Занятие с подростками "Общение — это путешествие в самих себя" | Обучение и развитие детей

Занятие с подростками "Общение — это путешествие в самих себя"

На главную Коррекционная работа психолога в школе Коррекционно-развивающие занятия Занятие с подростками "Общение — это путешествие в самих себя"
Занятие с подростками "Общение — это путешествие в самих себя"
Коррекционная работа психолога в школе — Коррекционно-развивающие занятия
Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.

Д. Леббек

Общение — человеческая потребность; это взаимный обмен информацией, жизненным опытом, настроением, действием, соучастием…

Общение людей друг с другом — сложный и тонкий процесс. Как важно уметь находить общий язык! Как важно понимать друг друга!

Проверьте себя, ответив на вопросы «Сам о себе и для себя».

1.Нужно ли учиться общению? Что помогает в этом?

2.Как достичь того, чтобы тебя понимали?

3.Какие качества у людей ты ценишь в общении?

4.Что тебя разочаровывает, раздражает в общении с другими?

 

5.Ты всегда внимательно слушаешь и правильно слышишь то, что стараются до тебя донести?

6.Бывает ли тебе скучно, неинтересно во время общения? Почему?

7.Оцени себя: какой ты собеседник?

УПРАЖНЕНИЕ «СОВЕТЫ ВЕЛИКИХ»

Познакомьтесь с афоризмами, выскажите свое мнение. Полностью ли принимаете их? Что отвергаете? Почему?

«Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно» (Ф. Ларошфуко).

«Хорошо слушать и хорошо отвечать — это одно из величайших совершенств, какое только возможно в разговоре» (Ф. Ларошфуко).

«Существует только один способ стать хорошим собеседником — уметь слушать» (К. Морли). «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения», — утверждал А. Экзюпери, но эту роскошь надо беречь и ценить. В общении мы лучше узнаем самих себя и людей, с которыми живем рядом, через общение мы получаем знания об окружающем мире, усваиваем социальные, нравственные и духовные ценности общества.

Все видеть, все понять, все знать, все пережить, Все формы, все цветы вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступнями, Все воспринять и снова воплотить.

М. Волошин

«Разговор — это здание, которое строят совместными усилиями» (А. Моруа).

«Когда суть дела обдумана заранее, слова последуют без затруднения» (Гораций).

Давайте учиться общению! В этом нам помогут некоторые игры и упражнения.



УПРАЖНЕНИЕ «УЛЫБКА»

Нам приятно, когда с нами разговаривают доброжелательные и обаятельные собеседники. Им тоже это нравится. Поэтому надо приучить себя контролировать выражение своего лица, чтобы оно стало теплее и добрее. Посмотритесь в зеркало, улыбнитесь сами себе: пусть это выражение лица станет вашим обычным.

УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕДАЧА ИНИЦИАТИВЫ»

В разговоре чаще передавайте инициативу собеседнику. Пусть разговор будет про то, что хочет он, и так, как хочет он. А вы его поддерживайте. Разговор будет полезен и приятен обоим.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРИЯТНЫЙ РАЗГОВОР»

Постарайтесь любой разговор сделать приятным; сделать так, чтобы вам, собеседникам, было хорошо. Говорите о том, что вас объединяет, что вам интересно. Не позволяйте себе «выпадов», раздражительности, грубости. Чаще радуйте в разговоре друг друга.

УПРАЖНЕНИЕ «КОМПЛИМЕНТЫ И БЛАГОДАРНОСТЬ»

Используйте любую удобную возможность, чтобы сказать человеку что-то о нем и о его действиях хорошее. Все, что вам в человеке понравилось, выразите глазами, улыбкой и обязательно словами. Но не забывайте: все должно идти из сердца и от души обязательно искренне.

А теперь несколько практических занятий и игр, чтобы закрепить полученные знания.

ИГРА «ДИАЛОГ»

Определите тему для разговора. Выберите себе собеседника (мать, отец, сестра или друг). Начните разговор первым, предварительно уточнив, интересна ли будет тема, которую вы предположительно выбрали. Старайтесь пробудить интерес, исполняя роль «ведомого» в данной игре. Проанализируйте, каким вы были собеседником. Как вы исполнили свою роль? Учитесь вести диалог искренне, открыто и интересно.

ИГРА «НАБЛЮДАТЕЛЬ»

Поможет потренироваться в развитии своего умения понимать и чувствовать другого человека. Объектом наблюдения может быть один говорящий человек или двое, ведущие беседу. Постарайтесь представить чувства и мысли говорящего, обратите внимание на его мимику и движения. Попробуйте представить себя на его месте; как бы вы говорили об этом же, как вели бы себя.

ИГРА «ПОПУТЧИК»

В жизни часто приходится быть пассажиром и попутчиком кого-то. Всегда завязывается разговор. Умеете ли вы его поддержать или начать сами? Давайте этому поучимся.

1-й вариант. Мысленно представьте себя в поезде, своих соседей по купе. О чем и как вы с ними будете разговаривать?

2-й вариант. Выберите в транспорте себе «собеседника», наиболее приятного вам с первого взгляда. Попытайтесь интуитивно определить его индивидуально-психологические особенности по внешнему виду, позе, одежде. Попытайтесь с ним заговорить.

Довольны ли вы собой в общении? Что создавало неудобства и когда вы испытывали дискомфорт? Что доставило вам радость?

«Умение вести разговор — это талант» — по определению Стендаля. Какие правила надо соблюдать в общении, чтобы понять и быть понятым, чтобы испытать удовлетворение от беседы?

УПРАЖНЕНИЕ «ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ»

Познакомьтесь с ними, дополните или уточните их.

•Быть доброжелательным.

•Стараться говорить просто, ясно, логично и последовательно.

•Уважать собеседника; проявляя к нему интерес, слушая его с желанием и не перебивая.

•Смотреть в глаза собеседнику, сопереживая ему.

•Быть честным, искренним и привлекательным.

•Не спорить мысленно, а стараться понять и принять мнение собеседника.

•Не игнорировать и не отрицать чувства и мысли говорящего.

•Быть ответственным: не отвлекаться, давать понять собеседнику, что вы внимательны, уточнять и задавать вопросы.

•Следить за своей речью, тоном и жестами. Проявлять чувство юмора.

Помните: «Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть в жизни» (Цицерон).

В общении главное — услышать друг друга, обогатиться эмоциями и знаниями, открыть себя себе и себя другому человеку. Важно, чтобы сказанное было настоящим и подлинным.

«Взаимную беседу следует вести так, чтобы каждый из собеседников извлек из нее пользу, приобретая больше знаний» (Гераклит).

Источник: Галина Геннадьевна Скурат «Подростки. Как помочь им стать настоящими людьми»