.

Картина 4:

Кенгуру. Мама-кенгуру, детеныш-кенгуру и сре… И малыш, и средний кенгуру поехали… поехали за яблочками. Мама-кенгуру попрыгала, маленький детеныш в кармане пошел, а средний поехал на велосипеде. В лес за яблочками. (И что было дальше?) Они набрали очень-очень много яблок и пошли домой. И у них было очень много теста, и они сделали такой блинчик, порезали яблочко, наложили в этот блинчик и свернули его. И с удовольствием поели. А мама, когда она… когда… когда она за яблоками пошла, на нее была шапочка надета, сумочка, а потом она отнесла яблочки домой и морковку и сделала блинчик. Они подкрепились и пошли на работу. Мама пошла на работу, а они пошли с нею. (Что они делали на работе?) Мама работает директором, а маленькие кенгуру занимались, они же в одном месте занимаются. А потом они пошли спать, но сначала они покушали блинчиков с яблочком, и легли спать.

При проведении теста ребенок сидел спокойно, держал руки на столе, пальцы рук сплетены. Рассказ не сопровождался жестами.

Маша

Картина 1:

Курочка. Жила-была курочка. Жила-была курочка Ряба. И накормила она своих цыплят кашей. И они стали кушать кашу, манную. Они покушали и пошли спать. А курочка… Курочка готовила новую еду. Вот цыплята поспали и начали кушать, нет, и пошли руки мыть. Курочка Ряба им сказала, чтобы они пошли ручки мыть – и пошли. Потом пошли кушать. В этот раз они ели суп. (Что дальше произошло?) Они пошли играть, а курочка – за ними смотреть. Они играли в игрушки, в куклы и катали машинки. Один мальчик и две девочки. Мальчик старше, а девочки младше.

Картина 4:

Кенгуру. Так… Жили-были кенгуру. И мама-кенгуру собрала своих ребят, и они поехали сначала в магазин, а потом купили… А потом когда они все купили, пошли домой, мама им приготовила кушать. Они начали кушать дома. Они купили морковку и яблоко, и яблоки то есть. Мама им приготовила салат, и они кушали салат. Потом они все вместе начали играть в шашки. Лучше играла мама. А они – два мальчика. Старший брат любит кататься на велосипеде. А младший любит играть с игрушкой. Какая тут игрушка у него? С шариком.

Во время опроса ребенок вел себя беспокойно, ёрзал на стуле, цеплялся руками за сидение стула, раскачивался, однако не сопровождал рассказ жестами. Иногда у ребенка сбивалось дыхание. Также ребенок периодически трогал листок с картиной, теребил его.

Олеся

Картина 1:

Курица и птенцы. Ну, курица наловила червячков птенцам. Птенцы с удовольствием съели червячков. Потом пошли гулять. Птенцы, они желтые. Здесь непонятно, кто они – мальчики или девочки. (А как ты думаешь?) Это петушок, а это девочка, а третий тоже петушок. Два братика и сестричка. Они покушали и пошли гулять. Они щипали травку, а мама была с папой, с петухом. Птенцы играли, а родители следили за ними.

Картина 4:

(Кто изображен на картинке?) Кенгуру. (Что они делают?) Мама пришла из магазина, а сынок едет на велосипеде. А это малыш, он в сумочке у мамы-кенгуру. Они все идут к себе домой. (Зачем?) Там они лягут спать. (А что мама купила?) Помидор и морковки. (Что мама с ними будет делать?) Приготовит салат.

При проведении теста ребенок сидел смирно, прямо, смотрел только на листок с изображениями. Руки держал на столе, пальцы рук сцеплены.





Анализ результатов испытания

Максим

  • Известно, что у испытуемого есть родной старший брат и удочерённая младшая сестра.
В рассказе по картине 4 («Кенгуру с кенгурятами») ребенок упоминает двух детенышей, причем оба они мужского пола, поэтому можно предположить, что ребенок ближе общается с родным братом. Также возможно, что имеет место конфликт с приемной младшей сестрой.

  • Также известно, что испытуемый ребенок проводит в детском саду большее количество времени, чем дома.
В рассказе по картине 4 («Кенгуру с кенгурятами») ребенок говорит о том, что «мама пошла на работу, а они [кенгурята] пошли с нею». Можно сделать вывод, что ребенок скучает по матери и хочет проводить с ней всё свое время.

  • «Мама-курица дала ребятам покушать. Они взяли ложки, но они никак не могли дотянуться, и им мама-курочка дала».
Это может говорить о том, что мать занимается воспитанием детей в семье.

  • На протяжении всего рассказа по обеим картинам главный упор делается на пищу и сон, то есть на привычный режим для ребенка (режим детского сада).
«Они поели и легли спать. Потом поспали и опять поели. А дальше они… Дальше они ночью спали, потом опять завтракали».

  • Также в рассказе по картине 4 ребенок дает подробное описание пищи, что может говорить (согласно рекомендациям по интерпретации результатов теста) о потребности ребенка в чем либо, как материальном (пище, игрушках), так и духовном (материнская или родительская забота, ласка).
Маша

  • Известно, что у испытуемого ребенка мать работает воспитателем в детском саду. Также известно, что ребенок проводит в детском саду полный день.
В рассказе по картине 1 ребенок, скорее всего, отождествляет курицу либо с воспитателем в детском саду, либо с матерью. Это видно по описанию действий птенцов и курицы – что курица говорит им делать, то они и делают (как в детском саду).

«Курочка Ряба им сказала, чтобы они пошли ручки мыть – и пошли… Они пошли играть, а курочка – за ними смотреть».

  • Известно, что у ребенка есть младшая сестра.
Однако ребенок в рассказе по картине 4 уточняет, что кенгурята – мальчики. Вероятно, что ребенок подсознательно отвергает младшую сестру.

Олеся

  • В рассказе по картине 1 ребенок вводит несуществующий на картине персонаж – петуха-отца.
На основе этого можно предположить, что отец занимает важное место в воспитании ребенка, возможно, даже более важное, чем мать.

  • Известно, что в семье ребенка скоро будет прибавление. Испытуемому известен пол будущего ребенка – женский.
В рассказе по картине 4 ребенок говорит, что оба кенгуренка – мальчики.

Также в рассказе по картине 1 ребенок говорит, что на картине среди цыплят два петушка и одна курочка.

Возможно, ребенок больше хотел бы появления брата, а не сестры.

  • Рассказ по картине 4 скуден, не насыщен описаниями. Возможно, тема младших братьев/сестер неприятна ребенку, так как родится не тот, кого хотел бы испытуемый.
Приложение Стимульный материал к тесту ТАТ.

Заключение

На основе проанализированных результатов проведенного теста было выявлено наличие (либо отсутствие) у испытуемых детей конфликтов с братьями/сестрами; потребности в более близком и длительном общении с родителями; потребности в чем-либо (в пище, игрушках, в ласке, внимании).