Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях | Обучение и развитие детей

Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика пед.коллектива Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях
Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика пед.коллектива
Инструкция: Вам предлагается ряд вопросов, касающихся особенностей жизни, активности в делах и общении или поведения в эмоционально-напряженных ситуациях. Внимательно прочтите каждый вопрос (утверждение) и выберите вариант ответа, который наиболее соответствует вашему поведению.





Опросник

1. Бывает ли Вам трудно выбрать время, чтобы сходить в парикмахерскую?

1) никогда;

2) иногда;

3) почти всегда.

2. У Вас такая работа, которая «взбадривает» (стимулирует)?

1) меньше, чем работа большинства люден;

2) примерно такая же, как работа большинства людей;

3) больше, чем работа большинства людей.

3. Ваша повседневная жизнь в основном заполнена:

делами, требующими решения;

обыденными делами;

3) делами, которые Вам скучны.

4. Жизнь некоторых людей часто переполнена неожиданностями, непредвиденными обстоятельствами и осложнениями. Как часто Вам приходится сталкиваться с такими событиями?

1) несколько раз в день;

2) несколько раз в неделю;

3) примерно раз в день

4) раз в неделю;

5) раз в месяц или реже.

5. В случае, если Вас что-то сильно гнетет, давит, или люди слишком многого требуют от Вас, то Вы:

1) теряете аппетит и/ или меньше едите;

2) едите чаще и/или больше обычного;

3) не замечаете никаких существенных изменений в обычном аппетите.

6. В случае, если Вас что-то гнетет, давит или у Вас есть неотложные заботы, то Вы:

1) немедленно принимаете соответствующие меры;

2) тщательно обдумываете, прежде чем начать действовать;

7. Как быстро Вы обычно едите?

1) я обычно кончаю есть раньше других;

2) я ем немного быстрее других;

3) я ем с такой же скоростью, как и большинство людей;

4) я ем медленнее, чем большинство людей.

8. Ваши родные или друзья когда-либо говорили, что Вы едите чересчур быстро?

1) да, часто;

2) да, раз или два;

нет, мне никто никогда этого не говорил.

9. Как часто Вы делаете несколько дел одновременно, например, едите и работаете?

1) я делаю несколько дел одновременно всякий раз, когда это возможно;

2) я делаю это только тогда, когда не хватает времени;

3) я делаю это редко или никогда не делаю.

10. Когда Вы слушаете кого-либо, и этот человек, слишком долго не может закончить мысль, Вы чувствуете желание поторопить его?

1) часто;

2) иногда;

3) почти никогда.

11. Как часто Вы действительно «заканчиваете» мысль медленно говорящего, чтобы ускорить разговор?

1)часто;

2) иногда;

3) почти никогда.

12. Как часто Ваши близкие или друзья замечают, что Вы невнимательны, если Вам говорят о чем-либо слишком подробно?

1) раз в неделю или чаще;

2) несколько раз в месяц;

3) почти никогда;

4) никогда.

13. Если Вы говорите своим близким или друзьям, что приедете в определенное время, то как часто Вы опаздываете?

1) иногда;

2) редко;

3) почти никогда;

4) я никогда не опаздываю.

14. Бывает ли, что Вы торопитесь к месту встречи, хотя времени еще вполне достаточно?

1) часто;

2) иногда;

3) редко или никогда.

15. Предположим, что Вы должны с кем-то встретиться в условленное время, например, на улице, в вестибюле метро и т. п., и этот человек опаздывает уже на 10 минут, Вы:

1) спокойно подождете;

2) будете прохаживаться в ожидании;

3) обычно у Вас есть с собой книга или газета, чтобы было чем заняться в ожидании.

16. Если Вам приходится стоять в очереди, например, в столовой, в магазине и т. п., то Вы:

1) спокойно ждете своей очереди;

2) испытываете нетерпение, но не показываете этого;

3) чувствуете такое нетерпение, что это замечают окружающие;

4) решительно отказываетесь стоять в очереди и пытаетесь найти способ избежать потери времени.

