Взаимосвязь выраженности творческих качеств родителей и стилем воспитания детей | Обучение и развитие детей

Взаимосвязь выраженности творческих качеств родителей и стилем воспитания детей

На главную Коррекционная работа психолога в школе Работа с семьей Взаимосвязь выраженности творческих качеств родителей и стилем воспитания детей
Взаимосвязь выраженности творческих качеств родителей и стилем воспитания детей
Коррекционная работа психолога в школе — Работа с семьей
Экспериментальное исследование: «Взаимосвязь выраженности творческих качеств родителей и стилем воспитания детей»

Актуальность исследования взаимосвязи между творческими качествами родителей и стилем воспитания ребёнка связана с семейным фактором в формировании будущей личности человека. Как известно данный фактор является одной из основ для дальнейшего построения личности ребёнка, и воспитание здесь играет не последнюю роль. Формирования определённой стратегии или стиля воспитания зависит так же от многих факторов, в данном исследовании выделяется такой фактор, как творческие способности родителей. Креативность, уровень воображения, эмпатия – всё это немаловажные компоненты личности родителя, которые оказывают значимое влияние на формирующуюся личность ребёнка. В некоторых случаях, родителя даже имея перечисленные качества, не подозревают, в какой степени они влияют на воспитания их ребёнка.

Таким образом, проблемой данного исследования является вопрос: существует ли взаимосвязь между выраженностью творческих качеств родителей и стилем воспитания ребёнка.

Объект: стиль воспитания

Предмет: та или иная степень выраженности творческих качеств родителей

Концептуальное основание: В ходе данного исследования мы опирались на  работы В. К. Шабельникова, Д. Б. Богоявленской, А. Адлера, Д.Д. Баумринд. Исследованием детско-родительских отношений в отечественной психологии занимались ученые  Выготский Л.С., Божович. Кроме того, теоретической базой работы послужили положения о природе и сущности творческих способностей, художественных творческих способностей, изложенные в трудах Д. Б. Богоявленской, JI. С. Выготского, С. JI. Рубинштейна, В. К. Шабельникова.

Цель: установить наличие взаимосвязи степени выраженности творческих качеств и стилем воспитания

Задачи: 1) выявить стиль воспитания;

2) выявить степень выраженности творческих качеств родителей;

3) установить взаимосвязь степени выраженности творческих качеств и стилем воспитания.

Концептуальная модель:

Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Немаловажную роль в таком вопросе, как стиль воспитания, играет личность родителя. В данном исследовании личность родителя будет рассматриваться со стороны его творческих способностей, которые так же играют немаловажную роль в воспитании ребёнка.

Во-первых, что же такое воспитание? Воспитание — это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника (-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развитие их индивидуальности, самоактуализация личности. (Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.)

Во-вторых, надо разобраться, что же такое стиль воспитания.

Впервые проблема стилей родительского воспитания была  исследована  А. Адлером  (1932).  А.  Адлер  описывал  неблагоприятные   ситуации   детства,

связанные с родительским воспитанием, на основе  которых  ребенок  формирует ошибочные представления  о  жизни.

Многие  исследования   посвящены   вопросу   детерминирования   выбора родителем стиля отношения к ребенку (Адлер А., Варга А.Я., Боулби Д.,  Шефер

И.). А.Я. Варга (1986) в  качестве  детерминант  родительского  отношения  к ребенку  наряду   с   клинико-   психологическими   особенностями   ребенка, социкультурными  и  семейными  традициями,  этологическим  фактором  раннего контакта ребенка с матерью,  особенностями  общения  взрослых  членов  семьи выделяет особенности личности родителя.

То, что за определенным  родительским  отношением  стоят  определенные черты личности родителя утверждает и Шефер И.С.(1959). 

Исследовательница Д. Баумринд, изучавшая в начале шестидесятых годов ХХ века различные стили воспитания, пришла к выводу, что они различаются по четырем параметрам: проявление родительской теплоты, стратегия создания и поддержания дисциплины, способ общения и ожидания, возлагаемые на ребенка. Она выделила три стиля воспитания: авторитарный, либеральный и авторитетный.

Авторитарные родители

Авторитарному (диктаторскому) стилю воспитания недостает теплоты, для него характерна строгая дисциплина, общение в режиме «родитель — ребенок» превалирует над общением «ребенок-родитель», ожидания таких родителей в отношении их детей весьма велики. Авторитарные родители, как правило, мало демонстрируют свою любовь и “кажется, что они несколько отстранены от своих детей” (Бергер, 2001:283). Родители отдают инструкции и приказы, при этом, не обращая внимания на мнение детей и не признавая возможности компромисса. В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются. Считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается — часто физически.

