Типовое состояние личности в группе
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика межличностных отношений Типовое состояние личности в группе
Типовое состояние личности в группе |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика межличностных отношений |
Авторы: Э.Г.Эйдсмиллер, В.В.Юстицкий (1990) разработали данную методику для изучения типового семейного состояния. Т.В.Сенько (1994) модифицировала ее для изучения типового состояния личности в группе, вызванного характерным для данном группы межличностным взаимодействием и сформировавшимися межличностными отношениями. Контингент испытуемых: подростки, юноши, взрослые. Возможно индивидуальное и групповое обследование. Предмет диагностики: типовое состояние личности в группе Компетентность исполнителя: метод может использоваться профессиональными психологами в практической психологии, а также в научных исследованиях. Методическая разработанность: метод имеет высокие показатели надежности и валидности. Краткое описание методики. Методика состоит из трех биполярных шкал, характеризующих типовое состояние личности и данной группе, т.е. то, как она чувствует себя в ситуации взаимодействия с членами данной группы: Общая неудовлетворенность (У) «довольным — недовольным»; «радостным — огорченным»; «здоровым — больным»; «плохим — хорошим». Нервно -психическое напряжение (Н) — «напряженным — расслабленным»; «отдохнувшим — усталым»; «беззаботным — озабоченным»; «свободным — запятым». Тревожность, вызванная взаимодействием в группе (Т) «спокойным — встревоженным»; «нужным — лишним»; «смелым — робким»; «ловким — неуклюжим». Испытуемому предлагается следующая инструкция: «Мысленно вернитесь в свой класс (студенческую группу, трудовой коллектив)! Вспомните чувство, с которым Вы открываете дверь класса (аудитории, своей рабочей комнаты)! Вспомните чувство, с которым Вы дома вспоминаете школьные (студенческие, рабочие) дела и отношения с коллегами! Как Вы себя чувствуете, когда находитесь среди своих одноклассников (коллег)’.» Каким Вы себя чувствуете чашу всего? Отметьте на шкалах!» После этого он должен заполнить стандартный бланк, отмечая тот балл на биполярной шкале, который в наибольшей степени соответствует его состоянию в группе. Баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом, суммируются. Определенное состояние констатируется в том случае, если сумма оценок по четырем субшкалам превышает или равна строго определенному количеству баллов. Полученные результаты дают богатую информацию о субъективном осознании личностью межличностных отношений, себя в них, и позволяют составлять обоснованные коррекционные программы, направленные на оптимизацию межличностного взаимодействия в данной группе и созданию личностного комфорта для конкретного члена группы, испытывающего неудовлетворенность, учитывая причины дискомфорта. Проверка психометрических показателей методики проводилась на выборке старших школьников, студентов и педагогов начальной и средней школы. |