Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках английского языка | Обучение и развитие детей

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках английского языка

Скачать Заказать печатный вариант Получить диплом

Диплом

Скачать Автор: Кетова Надежда Ивановна
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику главной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться [1]. Другими словами, учитель на своих уроках должен формировать у учащихся универсальные учебные действия. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. УУД можно сгруппировать в 4 блока (рис.) [2]:
  • регулятивные УУД;
  • личностные УУД;
  • познавательные УУД;
  • коммуникативные УУД.
Учить учиться нужно в процессе преподавания всех школьных предметов, но развитие учебных умений (УУ) на уроках иностранного языка особенно важно, что объясняется спецификой предмета: 1) Те УУ, которыми ученики овладели при изучении других предметов, не всегда могут быть перенесены на урок английского языка (АЯ) без соответствующей коррекции. Многие УУ должны быть сформированы заново. А при обучении АЯ формировать УУ как общеучебные, так и специальные приходится с нуля. 2) Овладение АЯ в школе происходит вне языковой среды, к тому же когда на одного ученика приходится в среднем одна-две минуты говорения за урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если ученик будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока и продуктивно организовывать свои занятия дома [3]. А для этого учителю необходимо правильно подобрать задания, которые нацелены на формирование УУД.     Рис. Типы универсальных учебных действий   Итак, для развития регулятивных учебных действий могут быть предложены следующие задания.   Задание № 1 «Беседа с полицейским о правилах безопасности» Возраст: 10–11 лет. Форма выполнения задания: индивидуальная работа. Цель: формирование умения контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона). Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст задания «A police officer came to Clare’s school one day. What did he tell the children about?» и предположить, о чем мог бы беседовать полицейский с ребятами в школе. После предположений учащиеся прослушивают беседу Клер с полицейским и определяют правильность их первоначального предположения о содержании беседы.   Задание № 2 «Закончи предложение» Возраст: 11–12 лет. Форма выполнения задания: индивидуальная работа. Цель: формирование умения адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в области проектной деятельности. Описание задания: учитель проводит рефлексию содержания урока. Учащиеся строят речевое высказывание по содержанию урока (заканчивают предложения), осознают личную значимость от полученного результата.
  1. The lesson was useful because…
  2. It was interesting when…
  3. I have learnt that…
  4. We do experiments and …
  5. From the text I have found the information about …
Предлагаются задания по формированию личностных учебных действий:   Задание № 1 «Правила безопасности важны для тебя?» Возраст: 10–11 лет. Форма выполнения задания: индивидуальная работа. Цель: формирование умения оценивать нормы поведения с незнакомцами, дома и в интернете; развитие способности к анализу содержания правил безопасности и необходимости их соблюдения, исходя из социальных и личностных ценностей. Описание задания: учащиеся знакомятся с правилами безопасности дома, в интернете и с незнакомцами. Далее им предлагается оценить данные правила с их точки зрения, используя клише (It is silly. – Глупо; It is important. – важно; It is fair. – справедливо).   Задание № 2 «Расскажи о своих друзьях» Возраст: 15–16 лет. Форма выполнения задания: индивидуальная. Цель: формирование личностных универсальных учебных действий, личностной рефлексии, направленной на осознание учащимися своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и оценивание уровня сформированности, активизация новой лексики в речи и деятельности учащихся умение рассказать о своих друзьях. Описание задания: предлагается составить небольшой рассказ о своих друзьях, используя следующий план:
  1. Do you have a lot of friends?
  2. Why are your friends important to you?
  3. What qualities do you look for in friends?
  4. What do you usually do with your friends?
  Задания по формированию познавательных учебных действий.   Задание № 1 «Выбор задач для достижения цели» Возраст: 12–13 лет. Форма выполнения задания: индивидуальная работа. Цель: Осуществлять выбор наиболее эффективных задач для достижения поставленной цели. Описание задания: учитель знакомит учащихся списком задач урока, предлагает выбрать из списка конкретные задачи для решения конкретной проблемы. Учащиеся выбирают и зачитывают выбранные задачи.   Задание № 2 «Автобусная остановка» Возраст: 14–15 лет. Форма выполнения задания: групповая работа. Цель: Осуществлять поиск информации; устанавливать причинно-следственные связи. Описание задания: учитель организует работу в группах по статье (учитель использует активный метод обучения «Автобусная остановка»). У каждой команды своя тема. Группам предлагается записать на отдельном плакате информацию из статьи по своей теме. Учащиеся распределяют обязанности между членами команды; анализируют и систематизируют полученную информацию по теме проекта; фиксируют полученные результаты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей «автобусной остановке». Знакомятся с имеющимися записями и дополняют их. Аналогично выполняют работу по третьему кругу.    Задания по формированию коммуникативных учебных действий.   Задание №1 «BooksorFilms Возраст: 15–16 лет. Форма выполнения задания: командная работа. Цель: Научить аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным образом; брать на себя инициативу в организации совместного действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать рабочие отношения; полно передавать необходимую информацию; учитывать разные мнения и интересы; вступать в полилог, эффективно сотрудничать. Описание задания: учащиеся делятся на 2 команды. Каждой группе предлагаются темы: 1. Reading books is better. 2. Watching films is better. Ребятам необходимо подготовить аргументы для защиты своей темы. После подготовки две группы высказывают свои мнения в защиту своей темы. Получается игра в форме мини-диспута.   Задание № 2 «Диалог» Возраст: 14–15 лет. Форма выполнения: парная. Цель: формирование навыков диалогической речи, умение эффективно сотрудничать с партнером. Описание задания: учащимся предлагается разыграть диалог. Таблица  
Card 1

Card 2

There is a new student in your class. Ask him/her:

  • his/her name
  • his/her favourite subjects
  • what he/she likes to do
Answer his/her questions.

(You begin the conversation )

You are the new student in the class. Answer your new classmate’s questions. Then ask him/her:

  • his/her name
  • his/her hobbies
  • how many lessons he/she