Методика определения межличностной зависимости (Тест профиля отношений)
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика межличностных отношений Методика определения межличностной зависимости (Тест профиля отношений)
Методика определения межличностной зависимости (Тест профиля отношений) |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика межличностных отношений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объектом межличностной зависимости выступают отношения с другими людьми. Тест профиля отношений (Relationship Profile Test) был создан Р. Борнштейном и его коллегами в 2001 г. в США (Bornstein, 2001, 2003) и был адаптирован нами в 2005 г. Методика нацелена на диагностику таких межличностных феноменов, как чрезмерная межличностная зависимость, нормативная здоровая зависимость и деструктивное отделение. Явление межличностной зависимости является сложным и многоплановым, в связи с чем исследователи разграничивают зависимость как нормативное явление и чрезмерную зависимость, вызывающую деструктивные личностные изменения. Чрезмерная зависимость представляет собой специфическое состояние, в основе которого лежит сильная потребность в эмоциональной близости, любви и принятии со стороны значимых других, ригидное стремление к получению помощи и поддержки на фоне постоянного ощущения себя как беспомощного и слабого независимо от конкретной ситуации. Неотъемлемыми чертами зависимой личности выступают неуверенность в себе, несамодостаточность, чувство беспомощности, тревога по поводу возможного отвержения и одиночества и др. В отличие от чрезмерно зависимых индивидов, люди с нормативной зависимостью демонстрируют значительную гибкость в общении, способность обращаться за помощью по мере возникновения объективной необходимости, умение устанавливать долговременные эмоциональные отношения. Здоровая зависимость связана с широким спектром поведенчесих реакций, отличается адаптивностью и вариативностью. Корни здоровой зависимости — в авторитетном, последовательном и надежном стиле родительского воспитания, который формирует у ребенка чувство уверенности, безопасности, а также убеждение в том, что далеко не всегда обращение к другим за помощью является признаком слабости или собственной неуспешности. Современные исследователи деструктивного отделения в описании данного феномена акцентируют внимание на неспособности человека развивать социальные связи, устанавливать тесные отношения привязанности. В основе деструктивного отделения лежит бессознательный страх перед близкими отношениями, которые ассоциируются с поглощением, потерей себя, растворением в другом человеке, а также ранний детский опыт, сформировавший у ребенка убеждение в преимуществе независимости и самодостаточности по сравнению с близостью и привязанностью. Опросник состоит из 30 утверждений, которые распределяются по 3 шкалам: 1) деструктивная сверхзависимость {destructive overdependence), 2) дисфункциональное отделение {dysfunctional detachment]), 3) здоровая зависимость {healthy dependency). Все утверждения опросника являются прямыми. Инструкция «При чтении каждого высказывания подумайте, в какой мере оно может быть отнесено к вам. Для ответов используйте следующую шкалу:
ответственность.
отстаивать свое мнение и выиграть в споре. 8. Я счастлив, когда руководит кто-то другой.
других людей.
Обработка результатов теста осуществляется путем суммирования баллов, данных по пунктам, относящимся к определенной шкале. Шкала деструктивной сверхзависимости: утверждения № 1 — 10; шкала дисфункционального отделения: утверждения № 11 — 20; шкала здоровой зависимости: утверждения № 21 — 30. Полученный суммарный балл представляет собой итоговый показатель по шкале, который оценивается в соответствии с тестовыми нормами. При этом тестовые нормы по шкале деструктивной сверхзависимости различаются для мужчин и для женщин, а по шкалам дисфункционального отделения и здоровой зависимости нормы единые. Тестовые нормы оценивания выраженности деструктивной сверхзависимости, дисфункционального отделения и здоровой зависимости
|