Учебно-методическое пособие "Социальная работа" | Обучение и развитие детей

Учебно-методическое пособие "Социальная работа"

На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Учебно-методическое пособие "Социальная работа"
Учебно-методическое пособие "Социальная работа"
Лекции и практикум по психологии — Социальная психология
Индекс материала
Учебно-методическое пособие «Социальная работа»
Раздел 2. Содержание практического курса дисциплины
Раздел 4. Тексты, обязательные для самостоятельного изучения
К теме «аномальное поведение»
Все страницы
Страница 1 из 4МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА

ПОВОЛЖСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА

Учебно-методическое пособие

по дисциплине: Специальные разделы психологии

Составитель: Стрелкова Н.В.

Тольятти 2002 г

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое студентов учебно-методическое пособие поможет освоить специальные отрасли психологии, непосредственно связанные с практикой социальной работы. Они представлены в разделах, не освещенных подробно в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 3505.00 «Социальная работа», но необходимых для осуществления будущими специалистами по социальной работе своих профессиональных функций и обязанностей.

Разделы именуются модулями, которые изучаются студентами либо на лекциях, либо на семинарско-практических занятиях, либо самостоятельно.

Модуль 1. Психология развития

Модуль 2. Психология здоровья

Модуль 3. Практическая психология

Модуль 4. Психология семьи и брака

Цели преподавания этой дисциплины поставлены в соответствие с требованиями, предъявленными к профессиограмме специалиста по социальной работе, и вместе с задачами изучения имеют следующее содержание:

Цель преподавания дисциплины «Специальные разделы психологии»:

формирование представлений о системе психологических дисциплин, составляющих обеспечение социальной работой, и о совокупности феноменов, связанных с возрастом, психическим здоровьем, о возможностях изучения клиента по этим и другим параметрам и оказания ему психологической помощи в психологической диагностике, консультировании и коррекции, о психологических особенностях включения индивида в семью как общность;

расширение научного кругозора и возможностей применения дисциплинарной терминологии при анализе практической ситуации;

развитие навыков целостного исследования психологических феноменов в социальной практике; воспитание культуры научно-исследовательской деятельности будущего специалиста по социальной работе.

Задачи изучения дисциплины «Психология»:

освоение основного объема знаний по изучаемой дисциплине, теоретического и практического материала;

овладение умением анализа психологических феноменов в социальной работе на макроуровне собственно научно-психологического содержания, на мезоуровне, в контексте социальных институтов и институциональных взаимосвязей, на микроуровне практической социальной работы, развитие навыков самостоятельной интерпретации психологических данных как результатов исследований различными научными подходами;

преодоление стереотипов личного житейского опыта и его конструирование через призму научной картины социального мира.

Необходимым условием эффективной социальной работы специалиста данного профиля является обязательное использование им всего арсенала средств, методов и приемов, которые имеются в психологии и могут быть использованы для коррекции социальных проблем общества и личности.

Методическое обеспечение дисциплины «Специальные разделы психологии» включает методы и приемы социально-психологической диагностики студента, а также программу социально-психологических тренингов и деловых игр, осуществляемую преподавателем, ведущим практические занятия.

Техническое обеспечение, предлагаемого студенту дисциплинарного курса, позволяет использовать видеоматериалы технологии «Синемалогия», а также диагностические методики в компьютерном и стимульном материале.

РАЗДЕЛ 1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИИ»

Модуль 1. Введение в дисциплину

Тема 1. Введение в дисциплину «Специальные разделы психологии» Социальная работа и специальные разделы психологии. Содержание специальных разделов психологии по модулям: Модуль 1. Психология развития Модуль 2. Психология здоровья Модуль 3. Практическая психология Модуль 4. Психология семьи и брака Литература по каталогу ПТИС: 1, 7, 10, 21, 26, 28, 30, 40, 41, 43, 46, 48, 53, 56.

Модуль 2. Психология развития

Тема 2. Психическое развитие человека, его предпосылки и условия. Введение в психологию возрастного развития.

Понятие возрастной психологии и психологического возрастного развития, общее и различное в их содержании. Определение предмета возрастной психологии. Возрастное сочетание психологии и поведения индивида как предмет исследования в психологии возрастного развития. Проблемы психологии возрастного развития: проблема органической (организмической) и средовой обусловленности психического развития.

