Рабочая тетрадь студента по изучению курса "Психология управления" (В.Н. Маркин) | Обучение и развитие детей

Рабочая тетрадь студента по изучению курса "Психология управления" (В.Н. Маркин)

На главную Лекции и практикум по психологии Психология управления Рабочая тетрадь студента по изучению курса "Психология управления" (В.Н. Маркин)
Рабочая тетрадь студента по изучению курса "Психология управления" (В.Н. Маркин)
Лекции и практикум по психологии — Психология управления
Индекс материала
Рабочая тетрадь студента по изучению курса «Психология управления» (В.Н. Маркин)
I БЛОК: "ОРИЕНТИРОВКА В КУРСЕ"
II БЛОК: "ОСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА"
Тема 5. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА. НАПРАВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ И ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ РАБОТНИКА.
ТЕМА 7. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ (ДЕЛОВОЕ) ОБЩЕНИЕ
III БЛОК: “РЕФЛЕКСИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ”
Все страницы
Страница 1 из 6РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.Н. Маркин

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТУДЕНТА ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

«ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

Москва – 2004

ВВЕДЕНИЕ

(Целевая установка)

Курс «Психология управления» – систематизированный набор психологических знаний, специально отобранных и адаптированных к нуждам управленческой деятельности. Теоретическим основанием курса выступают знания из общей и социальной психологии, акмеологии, психологии труда, инженерной, медицинской, педагогической и других отраслей психологии. Психология управления опирается также на широкий спектр человековедческого знания, философскую антропологию, социальную культурологию, педагогику, этику, производственную социологию, конфликтологию, имиджелогию, ортобиотику, риторику и др.

Объектом указанного курса выступает управленческая деятельность во всем ее многообразии. Предметом — социально-психологические закономерности поведения людей в управленческом процессе, психологический механизм оптимального включения людей в решение производственных (общественных) задач.

Цель курса: сформировать у студентов психолого- акмеологическое управленческое мышление и культуру руководства людьми на основе человековедческого подхода.

Задачи курса:

  • повышение социально-психологической, человековедческой компетентности студентов; оптимизацию их управленческого поведения в социально-психологической системе «Руководитель — трудовой коллектив (деловая команда) — личность»;
  • развитие организационно-деятельностных, социально-психологических и др. знаний, навыков и умений, лежащих в основе человековедческих технологий (индивидуальной работы с персоналом, конструирования социально-психологической общности трудового коллектива, делового общения и т.д.);
  • освоение и адаптация к специфическим условиям собственной деятельности отечественного и зарубежного опыта социально-психологической работы с людьми;
  • стимулирование личностного профессионально значимого роста студентов.
Требования к уровню освоения содержания курса.

Студент должен знать:

  • Теоретические, методологические и методические основы психологии управления;
  • Историю становления и развития основополагающих идей и концепций психологии управления в теории и практике управленческой деятельности;
  • Цели, задачи, методы и технологии профессиональной деятельности руководителя в области психологии управления (руководства людьми);
  • Соотношение функционально-ролевого, личностно- деятельностного и субъектно-акмеологического подходов в руководстве людьми (персоналом);
  • Специфику психолого-акмеологического (человековед-ческого) подхода в управленческой деятельности;
  • Психолого-акмеологические закономерности эффективного стиля управленческой деятельности;
  • Психолого-акмеологическую природу человековедческой компетенции и ее значимость для становления современного управленца.
Студент должен уметь:

  • Формировать субъектный потенциал работников под конкретную (стоящую перед организацией) задачу: переводить организационные цели в личностно- значимые, адекватно использовать психолого-акмеологические резервы каждого работника;
  • Владеть инструментарием, методами направленного развития работников в области (зоне) их личностного и профессионального потенциала;
  • Осуществлять психолого-акмеологический мониторинг организационной среды, условий и факторов, детерминирующих поведение работников;
  • Фиксировать и развивать личностно-формирующее содержание в функциональных процессах, состояниях и регулирующих их нормативах;
  • Вносить в управленческое воздействие, управленческое решение и другие функциональные действия человековедческое (развивающее) содержание.
Дидактические единицы:

Предмет психологии управления; психология управления как область научно прикладного знания; статус человека в механизме функционирования и развития социума; психологический ресурс; человеческий капитал; организация как социально-педагогическая и акмеологическая система; человековедческая компетентность руководителя; психолого-акмеологические основы работы с персоналом; акмеологическое воздействие; мотивация персонала; профессиональная самореализация; личностно-профессиональные характеристики руководителя; стратегический лидер; стратегическое мышление; культура организации; миссия организации; организационная солидарность; управленческое общение; стили управленческого общения; управленческое решение; психологическое обеспечение управленческой деятельности.

