Взаимосвязь выраженности творческих качеств родителей и стилем воспитания детей
На главную Коррекционная работа психолога в школе Работа с семьей Взаимосвязь выраженности творческих качеств родителей и стилем воспитания детей
Взаимосвязь выраженности творческих качеств родителей и стилем воспитания детей |
Коррекционная работа психолога в школе — Работа с семьей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экспериментальное исследование: «Взаимосвязь выраженности творческих качеств родителей и стилем воспитания детей» Актуальность исследования взаимосвязи между творческими качествами родителей и стилем воспитания ребёнка связана с семейным фактором в формировании будущей личности человека. Как известно данный фактор является одной из основ для дальнейшего построения личности ребёнка, и воспитание здесь играет не последнюю роль. Формирования определённой стратегии или стиля воспитания зависит так же от многих факторов, в данном исследовании выделяется такой фактор, как творческие способности родителей. Креативность, уровень воображения, эмпатия – всё это немаловажные компоненты личности родителя, которые оказывают значимое влияние на формирующуюся личность ребёнка. В некоторых случаях, родителя даже имея перечисленные качества, не подозревают, в какой степени они влияют на воспитания их ребёнка. Таким образом, проблемой данного исследования является вопрос: существует ли взаимосвязь между выраженностью творческих качеств родителей и стилем воспитания ребёнка. Объект: стиль воспитания Предмет: та или иная степень выраженности творческих качеств родителей Концептуальное основание: В ходе данного исследования мы опирались на работы В. К. Шабельникова, Д. Б. Богоявленской, А. Адлера, Д.Д. Баумринд. Исследованием детско-родительских отношений в отечественной психологии занимались ученые Выготский Л.С., Божович. Кроме того, теоретической базой работы послужили положения о природе и сущности творческих способностей, художественных творческих способностей, изложенные в трудах Д. Б. Богоявленской, JI. С. Выготского, С. JI. Рубинштейна, В. К. Шабельникова. Цель: установить наличие взаимосвязи степени выраженности творческих качеств и стилем воспитания Задачи: 1) выявить стиль воспитания; 2) выявить степень выраженности творческих качеств родителей; 3) установить взаимосвязь степени выраженности творческих качеств и стилем воспитания. Концептуальная модель: Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Немаловажную роль в таком вопросе, как стиль воспитания, играет личность родителя. В данном исследовании личность родителя будет рассматриваться со стороны его творческих способностей, которые так же играют немаловажную роль в воспитании ребёнка. Во-первых, что же такое воспитание? Воспитание — это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника (-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развитие их индивидуальности, самоактуализация личности. (Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.) Во-вторых, надо разобраться, что же такое стиль воспитания. Впервые проблема стилей родительского воспитания была исследована А. Адлером (1932). А. Адлер описывал неблагоприятные ситуации детства, связанные с родительским воспитанием, на основе которых ребенок формирует ошибочные представления о жизни. Многие исследования посвящены вопросу детерминирования выбора родителем стиля отношения к ребенку (Адлер А., Варга А.Я., Боулби Д., Шефер И.). А.Я. Варга (1986) в качестве детерминант родительского отношения к ребенку наряду с клинико- психологическими особенностями ребенка, социкультурными и семейными традициями, этологическим фактором раннего контакта ребенка с матерью, особенностями общения взрослых членов семьи выделяет особенности личности родителя. То, что за определенным родительским отношением стоят определенные черты личности родителя утверждает и Шефер И.С.(1959). Исследовательница Д. Баумринд, изучавшая в начале шестидесятых годов ХХ века различные стили воспитания, пришла к выводу, что они различаются по четырем параметрам: проявление родительской теплоты, стратегия создания и поддержания дисциплины, способ общения и ожидания, возлагаемые на ребенка. Она выделила три стиля воспитания: авторитарный, либеральный и авторитетный. Авторитарные родители Авторитарному (диктаторскому) стилю воспитания недостает теплоты, для него характерна строгая дисциплина, общение в режиме «родитель — ребенок» превалирует над общением «ребенок-родитель», ожидания таких родителей в отношении их детей весьма велики. Авторитарные родители, как правило, мало демонстрируют свою любовь и “кажется, что они несколько отстранены от своих детей” (Бергер, 2001:283). Родители отдают инструкции и приказы, при этом, не обращая внимания на мнение детей и не признавая возможности компромисса. В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются. Считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается — часто физически. Либеральные родители Для либерального (свободного) стиля характерны теплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина, общение “ребенок-родитель” превалирует над отношениями “родитель — ребенок”, а также либеральные родители не возлагают на своих детей больших ожиданий. Либеральные родители заботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с детьми. Больше всего они беспокоятся о том, чтобы дать детям возможность выразить себя, творческие стороны своей личности и индивидуальность, и сделать их счастливыми. Они верят, что именно это научит их отличать «правильное» от «неправильного». Либеральным родителям сложно установить четкие границы допустимого поведения для своих детей, они непоследовательны и часто поощряют раскованное поведение. Если определенные правила или стандарты и существуют в семье, то детей не заставляют следовать им в полной мере. Либеральные родители иногда как будто принимают приказы и инструкции со стороны своих детей, они пассивны и наделяют детей большим влиянием в семье. Такие родители не возлагают на своих отпрысков больших надежд, дисциплина в их семьях минимальна, и они не чувствуют большой ответственности за судьбу детей. Авторитетные родители Для авторитетного стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Этот стиль наиболее распространен на Западе. Авторитетные родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям. В отличие от либеральных родителей, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы. Авторитетные родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей при необходимости подчиняться правилам определенной группы. Они требуют от детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении и контролируют их выполнение. “Семейные правила скорее демократические, чем диктаторские”. Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу. Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования. У детей есть альтернатива, их поощряют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. В результате такие дети верят в себя и в возможность выполнения взятых ими обязательств. Личностные особенности родителей оказывают существенное влияние на характер их отношения к ребенку. Ярким примером, подтверждающим это положение, является концепция шизофреногенной матери (Фромм – Райхманн, 1948). Так как такие явления, как уровень эмпатии, тип мышления, уровень воображения и т.д. по сути являются личностными характеристиками родителей, то они имеют большую значимость в формировании стиля воспитания ребёнка. На рисунке 1 представлена визуальная концептуальная модель данного исследования. рабочие гипотезы: — ярко выраженные творческие качества = попустительский/авторитетный стиль воспитания; — средне выраженные творческие качества = демократический(либеральный) стиль воспитания; — слабо выраженные творческие качества = авторитарный стиль воспитания; центральная гипотеза: степень выраженности творческих качеств родителей оказывает влияние на стиль воспитания ребёнка Группирующая переменная: стиль воспитания Зависимая переменная: наличие творческих качеств у родителей (разной степени выраженности) Способы контроля: измерение Методы исследования: Для работы с детьми используется беседа и наблюдение с целью получить обратную связь от детей о семейном стиле воспитания и общей атмосфере в семье используется методика «Кинестетический рисунок семьи» Р.Бернса и С.Кауфмана . Для работы с родителями используются следующие методики:
Экспериментальный план исследования: в качестве экспериментального плана исследования был выбран корелляционный план для двух, в данном случае для трёх, выборок. Данный план был выбран потому как, мы пытаемся установть сходства или различия в стиле воспитания у 3-х групп родителей по степени выраженности их творческих качеств. Описание выборки и стратегии формирования: Выборки формировались при помощи стратегии рандомизации, точнее стратометрического отбора, по следующим признакам: В исследовании принимали участия полные семьи, с одним поколением родителей, возраст которых варьировался от 23 до 45 лет. В исследовании приняли участие 10 семей, в них 10 мужчин и 10 женщин. Результаты и их интерпретация: Независимая переменная представлена в номинальной шкале измерения, зависимая переменная же представлена в ранговой шкале в 3-х градациях: высокая степень выраженности творческих качеств, средняя степень выраженности и низкая. Обработка данных осуществлялась с помощью методов математической статистики, точнее при обработке количественных данных был использован критерий Крускала-Уоллеса, а для обработки результатов проективных методик использовался хи-квадрат Пирсона. Результаты представлены в таблице №1. Обобщённая таблица эмпирических данных Табл. 1
Между стилем воспитания и таким фактором, как уровень воображения различий не обнаружено (0,8283), т.к. суммарная область наложения не достигает критического уровня. Данные представлены на рисунке №2 Анализируя тип мышления среди выборок, мы получили, что в группе родителей с авторитетным стилем воспитания преобладает наглядно-образный тип мышления, на втором месте творческий тип. В группе родителей с авторитарным стилем воспитания преобладает так же наглядно образный тип мышления, так же в равной степени между собой присутствуют предметно-действенный тип мышления и творческий. В группе же родителей с либеральным стилем воспитания не выявлено преобладающего типа мышления, в равной степени в группе присутствуют словесно-логический и наглядно-образный типы мышления. Различий между стилем воспитания и типом мышления так же не обнаружено (7,4478). Данные представлены на рисунке №3. Выводы:
1.Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1994. 2.А.Адлер Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека 3.Д. Баумринд «Стили семейного воспитания» 4.Боуен М. Теория семейных систем М. // Вопросы психологии.- 1991.- №6. 5.Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995. 6.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Академия, М., 2002. 7.Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001. 8.Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т.4. 9.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.- СПб.: Питер, 2001. 10.Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии.- 1991. -№1. 11.Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект 12.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие 13.. —— М.: Педагогическое общество России, 2002 14.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства.- М.: Изд-во института психотерапии, 2003 15.Петрова Е.Ю. Для чего дети «едят» своих родителей, а родители «едят» своих детей // Журнал практического психолога.- 1997.- №1. 16.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии (2003) 17.Шабельников В.К. Семья в геополитическом конфликте 21 века // «Семья в России», изд. ГосНИИ Семьи и воспитания. М., 2002, № 3 Подготовила: студентка 3 курса ф-та клин.псих. 2 группы Переверзева А.С. Научные руководители: Т.Д.Василенко, А.В.Селин. КУРСК 2012 |