Проблема сравнительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей. Проблема соотношения задатков и способностей в развитии. Проблема сравнительного влияния на развитие революционных, эволюционных и ситуационных преобразований психики и поведения ребенка. Проблема соотношения интеллекта и личности в общем развитии человека. Комплексный характер методик, используемых в психологии возрастного развития, их происхождение из разных психологических наук. Основные отрасли психологии, вносящие вклад в методологию возрастной психологии. Теории возрастного развития, их концептуальный обзор. Проблема периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии: периодизация и социо-динамическая теория Э. Эриксона; периодизация психосексуального развития 3. Фрейда; периодизация развития нравственного сознания Кольберга; периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже; периодизация психического развития Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и т.д.

К числу периодизаций, охватывающих весь жизненный цикл человека, относится принятая на одном из симпозиумов АПН СССР в 1965 г. классификация возрастных периодов (табл.1).

Таблица 1

Возрастные периоды Мужской пол Женский пол

Новорожденные 1  10 дней

Грудной ребенок 10 дней  1 год

Раннее детство 1  2 года

Первый период детства 3  7 лет

Второй период детства 8  12 лет 8  11 лет

Подростковый возраст 13  16 лет 12  15 лет

Продолжение таблицы 1

Возрастные периоды Мужской пол Женский пол

Юношеский возраст 17 лет 21 год 16  20 лет

Средний возраст:

Первый период 22  35 лет 21  35 лет

Второй период 36  60 лет 36  55 лет

Пожилые люди 61  75 лет 56  75 лет

Старческий возраст 76  90 лет

Долгожители Старше 90 лет

Литература по каталогу ПТИС: 12, 19, 28, 29, 30, 40, 41, 42, 45, 61.

Тема 3. Общие закономерности психического развития.

Предпосылки и условия психического развития. Роль деятельности в психическом развитии. А.Н. Леонтьев и его понятия: «базисная»  «ведущая деятельность» и его характеристика; приспособление и присвоение; воспроизводящая деятельность. Обучение и психическое развитие, понятие, лежащее в основе решения этой проблемы. Понятие «зона ближнего развития» и «уровень актуального развития в теории Л.С. Выготского. Понятие «сензитивный период».

Литература по каталогу ПТИС: 28, 30.

Тема 4. Психическое развитие ребенка в период новорожденности, младенчества и раннего детства.

Период новорожденности. Кризис новорожденности. Характеристика безусловных рефлексов. Появление условных рефлексов. Характеристика условных рефлексов. Характеристика социальной адаптации. Развитие хватания и манипулирования у младенца. Характеристика ведущей деятельности младенца и ее развитие. Установление системы взаимоотношений младенца со взрослыми. Комплекс оживления. Госпитализм. Новообразования младенческого возраста. Кризис одного года. Общая характеристика развития ребенка от I до 3 лет: общая характеристика новообразований; развитие предметной деятельности как ведущей; развитие ходьбы и ее значение для психического развития; развитие речи и ее значение. Ребенок и окружающие люди. Кризис трех лет, его причины и проявления.

Литература по каталогу ПТИС: 12, 19, 28, 29, 30, 40, 41, 42, 45, 61.

Тема 5. Психологические особенности развития ребенка дошкольного возраста.

Игра  как ведущий вид деятельности дошкольника. Развитие игры в течение дошкольного детства.

Особенности предметных и сюжетных ролевых совместных игр, игр с правилами у детей данного возраста. Роли, воспроизводимые дошкольниками в сюжетно-ролевых играх в среднем и старшем дошкольном возрасте. Развитие символических игровых действий. Значение игрового сотрудничества для развития детей. Социальная ситуация развития. Развитие личности дошкольника: усвоение моральных норм, эмоционально-мотивационная регуляция поведения, формирование личностных качеств. Развитие познавательных процессов дошкольника: восприятия, понятия, внимания, воображения, мышления и речи. Важнейшие новообразования дошкольника. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе, ее виды: интеллектуальная, коммуникативная, личностная, социальная, волевая. Психодиагностика готовности ребенка к обучению через выявление зоны его потенциального развития. Кризис семи лет. Литература по каталогу ПТИС: 12, 19, 28, 29, 30, 40, 42, 45, 61.

Тема 6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.

