Урок географии в 5-м классе по теме "Вокруг света под русским флагом" | Обучение и развитие детей

Урок географии в 5-м классе по теме "Вокруг света под русским флагом"

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Есипова Татьяна Николаевна
Технологическая карта урока №20

1. Ф.И.О. учителя: Есипова Татьяна Николаевна 2. Класс: 5 3. Тема урока: Вокруг света под русским флагом. 4.Тип урока: урок формирования умений и навыков. 5. Цели урока: Деятельностная: создание условий для формирования у обучающихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. Образовательная: в результате педагогического взаимодействия, на уроке обучающиеся узнают, Мы узнаем, кто из российских мореплавателей совершил, первое кругосветное плавание, кто открыл Антарктиду, и почему российским мореплавателям удалось подойти к берегам Антарктиды, а Д. Куку – нет. 6. Задачи урока: Образовательная: Познакомить с русскими путешественниками, совершившими первое кругосветное путешествие, узнать, кто открыл Антарктиду и какие открытия были сделаны во время плаваний. Развивающая: создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, картами атласа, умения анализировать и обобщать полученные знания. Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи. Интеллектуальные: анализ, оценивание, классификация, обобщение. Информационные: умение извлекать информацию из текста учебника, применять. Организационные: умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку. Воспитательные: формирование культуры общения при работе в классе. 7. Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проблемный, наглядный: просмотр презентации;методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой. 8. Средства обучения: 1) Учебник 2) Рабочая тетрадь; 3) Оценочный лист. 4) Приложения (раздаточный материал) 9. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер. 10. Планируемые результаты обучения: Предметные: Обучающиеся смогут дать определение понятию: айсберг, расскажут и покажут на карте пути российских мореплавателей совершивших первое кругосветное плавание, смогут показать материк Антарктида. Смогут определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные: умение выделять из текста учебника основные понятия, составлять характеристику путешествия, анализ текста, географических карт; выявлять причинно-следственные связи между объектами. Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Личностные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, внимательно слушать собеседника, уважать интересы других обучающихся, корректировать  свою ошибки. Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к уроку, их приветствие.

Прозвенел для всех звонок,

Начинается урок,

Посмотрите на тетрадки,

На учебник — все в порядке?

Приветствие учителя.

2. Повторение ранее изученного материала.

Задание 1. Фронтальный опрос.

Задание 2. Дополните предложения.

Летом 1741 года из гавани только что заложенного на Камчаткепорта Петропавловск вышли два российских корабля – «Святой Пётр» под командованием В. Беринга и «Святой Павел», командиром которого был А. Чириков. Благодаря экспедиции В. Беринга и А. Чирикова были открыты северо-западная часть Северной Америки, Алеутские и Командорскиеострова.

1. Отвечают на вопросы

2. Заполняют пропуски.

Проверка взаимопроверка

«5» – 12–13

«4» – 9–11

«3» – 6–8

«2» – 5

Пропущенные слова:

1741 года, на Камчатке, Петропавловск, «Святой Петр», Витуса Беринга, «Святой Павел», Алексей Чириков. В. Беринга, А. Чирикова, северо-западная, Северной, Алеутские, Командорские.

3. Целеполагание

СЛ. 1,2,3.

Организует обсуждение в ходе, которого формулируются цели и задачи урока 

Вспоминают известные им факты (П).

Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть (Л).

Формулируют название темы урока (Р)

4. Создание проблемной ситуации

СЛ. 4

Смотрим мы на план и тему,

Формулируем проблему! (учебн. стр.89)

Почему российские мореплаватели совершили первое кругосветное плавание только через 300 лет после плавания экспедиции Ф. Магеллана?

Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

Вступая в диалог с учителем и одноклассниками выявляют противоречия – проговаривают и осознают их (К), анализируют предстоящую деятельность (Р)

Решают проблему, демонстрируя знания (П)

5. Изучение нового материала

«Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие»

СЛ. 5

Перед вами лежат таблички, которые вы заполните работая с текстом учебника:

СЛ. 6

1-я группа: Прочитайте текст на стр. 89–90 и заполните первую строку в таблице.

2-я группа: Прочитайте текст на стр. 91–93 и заполните первую строку в таблице.

Плавание

Фамилии мореплавателей

Дата плавания

Названия кораблей

Цели плавания

Итоги плавания, (что было открыто в результате плавания)

Русские кругосветки

         
Последний материк

         
 

Работа в группах

Работают с текстом учебника, заполняют таблицу и запоминают новые понятия (П),

 

 

 

 

 

 

Анализируют карты и делают выводы (Р)

Физкультминутка

СЛ. 7

Звучит песня «Про пингвинов»

– выполняют упражнения

Под песню «Про пингвинов»

6. Практикум

– Выполните задания в к/к; атлас стр. 7

Выполняют практикум, демонстрируя знания (П).

7. Повторение изученного материала.

СЛ. 8

Работают в парах, затем проверяют по слайдам СЛ. 9,10

Итог урока (рефлексия)

СЛ. 11

Предлагает вспомнить тему и цель урока.

Достигли мы цели: (да, нет)

Сможем мы теперь ответить на вопрос:

– Почему российские мореплаватели совершили первое кругосветное плавание только через 300 лет после плавания экспедиции Ф. Магеллана

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Называют тему и определяют результаты (П), отвечают на вопросы, отмечают наиболее трудные и понравившиеся эпизоды урока, отмечают успешные ответы (Л).

Домашнее

задание

СЛ. 12

Д/З § 18,

Творческие задания:

• Сообщения о русских мореплавателях.

• Кроссворд

• Синквейн со словом Антарктида:

2 прилагательных;

3 глагола;

1 предложение.

Записывают д/з

 ПРИЛОЖЕНИЯ

Оценочный лист по географии учени__ 5-го класса МБОУ «Волжская СОШ»

__________________________________________________________

Тема урока: Вокруг света под русским флагом



Задание

Критерии

Баллы

Самооценка

Оценка учителя

1

Проверка домашнего задания

Каждый верный ответ – это 1 балл.

«5» – 12–13

«4» – 9–11

«3» – 6–8

«2» – 5

 

 

 

2

Работа на уроке (максимальное количество баллов 5)

Комментарии учителя и учеников

 

 

 

3

Подведение итогов урока (максимальное количество баллов 5)

Комментарии учителя

 

 

 

4

Итого

Суммируются все баллы

 

 

 

Максимальное количество – 23 балла. Набранное количество баллов ____

21–23 баллов – «5» (85%-100)

15–20 баллов – «4» (65%-84%)

11–14 баллов – «3» (50%-64%)

0–10 баллов – «2» Итоговая отметка ____ 

Вокруг света под русским флагом

Плавание

Фамилии мореплавателей

Дата плавания

Названия кораблей

Цели плавания

Итоги плавания, т.е.  что было открыто в результате плавания

Русские кругосветки

         
Последний материк