Алгоритм изучения семьи
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика семейных взаимоотношений Алгоритм изучения семьи
Алгоритм изучения семьи |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика семейных взаимоотношений |
Данная методика предложена методистом Центра методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО Капелевич Т.С. и помогает выявить «проблемное поле» семьи учащегося. В основу положены беседа и анкетирование учащихся и родителей. Предназначена методика для тех учащихся или родителей, кто сам или по рекомендации куратора группы обратился за помощью в разрешении семейной проблемы к социальному педагогу или педагогу-психологу. Проводится социальным педагогом или педагогом-психологом по мере обращения учащихся или их родителей. Результаты исследования предназначены социального педагога или педагога-психолога. Главными условиями являются: согласие на консультацию учащегося или родителей, создание благоприятной и комфортной обстановки во время консультации. Помогает составить коррекционную программу и определить изменения в детско-родительских отношениях. Знание семьи учащегося одно из условий его успешного воспитания и социализации в обществе. При организации работы с семьей, следует учитывать её структуру, культурный уровень, нравственный облик, отношение родителей к детям. Поэтому важно составить психолого-педагогическую характеристику семьи, так как помощь семье и воздействие на неё будут зависеть от её особенностей. При изучении семьи для социального педагога важны как индивидуальные особенности её членов, так и структурные характеристики семьи в целом: — наличие брачных партнеров; — жилищно-бытовые условия; — стадия жизненного цикла семьи (зрелая, пожилая, молодая); — порядок заключения брака; — количество поколений в семье; — количество детей и т.д. Необходимо учитывать такие характеристики, как: культура родителей, нравственная направленность семьи, педагогическая подготовленность её членов к взаимодействию, организованность и коммуникативность. Особое значение для личности учащегося имеет нравственная направленность семьи, которую оценивают с точки зрения принятых в семье общечеловеческих ценностей: интересов, идеалов, взглядов, убеждений. Значительную роль в нравственной направленности семьи играет личность её авторитетных членов и, в первую очередь, родителей. Ценности, которые приняты семьей, проявляются в понимании родителями целей и задач воспитания, в наличии у них чувства ответственности за воспитание детей, гражданского долга перед обществом. Важными в работе с семьей являются сведения о педагогической куль-туре родителей, что предполагает: — знание и учет возрастных особенностей собственных детей; — умение выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты; — осуществление единых требований к детям; — педагогическое самовоспитание отца и матери; — регулярное посещение учреждения образования; — интерес к положительному опыту воспитания детей в других семьях и стремление использовать его на практике. Следует также учитывать отношение членов семьи к совместной деятельности. О её организационном единстве можно судить по четкому разграничению прав и обязанностей между всеми в семье, взаимодействию и согласованности в управлении семейными делами, доброжелательному отношению друг к другу и взаимоподчинению. Вид и индивидуальные особенности семьи определяют её воспитательные возможности. Характеристика семьи показывает как ее ресурсные возможности (материальные, воспитательные), так и потенциальные факторы социального риска. Изучение семьи учащегося можно проводить по следующему алгоритму, который поможет социальному педагогу выявить «проблемное поле». Алгоритм изучения семьи 1. Состав: 1) полная — с 1 ребенком, — с 2 однополыми, — с 2 разнополыми, — со старшими членами семьи (бабушкой, дедушкой и др.) 2) многодетная: — с 3 и более несовершеннолетними детьми, — со старшими членами семьи (бабушкой, дедушкой и др.), — неполная, — родители разведены и т.д. 3) неполная: — с 1 ребенком, — с 2 однополыми, — с 2 разнополыми, — родители разведены и т.д. — со старшими членами семьи (бабушкой, дедушкой и др.) 2. Стадия жизненного цикла: — зрелая, — молодая, — пожилая. 3. Порядок заключения брака: — первичный, — повторный 4. Жилищно-бытовые условия: — условия проживания (количество комнат, жилье частное или государственное), — благоустроенность жилья, — имеет ли учащийся собственную комнату, собственное место в квартире, доме, — соблюдение членами семьи санитарно-гигиенических норм. 4. Материальная обеспеченность: — с очень высоким материальным достатком; — с высоким материальным достатком; — со средним материальным достатком (обеспеченная); — с низким материальным достатком (малообеспеченная); — нуждающиеся (за чертой бедности). 5. Воспитательный потенциал семьи: — сильный – социально здоровая, благополучная в воспитательном отношении семья; — неустойчивый – социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении семья; — слабый – социально нездоровая, неблагополучная в воспитательном отношении семья; — негативный – социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении семья. 6. Характер взаимоотношений в семье: — между взрослыми членами семьи; — между другими членами семьи и учащимся; — позиция учащегося в семье; — отношение учащегося к родителям. Знание «проблемного поля» в семье позволит педагогу в дальнейшем лучше понять причины тех или иных поступков учащегося, объективно оценить его состояние, вовремя оказать социально-педагогическую помощь и поддержку. По приведенному алгоритму заполняется учетная карта семьи |