Либеральные родители

Для либерального (свободного) стиля характерны теплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина, общение “ребенок-родитель” превалирует над отношениями “родитель — ребенок”, а также либеральные родители не возлагают на своих детей больших ожиданий.

Либеральные родители заботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с детьми. Больше всего они беспокоятся о том, чтобы дать детям возможность выразить себя, творческие стороны своей личности и индивидуальность, и сделать их счастливыми. Они верят, что именно это научит их отличать «правильное» от «неправильного». Либеральным родителям сложно установить четкие границы допустимого поведения для своих детей, они непоследовательны и часто поощряют раскованное поведение. Если определенные правила или стандарты и существуют в семье, то детей не заставляют следовать им в полной мере. Либеральные родители иногда как будто принимают приказы и инструкции со стороны своих детей, они пассивны и наделяют детей большим влиянием в семье. Такие родители не возлагают на своих отпрысков больших надежд, дисциплина в их семьях минимальна, и они не чувствуют большой ответственности за судьбу детей.

Авторитетные родители

Для авторитетного стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Этот стиль наиболее распространен на Западе. Авторитетные родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям. В отличие от либеральных родителей, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы.

Авторитетные родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей при необходимости подчиняться правилам определенной группы. Они требуют от детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении и контролируют их выполнение. “Семейные правила скорее демократические, чем диктаторские”. Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу. Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования.

У детей есть альтернатива, их поощряют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. В результате такие дети верят в себя и в возможность выполнения взятых ими обязательств.

Личностные особенности родителей  оказывают  существенное  влияние  на

характер  их  отношения  к  ребенку.  Ярким  примером,  подтверждающим   это

положение,  является концепция шизофреногенной  матери  (Фромм  –  Райхманн,

1948).

Так как такие явления, как уровень эмпатии, тип мышления, уровень воображения и т.д. по сути являются личностными характеристиками родителей, то они имеют большую значимость в формировании стиля воспитания ребёнка.

На рисунке 1 представлена визуальная концептуальная модель данного исследования.

 

Гипотеза:

рабочие гипотезы:

— ярко выраженные творческие качества = попустительский/авторитетный  стиль воспитания;         

— средне выраженные творческие качества = демократический(либеральный) стиль воспитания;

— слабо выраженные творческие качества = авторитарный стиль воспитания;

центральная гипотеза:

степень выраженности творческих качеств родителей оказывает влияние на стиль воспитания ребёнка

Группирующая переменная: стиль воспитания

Зависимая переменная: наличие творческих качеств у родителей (разной степени выраженности)

Способы контроля: измерение

Методы исследования:

Для работы с детьми используется беседа и наблюдение с целью получить обратную связь от детей о семейном стиле воспитания и общей атмосфере в семье используется методика «Кинестетический рисунок семьи» Р.Бернса и С.Кауфмана .

Для работы с родителями используются следующие методики:

  1. «Тип мышления» опросник Бруннера, с целью выявить тип мышления родителя, так он является индивидуальной особенностью влияющий на творческие компоненты деятельности;
  2. Стратегии семейного воспитания, опросник С.Степанова, выявления семейного стиля воспитания;
  3. «Методика исследования индивидуальных особенностей воображения» Валерий Павлович Соломин, Леонид Александрович Михайлов, Татьяна Владимировна Маликова, Олег Вячеславович Шатровой.
Полнотекстовой вариант методик расположен в приложении №1

Экспериментальный план исследования: в качестве экспериментального плана исследования был выбран корелляционный план для двух, в данном случае для трёх, выборок. Данный план был выбран потому как, мы пытаемся установть сходства или различия в стиле воспитания у 3-х групп родителей по степени выраженности их творческих качеств.

Описание выборки и стратегии формирования:

Выборки формировались при помощи стратегии рандомизации, точнее стратометрического отбора, по следующим признакам:

В исследовании принимали участия полные семьи, с одним поколением родителей, возраст которых варьировался от 23 до 45 лет. В исследовании приняли участие 10 семей, в них 10 мужчин и 10 женщин.