Общая характеристика развития младшего школьника. Обучение и его психологические особенности на начальном этапе. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Познавательное и умственное развитие младшего школьника. Формирование теоретического самосознания  важнейшее новообразование этого возраста. Развитие личности младшего школьника: развитие мотивации достижения успехов, формирование самостоятельности через установление и формирование авторитета учителя и родителей, усвоение правил и норм поведения. Специфика проблем, возникающих в этом возрасте. Диагностика и коррекция личностных, социальных, познавательных нарушений в младшем школьном возрасте.

Литература по каталогу ПТИС: 12, 19, 28, 29, 30, 40, 42, 45, 61.

Тема 7. Психология подростка.

Кризис подросткового возраста и его этнология. Коррекция негативных проявлений этого кризиса. Важнейшие новообразования личности подростка: самосознание и чувство взрослости. Социальная ситуация развития на этапе первичной социализации. Сензитивность подросткового периода. Ведущая деятельность подростка. Перестройка системы ведущих видов деятельности. Система взаимоотношения подростка со взрослыми и сверстниками. Солипсизм и эгоцентризм подростка. Возникновение акцентуаций личности и возможная их коррекция. Превентивная психология и необходимость ее изучения социальным работником.

Литература по каталогу ПТИС: 12, 19, 28, 29, 30, 40, 42, 45, 61.

Тема 8. Юность и ее психологическая характеристика.

Становление личности в юношеском возрасте. Мировоззрение и нравственное самоопределение как важнейшие новообразования юношеского периода. Интеллектуальная зрелость. Оформление морально-нравственных принципов. Полоролевая дифференциация. Значение психологических новообразований юности для дальнейшей судьбы человека. Ведущая деятельность как профессиональная ориентация и помощь в ней со стороны взрослого. Интеллектуальное развитие в системе совершенствования психических процессов. Изучение особенностей юношеского возраста.

Литература по каталогу ПТИС: 12, 19, 28, 29, 30, 40, 42, 45, 61.

Тема 9. Акмеология как наука о зрелости.

Понятие «акме». Акмеология как наука о зрелости человека. Психологическая характеристика и закономерности периода взрослости как этапа завершения общесоматического развития и полового созревания, достижения оптимума в физическом развитии, наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений.

Новообразования и социальная ситуация развития человека на этапе зрелости. Анализ специальных психофизиологических и социально-психологических исследований зрелости под руководством академика Б.Г. Ананьева в СПбГУ и Институте образования взрослых РАО. Структура психофизиологического развития взрослых и ее противоречивость. Характеристика кризисов зрелости.

Литература по каталогу ПТИС: 19, 40, 41,61.

Тема 10. Геронтогенез и психологические особенности.

Периодизация геронтогенеза. Психологическая характеристика этапов геронтогенеза. Закономерности протекания различных психофизических процессов, происходящих в различных структурах человека как индивида, личности, субъекта деятельности на этапах геронтогенеза. Кризисы геронтогенеза. Исторические примеры психического долголетия человека.

Литература по каталогу ПТИС: 19, 40, 41, 61.

Модуль 3. Психология здоровья

Тема 11. Понятие о психическом здоровье.

Критерии психического здоровья. Здоровье на биологическом, психическом и социальном уровнях. Критерии психического здоровья, распределив их в соответствии с видами проявления психического (свойства, состояния, процессы). Понятие психической нормы и патологии их интерпретация в различных научных подходах. Толкование термина «психические аномалии» как психопатии, изменения личности при алкоголизме, олигофрения в степени дебильности, другие виды недостаточности интеллекта, остаточные явления черепномозговых травм и др. Модификации термина «отклоняющееся поведение» как «девиантное», «делинквентное», «асоциальное», «криминальное», «суицидальное» и т.д.

Нозоцентрический подход как присущий специалистам по аномальным и болезненным изменениям психической деятельности  психиатрам, подразумевает оценку поведения, поступков деятельности человека с позиций поиска и обнаружения отклонений от нормы, выявления симптомов болезни. Нормоцентрический подход, свойственный специалистам по «нормальной» психике  психологам, напротив, предполагает видение и оценку психической деятельности конкретного человека с позиции ее соответствия норме.

Литература по каталогу ПТИС: 7, 9, 11, 23, 24, 41, 48, 49, 58.

Дополнительная литература:

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания.  М, 1984.

