Занятие с подростками "Игра — условие для саморазвития" | Обучение и развитие детей

Занятие с подростками "Игра — условие для саморазвития"

На главную Коррекционная работа психолога в школе Коррекционно-развивающие занятия Занятие с подростками "Игра — условие для саморазвития"
Занятие с подростками "Игра — условие для саморазвития"
Коррекционная работа психолога в школе — Коррекционно-развивающие занятия
В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место.

Г. Спенсер

Игра — условие и средство для саморазвития и повышения уровня самосознания. Она способствует выявлению, формированию и совершенствованию интеллектуально-творческого потенциала личности.

В свободной, комфортной и творческой обстановке происходит раскрытие себя, глубже и объемнее усваиваются принципы взаимодействия и взаимоотношения с людьми и окружающим миром; формируются общечеловеческие нормы и ценностное отношение к жизни. Игра способствует воспитанию внутренней свободы, способности к самореализации, самореабилитации и самоопределению.

«Новый мир имеет новые условия и требует новых действий. Невозможно войти в Новый Мир со старыми методами, потому так зову к перерождению сознания», — призывает Е. И. Рерих.

Природа мысли есть твоя Природа. Постигнешь мысль — себя постигнешь ты. И будешь властен над самим собой.

В. Сидоров

«Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других», — говорил М. Монтень. Давайте попытаемся это сделать.

УПРАЖНЕНИЕ «МОЕ МНЕНИЕ»

Даны афоризмы и крылатые выражения. Выскажите свое мнение относительно них.

«На земле нет ничего более достойного уважения, чем ум» (К. Гельвеций).

«Мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять» (Р. Декарт).

«Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления» (К. Боуи).

«Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р. Декарт).

«Силу уму придают упражнения, а не покой» (А. Поп).

ИГРА «ВОССТАНОВИТЕ ПОСЛОВИЦЫ»

Даны пары слов, по которым нужно отгадать пословицы. Выигрывает тот, кто быстрее других правильно напишет пословицы. Даны слова: дело — безделье; журавль — синица; руки — скуки; глаза — руки; языком — делом; свет — тьма.

Проверьте пословицы:

Маленькое дело лучше большого безделья. Не сули журавля в небе, дай синицу в руки. Не сиди сложа руки, так не будет скуки.

Глаза боятся, а руки делают.

Не спеши языком, торопись делом.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

ИГРА «С КАЖДОЙ БУКВЫ»

Дано какое-либо слово. Вспомните и напишите как можно больше слов-характеристик, начинающихся на букву, из которой состоит это слово. Например:

У — умный, …

Ч — честный, …

Е — естественный, …

Н — надежный, …

И — искренний, …

К — коммуникативный, …

Самостоятельно придумайте слова к данным: родители, друг, отец.

ИГРА «ВОССТАНОВИТЕ СЛОВО»

Что мы ценим больше всего в отношениях людей? Об этом можно узнать, поставив буквы на место в данных словах:

СТОНЬЧЕСТ (честность)

ЕВИРЕДО (доверие)

ЧИТКТАНОСТЬ (тактичность)

А что вы еще цените в людях? Продолжите игру самостоятельно, преобразовывая нужные слова-ответы.

ИГРА-ПРАКТИКУМ «МОЯ ВИЗИТКА»

Составьте интересный рассказ о себе, используя крылатые выражения, девизы жизни, стихотворения, рисунки и т. п.

Максимально проявите свои творческие способности, ведь вы представляете себя.

Вечером (если захотите) познакомьте своих близких с «визиткой». Какова их реакция?..

«Мышление — великое достоинство», — утверждал Гераклит, но его важно и необходимо развивать; в этом тоже помогают игры и упражнения.

ИГРА «ТРИ СЛОВА»

Даны слова, не связанные между собой по смыслу. Необходимо составить как можно больше предложений, обязательно включающих все три слова сразу, при этом их можно изменять по падежам и дополнять другими словами.

1-я группа слов: очки, сумка, велосипед.

2-я группа слов: озеро, книга, солнце.

3-я группа слов: мяч, небо, цветок.

ИГРА «ПОИСК ОБЩЕГО»

Даются два произвольных слова. Необходимо назвать как можно больше общих для них признаков. Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих признаков.

Даны пары слов: «тарелка — лодка»; «дерево — дом»; «солнце — человек».

ИГРА «ЛИШНЕЕ СЛОВО»

Предлагаются слова, выбранные наугад. Необходимо найти «лишнее» слово, которое не имеет общих признаков с другими словами или этих признаков меньше.

Даны слова:

1.Вода, ветер, стекло.

2.Стул, пень, квартира.

3.Машина, лошадь, заяц.

ИГРА «ШАРАДЫ»

Шарада — это интересная познавательная игра. Сначала необходимо отгадать части слова, из которых складывается целое. Например:

1. Начало деревом зовется,

Конец — читатели мои.

Здесь в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они. (БУК-ВЫ)

2. Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в котле кипит вода.

Местоимение — слог второй,

А в целом — школьный столик твой.

(ПАР-ТЫ)

Составьте самостоятельно шарады, используя слова: ЗА-ПЯТА-Я, ДОК-ЛАД, КОН-ТУР, У-РОК, ВОЗ-ДУХ.

Загадки, кроссворды, головоломки способствуют развитию смекалки, сообразительности, находчивости, остроумия.

Источник: Галина Геннадьевна Скурат «Подростки. Как помочь им стать настоящими людьми»