Результаты и их интерпретация:

Независимая переменная представлена в номинальной шкале измерения, зависимая переменная же представлена в ранговой шкале в 3-х градациях: высокая степень выраженности творческих качеств, средняя степень выраженности и низкая. Обработка данных осуществлялась с помощью методов математической статистики, точнее при обработке количественных данных был использован критерий Крускала-Уоллеса, а для обработки результатов проективных методик использовался хи-квадрат Пирсона. Результаты представлены в таблице №1.

Обобщённая таблица эмпирических данных

Табл. 1



Пока-затели
p-level

М группы с авторитет.стилем воспитания

М группы с авторитар. стилем воспитания

М группы с либер.стилем воспитания

СКО группы с авторит. стилем воспитания

СКО группы с авторитар. стилем воспитания

СКО группы с либерал. стилем воспитания

Ме группы с авторитет.стилем воспитания

Ме группы с авторитар. стилем воспитания

Ме группы с либер.стилем воспитания

R группы с авторитет.стилем воспитания

R группы с авторитар. стилем воспитания

R группы с либер.стилем воспитания

Уровень воображения

0,8283

2,142857

2

2,5

0,770329

0,816497

0,707107

2

2

2,5

2

2

1

Тип мышления

7,4478

























M— среднее арифметическое, plevel— уровень значимости, СКО- среднее квадратическое отклонение, R— размах выборки.

Между стилем воспитания и таким фактором, как уровень воображения различий не обнаружено (0,8283), т.к. суммарная область наложения не достигает критического уровня. Данные представлены на рисунке №2

Анализируя полученные данные, можно утверждать, что у родителей с либеральным стилем воспитания, уровень воображения выше в среднем на 0,5, чем у родителей с авторитарным стилем воспитания, и выше на 0,357143, чем у родителей с авторитетным стилем воспитания.

Анализируя тип мышления среди выборок, мы получили, что в группе родителей с авторитетным стилем воспитания преобладает наглядно-образный тип мышления, на втором месте творческий тип. В группе родителей с авторитарным стилем воспитания преобладает так же наглядно образный тип мышления, так же в равной степени между собой присутствуют предметно-действенный тип мышления и творческий. В группе же родителей с либеральным стилем воспитания не выявлено преобладающего типа мышления, в равной степени в группе присутствуют словесно-логический и наглядно-образный типы мышления.

Различий между стилем воспитания и типом мышления так же не обнаружено (7,4478). Данные представлены на рисунке №3.

Анализируя полученные результаты можно сказать, что наглядно образный тип мышления являлся преобладающим среди трёх групп, в независимость от стиля воспитания, но в группе родителей с авторитетным стилем воспитания он выражен больше. Творческий тип мышления, явно преобладает в группе родителей с авторитетным стилем воспитания, как и предполагалось в одной из рабочих гипотезе, но при этом он полностью отсутствует в группе родителей с либеральным стилем воспитания, что не подтверждает другую рабочую гипотезу.

Выводы:

  1. Различий не было обнаружено ни на одном из уровней статистической значимости, ни по одному из изучаемых признаков, что свидетельствует об отвержении первоначальной гипотезы о наличии взаимосвязи между стилем воспитания ребёнка и степенью выраженности творческих качеств родителей.
  2. Отсутствие различий вполне может свидетельствовать не о несостоятельности гипотезы, отсутствие различий может говорит о нерепрезетативности выборки и не учитывание дополнительных внутренних факторов.
Список использованной литературы:

1.Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1994.

2.А.Адлер Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека

3.Д. Баумринд «Стили семейного воспитания»

4.Боуен М. Теория семейных систем М. // Вопросы психологии.- 1991.- №6.

5.Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.

6.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Академия, М., 2002.

7.Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.

8.Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т.4.

9.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.- СПб.: Питер, 2001.

10.Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии.- 1991. -№1.

11.Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект

12.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие

13.. —— М.: Педагогическое общество России, 2002

14.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства.- М.: Изд-во института психотерапии, 2003

15.Петрова Е.Ю. Для чего дети «едят» своих родителей, а родители «едят» своих детей // Журнал практического психолога.- 1997.- №1.

16.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии (2003)

17.Шабельников В.К. Семья в геополитическом конфликте 21 века // «Семья в России», изд. ГосНИИ Семьи и воспитания. М., 2002, № 3

Подготовила: студентка 3 курса ф-та клин.псих. 2 группы Переверзева А.С. Научные руководители: Т.Д.Василенко, А.В.Селин. КУРСК 2012