Тест цветовых отношений
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Тест цветовых отношений
Тест цветовых отношений |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тест цветовых отношений, разработанный Е.Ф. Бажиным и А.М. Эткиндом [112], может быть использован с целью изучения особенностей проявления внутриличностных противоречий на эмоциональном уровне. Методика позволяет посредством цветовых ассоциаций изучать эмоциональные отношения к значимым объектам. Согласно исследованиям Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда, если вербальная оценка отражает осознаваемый когнитивный уровень отношений, то цветовые ассоциации – неосознаваемый эмоциональный. Процедура проведения. Процедура проведения теста, в нашем случае, состоит из двух этапов. На первом этапе испытуемые подбирали по ассоциации к каждой из 17 ценностей, используемых в предыдущих исследованиях, подходящий цвет (из 8 цветов, близких к карточкам Люшера). Затем, через некоторое время, цвета ранжировались в порядке предпочтения, начиная с «самого красивого, приятного для глаз», завершая «самым некрасивым, неприятным». Интерпретация результатов. Интерпретация результатов основана на предположении о том, что, поскольку каждый цвет несёт определённую психологическую нагрузку, следовательно, связь переживаемой как внутреннее противоречие ценности с определённым цветом позволяет ответить на вопросы: о характере данного противоречия, о степени его осознанности, о позиции личности в его разрешении. Кроме того, по месту приписываемого той или иной ценности цвета в собственной цветовой раскладке испытуемого можно определить рейтинг её эмоционального предпочтения. Иными словами, данная психодиагностическая процедура позволяет изучать внутриличностные противоречия студентов не только по значениям цветов, но и по их личностному смыслу. Бланк к «Тесту цветовых отношений» Инструкция 1: Перед Вами – 8 цветов. Ниже приведен список, включающий 17 ценностей. Подберите к каждой из ценностей цвет (из числа предложенных), который, на Ваш взгляд, более всего к ней подходит, отражает её содержание. Результаты внесите в колонку «Цвет» рядом со списком ценностей (каждый цвет имеет свой номер, записанный на обороте карточки: синий – 1, зеленый – 2, красный – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7, серый – 0). Для обозначения ценности вы можете использовать любой цвет, независимо от того использовали вы его ранее или нет!
Инструкция 2: Перед Вами – 8 цветов. Расположите их в порядке предпочтения. При этом, на первом месте расположите цвет, который вам в данный момент больше всего нравится, наиболее приятен для глаз. Затем цвет, наиболее приятный из числа оставшихся. И так, далее, заканчивая цветом самым некрасивым, неприятным. Источник: Кузнецова Л.Б. Внутриличностные противоречия студентов вуза (монография) – М.: Изд-во СГУ, 2009. – 196 с. |