Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика пед.коллектива Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях
Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика пед.коллектива | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инструкция: Вам предлагается ряд вопросов, касающихся особенностей жизни, активности в делах и общении или поведения в эмоционально-напряженных ситуациях. Внимательно прочтите каждый вопрос (утверждение) и выберите вариант ответа, который наиболее соответствует вашему поведению. Опросник 1. Бывает ли Вам трудно выбрать время, чтобы сходить в парикмахерскую? 1) никогда; 2) иногда; 3) почти всегда. 2. У Вас такая работа, которая «взбадривает» (стимулирует)? 1) меньше, чем работа большинства люден; 2) примерно такая же, как работа большинства людей; 3) больше, чем работа большинства людей. 3. Ваша повседневная жизнь в основном заполнена: делами, требующими решения; обыденными делами; 3) делами, которые Вам скучны. 4. Жизнь некоторых людей часто переполнена неожиданностями, непредвиденными обстоятельствами и осложнениями. Как часто Вам приходится сталкиваться с такими событиями? 1) несколько раз в день; 2) несколько раз в неделю; 3) примерно раз в день 4) раз в неделю; 5) раз в месяц или реже. 5. В случае, если Вас что-то сильно гнетет, давит, или люди слишком многого требуют от Вас, то Вы: 1) теряете аппетит и/ или меньше едите; 2) едите чаще и/или больше обычного; 3) не замечаете никаких существенных изменений в обычном аппетите. 6. В случае, если Вас что-то гнетет, давит или у Вас есть неотложные заботы, то Вы: 1) немедленно принимаете соответствующие меры; 2) тщательно обдумываете, прежде чем начать действовать; 7. Как быстро Вы обычно едите? 1) я обычно кончаю есть раньше других; 2) я ем немного быстрее других; 3) я ем с такой же скоростью, как и большинство людей; 4) я ем медленнее, чем большинство людей. 8. Ваши родные или друзья когда-либо говорили, что Вы едите чересчур быстро? 1) да, часто; 2) да, раз или два; нет, мне никто никогда этого не говорил. 9. Как часто Вы делаете несколько дел одновременно, например, едите и работаете? 1) я делаю несколько дел одновременно всякий раз, когда это возможно; 2) я делаю это только тогда, когда не хватает времени; 3) я делаю это редко или никогда не делаю. 10. Когда Вы слушаете кого-либо, и этот человек, слишком долго не может закончить мысль, Вы чувствуете желание поторопить его? 1) часто; 2) иногда; 3) почти никогда. 11. Как часто Вы действительно «заканчиваете» мысль медленно говорящего, чтобы ускорить разговор? 1)часто; 2) иногда; 3) почти никогда. 12. Как часто Ваши близкие или друзья замечают, что Вы невнимательны, если Вам говорят о чем-либо слишком подробно? 1) раз в неделю или чаще; 2) несколько раз в месяц; 3) почти никогда; 4) никогда. 13. Если Вы говорите своим близким или друзьям, что приедете в определенное время, то как часто Вы опаздываете? 1) иногда; 2) редко; 3) почти никогда; 4) я никогда не опаздываю. 14. Бывает ли, что Вы торопитесь к месту встречи, хотя времени еще вполне достаточно? 1) часто; 2) иногда; 3) редко или никогда. 15. Предположим, что Вы должны с кем-то встретиться в условленное время, например, на улице, в вестибюле метро и т. п., и этот человек опаздывает уже на 10 минут, Вы: 1) спокойно подождете; 2) будете прохаживаться в ожидании; 3) обычно у Вас есть с собой книга или газета, чтобы было чем заняться в ожидании. 16. Если Вам приходится стоять в очереди, например, в столовой, в магазине и т. п., то Вы: 1) спокойно ждете своей очереди; 2) испытываете нетерпение, но не показываете этого; 3) чувствуете такое нетерпение, что это замечают окружающие; 4) решительно отказываетесь стоять в очереди и пытаетесь найти способ избежать потери времени. 17. Если Вы играете в игру, в которой есть элемент соревнования (например, шахматы, домино, волейбол и т. п.), то Вы: 1) напрягаете все силы, для победы; 2) стараетесь выиграть, но не слишком усердно; 3) играете скорее для удовольствия, чем серьезно, 18. Представьте, что Вы и Ваши друзья (или сотрудники) начинаете новую работу. Что Вы думаете о соревновании в этой работе? 1) предпочитаю избегать этого; 2) принимаю потому, что это неизбежно; 3) получаю удовольствие, так как это меня подбадривает и стимулирует. 19. Когда Вы были моложе, большинство людей считало, что Вы: 1) часто стараетесь и по-настоящему хотите быть во всем первым и лучшим; 2) иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим; 3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены); 4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться. 20. Чем, по Вашему мнению. Вы отличаетесь .в настоящее время: 1) часто стараетесь (или по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим; 2) иногда стараетесь и Вам нравится во всем быть первым и лучшим; 3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены); 4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться. 21. По мнению Ваших родных или друзей Вы: 1) часто стараетесь (и по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим; 2) иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим; 3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены); 4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться? 22. Как оценивают Ваши родные или друзья Вашу общую активность? 