Занятие с подростками "Жить разумно и нравственно"
На главную Коррекционная работа психолога в школе Коррекционно-развивающие занятия Занятие с подростками "Жить разумно и нравственно"
Занятие с подростками "Жить разумно и нравственно" |
Коррекционная работа психолога в школе — Коррекционно-развивающие занятия |
Нравственность — это, несомненно, самое важное в жизни: она, возможно, сама воля к жизни. Т. Манн УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ?» Что такое нравственность? Как вы понимаете: «жить разумно и нравственно»? Посоветуйтесь с близкими, порассуждайте с друзьями. УПРАЖНЕНИЕ «ПОГОВОРИТЕ С ВЕЛИКИМИ» Выскажите свое мнение о предлагаемых афоризмах. «Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений» (П. Гольбах). «Подчинение правде, независимей от личных интересов и желаний — в этом вся честность, вся нравственность» (И. О. Огарев). «Порядочен тот, кто свое право измеряет своим долгом» (Ж. Лакордер). «Во всем нужно держаться трех начал; истинного, честного и полезного» (Ж. Мармонтель). «Разумное и нравственное всегда совпадают» (Л. Н. Толстой). АНКЕТА-ТЕСТ «НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» 1.Вы переживаете как свою боль, горе, слезы любого человека, независимо от того, знаете его или нет? 2.Вы радуетесь успеху, удаче другого человека как своей собственной? 3.Вас не просят о помощи, но видя, что в ней нуждаются, вы оказываете ее, не ожидая ни похвал, ни благодарности? 4.Вы переживаете неудачи, неприятности других как свои собственные? 5.Если вас просят помочь, вы с готовностью приходите на помощь? 6.Вы охотно, с большим удовольствием оказываете услугу, помощь, поддержку нуждающимся? 7.Вы замечаете горе, боль другого человека и предлагаете помощь с тем, чтобы прослыть добрым человеком? 8.Обычно вы не замечаете тяжелого состояния окружающих, но если просят о помощи, вы не отказываете? 9.Вы замечаете плохое самочувствие или настроение другого человека, но оно вас не тревожит? 10.Вас просят о помощи, но вы отказываете, ссылаясь на нехватку времени, перегруженность, отсутствие средств помощи? 11.Приходилось ли вам говорить: «Так ему и надо. Он свое заслужил»? Результаты. Ответы-утверждения с 1 по 5 свидетельствуют о высоком уровне нравственной культуры; с 6 по 8 — об адаптивном уровне; с 8 по 11 — о низком уровне нравственной культуры. УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕГО Я СТЫЖУСЬ?» Что мешает человеку разумно жить? Чего вы в жизни стыдитесь? Бывает ли вам стыдно за себя? Когда? «Делающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя» (Демокрит). ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Попытайтесь составить крылатые выражения, небольшие стихи о тех недостатках и пороках, которые лишают человека разума. Например: злобность, зависть, глупость, трусость, жадность, черствость, равнодушие, лживость и т. п. Вот пример такого стихотворения. Лень — страшный грех. Она мешает жизни, бросая вызов труду. И несчастье может постигнуть тех, Кто идет у нее на поводу. Лень! Она во всем виновата. Сильная дрянь! А ты ей помогал: Чего хотел — не достигал, О чем мечтал — уже забылось, И чудо никакое не свершилось. И даже сам себя ты не понял: Все, жизнью и природой Данное, ты не внял; И по дороге жизни растерял. УПРАЖНЕНИЕ «МОИ КАЧЕСТВА КАК ЛИЧНОСТИ» Каковы ваши главные качества? Перечислите их. Про-ранжируйте (пронумеруйте) в порядке важности для вас. А каковы главные качества нравственного цельного человека? Внутренняя нравственность определяется честностью, искренностью и надежностью. Необходимо быть правдивым, быть верным данному слову и отвечать за свое поведение и свои действия. Являетесь ли вы таковыми? УПРАЖНЕНИЕ «НАЙТИ СПОСОБ» В жизни мы часто попадаем в сложные ситуации, испытываем трудности в принятии решения. Как поступить? Как найти выход из данной проблемы? Главное, необходимо усвоить: •всегда и во всем быть ответственным за самого себя; •рассмотреть варианты и способы выхода из «тупика»; •проанализировать, каков будет результат; •если результат вас устраивает, если он положительный как для вас, так и для окружающих — прекрасно! Действуйте и радуйтесь успеху. «Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет» (Демокрит). «Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей» (Аристотель). «Умение мужественно преодолевать самого себя — вот что всегда казалось мне одним из самых величайших достижений, которыми может гордиться разумный человек» (П. Бомарше). УПРАЖНЕНИЕ «ВЫБОР В СИТУАЦИИ» Часто в жизни надо сделать выбор, как поступить; иногда вы сами попадаете в скверные истории и ситуации. Как быть? Давайте попытаемся сделать выбор поведения в следующих ситуациях. Ситуация 1. Ваш братик украл книжку в детском саду. Он плачет и просит об этом никому не говорить, а книжку оставить ему. Она ему так нравится! Как вы поступите? Ситуация 2. Однажды на дискотеке друг предложил закурить или попробовать слабые наркотики. Как вы поступите? . Скажите ли родителям друга о надвигающейся опасности? Ситуация 3. Из-за вас «сорван» урок. Вы не хотели этого — так получилось: ваши вопросы часто отвлекали и раздражали учительницу. Ваших родителей вызывают в школу. Как вы поступите? Ситуация 4. Лето. Многие уехали с родителями отдыхать на море, за границу. Вашей семье это не по карману, как и многое другое. А хочется и одеться, и отдохнуть, и компьютер… Что вы сделаете? Как поступите? Какой вы выбираете? Почему? Источник: Галина Геннадьевна Скурат «Подростки. Как помочь им стать настоящими людьми» |