Эколого-педагогический процесс в дошкольной организации: содержание, способы реализации, создание образовательной среды
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Сафонова Дамира Камилевна
Слайд 1. Тема моего выступления «Эколого-педагогический процесс в дошкольной организации: содержание, способы реализации, создание образовательной среды» В условиях ФГОС дошкольного образования приоритетной задачей является обеспечение его нового, современного качества. Данная задача актуализируется для экологического образования дошкольников, являющегося инновационной составляющей системы дошкольного образования. Слайд 2. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно необходимо в настоящее время: только экологическое мировоззрение, экологическая культура людей, населяющих нашу планету может спасти человечество от гибели, и вывести планету из катастрофического состояния, в котором она находится. В соответствии с ФГОС ДО процессы воспитания и обучения дошкольников в полной мере только тогда могут развить ребёнка, когда они имеют деятeльнoстныe формы и o6лaдaют соответствующим содержанием. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Любить, беречь природу, воспитывать бережное отношение нужно уже с младшего возраста. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и конечно любовь к отечеству. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Слайд 3. В нашем детском саду создана система экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Слайд 4. В работе по экологическому воспитанию мы используем программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, учебно-методический комплект к программе, О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Основная цель, которой – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Для достижения этой цели решаем следующие задачи: Слайд 5.
- развивать познавательный интерес к миру природы.
- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
- воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.
- формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе
- региональный компонент;
- научность и доступность понятий;
- принцип «спирали» ;
- междисциплинарности и интеграции;
- содержания-занятия;
- экологические минутки;
- экскурсии;
- экологические сказки;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- реклама;
- эксперименты и опыты;
- развивающие дидактические игры;
- выставки творческих работ.
- ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.);
- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, пожарного).
- ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
- туристические походы на природу, соревнования.
- уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);
- растительный мир на участке;
- учебно-наглядные пособия;
- экологическая тропа.
- формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
- использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
- помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.
- блиц опрос (предварительно дети повторяют материал, необходимый для изучения новой темы)
- проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»)
- практическую работу и поисковую деятельность
- игровые приемы
- 1 заповедь: соблюдение тишины (Л.П. Симонова).
- 2 заповедь: терпение (умение длительное время наблюдать за растением, животным).
- 3 заповедь: внимательность (учим находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей).
- «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью)
- «День цветов» (создание цветочных клумб)
- «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав)
- «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время)
- «Чистое утро» (уборка территории)
- «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление) и т.д.
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств ребенка;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов деятельности ребенка.
- Доступность. Создаваемые родителями образы природы должны быть реалистичными, близкими эмоционально-чувственному опыту ребёнка.
- Яркость и колоритность образов. Чем ярче выражены особенности природного образа, чем чётче они отражены в рассказе или беседе с детьми, тем сильнее они действуют на их чувства и сознание.
- Учёт жизненного опыта и интересов детей в процессе приобщения к природе.
- Объяснение сущности природы, её явлений и механизмов.
- Осуществление процессов приобщения к природе: в домашне-бытовых условиях, общественно-трудовой деятельности в рамках семьи.
- Уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними.
- Оснащение необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско-практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.
- Фотографии на тему «природа», журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.