Библиотерапия
На главную Саморегуляция Способы саморегуляции Библиотерапия
Библиотерапия |
Саморегуляция — Способы саморегуляции |
Библиотерапия — это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента, способствующая его духовному росту. Она довольно сильно и длительно воздействует на человека, устраняет последствия депрессии, отрицательные эмоции. Эта методика может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе. Психолог, в зависимости от цели занятия, подбирает художественное произведение, которое, должно соответствовать следующим требованиям: 1. Оно должно быть высокого художественного уровня. 2. Герои произведения должны быть духовно близки читателю. 3. Ситуации, описанные в книге, должны быть близки переживаниям клиента, должны побуждать к действиям, борьбе, отыскиванию в себе духовных сил. 4. Нужно избегать сюжетов, в которых успех к герою приходит случайно, утомительных, путаных философских книг, не рекомендуется сентиментальная литература и литература ужасов. 5. Рекомендуемые писатели: Л. Толстой, И. Тургенев, А. Пушкин, Ф. Достоевский, В. Короленко, А. Чехов, М. Шолохов, М. Горький, В. Шекспир, Р. Киплинг, Ч. Диккенс, В. Гюго, А. Дюма, Э. 3оля, О. Бальзак, религиозная литература. Не стоит выбирать слишком объемные произведения, а также произведения, изучаемые в школе. 6. Особо рекомендуется научно-популярная литература, призванная дать общее представление об областях знания, проблемы в которых испытывает клиент. 7. Самой большой популярностью пользуются морально-бытовые повести, приключенческая литература, исторические романы, книги о путешествиях. 8. Хороший лечебный эффект дает серия «Жизнь замечательных людей», потому что в ней описаны жизненные трудности и их преодоление выдающимися людьми, а клиент идентифицирует себя с героем. 9. Рекомендуется использовать сатирическую и юмористическую литературу, она помогает укрепить уверенность в себе, стимулирует положительные эмоции. 10. Нельзя забывать о том, что читатели неодинаково реагируют на литературу. Поэтому возбужденных, неспокойных следует успокоить, сосредоточить, а людей с подавленным настроением, безразличных — наоборот, заинтересовать, взволновать, активизировать. Каждый клиент получает индивидуальный план чтения. В план включаются примерно 7 книг для чтения в течение 3-4 недель. Планируется 7 собеседований, во время которых проводится коррекция понимания читателем содержания книги, акцентируется только самое важное, актуальное для обратившегося. Книга может даваться клиенту совершенно чистой, без пометок, а можно в тексте выделить места, над которыми клиент должен подумать, уделить им особое внимание. Можно раскрасить текст разноцветными карандашами, например красным — все, что касается чувств, которые испытывают герои; зеленым — те места, где говорится о действиях, которые предпринимают герои, и т. д. Перед чтением книги дается инструкция: «Прочтите и отметьте те места, которые произвели на вас особое впечатление, вызвали чувства, мысли, воспоминания. Выделите особо те места, которые явились для вас необычными, непонятными». Ориентировочный план чтения рекомендуемой литературы может состоять из четырех частей. В первую часть рекомендуется включать литературу, далекую от сути конфликта, однако помогающую настроиться на работу, заинтересовать клиента. Вторая часть плана — основная, чаще всего это 2-3 книги. Конкретные рекомендации трудно предложить, поскольку многое зависит от интеллектуального уровня клиента, от способностей и изобретательности психолога). Третья часть плана работы над рекомендуемой литературой должна закрепить полученный эффект. Четвертая — дополнительная часть плана — поддержка духовной уравновешенности и оптимизма в клиенте. В ходе библиотерапии клиент ведет читательский дневник, который помогает анализировать динамику личностного роста и может помочь диагностировать улучшения или ухудшения эмоционального состояния клиента. Книги для чтения не должны быть слишком объемными (50-70 страниц), витиеватыми и дидактичными. Если занятия происходят в группе, то это должны быть 5-7 человек с общими литературными вкусами, общим уровнем культуры. Групповое обсуждение дает возможность говорить о своих проблемах в опосредованной форме, проявлять свои эмоции, сравнивая их с эмоциями героев и участников занятия, услышать об альтернативных способах переживаний, обсудить альтернативы выхода из сложной ситуации. (Следующий материал из книги: Ю.Н.Дрешер «Библиотерапия») Исследователи библиотерапии А.Е. Алексейчик, А.М. Миллер разработали классификацию литературы, применяемой в клинических условиях.
|