Диагностика силы нервной системы с помощью методики «Ассоциации» | Обучение и развитие детей

Диагностика силы нервной системы с помощью методики «Ассоциации»

На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Диагностика силы нервной системы с помощью методики «Ассоциации»
Диагностика силы нервной системы с помощью методики «Ассоциации»
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика
Занятие. Диагностика силы нервной системы с помощью методики «Ассоциации»

Вводные замечания

При разработке методики диагностики силы нервной системы с помощью методики «Ассоциации» [68, с. 44-48] был использован приём многократного повторения через 5 – 7 «фоновых» слов одного и того же раздражителя – «тестового» слова. Как отмечает автор методики В.А.Данилов, «слово при его многократном повторении будет постепенно затормаживаться как второсигнальный раздражитель. Это скажется на ослаблении связей данного слова с другими словами. Показателем такого ослабления связей должно быть увеличение латентного времени ассоциации. Однако такое ослабление связей не у всех людей происходит с одинаковой скоростью, что зависит от силы нервных процессов. Увеличение времени ассоциаций с числом предъявлений тест-слова и должно характеризовать силу нервных процессов» [там же, с.44].

Порядок работы

  1. Преподаватель в общих чертах объясняет студентам содержание эксперимента. Для проведения занятия должны быть подготовлены секундомеры, восемь комплектов карточек с заданием, диктофоны, бланки протокола и повязки на глаза.
  2. Студенты выполняют задание по очереди. На первом этапе роль экспериментатора играет преподаватель, а испытуемого – первый студент. На втором этапе роль экспериментатора играет студент, прошедший обследование, а роль испытуемого – следующий студент. На третьем этапе роли экспериментаторов играют два студента, прошедшие обследование, а испытуемых – два следующих студента. На четвёртом и пятом этапах работают соответственно четыре и восемь пар студентов. Студенты, ещё не прошедшие обследования, находятся вне того помещения, где проходит эксперимент.
  3. Испытуемому даётся инструкция следующего содержания: «Вам будут говорить слова. На каждое слово, произнесенное экспериментатором, Вы должны как можно быстрее ответить одним словом, первым, которое придёт Вам в голову. Нельзя произносить слова, уже использованные Вами при ответе на одно из предыдущих слов экспериментатора. Использовать можно только нарицательные существительные. Итак, не повторяться, называть только существительные, работать как можно быстрее».
  4. Испытуемый надевает повязку на глаза. Экспериментатор зачитывает 30 слов, не используемых в основном опыте (табл.6.3.1), чтобы проверить, насколько испытуемый усвоил инструкцию. При необходимости даются дополнительные пояснения.
Таблица 6.3.1 Тренировочный набор слов

Тыква

Анкета

Торговля

Сердце

Бумага

Веник

Таблетки

Эпоха

Змея

Танец

Цена

Кофе

Ателье

Рынок

Пшено

Чудо

Букет

Бутылка

Письмо

Сказка

Радио

Ручей

Женщина

Будущее

Чешуя

Шутка

Цифра

Сон

 

 

Солома

Страна

4. В начале основной части эксперимента включается диктофон, и в начале записи произносится фамилия испытуемого. Полный набор слов представлен в табл. 6.3.2. В ходе эксперимента экспериментатор произносит очередное слово сразу после предыдущего. На диктофон фиксируется время реакции на первые и последние восемь предъявлений тест-слова «вода» (остальные слова и реакция на них на диктофон не записываются).

Таблица 6.3.2 Полный набор слов

1) вода

ухо

гора

ссора

гусь

физика

время

корень

2) вода

шляпа

ковер

зной

пушка

ворона

медь

крышка

3) вода

лист

трасса

ковер

портфель

копыто

ракета

брюки

4) вода

свисток

жираф

город

фрукт

печень

утро

хворост

5) вода

поход

мех

граф

ствол

бокс

колесо

6) вода

иголка

крот

табак

лентяй

радость

пешка

7) вода

тундра

кастрюля

рис

хохот

помада

часы

8) вода

песок

юность

кольцо

кубик

тяжесть

амбар

9) вода

сырость

конфета

мыло

карандаш

хрусталь

газета

10) вода

дым

маляр

молния

затвор

скала

книга

11) вода

стужа

парус

мел

кресло

спорт

клюшка

12) вода

грязь

корзина

цирк

жук

очередь

овчарка

13) вода

бас

кумыс

фасоль

цемент

торт

циркуль

14) вода

тополь

соль

церковь

улица

трактор

цифра

15) вода

повар

халва

нога

врач

небо

театр

16) вода

кошка

негр

сеть

колбаса

резина

лето

17) вода

вальс

токарь

астра

стекло

мальчик

18) вода

бензин

сад

завод

рубаха

рояль

бронза

19) вода

петух

струна

дворник

радио

завтрак

20) вода

ночь

монета

пионер

круг

дверь

сверло

21) вода

укроп

коса

брошка

полет

узор

22) вода

балет

касса

неделя

мука

игра

пчела

23) вода

трубка

плов

лес

флаг

письмо

24) вода

лестница

диск

лопата

экран

клен

финиш

линия

25) вода

заря

ключ

алмаз

пословица

равнина

шорох

26) вода

зеркало

дробь

дятел

точка

канат

весы

27) вода

паркет

гвоздь

бархат

ток

юрта

ящик

сосна

28) вода

сон

клей

звезда

молот

статуя

калач

29) вода

подарок

яма

парк

кукла

толпа

30) вода

музей

люстра

вопрос

барабан

шуба

спираль

расческа

31) вода

турники

прыжок

свобода

весна

начало

32) вода

5. По окончании экспериментальной части исследования каждый студент расшифровывает запись обследования, в котором он был испытуемым, с помощью секундомера, заполняет бланк (табл. 6.3.3) и вычисляет суммы времени реакции на 8 первых и 8 последних тест-слов (Σ1 и Σ2 соответственно). По отношению Σ2/Σ1 делается вывод о силе/слабости нервной системы. Σ2/Σ 1<1.0 свидетельствует о силе нервной системы, а Σ2/Σ1>1.8 — о её слабости.

Таблица 6.3.3 Бланк обработки результатов

Номер тест-слова «вода»

1

2

3

4

5

6

7

8

Σ1

Время реакции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номер тест-слова «вода»

25

26

27

28

29

30

31

32

Σ2

Время реакции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Отчёт должен включать теоретическое изложение основных свойств нервной системы и их проявлений в учебной и профессиональной деятельности, заполненный индивидуальный бланк обработки результатов, вычисление Σ2/Σ1, выводы о силе нервной системы и анализ особенностей собственной учебной деятельности с учётом полученных результатов.

Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.