Деловая игра «Логопедический калейдоскоп» для учителей-логопедов
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Медведева Инна Николаевна
Цель: – активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрыть профессиональные знания и умения участников; – повысить творческую активность учителей-логопедов образовательных учреждений; – создать обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с воспитанниками, имеющими речевые нарушения. Оборудование: песочные часы, лепестки с именами существительными, фишки за правильный ответ, карточки с заданиями. Здравствуйте, уважаемые коллеги! ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований, предъявляемых к дошкольному образованию. В Стандарте учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ. В структуру Программы образовательного учреждения включена коррекционная работа и (или) инклюзивное образование. Коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, разностороннее развитие воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей. Именно учитель-логопед осуществляет коррекционную работу в ДОУ, и должен обладать необходимыми умениями и навыками для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Деловая игра «Логопедический калейдоскоп» поможет систематизировать наши знания в области образовательных технологий, повторить основные виды деятельности детей, постараться решить проблемные задачи. Участникам предлагается разбиться на две команды с помощью «лепестков». Распределение на команды (лепесток с существительным, имеющим только единственное число – 1 команда, лепесток с существительным имеющим только множественное число – 2 команда). Слова: мебель, крестьянство, сырьё, листва, дичь, молодежь, пальто, мороженое – ед. число, ножницы, часы, шахматы, каникулы, очки, ворота, брюки, сутки – мн. число. Каждая команда придумывает название, выбирает капитана. Нам надо выбрать экспертов для оценки результатов и подведения итогов игры. Правила игры: 1. Работать дружно, согласованно. 2. Соблюдать порядок и тишину. 3. Уметь слушать другого. 4. За другую команду не отвечать, иначе снимается 3 балла. 5. Выслушать задание до конца. 6. Отвечать громко, но не хором. 1. Конкурс «Давайте познакомимся»: «Имена прилагательные» Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса). Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. Д. 2. Конкурс «Блиц» Задание: за 2 минуты участники должны ответить на максимальное число вопросов. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. 1-я команда. 1. Назовите интеллектуальные функции (мышление, память, восприятие, внимание, ориентировка в пространстве и во времени). 2. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ). 3. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат) 4. Какая часть речи отвечает на вопросы «Что делает?», «Что делают?», «Что будет делать?». 5. Сколько лап у двух котов? (восемь). 6. Назовите слова – паронимы (миска – мишка). 7. Сколько звуков в слове – деньги (пять). 8. Самое умное живое существо на планете (человек). 9. Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково) 10. Что такое фонематический слух? (умение повторить (услышав) звуки, слоги, слова). 11. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным). 12. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный). 13. Назовите пару звуку «З» («С»). 14. Кто собирает яблоки спиной? (еж). 15. Какое слово длиннее: велосипед или дом (велосипед) 16. Расшифруйте аббревиатуру ФГОС. 2-я команда. 1. Назовите просодические компоненты речи? (темп, сила, тембр голоса, интонация). 2. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е). 3. Назовите акустические признаки звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный). 4. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима). 5. Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой «о»). 6. Что такое фонематическое восприятие? (умение услышать звук в потоке речи). 7. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым). 8. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й). 9. Расшифруйте аббревиатуру ОВЗ. 10. Что такое глобус? (макет Земли). 11. Что такое фонема? (звук). 12. Сколько рогов у четырех коров? (восемь). 143. Что такое общее недоразвитие речи? (недоразвитие всех сторон речи (звукопроизношение, фонематический слух, несформированность анализа и синтеза, звукового состава слова). 14. Назовите слово из четырех слогов (велосипед). 