Технологическая карта урока по теме "Кислоты" | Обучение и развитие детей

Технологическая карта урока по теме "Кислоты"

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Нелюбина Елена Михайловна
Технологическая карта урока «Кислоты» в 8-м классе

Тема урока: Кислоты

Цель: углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира; формирование комплекса знаний о кислотах как о новом классе неорганических веществ; совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, формулировать познавательные цели, контролировать и оценивать достижение результата, строить содержательную коммуникацию при групповой работе.

Задачи:

Предметные: определить отличительные признаки состава кислот, проанализировав их формулы; классифицировать кислоты по различным признакам; находить степень окисления элементов в кислотах, заряд ионов кислотных остатков; привести доказательства целесообразности использования некоторых индикаторов для определения кислой среды через заполнение сравнительной таблицы.

Метапредметные: осознать ограниченность собственного знания, выделять проблему и цель через выполнение задания на сравнение и классификацию веществ; анализировать при групповой работе информацию из разных источников, структурировать её через перевод текстовой и видеоинформации в символы, схемы; выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? Какие соединения химических элементов мы изучили? Какое вещество из перечня является лишним и почему

Na2O, CuO, Cl2O7, F2O, N2O5

Создаёт проблемную ситуацию путём предложения задания: распределите предложенные вещества по классам H2SO4, MgO, NaOH, N2O5, Zn(OH)2, K2O, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H3PO4

Отвечают на вопросы, дают им определения. Изучили класс оксидов, оснований, бинарные соединения Лишнее веществоF2O, так как степень jкисления кислорода +2, а в оксидах всегда -2. Выполняют задание – выделяют 2 группы веществ по признакам классов: оксиды, основания; вещества третьей группы неизвестны.

Познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения существенных признаков;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Постановка учебной задачи

Создаёт условия для формулирования темы, цели и задач урока. К какой группе веществ мы отнесём H2SO4, HCl, H3PO4?

Для того, чтобы сформулировать тему урока учитель предлагает выполнить задание 1 (см приложение). Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах? Интересный факт. Озеро Смерти, расположенное в Сицилии называют «Мертвым». У берегов озера не растут растения, там не живут рыбы или другие живые организмы, а птицы там никогда не летают. Любой, кто нечаянно попадает в озеро, сразу умирает. Если на пару секунд опустить в озеро руку, то моментально кожа на руке покраснеет, покроется волдырями, и начнет облазить, обнажая мышечную ткань. Думаете, это история фильма ужасов? Нет, это самая настоящая картинка из жизни. И это произойдет из-за того, что озеро представляет собой ни что иное, как резервуар агрессивной опасной серной кислоты. В 1999 г. исследователи после кропотливого и опасного изучения дна этого озера выяснили, что эта кислота поступает через два подземных источника. Известно также, что мафия на Сицилии всегда топила свои жертвы в этом озере и уже через небольшой промежуток времени от них не оставалось и следа. (Презентация, слайд 1 – фото озера)

Решают задание и определяют тему урока – «Кислоты», цель и задачи.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: решение задач и формулирование познавательной цели.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Организует работу по исследованию класса кислот, предлагает выполнить задание 2 (см приложение). Объясняет алгоритм нахождения степени окисления элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков. Как можно определить среди веществ кислоту? Демонстрирует видеофрагмент «Действие кислот на индикаторы». Предлагает выполнить задание 3 (см приложение)

Определяют состав вещества. Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь. Самостоятельно изучают новый материал в форме индивидуальной деятельности. Работают с таблицей растворимости. Делают записи в тетради. Наблюдают эксперимент, оформляют результаты в таблице «Окраска индикаторов в кислой среде».

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.

5. Первичное закрепление

Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах кислот. Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида. Предлагает соотнести разрезанные карточки – задание 4 (см приложение).

Определяют степени окисления элементов в формулах кислот. Сопоставляют формулы кислоты и формулы соответствующего ей оксида.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – выделение необходимой информации.

6. Самостоятельная работа.

Организует деятельность по применению новых знаний по классификации кислот в форме кластера, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность – задание 5 (см приложение). Если позволяет время, то можно предложить задание – ответить на вопрос: почему серная кислота является «хлебом» химической промышленности? Организует деятельность по выполнению задания 6 (см.приложение).

Классифицируют кислоты по основности, наличию кислорода, растворимости в воде. Осуществляют самопроверку по эталону.

Заполняют схему Фишбоун на установление причинно-следственных связей и формулирование вывода-хвоста рыбы.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

Личностные: самоопределение.

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию в форме анкетирования – задание 7:

Заполняют анкету. Осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока.

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование;

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8. Домашнее задание

Формулирует задание, комментируя его по необходимости: параграф 21, вопросы 1-2, составить кроссворд по теме «Кислоты».

Фиксируют задание