Дистанционный эвристический курс философии в эпистолярном жанре
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Григорьев Александр Борисович
Предлагаемый курс дистанционного обучения философии выполнен на основе текста «Эвристический задачник по философии» (конкурс педагогических изобретений-2015) и устраняет следующие недостатки данного задачника. Во-первых, любой «электронный» текст подразумевает возможность непосредственной (в режиме реального текущего момента времени) обратной связи (через интернет) между автором (преподавателем) и читателями (студентами), что не было реализовано в предыдущей разработке – устранено через разработку дистанционного курса философии в системе управления обучением Moodle [1.]. Во-вторых, в первой универсальной компетенции (культура творческого мышления) было выделено только четыре её элемента (эвристический вопрос, диалектическое противоречие, разрешение противоречия, конкретно неразрешимая проблема), тогда как только с семипараметрической системы начинается эффект бесконечного многообразия производных форм (работы В.И.Арнольда, А.П.Варченко, С.М.Гуссейн-Заде), т.е. бесконечная выразительность логических формализмов (и ни одна индивидуальность не окажется лишней и без соответствующих только ей средств в такой сплошь выразительной системе) Так что, В.П.Зинченко совершенно точно, хотя и чисто интуитивно, в своей завершающей монографии усматривал причину творческого характера бесконечно порождающей схемы (порождающей схематики в кантианском смысле) в её седмичном элементном строении [2, с.162-163, 180-181, 213]. Однако введение дополнительных элементов в первую универсальную компетенцию продиктовано не только внутренней потребностью догадки (ретродукции) постичь саму себя, но и собственной прагматикой реальной практики научного исследования и необходимостью обучать ей. Поэтому необходимо в компетенцию «культура мышления» наряду с ретродуктивными (абдуктивными) элементами ввести также дедуктивный и индуктивный элемент, что и было сделано (см. таблицы критериев, элементов и степеней УК-1). Континуум множества различных формальных логик и функциональных классов даётся по работам А.С.Карпенко [3; 4], а континуум индуктивных методов и оценочных функций по работам В.А.Светлова [5, с.197-205; 6,.с.386-409]. В данный курс пока не введён такой самотворящийся, «аутопойетический» элемент, как общение. В настоящее время он пребывает в стадии исследования автором данной работы (проблематизация оказывается способом понимания): рекурсивный момент общения – коммуникация – берётся в лумановском смысле [7], а нерекурсивный, собственно творческий – в духе школы диалога культур В.С.Библера [8, с.386-425] и концепции культуры глубинного общения Г.С.Батищева [9, с.439-445]. В прагматических целях создания контрольно-измерительных материалов должен быть использован риторический поворот в анализе науки с привлечением льежской философской неориторики и античной системы «тропов переосмысления». Поэтому, данная разработка может быть отнесена к категории образовательных программ, переходных между третьим и четвёртым поколениями.
1.Григорьев, А.Б. Философия, гр.23-10 http://ctdo.sibgtu.ru/course/view.php?id=926#section-3
2.Зинченко, В.П. Сознание и творческий акт / В.П. Зинченко. – М.: Языки славянских культур, 2010. – 592с
3.Карпенко, А.С. Логика на рубеже тысячелетий // Логические исследования. Вып 7. – М.: Наука, 2000. – С.7-60
4.Карпенко, А.С. Логики Лукасевича и простые числа / А.С.Карпенко . – М.: Наука, 2000. – 319с.
5. Светлов, В.А. Современные индуктивные концепции / В.А. Светлов. – Л.: ЛГУ, 1988. – .221с.
6. Светлов, В.А. История научного метода / В.А. Светлов. – М.: Академический проект; Деловая книга, 2008. – 700с
7. Луман, Н. Общество общества. Кн.4: Дифференциация. Пер. с нем. / Б.Скуратов. Кн.5: Самоописания. Пер. с нем. / А.Антоновский, Б.Скуратов, К.Тимофеева / Н.Луман. – М.: Изд. «Логос», 2011. – 640с.
8. Библер, В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. – М.: Политиздат, 1990. – 413с
9. Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С.Батищев. – С.-Пб: РХГИ, 1997. – 464с.
1.Григорьев, А.Б. Философия, гр.23-10 http://ctdo.sibgtu.ru/course/view.php?id=926#section-3
2.Зинченко, В.П. Сознание и творческий акт / В.П. Зинченко. – М.: Языки славянских культур, 2010. – 592с
3.Карпенко, А.С. Логика на рубеже тысячелетий // Логические исследования. Вып 7. – М.: Наука, 2000. – С.7-60
4.Карпенко, А.С. Логики Лукасевича и простые числа / А.С.Карпенко . – М.: Наука, 2000. – 319с.
5. Светлов, В.А. Современные индуктивные концепции / В.А. Светлов. – Л.: ЛГУ, 1988. – .221с.
6. Светлов, В.А. История научного метода / В.А. Светлов. – М.: Академический проект; Деловая книга, 2008. – 700с
7. Луман, Н. Общество общества. Кн.4: Дифференциация. Пер. с нем. / Б.Скуратов. Кн.5: Самоописания. Пер. с нем. / А.Антоновский, Б.Скуратов, К.Тимофеева / Н.Луман. – М.: Изд. «Логос», 2011. – 640с.
8. Библер, В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. – М.: Политиздат, 1990. – 413с
9. Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С.Батищев. – С.-Пб: РХГИ, 1997. – 464с.