17. Если Вы играете в игру, в которой есть элемент соревнования (например, шахматы, домино, волейбол и т. п.), то Вы:

1) напрягаете все силы, для победы;

2) стараетесь выиграть, но не слишком усердно;

3) играете скорее для удовольствия, чем серьезно,

18. Представьте, что Вы и Ваши друзья (или сотрудники) начинаете новую работу. Что Вы думаете о соревновании в этой работе?

1) предпочитаю избегать этого;

2) принимаю потому, что это неизбежно;

3) получаю удовольствие, так как это меня подбадривает и стимулирует.

19. Когда Вы были моложе, большинство людей считало, что Вы:

1) часто стараетесь и по-настоящему хотите быть во всем первым и лучшим;

2) иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим;

3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены);

4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.

20. Чем, по Вашему мнению. Вы отличаетесь .в настоящее время:

1) часто стараетесь (или по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим;

2) иногда стараетесь и Вам нравится во всем быть первым и лучшим;

3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены);

4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.

21. По мнению Ваших родных или друзей Вы:

1) часто стараетесь (и по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим;

2) иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим;

3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены);

4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться?

22. Как оценивают Ваши родные или друзья Вашу общую активность?

1) недостаточная активность, медлительность; надо быть активнее;

2) около среднего; всегда есть  какое-то занятие;

3) сверхактивность, бьющая через край энергия.

23. Согласились бы знающие Вас люди, что Вы относитесь к своей работе слишком серьезно?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно, нет.

24. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы менее ‘ энергичны, чем большинство людей?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно, нет.

25. Согласились бы хорошо знающие Вас люди с тем, что за короткое время Вы способны выполнить большой объем работы?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно, нет.

26. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы легко сердитесь (раздражаетесь)?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно, нет.

27. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы живете мирной и спокойной жизнью?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно, нет.

28. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы большинство дел делаете в спешке?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно, нет.

29. Согласились ли бы хорошо знающие Вас люди, что Вас

радует соревнование (состязание) и. Вы очень стараетесь выиграть?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно, нет.

30. Какой характер был у Вас, когда Вы были моложе?

1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю;

2) вспыльчивый, но поддающийся контролю;

3) вполне уравновешенный (не было проблем);

4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).

31. Каким вы представляете свой характер сегодня:

1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю;

2) вспыльчивый, но поддающийся контролю;

3) вполне уравновешенный;

4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).

32. Когда Вы погружены в работу и кто-либо (не начальник) к прерывает Вас, что Вы обычно чувствуете при этом?

1) я чувствую себя вполне хорошо, так как после неожиданного перерыва работается лучше;

2) я чувствую легкую досаду;

3) я чувствую раздражение, потому что это мешает делу.

33. Если повторяющиеся прерывания в работе действительно Вас разозлили, Вы:

1) ответите резко;

2) ответите в спокойной форме;

3) попытаетесь что-то сделать, чтобы это предотвратить;

4) попытаетесь найти более спокойное место для работы, если это возможно.

34. Как часто Вы выполняете работу, которую должны закончить к определенному сроку?

1) ежедневно или чаше;

2) еженедельно;

3) ежемесячно или реже.

35. Работа, которую Вы должны закончить к определенному сроку, как правило:

1) не вызывает напряжения, потому что привычна, однообразна;

2) вызывает сильное напряжение, так как срыв срока может повлиять на работу группы людей.

36. Вы сами себе определяете сроки выполнения работы на службе и дома?

1) нет;

2) да, но только изредка;

З») да, весьма часто.

37. Качество работы, которую Вы выполняете, к концу назначенного срока бывает:

1) лучше;

2) обычное;

3) хуже.

38. Бывает ли, что на работе Вы одновременно выполняете два или несколько заданий, делая то одно, то другое?

1) нет, никогда;

2) да, но не так часто;

3) да, постоянно.

39. Были бы Вы удовлетворены возможностью оставаться на нынешней работе в последующем году?

