Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема «Звук Р» | Обучение и развитие детей

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема «Звук Р»

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Карпаева Ольга Николаевна
Интеграция образовательных областей:
  • Речевое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие.
  • Физическое развитие.
Речевое развитие. Задачи: 1. Продолжать учить произносить звук Р изолированно, в открытых и закрытых слогах. 2. Обогатить словарь детей существительными, обозначающими спортивный инвентарь (ракетка, волан, шайба, клюшка, лыжная палка, кольцо и др.) профессии спортсменов, виды спорта: парашютный, вертолетный и др. 3. Развивать диалогическую речь в процессе совместной деятельности детей друг с другом, с педагогом. 4. Развивать слухового внимания при прослушивании аудиозаписи. 5. Развивать фонематический слух. 6. Формировать умение воспринимать чистоговорки, сказку о «Веселом Язычке». 7. Развитие просодических компонентов: темпа, ритма. Познавательное развитие. Задачи: 1. Формировать представления о спорте, о видах спорта, о спортивном инвентаре. 2. Упражнять в умении классифицировать спортивный инвентарь по спортивным профессиям. 3. Закреплять основные цвета спектра и их оттенки . 4. Совершенствовать умение понимать смысл пространственных отношений. 5. Развивать зрительное внимание, наглядно- образное мышление. 6. Умение совершать в умственной деятельности операции анализа и синтеза, делать умозаключения. Социально-коммуникативное развитие. Задачи: 1. Развивать отзывчивость, доброжелательность, чувство коллективизма. Художественно-эстетическое развитие. Задачи: 1. Формировать умение воспринимать музыку, ее ритмический рисунок. Физическое развитие: Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику. 2. Развивать мелкую моторику играя в игру «Разрезные картинки», выполняя упражнение «Разогреем ладошки» 3. Развивать общую моторику при выполнении динамической паузы. Методы и приемы. — практические: выполнение артикуляционных упражнений. — наглядные: рассматривание картинок, игрушки «Веселый Язычок», слайдов, показ образца, показ способа действий (при выполнении упражнений), использование ноутбука — словесные: аудиозапись «Звук мотора автомобиля», аудиозапись чистоговорок, вопросы к детям, рассуждения, объяснения, рассказ сказки о «Веселом Язычке» — игровые: внезапное включение звука рева мотора автомобиля, создание игровой ситуации (путешествие с Веселым Язычком), игровые упражнения: «Разогреем ладошки», «Подбери инвентарь для спортсмена», д/игра «Разрезные картинки» Материал: Игрушка «Веселый Язычок», настенное зеркало, игрушечный автомобиль, магнитофон, аудиозапись «Звук мотора автомобиля», речи «Язычка» (бормотания), аудиозапись «Мы – спортсмены», предметные картинки (размер 10*10): шар, забор, мотор, мухомор, бор, топор, комар, помидор; карточки для артикуляционных упражнений «Лопатка», «Часики», «Качели», «Лошадка», «Дятел», «Парус», ноутбук, столы для заданий, стульчики (по количеству детей), флажки, игра «Разрезные картинки», пять картинок с изображением вертолетов, флажки оттенков цветов, панно с изображением спортивного инвентаря и спортсменов, две медали, два су-джок массажера . Лексический материал: Слоги ра, ры, рэ, ро, ру, ар, ыр, эр, ор, ур и др. Слова: шар, забор, мотор, мухомор, бор, топор, комар, помидор; ракетка, волан, штанга, кольцо, шахматная доска др.; парашютный, вертолетный спорт, лыжник, баскетболист, теннисист и др. Фразы (чистоговорки): Ра-ра-ра – дружи со спортом детвора. Ыр-ыр-ыр – совет я дам для детворы. Ар-ар-ар – зарядку делайте с утра. Ры-ры-ры – здоровы будьте и бодры. Предварительная работа: постановка изолированного звука Р, изучение лексической темы недели «Мама, папа, я – спортивная семья!» Формы организации совместной деятельности

Виды детской деятельности

Формы и методы организации совместной деятельности

Коммуникативная деятельность

Беседа « Виды спорта»

Цель: конкретизировать и обогащать представления детей о видах спорта.

Выполнение артикуляционных упражнений

Цель: подготовить артикуляционный аппарат к произношению сонорного звука Р

Проговаривание чистоговорок

Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука Р в слогах, участие в совместной речевой деятельности с педагогом.

Двигательная деятельность

Выполнение динамической паузы под музыкальное сопровождение

Цель: развивать общую моторику.

Познавательно-исследовательская деятельность

Познание окружающего мира, обобщение информации

Цель: формировать представления о спортивном инвентаре, о спортсменах, о парашютном и вертолетном виде спорта.

Игровая деятельность

Игровое упражнение: «Разогреем ладошки»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Игровое упражнение «Подбери инвентарь для спортсмена»

Цель: закреплять представления о спортивном инвентаре и его принадлежности к тому или иному спортсмену.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Цель: закреплять умение из частей собирать целое, развивать наглядно-образное мышление.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Слушание сказки о «Веселом Язычке»

Цель: формировать положительные эмоции, желание вступить в совместную с Язычком деятельность.