2. Карвасарский БД. Неврозы.  М.: Медицина, 1980.

3. Медведев В.И. Утомление.  М., 1977.

4. Обуховский К. Психология влечений человека.  М., 1972.

5. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова.  СПб, 1998.

6. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова.  М.: «Проспект», 2000.

7. Савенко Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний.  М, 1974. С. 95112.

8. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.  М, 1983.

9. Теория и практика медицинской психологии и психотерапии / Под ред. Л.И. Вассермана, Б.Д. Карвасарского, В.Г. Мягер. СПб, 1994.

10. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы.  М.: ПедагогикаПресс, 1993.

11. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции.  М.: Наука, 1989.

Тема 12. Самоуправление и психическое здоровье. Психологические факторы долголетия.

Психическое самоуправление предполагает сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования).

Направленность как системообразующее свойство личности. Функциональная целостность систем самоуправления. Опыты по искусственному выключению поступающих к человеку информационных потоков по разным модальностям (сенсорная депривация).

Понятие «образ жизни» как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, удовлетворения материальных и духовных потребностей, нормы общения и поведения. «Здоровый образ жизни» как совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничного развития личности, методов труда и отдыха.

Литература по каталогу ПТИС: 7, 9, 11, 23, 24, 41, 48, 49, 58.

Дополнительная литература:

1. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова.  СПб, 1998.

2. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова.  М.: Проспект, 2000.

3. Савенко Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний.  М, 1974.

4. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.  М, 1983.

5. Теория и практика медицинской психологии и психотерапии / Под ред. Л.И. Вассермана, Б.Д. Карвасарского, В.Г. Мягер. СПб, 1994.

Тема 13.Защитные механизмы личности

Феномены защиты в современной научной, психологической литературе.

Основные черты защитных механизмов: а) бессознательные, б) защитные механизмы всегда искажают, фальсифицируют или подменяют реальность. Разделение понятий защитные стратегии и стратегии совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями. Основные защитные механизмы различаются по определенным параметрам: по степени обработки внутреннего конфликта, по способу искажения реальности, по степени количества энергии, затрачиваемой субъектом на поддержание того или иного механизма, по степени инфантильности (т.е. зависимости от предыдущей определенной стадий развития данного человека) и, наконец, по типу возможного душевного расстройства, возникающего вследствие прибегания к тому или иному защитному механизму.

Механизмы: вытеснение, проекции, образование реактивное (инверсия), фиксация, регрессия, интроекция (интериоризации), изоляция, отреагирование, возмещения, замещения, смещения, рационализация, фантазия.

Представления о «нормальной», развитой системе психологической защиты и оценка следующих характеристик: адекватность защиты: гибкость защиты; зрелость защиты.

Развитие защитных механизмов у детей и подростков: раннее младенчество (от рождения до одного года, по терминологии Фрейда,  оральная стадия); младенчество (12 года, по терминологии Фрейда,  анальная стадия); дошкольный возраст (26 лет, по терминологии Фрейда,  фаллическая стадия); школьный возраст (610 лет (девочки), 612 лет (мальчики), по органологии Фрейда,  латентная стадия); юность (1021 год (девушки), 1223 лет (юноши), по терминологии Фрейда,  генитальная стадия).

Литература по каталогу ПТИС: 7, 9, 11, 23, 24, 41, 48, 49, 56, 58.

Дополнительная литература:

1. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова.  СПб, 1998.

2. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова.  М, 2000.

3. Савенко Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний.  М, 1974.

4. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.  М, 1983.

5. Теория и практика медицинской психологии и психотерапии / Под ред. Л.И. Вассермана, Б.Д. Карвасарского, В.Г. Мягер.  СПб, 1994.

Тема 14. Аномальное развитие личности. Принципы диагностики.

Принципы классификации психопатии и акцентуации по их проявлениям. Невротическое развитие личности. «Патохарактерологическое развитие». Обсессивное (обсессия  навязчивость) невротическое развитие личности. Пограничные нервно-психические расстройства. Предболезненное состояние. Преневротические состояния. Невротические реакции. Начальные признаки нервно-психических заболеваний.