1)да;

2) нет, мне хотелось бы добиться большего;

3) конечно нет, я делаю все для того, чтобы меня повысили, иначе я буду очень расстроен.

40. Если бы Вы могли выбрать, то что бы Вы предпочли:

1) прибавку к заработной плате без продвижения в должности;

2) продвижение в должности без существенного повышения зарплаты.

41. К концу отпуска Вы:

1) хотите продлить его еще на недельку-другую;

2) чувствуете, что готовы вернуться к обычной работе;

3) Вам хочется, чтобы отпуск кончился, и Вы могли вернуться к обычной работе.

42. Бывало ли так, что за последние три года Вы брали меньше дней отпуска, чем положено?

1)да;

2) нет;

3) нет, никогда.

43. Бывает ли, что во время отпуска Вы не можете перестать думать о работе? :

1) да, часто;

2) да, иногда;

3) нет, никогда.

44. В последние три года Вы получали какие-либо поощрения на работе?

1) нет, никогда;

2) иногда;

3) да, часто.

45. Как часто Вы приносите работу домой или изучаете дома материалы, связанные с работой?

1) редко или никогда;

2) раз в неделю или реже;

3) почти постоянно.

46. Как часто Вы остаетесь на работе после окончания рабочего дня или приходите на работу в неурочное время?

на моей работе это невозможно;

весьма редко;

3) иногда (реже, чем раз в неделю).

47. Вы обычно остаетесь дома. если у Вас озноб или повышенная температура?

1) да:

2) нет.

48. Если Вы чувствуете, что начинаете уставать от работы, то Вы:

1) некоторое время работаете менее активно, пока силы не вернутся к Вам;

2) продолжаете работать также активно, несмотря на усталость.

49. Когда Вы работаете в коллективе, другие ожидают от Вас, что Вы будете руководить?

1) редко;

2) не чаще, чем от других:

3) чаше, чем от других.

50. Вы записываете для памяти распорядок дня (что нужно сделать)?

1) никогда;

2) иногда;

3) часто.

51. Если кто-то поступает в отношении Вас нечестно, Вы:

1) прямо указываете ему на это;

2) находитесь в нерешительности и поступаете в зависимости от обстоятельств;

3) ничего не говорите об этом.

52. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы прилагаете:

1) гораздо больше усилии;

2) несколько больше усилий;

3) примерно столько же усилий;

4) немного меньше усилий;

5) гораздо меньше усилий.

53. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы чувствуете:

1) значительно большую ответственность;

2) несколько большую ответственность;

3) примерно такую же ответственность;

4) несколько меньшую ответственность;

5) значительно меньшую ответственность.

54. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы чувствуете необходимость торопиться?

1) гораздо больше;

2) несколько больше;

3)столько же;

несколько меньше;

гораздо меньше.

55. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы:

1) значительно более аккуратны;

2) несколько более аккуратны;

3) примерно в такой же степени аккуратны;

4) несколько менее аккуратны;

5) значительно менее аккуратны.

56. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Ваше отношение к ней:

гораздо более серьезное;

несколько более серьезное;

3) мало отличается от других;

4) несколько менее серьезное;

5) значительно менее серьезное.

57. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет назад, сейчас Вы работаете в течение недели:

1) больше часов;

2) примерно столько же;

3) меньше, чем раньше;

58. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работы требует:

меньшей ответственности;

столько же ответственности;

3) большей ответственности.

59. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет, тому назад, нынешняя работа:

1) более престижна;

2) столь же престижна;

3) менее престижна.

60. Сколько разных работ Вы сменили за последние 10 лет (учтите, пожалуйста, любые изменения в характере или месте работы)?

1) изменений не было или были однажды;

2) две;

3) три;

4) четыре;

5) пять и более.

61. За последние 10 лет Вы ограничили число своих развлечений из-за недостатка времени?

1)да;

2) нет.



Обработка данных.

