Арифметические действия с натуральными числами | Обучение и развитие детей

Арифметические действия с натуральными числами

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Максимова Валентина Владимировна
Внеклассная работа по математике.   Цель и задачи Цель: Способствовать формированию познавательной и творческой деятельности учащихся; прививать навыки самостоятельного поиска новых закономерностей. Задачи:
  1. Развивать математические способности, сообразительность, любознательность, логическое мышление, укреплять память учащихся.
  2. Прививать и укреплять интерес к математике.
  3. Развивать коммуникативные возможности учащихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям по предмету.
  4. Познакомить учащихся с известными учеными математиками древности и нашего времени.
  Разработка внеклассной работы по математике для 5 класса на тему: «Арифметические действия с натуральными числами».   Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным. Б.Паскаль Цели: 1. Привитие интереса к математике как элементу общечеловеческой культуры; популяризация среди учащихся занимательных задач, развитие познавательного интереса, интеллекта; 2. Активизация работы учащихся на уроке за счет вовлечения в игру; 3. Развитие у учащихся навыков хорошего поведения в обществе, навыков общения и совместной деятельности; 4. Воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи; 5. Развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания; 6. Применение навыков счета, развитие умений взаимопроверки, совершенствование умений рационально планировать свою деятельность; Прогнозируемые результаты: — Эмоциональные переживания, радость победы, огорчение при поражении, удовлетворение или неудовлетворение собой и другими, т.е. проведенное мероприятие не должно оставить учеников равнодушными; — Изменение в личности ребенка (повышение интереса к предмету, притупление страха перед математикой – это можно будет наблюдать на уроках). Место проведения: актовый зал, 3 кабинета математики. Форма проведения: путешествие по станциям  “Блиц-вопрос”, “Умники и умницы”,  “Творческая мастерская”. Предварительная подготовка: · создание жюри и обеспечение его необходимыми материалами; · помощь учащимся 5а, 5б, 5в классов в организации команд, выборе капитанов; · в наглядном оформлении и подготовке “Визитной карточки” команд; · подбор материала для конкурсов. Оборудование: слова Б.Паскаля на доске, эмблемы команд, математические газеты, плакаты болельщиков, карточки с заданиями, маршрутный лист и оценочная карта для команд, призы. Ход игры: Вступительное слово учителя: С тех пор, как существует мирозданье, Такого нет, чтоб не нуждался в знанье. Какой мы не возьмем язык и век, — Всегда стремился к знанью человек. Из выше сказанных слов становится ясно, что в зале собрались именно те, кто “всегда стремился к знанью”. Наше мероприятие посвящено самой точной, самой важной, самой нужной из наук — математике! Математика — наука Она — гимнастика ума. Есть в ней точность и смекалка, Цифры, буквы и …игра. Тот, кто учит, понимает, Что наука нам нужна Так как в трудной жизни нашей Без нее никак нельзя: математика повсюду, математика везде. Тот, кто учит, понимает… И порядок в голове. Теперь познакомимся с командами. В нашей игре участвуют 3 команды по 8 человек. Итак, начинаем наше путешествие. 1 конкурс «Визитная карточка». Это было домашним заданием. Участники должны сказать свое название и девиз. Жюри оценивает данный конкурс и выставляет баллы в оценочную карту. Далее команды пройдут ряд испытаний. В трех кабинетах размещены станции “Блиц-вопрос”, “Умники и умницы”, “Творческая мастерская”. Итак, команды получают маршрутный лист и расходятся по станциям согласно этому листу (см. приложение 1). На каждой станции командам выставляют баллы по определенному критерию. На каждую станцию выделяется не более 5-ти минут. Пока команды путешествуют, я дам задание болельщикам,  сочинить сказку “Путешествие нолика в страну чисел”. После того как команды вернутся обратно, вы должны продемонстрировать, что сочинили. Этот конкурс так же оценивается жюри, баллы заносятся в оценочную карту.   1 станция “Блиц-вопрос”. На этой станции командам задают 10 вопросов. Вы быстро должны дать ответ. Правильный ответ оценивается в один балл. 1. На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 5 км. Сколько километров проехал велосипед? Ответ: (5 км.). 2. Доску длиной 4 м распилили на части по 1 м. Чтобы отпилить 1 м доски, нужно пять минут. За сколько времени можно распилить всю доску? Ответ: (15 мин). 3. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10-ти руках ? Ответ: (50 пальцев). 4. Подарил утятам ежик Восемь кожаных сапожек. Кто ответит из ребят, Сколько было всех утят? Ответ: (4 утенка). 5. Масса кирпича 1 кг и еще полкирпича. Сколько весит весь кирпич? Ответ: (2 кг). 6. Шла старуха в Москву. Навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? Ответ: (Одна старуха). 7. Что легче: 1кг ваты или 1 кг железа? Ответ: (Одинаково). 8. Какие цифры употребляют в десятичной системе? Ответ: (Арабские). 9. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько весит петух, стоя на двух ногах? Ответ: (3 кг). 10. Сколько сейчас времени, если оставшаяся часть суток в два раза больше прошедшей? Ответ: (8 часов).  



3 Станция “Творческая мастерская”. В творческой мастерской ребятам предлагаются задания, развивающие пространственное воображение. Правильно выполненное задание оценивается в два балла. 1. Отгадайте ребус (рис.1):     Ответ: (Число) 2. Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке 2.

    Ответ: (25) 3. Дана фигура из 5-ти квадратов: 4-х маленьких и одного большого. Надо убрать несколько спичек так, чтобы осталось 2 квадрата (любого размера). Как вы думаете, сколько, самое маленькое, надо убрать спичек, чтобы вместо пяти квадратов стало два?     Ответ: (2)   Заключение игры. После того, как команды пройдут все станции, они возвращаются в зал. Болельщики демонстрируют свои сказки. Жюри подводит итоги. Подсчитывают баллы в оценочной карте и объявляют результаты. Награждение команд призами.   Заключительное слово учителя: Окончена игра, но не грустите, Хоть проиграли или выиграли сейчас — Будут в вашей жизни успехи И победы еще не раз. Главное, не забывайте: Чтоб врачом, моряком Или летчиком стать. Нужно, прежде всего Математику знать.         Приложение 1. Маршрутный лист
 

5 «а»

5 «б»

5 «в»

1

Визитная карточка

Визитная карточка

Визитная карточка

2

Блиц-вопрос

Умники и умницы

Творческая мастерская

3

Умники и умницы

Творческая мастерская

Блиц-вопрос

4

Творческая мастерская

Блиц-вопрос

Умники и умницы

  Оценочная карта
5 «__»

Баллы

«Визитная карточка» 

(Макс. 5б)

 

«Блиц-вопрос»

(Макс. 1б за каждый правильный ответ)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

«Умники и умницы»

(Макс. 2б за каждый правильный ответ)

1.

2.

3.

4.

5.

 

«Творческая мастерская»

(Макс. 2б за каждый правильный ответ)

1.

2.

3.

Всего:    

 

            Заключение Из изложенного можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.