Материалы к занятиям с элементами тренинга из цикла «Дети и родители»
На главную Коррекционная работа психолога в школе Работа с семьей Материалы к занятиям с элементами тренинга из цикла «Дети и родители»
Материалы к занятиям с элементами тренинга из цикла «Дети и родители» |
Коррекционная работа психолога в школе — Работа с семьей |
Функции занятий: 1. обучение; 2. терапия. Три блока работы с родителями: Диагностический. Может проводиться до начала групповых занятий, в процессе или по окончании занятий и включать анкетирование, рассмотрение предложенного психологом примерного списка занятий и их содержания, выявление нюансов взаимодействия в паре родитель – ребенок и т.д. Периодичность занятий: примерно 1 раз / месяц. Информационный. Занятие «Родительская любовь» о принятии ребенка, о безусловной любви, а не любви за достижения, о том, что необходимо видеть в ребенке хорошее, говорить с ним тогда, когда он спокоен и способен воспринимать информацию. Развивающий. Упражнение «Язык принятия – язык непринятия». Какие действия, слова говорят ребенку о родительской любви? А о нелюбви? О принятии, например, свидетельствует выражение заинтересованности в ребенке, в его переживаниях. Необходимо оценивать не личность ребенка, а поступок: «В этот раз ты поступил плохо». Избегать фраз «ты как обычно…», «вечно ты…». Отмечать старания. Методики и тесты, используемые в группе родителей:
— встречается ли имя ребенка в сочинении (отсутствие имени может говорить о напряжении в отношениях); — в каком времени написано сочинение; — методы воспитания в семье; — насколько часто встречается местоимение «мы»; — семейные ценности; — важность для родителей школьных достижений ребенка; — родительские ожидания; — родительский запрос; — любимые занятия членов семьи, любимые совместные занятия, способы проведения досуга; — сочинение – крик о помощи; * слишком большое сочинение часто запутано, не структурировано, что может свидетельствовать о неспособности разобраться в ситуации самостоятельно, о состоянии тревоги, аффекта. Поэтому важно перед написанием сочинения поработать с состоянием родителя. * Хорошо, когда в сочинении есть описание прошлого, настоящего и будущего ребенка. 4. Проективное интервью «Волшебный мир». Назначение: позволяет легче установить контакт с ребенком, выявить очаги напряжения и наметить дальнейшую работу с ним. Материалы для пары родитель – ребенок: 1 фломастер, 1 лист бумаги. Инструкция: «Нарисуйте на выбор дом, выходной день или что-то другое». Интерпретируемые признаки: кто рисует, кто инструктирует, как выполняют, сходятся ли во мнениях, спокойно обсуждают или конфликтуют, что получилось в итоге. 5. Упражнение для пары родитель — ребенок или супружеской пары Инструкция: «Вы должны будете по очереди произносить фразы и заканчивать их. Если один начинает фразу – другой ее заканчивает и наоборот». Мне нравится, когда… Я расстраиваюсь, когда… Я злюсь, когда… Я благодарен(а), когда… Мы могли бы по-другому, например… Другие возможные темы занятий: «Наказание и поощрение как методы воспитания», «Правила, которые нужно учитывать, наказывая детей», «Что такое конфликт?».
Развивающая часть: придумать для своего ребенка список поощрений. Занятие «Играем вместе с детьми»
|