1) недостаточная активность, медлительность; надо быть активнее; 2) около среднего; всегда есть какое-то занятие; 3) сверхактивность, бьющая через край энергия. 23. Согласились бы знающие Вас люди, что Вы относитесь к своей работе слишком серьезно? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет. 24. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы менее ‘ энергичны, чем большинство людей? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет. 25. Согласились бы хорошо знающие Вас люди с тем, что за короткое время Вы способны выполнить большой объем работы? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет. 26. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы легко сердитесь (раздражаетесь)? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет. 27. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы живете мирной и спокойной жизнью? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет. 28. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы большинство дел делаете в спешке? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет. 29. Согласились ли бы хорошо знающие Вас люди, что Вас радует соревнование (состязание) и. Вы очень стараетесь выиграть? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет. 30. Какой характер был у Вас, когда Вы были моложе? 1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю; 2) вспыльчивый, но поддающийся контролю; 3) вполне уравновешенный (не было проблем); 4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя). 31. Каким вы представляете свой характер сегодня: 1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю; 2) вспыльчивый, но поддающийся контролю; 3) вполне уравновешенный; 4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя). 32. Когда Вы погружены в работу и кто-либо (не начальник) к прерывает Вас, что Вы обычно чувствуете при этом? 1) я чувствую себя вполне хорошо, так как после неожиданного перерыва работается лучше; 2) я чувствую легкую досаду; 3) я чувствую раздражение, потому что это мешает делу. 33. Если повторяющиеся прерывания в работе действительно Вас разозлили, Вы: 1) ответите резко; 2) ответите в спокойной форме; 3) попытаетесь что-то сделать, чтобы это предотвратить; 4) попытаетесь найти более спокойное место для работы, если это возможно. 34. Как часто Вы выполняете работу, которую должны закончить к определенному сроку? 1) ежедневно или чаше; 2) еженедельно; 3) ежемесячно или реже. 35. Работа, которую Вы должны закончить к определенному сроку, как правило: 1) не вызывает напряжения, потому что привычна, однообразна; 2) вызывает сильное напряжение, так как срыв срока может повлиять на работу группы людей. 36. Вы сами себе определяете сроки выполнения работы на службе и дома? 1) нет; 2) да, но только изредка; З») да, весьма часто. 37. Качество работы, которую Вы выполняете, к концу назначенного срока бывает: 1) лучше; 2) обычное; 3) хуже. 38. Бывает ли, что на работе Вы одновременно выполняете два или несколько заданий, делая то одно, то другое? 1) нет, никогда; 2) да, но не так часто; 3) да, постоянно. 39. Были бы Вы удовлетворены возможностью оставаться на нынешней работе в последующем году? 1)да; 2) нет, мне хотелось бы добиться большего; 3) конечно нет, я делаю все для того, чтобы меня повысили, иначе я буду очень расстроен. 40. Если бы Вы могли выбрать, то что бы Вы предпочли: 1) прибавку к заработной плате без продвижения в должности; 2) продвижение в должности без существенного повышения зарплаты. 41. К концу отпуска Вы: 1) хотите продлить его еще на недельку-другую; 2) чувствуете, что готовы вернуться к обычной работе; 3) Вам хочется, чтобы отпуск кончился, и Вы могли вернуться к обычной работе. 42. Бывало ли так, что за последние три года Вы брали меньше дней отпуска, чем положено? 1)да; 2) нет; 3) нет, никогда. 43. Бывает ли, что во время отпуска Вы не можете перестать думать о работе? : 1) да, часто; 2) да, иногда; 3) нет, никогда. 44. В последние три года Вы получали какие-либо поощрения на работе? 1) нет, никогда; 2) иногда; 3) да, часто. 45. Как часто Вы приносите работу домой или изучаете дома материалы, связанные с работой? 1) редко или никогда; 2) раз в неделю или реже; 3) почти постоянно. 46. Как часто Вы остаетесь на работе после окончания рабочего дня или приходите на работу в неурочное время? на моей работе это невозможно; весьма редко; 3) иногда (реже, чем раз в неделю). 47. Вы обычно остаетесь дома. если у Вас озноб или повышенная температура? 1) да: 2) нет. 48. Если Вы чувствуете, что начинаете уставать от работы, то Вы: 1) некоторое время работаете менее активно, пока силы не вернутся к Вам; 2) продолжаете работать также активно, несмотря на усталость. 49. Когда Вы работаете в коллективе, другие ожидают от Вас, что Вы будете руководить? 1) редко; 2) не чаще, чем от других: 3) чаше, чем от других. 50. Вы записываете для памяти распорядок дня (что нужно сделать)? 