На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Диагностика силы нервной системы с помощью методики «Ассоциации»
Диагностика силы нервной системы с помощью методики «Ассоциации» |
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика |
Занятие. Диагностика силы нервной системы с помощью методики «Ассоциации»
Вводные замечания
При разработке методики диагностики силы нервной системы с помощью методики «Ассоциации» [68, с. 44-48] был использован приём многократного повторения через 5 – 7 «фоновых» слов одного и того же раздражителя – «тестового» слова. Как отмечает автор методики В.А.Данилов, «слово при его многократном повторении будет постепенно затормаживаться как второсигнальный раздражитель. Это скажется на ослаблении связей данного слова с другими словами. Показателем такого ослабления связей должно быть увеличение латентного времени ассоциации. Однако такое ослабление связей не у всех людей происходит с одинаковой скоростью, что зависит от силы нервных процессов. Увеличение времени ассоциаций с числом предъявлений тест-слова и должно характеризовать силу нервных процессов» [там же, с.44].
Порядок работы
- Преподаватель в общих чертах объясняет студентам содержание эксперимента. Для проведения занятия должны быть подготовлены секундомеры, восемь комплектов карточек с заданием, диктофоны, бланки протокола и повязки на глаза.
- Студенты выполняют задание по очереди. На первом этапе роль экспериментатора играет преподаватель, а испытуемого – первый студент. На втором этапе роль экспериментатора играет студент, прошедший обследование, а роль испытуемого – следующий студент. На третьем этапе роли экспериментаторов играют два студента, прошедшие обследование, а испытуемых – два следующих студента. На четвёртом и пятом этапах работают соответственно четыре и восемь пар студентов. Студенты, ещё не прошедшие обследования, находятся вне того помещения, где проходит эксперимент.
- Испытуемому даётся инструкция следующего содержания: «Вам будут говорить слова. На каждое слово, произнесенное экспериментатором, Вы должны как можно быстрее ответить одним словом, первым, которое придёт Вам в голову. Нельзя произносить слова, уже использованные Вами при ответе на одно из предыдущих слов экспериментатора. Использовать можно только нарицательные существительные. Итак, не повторяться, называть только существительные, работать как можно быстрее».
- Испытуемый надевает повязку на глаза. Экспериментатор зачитывает 30 слов, не используемых в основном опыте (табл.6.3.1), чтобы проверить, насколько испытуемый усвоил инструкцию. При необходимости даются дополнительные пояснения.
Таблица 6.3.1 Тренировочный набор слов
Тыква
| Анкета
| Торговля
| Сердце
| Бумага
| Веник
| Таблетки
| Эпоха
| Змея
| Танец
| Цена
| Кофе
| Ателье
| Рынок
| Пшено
| Чудо
| Букет
| Бутылка
| Письмо
| Сказка
| Радио
| Ручей
| Женщина
| Будущее
| Чешуя
| Шутка
| Цифра
| Сон
|
|
| Солома
| Страна
| 4. В начале основной части эксперимента включается диктофон, и в начале записи произносится фамилия испытуемого. Полный набор слов представлен в табл. 6.3.2. В ходе эксперимента экспериментатор произносит очередное слово сразу после предыдущего. На диктофон фиксируется время реакции на первые и последние восемь предъявлений тест-слова «вода» (остальные слова и реакция на них на диктофон не записываются).
Таблица 6.3.2 Полный набор слов
1) вода
ухо
гора
ссора
гусь
физика
время
корень
| 2) вода
шляпа
ковер
зной
пушка
ворона
медь
крышка
| 3) вода
лист
трасса
ковер
портфель
копыто
ракета
брюки
| 4) вода
свисток
жираф
город
фрукт
печень
утро
хворост
| 5) вода
поход
мех
граф
ствол
бокс
колесо
| 6) вода
иголка
крот
табак
лентяй
радость
пешка
| 7) вода
тундра
кастрюля
рис
хохот
помада
часы
| 8) вода
песок
юность
кольцо
кубик
тяжесть
амбар
| 9) вода
сырость
конфета
мыло
карандаш
хрусталь
газета
| 10) вода
дым
маляр
молния
затвор
скала
книга
| 11) вода
стужа
парус
мел
кресло
спорт
клюшка
| 12) вода
грязь
корзина
цирк
жук
очередь
овчарка
| 13) вода
бас
кумыс
фасоль
цемент
торт
циркуль
| 14) вода
тополь
соль
церковь
улица
трактор
цифра
| 15) вода
повар
халва
нога
врач
небо
театр
| 16) вода
кошка
негр
сеть
колбаса
резина
лето
| 17) вода
вальс
токарь
астра
стекло
мальчик
| 18) вода
бензин
сад
завод
рубаха
рояль
бронза
| 19) вода
петух
струна
дворник
радио
завтрак
| 20) вода
ночь
монета
пионер
круг
дверь
сверло
| 21) вода
укроп
коса
брошка
полет
узор
| 22) вода
балет
касса
неделя
мука
игра
пчела
| 23) вода
трубка
плов
лес
флаг
письмо
| 24) вода
лестница
диск
лопата
экран
клен
финиш
линия
| 25) вода
заря
ключ
алмаз
пословица
равнина
шорох
| 26) вода
зеркало
дробь
дятел
точка
канат
весы
| 27) вода
паркет
гвоздь
бархат
ток
юрта
ящик
сосна
| 28) вода
сон
клей
звезда
молот
статуя
калач
| 29) вода
подарок
яма
парк
кукла
толпа
| 30) вода
музей
люстра
вопрос
барабан
шуба
спираль
расческа
| 31) вода
турники
прыжок
свобода
весна
начало
| 32) вода
| 5. По окончании экспериментальной части исследования каждый студент расшифровывает запись обследования, в котором он был испытуемым, с помощью секундомера, заполняет бланк (табл. 6.3.3) и вычисляет суммы времени реакции на 8 первых и 8 последних тест-слов (Σ1 и Σ2 соответственно). По отношению Σ2/Σ1 делается вывод о силе/слабости нервной системы. Σ2/Σ 1<1.0 свидетельствует о силе нервной системы, а Σ2/Σ1>1.8 — о её слабости.
Таблица 6.3.3 Бланк обработки результатов
Номер тест-слова «вода»
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| Σ1
| Время реакции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Номер тест-слова «вода»
| 25
| 26
| 27
| 28
| 29
| 30
| 31
| 32
| Σ2
| Время реакции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Отчёт должен включать теоретическое изложение основных свойств нервной системы и их проявлений в учебной и профессиональной деятельности, заполненный индивидуальный бланк обработки результатов, вычисление Σ2/Σ1, выводы о силе нервной системы и анализ особенностей собственной учебной деятельности с учётом полученных результатов.
Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.
|