Логика образовательной деятельности



п/п

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Учитель-логопед внезапно включает аудиозапись «Звук мотора автомобиля». Спрашивает детей, что это за звук.

Дети слушают аудиозапись, отвечают на вопрос учителя-логопеда, высказывают предположения.

Возникновение желания вступить в контакт с учителем-логопедом, настрой на предстоящую деятельность.

Развитие слухового внимания.

2.

Педагог конкретизирует ответы детей, показывает игрушку «Веселый Язычок», который приехал на автомобиле.

Далее учитель-логопед предлагает послушать сказку про Веселого Язычка и выполнить вместе с ним ряд заданий. Спрашивает о готовности детей.

Рассказывает сказку: «Жил был Веселый Язычок. Он очень дружил со спортом и каждое утро любил делать зарядку. Вот и сейчас он вышел на крылечко. (Педагог предлагает вынуть язык и удержать его на нижней губе под счет до 10 секунд, повтор 3 раза.) Посмотрел Язычок по сторонам и начал зарядку. (Педагог предлагает кончиком высунутого языка попеременно тянуться к уголкам рта. Повтор чередований движений языком до 8 раз). А любимое упражнение у Язычка наклоны. (Педагог предлагает широко открыть рот и напряженным языком тянуться то к верхним, то к нижним резцам). Разогрелся Язычок и побежал вокруг домика быстро, как лошадка. (Педагог предлагает присосав язык к небу пощелкать языком медленно и сильно, дозировка до 10 сек.) Громко застучали башмачки по дорожке. (Педагог предлагает постучать кончиком языка за верхними зубами отчетливо произнося звук «Д», дозировка 10 сек., повтор 3 раза) Бежит Язычок, а ветер в его ушах так и шумит. (Педагог предлагает поднять кончик языка и поставить его на бугорки (альвеолы) за верхними зубами и удерживать в таком положении. Дозировка удержания до 10 сек., повтор 3 раза).»

Педагог хвалит детей за старание и правильное выполнение упражнений, сообщает, что они вместе с Веселым Язычком настоящие спортсмены.

Дети рассматривают игрушку, садятся за стол перед зеркалом.

Дети соглашаются послушать сказку и высказываются о готовности к выполнению заданий.

Дети выполняют артикуляционное упражнение «Лопатка»

Дети выполняют артикуляционное упражнение «Часики»

Дети выполняют артикуляционное упражнение «Качели»

Дети выполняют артикуляционное упражнение «Лошадка»

Дети выполняют артикуляционное упражнение «Дятел».

Дети выполняют артикуляционное упражнение «Парус»

Развитие артикуляционной моторики при выполнении артикуляционных упражнений.

3.

Учитель-логопед предлагает продолжить совместные с Язычком занятия спортом и для начала просит их хорошенько разогреть свои ладошки. Педагог предлагает выбрать любой по цвету су-джок массажер, покатать его по ладоням, произнося звук Р.

Дети соглашаются продолжить занятия спортом.

Дети выбирают су-джок массажер, называют его цвет и, встав друг напротив друга, катают его по ладоням, произнося многократно звук Р.

Развитие мелкой моторики, закрепление цвета, умения изолированно произносить звука Р. Умение принять и следовать многоступенчатой инструкции учителя-логопеда.

4.

Учитель-логопед предлагает вспомнить о существующих видах спорта. Показывает по ноутбуку слайд с изображением парашюта и предлагает назвать любимый вид спорта Веселого Язычка. Педагог сообщает, что Язычок-парашютист и сейчас у него тренировка. Летит Язычок на парашюте, а что же сверху ему видно? Логопед показывает детям следующие слайды, начинает произносить слова, предлагая детям поочередно закончить их, произнося звук Р. Призывает быть внимательным, слушать друг друга. Хвалит детей за правильное произношение.

Дети садятся за стол, вступая в беседу, называют известные им виды спорта. Рассматривают слайд, высказывают предположения, называют любимый вид спорта Язычка – парашютный спорт.

Дети рассматривают слайды, слушают начало слов и поочередно завершают их, произнося звук Р. Анализируют произношение друг друга.

Умение называть виды спорта

Развитие слухового внимания, закрепление умения произносить изолированно звук Р.

Умение анализировать ответы сверстника

5.

Учитель-логопед предлагает детям совместно собрать единую картинку из разрезных картинок и узнать, какой же еще вид спорта любит Веселый Язычок.

Педагог показывает картинки с изображением вертолетов и предлагает вместе с Язычком вежливо поздороваться с каждым из них. Сообщает, что с первым вертолетом мы будем здороваться, произнося слог РА, со вторым вертолетом, произнося слог РЫ, с третьим вертолетом произнося слог РЭ, с четвертым вертолетом произнося слог РО, а с пятым – РУ.

Затем предлагает еще раз внимательно рассмотреть вертолеты и найти среди них два одинаковых вертолета. Педагог хвалит детей.

Дети и играют в игру «Разрезные картинки». Получив картинку вертолет, называют еще один любимый вид спорта Веселого Язычка – вертолетный спорт.