В каждом вопросе (утверждении) выбранные варианты ответов оцениваются в баллах:



№№. Баллы
№№

Баллы

1.

13, 7, 1

32.

13,7,1

2.

13, 7, 1

33.

1, 5,9, 13

3.

1,7,13

34.

1, 7, 13

4.

4, 7, 10, 13

35.

13,1

5.

7, 13

36.

13,7, 1

6.

1, 13

37.

1,7,13

7.

3, 9, 5, 1

38.

13, 7, 1

8.

1,7,13

39.

13,7,1

9.

1 ,7,13

40.

13, 1 ,

10.

1, 7, 13

41.

13,7, 1

11.

1,7, 13

42.

1,7,13

12.

1, 5,7,9, 13

43.

1,7,13

13.

13,9,5,1

44.

13,7,1

14.

1, 7, 13

45.

13,7,1

15.

13, 7, 1

46.

13,9,5,1

16. .

13, 9, 5, 1

47.

13,1

17.

1,7,13

48.

13, 1

18.

13, 7, 1

49.

13,7, 1

19.

1, 5, 9, 13

50.

13,7, 1

20.

1,5,9,13

51.

1, 7, 13

21.

1, 5,9, 13

52.

1, 4,7, 10, 13

22.

13, 7, 1

53.

 

1,4,7, 10, 13

23.

1, 5, 9, 13

54.

1, 4, 7, 10, 13

24.

13,9,5, 1 .

55.

 

1,4, 7, 10, 13

25.

1, 5, 9, 13

56.

 

1,.4,7, 10, 13

26.

1,5,9,13

57.

1,7,13

27.

13,9,5,1

58.

13,7, 1

28.

1, 5, 9, 13

59.

1,7, 13

29.

1,5,9,13

60.

13, 10, 7,4, 1

30.

1, 5, 9, 13

61.

1,13

31.

1, 5,9, 13

 

 

 

Если количество баллов не превышает 167, то с высокой вероятностью диагностируется выраженный тип поведенческой активности личности — тип А;

168—335 баллов — диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа А (условно — А1);

336—459 — диагностируется промежуточный (переходный) тип личностной активности — тип АБ;

460—626 баллов — диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа Б (условно — Б1);

627 баллов и выше — диагностируется с высокой вероятностью выраженный поведенческий тип личностной активности — тип Б-

 

Интерпретация результатов.

1. Для испытуемых с выраженной поведенческой активностью — тип А— характерны:

преувеличенная потребность в деятельности — сверхвовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться; нехватка времени для отдыха и развлечений;

постоянное напряжение, душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения при неудовлетворённости достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на «поражение»;

неумение и нежелание выполнять каждодневную обстоятельную и однообразную работу;

неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания;

нетерпеливость, стремление делать все быстро: ходить, есть, говорить, принимать решения;

энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и сопровождающаяся нередко напряжением мышц лица и шеи;

импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника;

соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов;

стремление к доминированию в коллективе или компаниях, легкая фрустрируемость’ внешними обстоятельствами и жизненными трудностями.

2. Для лиц, у которых диагностируется тенденция к поведенческой активности типа А 1, характерны:

повышенная деловая активность, напористость, увлеченность • работой, целеустремленность. Нехватка времени для отдыха компенсируется, в известной мере, расчетливостью и умением выбрать «главное направление» деятельности, быстрым принятием решения;

энергичная, выразительная речь и мимика;

эмоционально насыщенная жизнь, честолюбие, стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты проделанной работы;

чувствительность к похвале и критике;

неустойчивость настроения и поведения в стрессонасыщенных ситуациях;

стремление к соревновательное, однако без амбициозности и агрессивности;

при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов,, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но преодолевается волевым усилием.

3. Для лиц, у которых диагностируется промежуточный (переходный) тип поведенческой активности — АБ, характерна активная и целенаправленная деловитость, разносторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом; моторика и речевая экспрессия умеренно выражены.

Лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию стрессогенных факторов, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности.

Источник: Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов

Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп