Типичные ошибки психолога-лектора (анализ и рекомендации)
На главную Документация школьного психолога Лекционная работа психолога в школе Типичные ошибки психолога-лектора (анализ и рекомендации)
Типичные ошибки психолога-лектора (анализ и рекомендации) |
Документация школьного психолога — Лекционная работа психолога в школе |
Наблюдая за тем, в какой манере психологи обычно читают лекции в школах перед учителями, родителями и школьниками, можно выделить ряд допускаемых ими типичных ошибок, препятствующих установлению благоприятного психологического контакта лектора с аудиторией. Многие ошибки связаны с тем, что психологи переносят манеру чтения лекции из научной или студенческой сфер — в практическую, не учитывая личностных, профессиональных и возрастных особенностей. Очевидно, что стили чтения лекций перед научной или студенческой аудиторией и, например, учительской должны принципиально различаться. Каковы эти основные различия? В чем заключаются типичные ошибки психолога-лектора, если он при чтении лекции перед школьной аудиторией демонстрирует форму поведения, усвоенную им либо во время учебы в психологическом вузе, либо в период работы в академическом институте? Частое употребление сложной психологической терминологииПсихологические знания, отраженные в текстах монографий и учебников, как правило, строятся на основе применения громоздкого аппарата сложной специальной терминологии. Готовясь к лекции и просматривая профессиональную литературу, психолог не застрахован от случаев прямого переноса научной терминологии в свою лекцию.Необходимо заметить, что освоение специальной психологической терминологии — особый длительный процесс, организуемый в ходе обучения профессиональных психологов. Если психолог прибегает к употреблению специальной терминологии при чтении лекций по практической психологии в школе, он сталкивается со следующими трудностями. Значительно усложняется понимание слушателями текста лекции. Они получают впечатление, что «в психологии все очень сложно, запутанно и непонятно», начинают сомневаться в том, нужна ли психология в школе и, наконец, испытывают своеобразный «комплекс профессиональной неполноценности», так как не могут понять лектора. Многие из слушателей стесняются спросить о значении специальных терминов: ведь психолог так уверенно оперирует непонятными для них словами, для него они нечто само собой разумеющееся. Задавать же вопрос по пониманию «само собой разумеющегося» — это публично ставить себя в невыгодное положение. Школьники, например, в таких случаях просто не задают дополнительных вопросов, считая, что лекция по психологии и не должна быть понятной для них. Отсутствие вопросов по терминологии связано еще и с тем обстоятельством, что учителя и родители, естественно, часто не могут на слух уловить правильное произношение неизвестного им термина и избегают попадания в неловкую для них ситуацию, когда перед ответом на вопрос психолог поправляет их и указывает, как следует правильно произносить интересующий их термин. Кроме того, применяя психологическую терминологию, психолог рискует неоправданно увеличить время лекции, сделать ее громоздкой и трудно усваиваемой слушателями, если он старается детально разъяснять содержание каждого названного им термина. Структура лекции становится тяжеловесной, негибкой, теряет необходимую для нее «прозрачность» и в результате разрывает нить рассуждения не только для слушателей, но зачастую и для самого психолога. Профессионализм практического психолога, кроме всего прочего, заключается также в том, что он должен уметь пересказать психологические идеи простым, облегченным языком, понятным для школьных учителей, родителей и учащихся различного возраста; стараться приводить иллюстративные примеры, взятые в основном из их профессиональной деятельности или личного опыта. Для перевода психологического содержания лекции с научного языка на практический, при подготовке к выступлению следует ориентироваться на выполнение следующих рекомендаций. Подберите литературу по теме лекции. Число используемых книг не должно превышать трех-четырех. Прочитайте подобранные книги, не делая предварительных развернутых содержательных выписок, стараясь, прежде всего, «пропустить» полученную информацию через свое собственное понимание. Стремитесь выработать свою собственную позицию по теме лекции и выделить одну или максимум две центральные идеи, которые вы разделяете и хотели бы донести до своих слушателей. Отложите прочитанные книги, закройте глаза и постарайтесь представить своих слушателей: как они одеты, о чем говорят, чем интересуются. Представьте также, что вы один из слушателей. Какие у вас потребности, проблемы и заботы? Что бы вам было интересно услышать от психолога-лектора, чтобы получить, если не полностью, то хотя бы частично, ответы на свои запросы. Как бы вам хотелось, чтобы выступал психолог: в какой манере, как бы он держался перед вами? Какие вопросы вы хотели бы ему задать? А теперь откройте глаза и возьмите чистые листки бумаги. Начинайте писать план вашей лекции «своими словами»: просто, доходчиво, без употребления терминологии, ориентируясь на своих слушателей и их запросы. Демонстрация на лекции по практической психологии манеры ученого-психологаЭффект прямого переноса усвоенной формы поведения в вузе или академическом институте проявляется не только в привычном использовании психологом сложной терминологии, но и в стиле подачи материала и «образа-себя» на лекции. В научной аудитории принято, чтобы выступающий докладчик говорил в некоторой отстраненной, суховатой манере. Содержание научной лекции должно быть рационализированным, логичным, очищенным от эмоций и личных ассоциаций.Но если читать лекцию в другой аудитории, в частности в школе, такая манера выступающего будет воспринята слушателями скорее негативно, нежели позитивно. Они будут чувствовать дистанцию и оценивать лектора именно как ученого или академического сотрудника, а не как «своего», способного понять их проблемы и помочь им в их разрешении. Отсюда, разумеется, и невнимательность слушателей, и неполное понимание ими содержания лекции, и отсутствие психологического контакта между лектором и аудиторией. Для овладения различными способами подачи материала в разных аудиториях — научной, школьной или любой другой профессиональной аудитории, практический психолог может взять на вооружение следующие советы. Продумайте, на какие ваши собственные индивидуально- психологические качества, ваш собственный «природный материал» вы можете опереться при чтении лекций в школе. Вспомните, например, какая манера поведения наиболее успешна для вас при общении с друзьями или знакомыми в обычных коммуникативных ситуациях. Если вы умеете красиво и к месту приводить примеры из своей практики, воспользуйтесь этим и постарайтесь разнообразить лекцию множеством различных практических примеров, эмоционально окрашенных вашим личным участием. Если вы любитель шутки и цените умный юмор, украсьте свою лекцию несколькими шутливыми примерами «от противного» («Как надо делать, чтобы получить отрицательный результат» или, наоборот, «Как не надо делать, чтобы получить положительный результат»). Если вы человек добрый и склонный помогать людям, выберите для себя манеру доброго, заботливого друга-лектора, который стремится, прежде всего, помочь своим слушателям. В любом случае постарайтесь держаться на лекции не строго-отстраненно, а предельно естественно, примерно так, как если бы вы рассказывали психологическую лекцию своим друзьям. Если аудитория в какой-то из моментов лекции перестает вас слушать, полезно задать такие вопросы: «Вам интересно то, о чем я рассказываю?», «Вы согласны с моим мнением?», «Вы хотели бы что-то дополнить?».Такие вопросы активизируют внимание слушателей и организуют содержательный диалог между ними и лектором. Демонстрация на лекции психологического высокомерияПрофессия психолога считается одной из самых престижных и элитных в настоящее время. Многие психологи, понимая данное обстоятельство, в своем поведении и общении с работниками из других профессиональных сфер демонстрируют некоторый псхологический апломб, высокомерие.Наверное, подавая на лекции психологическую информацию в вынужденно упрощенной, популярной форме, психолог может сам относиться к такой манере не совсем уважительно («Приходится прожевывать многие простые вещи»). Осознанно или часто неосознанно в интонациях психолога-лектора сквозит некоторое пренебрежение слушателями («Это так просто, а вы не понимаете!»). Демонстрация высокомерной позиции задает между слушателями и психологом-лектором ощутимую дистанцию отчужденности и, естественно, не способствует возникновению между ними взаимопонимания и психологического контакта. Как преодолеть это довольно распространенное «профессиональное заболевание» психологов? При организации психотехнической подготовки к лекции, расположитесь удобно в кресле, закройте глаза и помедитируйте. Вспомните ваши первые месяцы учебы в вузе или на специальных психологических курсах. Все ли вам самим было понятно с самого начала? Если не все, то какие трудности вхождения в психологическую профессию вы испытывали? Какие проблемы вам пришлось разрешить при профессиональной адаптации? Какие трудности, связанные с профессией, вы испытываете в настоящее время? Какими способами вы стараетесь их преодолеть? Подумайте о том, что психология, в общем-то, действительно сложная, трудоемкая профессия. И если вы потратили годы на усвоение психологических знаний и получение профессионального опыта, вряд ли стоит ожидать от своих слушателей быстрого понимания и включения в психологическую проблематику. Кроме этого, почему вы считаете, что психология должна изначально всем нравиться? Только потому, что вы сами интересуетесь ею и избрали в качестве своей профессии? Согласитесь, этот довод неубедителен: каждому нравится что-то свое, и каждый выбирает «свою» профессию. Можно предполагать поэтому, что некоторым людям психология может быть совсем не нужна и это нормально. Ваша задача на лекции состоит только в том, чтобы попробовать заинтересовать и таких слушателей, относясь к ним с обычным человеческим уважением. Демонстрация менторской позиции (ментор (от имени персонажа «Одиссеи» Ментора – воспитателя Телемака, сына Одиссея), наставник, воспитатель)Данная ошибка характерна, главным образом, для молодых выпускников психологических вузов. Выступая перед аудиториями учителей, родителей или учащихся, они демонстрируют позицию руководителя, наставника, поучающего воспитателя. Особенно неэффективно подобное поведение в аудитории, состоящей из людей, по возрасту старше лектора. У таких слушателей, как правило, возникает чувство снисходительности к лектору, неверия или даже насмешливого иронизирования. Как избавиться от этого?При подготовке к лекции постарайтесь как можно глубже прочувствовать действительную сложность затрагиваемых вопросов. Многие из них не решаются при помощи только лишь одного разъяснения по типу «как надо делать», их решение требует длительных усилий учителей, родителей и самих учащихся. А некоторые психологические проблемы (например, неумение общаться или высокую тревожность) человек проносит с собой в течение всей жизни. Вспомните учителя, которого вы сами очень любили и уважали, когда учились в школе. Активизируйте свое ощущение авторитета этого учителя, почувствуйте благоговение и пиетет перед ним так же, как если бы вы на несколько минут стали школьником. Как бы вы построили психологическую лекцию, если бы этот учитель сидел среди ваших слушателей? Стали бы вы поучать его: «Надо делать так»? Если нет, то какую манеру чтения лекции вы бы выбрали? Подумайте о том, что рассказ «как надо делать» в принципе малоэффективен. После такой лекции слушатели расходятся и продолжают работать по-старому, ничего не меняется в их сознании. Какую манеру лекции необходимо выбрать, чтобы ваши слушатели ушли задумавшись? Как уже в течение лекции «запустить» их внутренний процесс самоанализа собственного профессионального опыта и стремления к позитивному самоизменению и развитию? Чтение лекции в описательной манереМногие психологи до последнего времени продолжают читать лекции по практической психологии в описательной манере: они рассказывают о проблеме, приводят примеры для иллюстрации своих положений, в конце лекции формулируют некоторые общие рекомендации. После такой лекции слушатели усваивают некоторые знания и информацию, но не получают главного для них — руководства к действию, т.е. технологий.Например, психолог подробно рассказывает о том, что такое эмоциональный мир ребенка, какие условия влияют на его формирование, какие существуют способы развития нормальной эмоциональности учащегося. Однако в лекции нет ни слова о том, как учителю или родителю успокоить ребенка, находящегося в состоянии аффекта, или же самому взрослому воспитателю овладеть собой в стрессовой ситуации и не впасть в аффективное состояние. Современная аудитория в школе ждет не просто популярных рассказов о психологии, она ждет конкретных, технологизированных программ психологических воздействий на ученика и взрослого для оптимизации и повышения эффективности их учебных и человеческих взаимодействий. Требование к разработкам технологизированных психологических программ отличается от описанной выше менторской позиции психолога-лектора. Основное различие состоит в том, что в первом случае психолог демонстрирует позицию, которую можно выразить формулой: «Я знаю проблемы учителей и предлагаю конкретные способы их разрешения». При этом технологизированная программа должна быть выражена в форме методики, и органично встраиваться в структуру профессиональной деятельности учителя, чтобы он мог практически пользоваться ею. Изменения, которые будет вносить учитель в такую готовую методику, могут касаться либо ее дальнейшего усовершенствования, либо ее приспособления относительно собственных индивидуально-профессиональных возможностей. Во втором случае при демонстрации менторской позиции психолога-лектора, как правило, даются рекомендации общего характера без адаптации их к профессиональной деятельности учителя. Неэффективная организация лекционного материалаДовольно часто психолог приходит на лекцию с большим количеством листов, полностью исписанных мелким почерком или напечатанных на машинке. И тогда он в буквальном смысле читает лекцию, зачитывая вслух одну страницу за другой от начала до конца. Изредка он делает небольшие паузы, чтобы найти следующую страницу, «перевести дыхание» или бросить взгляд в аудиторию.Разумеется, такая манера чтения психологической лекции абсолютно неэффективна. В лучшем случае слушатели чувствуют себя скорее присутствующими на официальном докладе, нежели на психологической лекции. Психолог закрепощен, связан своими записями. Кроме зачитывания, ему приходится еще ориентироваться в своих многочисленных листах, затрачивая дополнительное время. Результат: отсутствие психологического контакта с аудиторией, слушатели откровенно скучают и поглядывают на часы. Для того чтобы лекция была успешной, ее следует организовать психологическим способом с учетом следующих требований. Лекция требует большой затраты сил. Хороший, добросовестный лектор нервничает до начала лекции и обессилен после нее. В Королевском институте (Англия) существует хорошая традиция: лектора на 30 минут запирают в особой «комнате лектора». Традиция эта пошла с того дня, когда один лектор (английский физик Чарльз Уитсон, известный созданием телеграфного аппарата (1858)), нервничая, убежал перед самым началом лекции. С тех пор и до сего времени перед комнатой ставится охрана, конечно, не для того, чтобы помешать лектору уйти, а чтобы предотвратить чье-либо вторжение извне. Большинство лекторов ценят это свободное время, позволяющее в последний раз просмотреть материал и собраться с мыслями. Готовясь к лекции, не обязательно записывать ее текст в виде развернутых предложений на больших листах бумаги. Необходимо составить краткий план основных вопросов и отметить места, в которых вы намерены привести тот или иной конкретный пример, иллюстрацию или обратиться к анализу своего практического опыта. План лекции должен быть зафиксирован на небольших пронумерованных карточках, в которых вы хорошо ориентируетесь. Важные моменты лекции могут быть выделены ярким карандашом, чтобы без дополнительной траты времени вы смогли сделать акцент в нужном месте лекции. Опытный лектор выдерживает паузу в 5-10 секунд, чтобы «создать» аудиторию, сконцентрировать внимание слушателей. В это время устанавливается зрительный контакт с аудиторией. Пауза помогает и лектору преодолеть чрезмерное волнение – особенно начинающему, помогает уравновесить дыхание, принять удобную позу. Чтение лекции — это традиционное обозначение работы психолога по популяризации психологических знаний. Однако в реальной ситуации буквально «читать» лекцию не следует. Необходимо научиться свободно говорить с аудиторией, лишь изредка заглядывая в карточку с планом лекции. Перед аудиторией желательно стоять, а не сидеть. Во-первых, когда вы стоите, тем самым вы подчеркиваете свою активную включенность в лекционный процесс и уважение к аудитории. Во-вторых, когда вы стоите или не торопясь передвигаетесь, вас лучше слышно и лучше видно, за счет чего активизируется внимание слушателей. Необходимо стремиться держать с ними постоянный психологический контакт: смотреть им в глаза, улыбаться, задавать наводящие вопросы, выслушивать их мнения, высказывать свою точку зрения. Не следует делать лекцию слишком длинной по времени. Продолжительность лекции в целом должна составлять не более одного часа. Если слушатели часто отвлекаются, активизировать их внимание можно при помощи шутки, краткого юмористического рассказа или интересного отступления. Заканчивать лекцию необходимо конструктивно по содержанию (формулировать выводы или предлагать технологии) и положительно по эмоциональному настрою. Слушатели должны уйти от психолога заинтересованными, заинтригованными, желающими опробовать завтра же его предложения и, что немаловажно, в хорошем настроении и активном тонусе. Автор: Самоукина |