Дети слушают и принимают инструкцию взрослого и при указании на вертолет произносят слоги.

Дети внимательно рассматривают вертолеты, находят два одинаковых.

Умение называть вид спорта, развитие зрительного внимания, наглядно-образного мышления, развитие мелкой моторики. Умение действовать в команде сверстников. Развитие отзывчивости, доброжелательности, чувства коллективизма в совместной деятельности.

Умение произносить открытые слоги со звуком Р, развитие слуховой памяти, зрительного внимания, умение совершать в умственной деятельности операции анализа и синтеза, делать умозаключения

6.

Учитель-логопед сообщает, что Язычок решил попрощаться с вертолетами, но попрощаться он предлагает, произнося слоги АР, ЫР, ЭР, ОР, УР. Педагог хвалит детей за правильное произношение слогов.

Дети слушают педагога и произносят слоги при очередном указании на вертолеты

Умение произносить закрытые слоги, четко произнося звук Р.

7

Учитель-логопед предлагает детям показать Веселому Язычку как они тоже любят спорт. Включает аудиозапись «Мы спортсмены».

Мы ребята силачи-руки к плечам, разводят руки в стороны.

Любим штанги – руки к груди, поднимаем руки вверх и мячи – прыгают.

Любим мы в хоккей играть – наклоняются вперед, «ударяют клюшкой», шайбу клюшкой забивать.

На коньках мы прокатились – кружатся, в фигуристов превратились-делают фигуру.

Мы на лыжах побежали – изображают ходьбу на лыжах, олимпийцами мы стали – поднимают руки вверх, машут, кричат «Ура!»

Дети встают и ритмично выполняют движения согласно стихотворного текста и музыкального сопровождения в виде аудиозаписи.

Укрепление детского организма, предупреждение утомления.

Формирование умения воспринимать музыку, ее ритмический рисунок.

Развитие общей моторики.

Совершенствование умения понимать смысл пространственных отношений: вверх, вперед, в стороны.

8.

Учитель-логопед сообщает, что как-то раз, после очередной тренировки на парашюте Язычок решил приземлиться и предлагает детям помочь выбрать место для посадки. Педагог предлагает детям выбрать флажок любимого цвета и назвать этот цвет. Он предупреждает, что ими нужно помахать, когда они в слоге услышат звук Р. Педагог произносит слоги: АЛ, АВ, АР, УД, РА, МО, ЛО, ЫР, ЫЛ и др.

Дети выбирают флажок, называют цвет, машут флажками, когда услышат в слоге звук Р.

Закрепление цвета. Развитие фонематического слуха

9.

Учитель-логопед сообщает, что после удачного приземления (с помощью правильных ответов детей) Язычок сложил свой парашют и убрал его на место. Осмотрелся Язычок по сторонам и увидел разбросанный спортивный инвентарь. Детям предлагается рассмотреть панно с изображением клюшки, волана, ракетки, шайбы, лыж, кольца, шахматной доски и спортсменов. Педагог предлагает помочь Язычку разобрать инвентарь и вспомнить кому из спортсменов пригодятся эти предметы.

Дети рассматривают предметы, ведут диалог с педагогом и друг с другом, делают выводы: лыжные палки нужны лыжнику, ракетка нужна теннисисту, шахматная доска нужна шахматисту, кольцо нужно баскетболисту и др., проводят линии, соединяя инвентарь с тем или иным спортсменом.

Конкретизация и обогащение представлений детей о спорте, и видах спорта. Обогащение словаря детей словами, обозначающими спортивный инвентарь: лыжные палки, ракетка, волан, шахматная доска, баскетбольное кольцо и др. и профессии спортсменов. Развитие диалогической формы речи. Умение классифицировать спортивный инвентарь по спортивным профессиям.

10.

Учитель-логопед сообщает, что на сегодня все тренировки Веселого Язычка закончились, можно отдохнуть. Включает очень тихо аудиозапись. Обращает внимание детей на невнятное бормотание Язычка и предлагает включить погромче и послушать, что же он говорит:

Ра-ра-ра – дружи со спортом детвора.

Ыр-ыр-ыр – совет я дам для детворы.

Ар-ар-ар – зарядку делайте с утра.

Ры-ры-ры – здоровы будьте и бодры.

Затем педагог предлагает детям произносить хором только слоги, а он договаривает всю фразу.

Сообщает, что сказка о Веселом Язычке закончилась. Делает вывод, что всем необходимо дружить со спортом, чтоб быть сильными и крепкими, а еще нужно помнить о звуках, которые мы уже умеем красиво произносить. Педагог уточняет, какой звук сегодня дети красиво произносили, путешествуя вместе с Язычком. На память Веселый Язычок вручает детям Олимпийские медали, хвалит их и прощается с детьми.

Дети слушают фразы, затем произносят слоги, четко произнося звук Р.

Дети называют звук, который они закрепляли на занятии. Благодарят за медали, прощаются с Веселым Язычком.

Развитие фонематического слуха, закрепление умения произносить звук Р в открытых и закрытых слогах. Формирование положительных эмоций.

Формирование умения воспринимать ритмический текст чистоговорок. Развитие просодических компонентов: темпа, ритма.