«Астенический (стенос  сила) синдром», «психоорганический синдром» (в структуру этого синдрома входят в той или иной степени выраженное, чаще умеренное, снижение интеллекта и памяти, а также чрезвычайная эмоциональная лабильность («недержание эмоций»), т.е. невозможность сдержать ни слезы радости даже по незначительному поводу, ни вспышки гнева; психоорганический синдром наблюдается при различных диффузных и очаговых поражениях головного мозга, т.е. при сосудистых поражениях  атеросклерозе, при аневризмах, при опухолях головного мозга.) Эффекторным выражением негативных эмоций являются: повышение артериального давления и частоты пульса; учащение дыхания; изменение секреторной и моторной активности пищеварительного тракта; изменение тонуса мочевого пузыря; напряжение скелетной мускулатуры; повышение свертываемости крови.

«Психовегетативный синдром» и психовегетативная симптоматика. Психовегетативные процессы.

Основные формы психосоматических заболеваний: Психогенная тошнота и рвота как своеобразный способ выражения эмоционального состояния.

Предупреждение психосоматических расстройств. Задачами патогенетической психотерапии являются: 1) всестороннее изучение личности больного; 2) выявление этиопатогенетических механизмов, способствующих возникновению эмоциональных расстройств; 3) достижение у больного сознания и понимания связей между особенностями личности и заболевания; 4) изменение отношения больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения. Достижение указанных целей осуществляется методами индивидуальной и групповой патогенетической психотерапии.

Литература по каталогу ПТИС: 7, 9, 11, 23, 24, 41, 48, 49, 56, 58.

Дополнительная литература:

1. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова.  СПб., 1998.

2. Психология: Учебник / Под ред. АА. Крылова.  М.: Проспект, 2000.

3. Савенко Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний.  М., 1974.

4. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.  М., 1983.

5. Теория и практика медицинской психологии и психотерапии / Под ред. Л.И. Вассермана, Б.Д. Карвасарского, В.Г. Мягер.  СПб., 1994.

Тема 15. Аномальное поведение и методы медицинской и психологической помощи.

Анализ аномального поведения в контексте исторического, нозологического (медицинского) и нормоцентрического (психологического) подходов.

Международная классификация психических расстройств, принятая в 1960 г. и базирующаяся на основе анализа возможных причин заболеваний: неврозы (вызваны внутренними психологическими конфликтами); органические психозы (вызваны органическими аномалиями нервной системы); функциональные психозы (физиологическая основа этих заболеваний неизвестна).

Единое руководство по диагностике психических нарушений (единый международный язык психиатрии) (1980), которое классифицирует психические заболевания на основе видимых проявлений аномалий поведения и выделяет две большие группы: тяжелые психические расстройства; расстройства личности (см. в текстах).

Методы медицинской и психологической помощи, соответствующие каждому подходу: Медицинский подход  биологические методы (электрошок, лоботомия или перерезка нервных пучков, связывающих лобные доли с некоторыми нервными центрами, химиотерапия как химическое воздействие, психологический подход  интрапсихическая терапия и поведенческая терапия (см. в текстах подробно).

Таблица 2 Основные направления психологической помощи

Интрапсихическая терапия Поведенческая терапия

Психоанализ (через установление глубоких эмоциональных отношений терапевта и пациента, методы интерпретации снов, свободных ассоциаций, методы ребёфинга и дианетики и др.)

Гуманистическая терапия, центрированная на клиенте (Роджерс) Гештальттерапия (Перлз) Эмотивнорациональная терапия (Эллис) Трансакционный анализ (Э. Берн) Психодрама (Морено) Социальная психотерапия и др. Оперативные методы включают процедуры формирования желательных форм поведения у детей и взрослых, или применяют метод накопления жетонов. Терапия с предъявлением модели стремится к выработке у пациента новых форм поведения путем подражания тем образцам, которые ему предлагает терапевт. Процедуры с самоконтролем рассчитаны на улучшение поведения

Литература по каталогу ПТИС: 7, 9, 11, 23, 41, 48, 49, 56, 58. Дополнительная литература:

1. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова.  СПб, 1998.

2. Психология: Учебник / Под ред. АА. Крылова.  М.: Проспект, 2000.

3. Савенко Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний.  М, 1974.

4. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.  М, 1983.

5. Теория и практика медицинской психологии и психотерапии / Под ред. Л.И. Вассермана, Б.Д. Карвасарского, В.Г. Мягер.  СПб, 1994.



Предыдущая — Следующая >>