Методика определения межличностной зависимости (Тест профиля отношений) | Обучение и развитие детей

Методика определения межличностной зависимости (Тест профиля отношений)

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика межличностных отношений Методика определения межличностной зависимости (Тест профиля отношений)
Методика определения межличностной зависимости (Тест профиля отношений)
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика межличностных отношений
Объектом межличностной зависимости выступают отношения с другими людьми.

Тест профиля отношений (Relationship Profile Test) был создан Р. Борнштейном и его коллегами в 2001 г. в США (Bornstein, 2001, 2003) и был адаптирован нами в 2005 г. Методика нацелена на диагностику таких межличностных феноменов, как чрезмерная межличностная зависимость, нормативная здоровая зависимость и деструктивное отделение.

Явление межличностной зависимости является сложным и многоплановым, в связи с чем исследователи разграничивают зависимость как нормативное явление и чрезмерную зависимость, вызывающую деструктивные личностные изменения.

Чрезмерная зависимость представляет собой специфическое состояние, в основе которого лежит сильная потребность в эмоциональной близости, любви и принятии со стороны значимых других, ригидное стремление к получению помощи и поддержки на фоне постоянного ощущения себя как беспомощного и слабого независимо от конкретной ситуации. Неотъемлемыми чертами зависимой личности выступают неуверенность в себе, несамодостаточность, чувство беспомощности, тревога по поводу возможного отвержения и одиночества и др.

В отличие от чрезмерно зависимых индивидов, люди с нормативной зависимостью демонстрируют значительную гибкость в общении, способность обращаться за помощью по мере возникновения объективной необходимости, умение устанавливать долговременные эмоциональные отношения. Здоровая зависимость связана с широким спектром поведенчесих реакций, отличается адаптивностью и вариативностью. Корни здоровой зависимости — в авторитетном, последовательном и надежном стиле родительского воспитания, который формирует у ребенка чувство уверенности, безопасности, а также убеждение в том, что далеко не всегда обращение к другим за помощью является признаком слабости или собственной неуспешности.

Современные исследователи деструктивного отделения в описании данного феномена акцентируют внимание на неспособности человека развивать социальные связи, устанавливать тесные отношения привязанности. В основе деструктивного отделения лежит бессознательный страх перед близкими отношениями, которые ассоциируются с поглощением, потерей себя, растворением в другом человеке, а также ранний детский опыт, сформировавший у ребенка убеждение в преимуществе независимости и самодостаточности по сравнению с близостью и привязанностью.

Опросник состоит из 30 утверждений, которые распределяются по 3 шкалам: 1) деструктивная сверхзависимость {destructive overdependence), 2) дисфункциональное отделение {dysfunctional detachment]), 3) здоровая зависимость {healthy dependency). Все утверждения опросника являются прямыми.

Инструкция

«При чтении каждого высказывания подумайте, в какой мере оно может быть отнесено к вам. Для ответов используйте следующую шкалу:

  1. балл — совсем не характерно для меня;
  2. балла — скорее не характерно для меня;
  3. балла — не знаю;
  4. балла — скорее характерно для меня;
  5. баллов — очень сильно характерно для меня».
Текст опросника

  1. Другие люди мне кажутся более уверенными, чем я.
  2. Меня легко обидеть критикой.
  3. Необходимость отвечать за что-то заставляет меня волноваться.
4. Я чувствую себя гораздо комфортнее, когда кто-то другой берет на себя

ответственность.

  1. Другие не понимают, насколько их слова могут меня обидеть.
  2. Для меня важно, чтобы другие люди любили меня.
7. Я бы предпочел уступить и сохранить мирные отношения с партнером, чем

отстаивать свое мнение и выиграть в споре.

8. Я счастлив, когда руководит кто-то другой.

  1. Когда я спорю с кем-либо, меня волнует, что наши отношения могут надолго испортиться.
  2. Я иногда соглашаюсь с тем, во что я в действительности не верю, ради того чтобы понравиться другим.
  1. Другие люди хотят слишком многого от меня.
  2. Когда кто-то приближается ко мне слишком близко, я стремлюсь отдалиться.
  3. Время от времени мне необходимо отдаляться от всего окружающего.
  4. Я бы хотел иметь больше времени для самого себя.
15. Я предпочитаю принимать решения самостоятельно,не опираясь на мнение

других людей.

  1. Я не люблю открывать о себе слишком много частной информации.
  2. Я иногда опасаюсь мотивов других людей.
  3. Я счастлив, когда я работаю самостоятельно.
  4. Для меня очень важно быть независимым и самодостаточноым.
  5. Когда дела идут не очень хорошо, я стараюсь спрятать свои чувства и быть сильным.
  6. Я верю, что большинство людей в глубине души хорошие и имеют добрые намерения.
  7. Я способен поделиться своими сокровенными мыслями и чувствами с людьми, которых я хорошо знаю.
  8. Я спокойно себя чувствую, когда прошу у других помощь.
  9. Я не волнуюсь о том, как меня воспринимают другие люди.
  10. Я часто иду на компромиссы с людьми, которые ориентированы на сотрудничество.
  11. Мои отношения с другими именно такие, какими я и хотел бы их видеть — даже если бы я мог, я не стал бы ничего менять.
  12. Я воспринимаю себя как человека, способного хорошо справляться с разочарованиями и препятствиями.
  13. В отношениях с другими мне удобно и предлагать помощь людям, которые в ней нуждаются, и просить у других поддержку, когда я в ней нуждаюсь.
  14. Когда я ссорюсь с кем-либо, я уверен, что наши отношения восстановятся.
  15. Мне легко доверять людям.
Обработка и интерпретация результатов

Обработка результатов теста осуществляется путем суммирования баллов, данных по пунктам, относящимся к определенной шкале.

Шкала деструктивной сверхзависимости: утверждения № 1 — 10;

шкала дисфункционального отделения: утверждения № 11 — 20;

шкала здоровой зависимости: утверждения № 21 — 30.

Полученный суммарный балл представляет собой итоговый показатель по шкале, который оценивается в соответствии с тестовыми нормами. При этом тестовые нормы по шкале деструктивной сверхзависимости различаются для мужчин и для женщин, а по шкалам дисфункционального отделения и здоровой зависимости нормы единые.

Тестовые нормы оценивания выраженности деструктивной сверхзависимости, дисфункционального отделения

и здоровой зависимости

Шкалы

Уровни выраженности

 

Низкий

Средний

Высокий

Деструктивная

10-17

 

18-30

31-50

сверхзависимость

(мужчины)

 

 

 

 

Деструктивная

10-22

 

23-34

35-50

сверхзависимость

(женщины)

 

 

 

 

Дисфункциональное

10-27

 

28-37

38-50

отделение

 

 

 

 

Здоровая зависимость

10-29

30-39

40-50