Межпредметные связи.

  • Содержательно «Психология управления» (как учебный предмет) опирается на знания и умения студентов, получаемые ими в курсах «Общая психология», «Социальная психология», «Психология личности». В этих курсах закладываются основы личностно ориентированного управленческого мышления;
  • Активно используются знания и умения, формируемые у студентов в специализированных курсах: «Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы», «Психология управления персоналом в системе государственной службы», «Технология формирования адекватного стиля профессиональной деятельности руководителя» и др.. Только в тесной взаимосвязи (сопряженности) с этими курсами, возможно расширить «учебное пространство» курса «психология управления», придать ему неоходимую глубину и многогранность.
Курс является составной частью общей профессиональной подготовки современного делового человека.

Рабочая тетрадь охватывает своим содержание весь курс «Психология управления».

Тетрадь содержит три блока материалов. Их направленность предусматривает, с одной стороны, освоение содержания психологических, управленчески – ориентированных знаний (объективный план), с другой – рефлексию профессионально – личностных изменений (субъектный план).

Первый блок – «Ориентировка в курсе». Он включает тематический план изучения курса «Психология управления». Программу курса и методические советы. Внимательно познакомьтесь с ними. Это позволит Вам, во – первых, увидеть теоретические и практические «рамки» освоения и курса в целом, и каждой темы. Изучение рекомендованной литературы даст возможность выстроить понятийный ряд курса, выделить узловые теоретические проблемы и увидеть перспективы их практического освоения.

Второй блок – «Освоение содержания курса» — направлен на раскрытие базовых положений изучаемых тем («основные концептуальные положения курса»). В ходе изучения практикума в каждой теме студент сможет определиться в конкретной области психолого – управленческих знаний и необходимых умений, выполнить ряд заданий по самоконтролю, апробировать способы решения практических задач.

Третий блок – «Рефлексия профессионального становления» — поддержит студента в осознании своего продвижения в учебном материале, его освоении. Работа с этим «блоком» рабочей тетради предполагает отношение к себе как к субъекту обучения, осмысление перспектив своего личностного развития и профессионального роста.

«Рефлексивный блок» содержит вопросы для самопроверки, тест к курсу в целом. Составьте на каждый вопрос краткие тезисы, алгоритм ответа. К вопросам по самопроверки прилагаются тезисы к ряду вопросов. Это не жесткая рекомендация, а один из вариантов ответа. Прочитайте, сориентируйтесь, выработайте свой подход, отражающий ваше понимание проблемы, Ваш жизненный и профессиональный опыт, Вашу личность.

К тесту не дается «ключ». Мы к нему обратимся на учебных занятиях. Но в содержании рабочей тетради есть ответы на все поставленные в нем вопросы. Исходя из этого, постарайтесь выполнить предлагаемую работу. Если Вы внимательно изучили рабочую тетрадь, Вы сразу почувствуете, правильно ли Вы ответили на поставленные вопросы. А сама работа над тестом позволит Вам познакомиться с данным видом контрольной проверки. И в будущем она не будет для Вас неожиданной.

Для самопроверки и углубления практической подготовки Вам предлагается своеобразный перечень ситуаций делового контакта. И упражнения на визуальное познание (интерпретацию) жестов партнера по деловому общению. Поработайте с карандашом над упражнениями. И потом обратитесь к ответам («ключам») по предложенным Вам управленческим задачам.

Рабочая тетрадь включает и глоссарий (словарь понятий). Надеюсь он поможет Вам в вашей работе.



Предыдущая — Следующая >>