15. Сколько гласных звуков в русском языке. (10) 16. Этот документ помогает педагогам планомерно решать поставленные задачи, используя для этого эффективные методики, индивидуально работать с детьми и работать с родителями. (Перспективный план работы) 3. Конкурс «Сундучок профессиональных идей» Задание: Необходимо назвать как можно больше применений в работе логопеда данных предметов (бусы, прищепки, мячик, вата, карандаш, погремушка, шнурок, щетка и др.) Предметы предлагаются в сундучке на выбор. Каждой команде предлагаем набор предметов, необходимо назвать как можно больше их применений в работе логопеда. Оцениваются: – многофункциональность; – четкость объяснения; – оригинальность. За каждый правильный ответ фишка, повторяться нельзя, дополнять можно. 4. Конкурс «Что такое ФГОС»? Каждой команде предлагаем по 4 вопроса ( вопросы на карточке) Прочитав вопрос, вы должны выбрать правильные карточки с ответами. (ответы прилагаются). Вопросы 1-й команде – Организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач различной сложности и проблематики. (ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД) – Формы организации личностно-ориентированной технологии (ИГРЫ, ЗАНЯТИЯ, СПОРТИВНЫЕ ДОСУГИ, УПРАЖНЕНИЯ, НАБЛЮДЕНИЯ, ГИМНАСТИКИ, МАССАЖ, ЭТЮДЫ, ТРЕНЕНГИ, ОБРАНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ). – Обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной среде (ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ). – Способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей (МЕТОДЫ). Вопросы 2-й команде – О чем речь? Личностно-ориентированные, игровые, проектирования, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ). – Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ). – Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ТЕХНОЛОГИЯ). – Автоматизированное умение, выражающееся в способности быстро и безошибочно выполнять действия на основе имеющихся знаний. Формируется на основе многократного выполнения определенных действий (НАВЫК). 5. Конкурс капитанов. Прочитать стихотворение, инсценируя дефект произношения. (параламбдацизм, велярный ротацизм.) 1-й капитан Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос. Мне Валерка тарелку на подносе принес. 2-й капитан Прочитать стихотворение, инсценируя дефект произношения (межзубный сигматизм свистящих, параламбдацизм) Собирайтесь, звери, в стаю, Я вас всех пересчитаю. Серый волк. Лиса. Барсук. Куцых зайцев сорок штук. Пока капитаны готовятся, проводится следующий конкурс. 6. Конкурс «Конкурс скороговорок» Участвуют по одному человеку от каждой команды. Задания предлагаются на выбор (контейнер из-под киндер-сюрпризов, внутри которых находятся тексты со скороговорками). Задание: Участники поочередно проговаривают скороговорки с заданной интонацией. Другая команда должна быстро отгадать интонацию. • От топота копыт пыль по полю летит. (радостно) • Наша серая кошка сидела на крыше, А ваша серая кошка сидела выше. (грустно) • Валерий кавалерию раскрасил акварелью. Карьером кавалерия скачет у Валерия. (удивленно) • Добры бобры идут в боры, Идут бобры в сыры боры, Идут бобры в дворы стары. (раздраженно) Оцениваются: – правильность показа; – артистичность; – правильность ответов. 7. Конкурс эрудитов Задание: Проанализируйте фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем. Какие нарушения профессиональной речи были допущены логопедами? Время на подготовку ответа – 3 минуты. Оцениваются: – правильность педагогического решения; – четкость объяснения. (Фрагменты бесед в приложении 1) Рефлексия «Закончи фразу» Молодым специалистам предлагается закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д. Подведение итогов деловой игры. Приложение. Фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем. 1-й вариант. Логопед: Здравствуйте! Родитель: Здравствуйте! У нас проблема, мы не умеем правильно говорить. Логопед: Сейчас посмотрим. Садись (ребенку). Как тебя зовут? Ребенок. Фиёда. Логопед: Как? Родитель: Сережа. Логопед: Ой, как у вас тут все запущено! Плохо дело у вас. А у кого вы занимались раньше? Родитель: В садике, со Светланой Ивановной. Логопед: Да уж… Родитель: А как же нам быть? Логопед: Будем работать, но обещать ничего не могу. Что-то он у вас какой-то заторможенный. Ведет себя нормально? Родитель: Да. А что вы имеете в виду? Логопед: Ладно, не важно. 2-й вариант. Логопед: Перестань прижиматься к маме! Садитесь. Ребенок сюда, мама сюда. Какие у вас проблемы? Родитель: Мы волнуемся, нашему мальчику уже четыре года, а он разговаривает хуже, чем его друзья. Логопед: Сейчас посмотрим. Двигайся сюда поближе (ребенку). Ребенок: Мама, я не хочу! Пойдем домой. Родитель: Ну, Максим, подожди, сейчас тетя тебя посмотрит, а потом пойдем домой. Логопед: (к родителю) Что вы так его нянчите? Он уже большой и должен уметь себя вести. Родитель: Он не ходит в садик, дома с бабушкой сидит. Ребенок плачет. Логопед: Выйдите, успокойте ребенка, а потом зайдите. Источники: интернет-ресурсы logoportal.ru logolife.ru Литература: Научно-методический журнал «Логопед», №6, 2008г. Стр.108-113 «Новые формы проведения методического объединения».