Воспитание детей национальной культуре через марийские национальные танцы
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Толстова Валентина Александровна
К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах. Присоединяясь к высказыванию великого педагога, мне хочется добавить, что нельзя воспитать в человеке уважительного отношения к другим языкам и культуре, если для него родной язык и культура республики, в которой он проживает – белое пятно. Любовь к родному надо прививать с младшего школьного возраста, и начинать эту работу нужно как можно раньше. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. К сожалению, нынешняя действительность такова, что большинство детей марийской национальности не только не знают культурного наследия своего народа, его художественных и музыкальных произведений, но и не могут свободно говорить на марийском языке. Таким образом, происходит постепенное утрачивание некоторых обрядов марийской культуры. Мы живём в Республике Марий Эл, где культура и обычаи марийского народа богаты. До нас дошли насыщенная своей оригинальностью не только вышивка, но и танцы. Изучение марийского танца имеет большое значение не только для специалистов любого жанра, будь он хореограф или хормейстер, музыкант или фольклорист, но и для учащихся. Самобытность народных традиций и изящество танцев народ мари сохранил и донес до наших дней в своих сказках и легендах, танцах и песнях, обычаях и традициях. Марийский народ, как и любой другой, танцу отводил значимое место. В танцах, как и в песнях, музыке, люди стремились отразить всю свою жизнь, мечту в светлое будущее, радость и печаль, отношение друг к другу, трудовую деятельность. В нашей школе эстетическое воспитание школьников к художественной деятельности проявляется через любовь к марийской народной культуре. В этом направлении дети владеют не только информацией по истории, культуре и быту марийского народа в соответствии со своим возрастом, но и основными элементами марийского танца, различают костюмы, орнаменты, т.к. орнаменты являются атрибутом танца народа мари, которые отличаются своей яркостью и красотой, чем сами пляски. Орнамент узоров связан с древними верованиями и магическими обрядами. Немаловажную роль играют созданные вместе со школьниками костюмы марийского народа, где они ознакомятся и обогащают свои знания с комбинациями из прямых и кривых линий, фигур в виде ромбов, квадратов, прямоугольников, крестов, с узорами, изображающих животных, птиц и растительного происхождения. В нашей школе наладилась тесная связь с родителями, которые помогают в пополнении танцевальных костюмов народа мари. Решая задачи воспитания уважительного отношения к культуре марийского народа, любви к родному краю, в текущем учебном году выделены часы на проведение урока ритмики, где с учащимися знакомимся с основными элементами марийского танца. Изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни. Через игровую деятельность легче вызвать интерес к марийской национальной культуре. Испокон веков в народных подвижных играх отражался образ жизни людей, их быт, устои. Марийские народные игры, имея многовековую историю, сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие традиции. Они обеспечивают разностороннее развитие детей, а также способствуют формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве. Использовать марийские подвижные игры можно на занятиях, развлечениях и праздниках. Они дают положительные результаты, доставят детям удовольствие и радость. Наряду с учебным процессом важной является организация и проведение мероприятий различной направленности. Это способствует созданию благоприятной среды общения и привлечению внимания всего коллектива к вопросам изучения марийской культуры. Через совместные внеклассные мероприятия формируются познавательные интересы детей, развивается творчество, повышается их общеобразовательный уровень и высокий процент удовлетворенности обучающихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы. Совместно каждый год с учителями марийского языка и литературы мы проводим различные мероприятия, связанные с национальной культурой. В день празднования Республики Марий Эл в текущем учебном году каждый класс готовил танцы народа мари. В проведении Марий Тиште кече учащиеся подготовили музыкальную композицию, где показали прелесть танца башкирских мари. На внеурочном занятии мной также проведен конкурс национальных танцев районов Республики Марий Эл, где учащиеся показали свои знания и мастерство, полученные на уроке ритмики. Таким образом, танцы народа мари выступают как средство для развития творческих способностей, внутренней культуры человека, массового общения людей, дают возможность глубже ознакомиться с обычаями и традициями, содержательно провести время, познакомиться, подружиться, т.е. имеют ни с чем несравнимое социальное значение. Также в школах, в которых обучают танцам, решаются важные художественные и воспитательные задачи, развивают художественные способности учащихся, прививают любовь к национальному танцу. Литература:
1. Школа марийского танца /Т.Дмитриева// Йошкар-Ола: Мин-во культуры, печати и по делам национальности РМЭ. РЦНТ, 2005. 2. Использование марийских подвижных игр в воспитательно-оздоровительной работе детского сада/ Г.Васеева/. Йошкар-Ола, 1997. 3. Ознакомление дошкольников с марийским орнаментальным искусством: Методическое пособие/Р.Лаптева/. Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «МИО», 2009. 4. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания/ М.Боголюбская/ ВНМЦ НТ и КПР, 1986. 5. Хоровод друзей/ Г.Гусев/ РНМЦ НТ и КПР, Йошкар-Ола, 1989. 6. Танцы марийского края/М.Мурашко/1995.
1. Школа марийского танца /Т.Дмитриева// Йошкар-Ола: Мин-во культуры, печати и по делам национальности РМЭ. РЦНТ, 2005. 2. Использование марийских подвижных игр в воспитательно-оздоровительной работе детского сада/ Г.Васеева/. Йошкар-Ола, 1997. 3. Ознакомление дошкольников с марийским орнаментальным искусством: Методическое пособие/Р.Лаптева/. Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «МИО», 2009. 4. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания/ М.Боголюбская/ ВНМЦ НТ и КПР, 1986. 5. Хоровод друзей/ Г.Гусев/ РНМЦ НТ и КПР, Йошкар-Ола, 1989. 6. Танцы марийского края/М.Мурашко/1995.