1) никогда; 2) иногда; 3) часто. 51. Если кто-то поступает в отношении Вас нечестно, Вы: 1) прямо указываете ему на это; 2) находитесь в нерешительности и поступаете в зависимости от обстоятельств; 3) ничего не говорите об этом. 52. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы прилагаете: 1) гораздо больше усилии; 2) несколько больше усилий; 3) примерно столько же усилий; 4) немного меньше усилий; 5) гораздо меньше усилий. 53. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы чувствуете: 1) значительно большую ответственность; 2) несколько большую ответственность; 3) примерно такую же ответственность; 4) несколько меньшую ответственность; 5) значительно меньшую ответственность. 54. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы чувствуете необходимость торопиться? 1) гораздо больше; 2) несколько больше; 3)столько же; несколько меньше; гораздо меньше. 55. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы: 1) значительно более аккуратны; 2) несколько более аккуратны; 3) примерно в такой же степени аккуратны; 4) несколько менее аккуратны; 5) значительно менее аккуратны. 56. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Ваше отношение к ней: гораздо более серьезное; несколько более серьезное; 3) мало отличается от других; 4) несколько менее серьезное; 5) значительно менее серьезное. 57. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет назад, сейчас Вы работаете в течение недели: 1) больше часов; 2) примерно столько же; 3) меньше, чем раньше; 58. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работы требует: меньшей ответственности; столько же ответственности; 3) большей ответственности. 59. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет, тому назад, нынешняя работа: 1) более престижна; 2) столь же престижна; 3) менее престижна. 60. Сколько разных работ Вы сменили за последние 10 лет (учтите, пожалуйста, любые изменения в характере или месте работы)? 1) изменений не было или были однажды; 2) две; 3) три; 4) четыре; 5) пять и более. 61. За последние 10 лет Вы ограничили число своих развлечений из-за недостатка времени? 1)да; 2) нет. Обработка данных. В каждом вопросе (утверждении) выбранные варианты ответов оцениваются в баллах:
Если количество баллов не превышает 167, то с высокой вероятностью диагностируется выраженный тип поведенческой активности личности — тип А; 168—335 баллов — диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа А (условно — А1); 336—459 — диагностируется промежуточный (переходный) тип личностной активности — тип АБ; 460—626 баллов — диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа Б (условно — Б1); 627 баллов и выше — диагностируется с высокой вероятностью выраженный поведенческий тип личностной активности — тип Б- Интерпретация результатов. 1. Для испытуемых с выраженной поведенческой активностью — тип А— характерны: преувеличенная потребность в деятельности — сверхвовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться; нехватка времени для отдыха и развлечений; постоянное напряжение, душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения при неудовлетворённости достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на «поражение»; неумение и нежелание выполнять каждодневную обстоятельную и однообразную работу; неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания; нетерпеливость, стремление делать все быстро: ходить, есть, говорить, принимать решения; энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и сопровождающаяся нередко напряжением мышц лица и шеи; импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника; соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов; стремление к доминированию в коллективе или компаниях, легкая фрустрируемость’ внешними обстоятельствами и жизненными трудностями. 2. Для лиц, у которых диагностируется тенденция к поведенческой активности типа А 1, характерны: повышенная деловая активность, напористость, увлеченность • работой, целеустремленность. Нехватка времени для отдыха компенсируется, в известной мере, расчетливостью и умением выбрать «главное направление» деятельности, быстрым принятием решения; энергичная, выразительная речь и мимика; эмоционально насыщенная жизнь, честолюбие, стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты проделанной работы; чувствительность к похвале и критике; неустойчивость настроения и поведения в стрессонасыщенных ситуациях; стремление к соревновательное, однако без амбициозности и агрессивности; при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов,, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но преодолевается волевым усилием. 3. Для лиц, у которых диагностируется промежуточный (переходный) тип поведенческой активности — АБ, характерна активная и целенаправленная деловитость, разносторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом; моторика и речевая экспрессия умеренно выражены. Лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию стрессогенных факторов, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности. Источник: Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп |