Тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье". Интерпретация результатов теста
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика семейных взаимоотношений Тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье". Интерпретация результатов теста
Тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье". Интерпретация результатов теста |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика семейных взаимоотношений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Относительная психологическая значимость различных членов семьи. Из чисто теоретических соображений распределение пунктов могло бы походить на гипотетическое распределение на диаграмме 1. Диаграмма 1
2. Эгоцентрические ответы. Эгоцентрические ответы содержат два элемента: любовь к себе и ненависть к себе. Оба они, однако, указывают на чрезмерную занятость собой. Основываясь на клиническом опыте, можно ожидать высокий уровень любви к себе у привилегированных детей или детей, чрезмерно идущих на поводу своих желаний; и высокий уровень ненависти к себе у отвергаемых и ненавидимых детей или детей с чувством неполноценности, вины и стыда. 3. Амбивалентность. Отношения между положительными и отрицательными исходящими чувствами и положительными и отрицательными получаемыми чувствами, высказанными ребенком, могут составить амбивалентную пропорцию. Необходимо принять, что амбивалентность в отношении существует, если положительных пунктов было направлено члену семьи не более чем в два раза больше, чем отрицательных или если количество отрицательных пунктов, направленных члену семьи, не превышает количество положительных более, чем в два раза. Те вопросы, которые выражают получаемые ребенком чувства и те, которые выражают исходящие чувства, рассматриваются независимо друг от друга. 4. Чувства, исходящие от ребенка и получаемые им. Исходящие чувства — это те чувства, источником которых является ребенок, и которые делают его любящим, амбивалентным или ненавидящим. Как правило, можно ожидать, что эти чувства будут связаны с поведением ребенка. Сдержанный ребенок, который не способен выразить свои чувства в реальной жизненной ситуации, может оказаться способным сделать это в тестовой ситуации, но он может также быть сдержанным в обеих ситуациях. Выраженные ребенком чувства зависят от его жизненного опыта и от его системы психологической защиты. Данные о полученных чувствах ставят исследователя перед двумя «реальностями» ребенка — реальностью «действительных» эмоций, направленных на ребенка и его «психической» реальностью воспринятых эмоций в соответствии с тем, каких он хотел или в каких он нуждался. Эмоции, которые дети направляют другим, тесно соотносятся с чувствами, которые, как они полагают, направляются им самим: в большинстве случаев получаемые чувства удивительно соответствуют исходящим от ребенка чувствам, как если бы у ребенка была внутренняя обсчитывающая система, которая давала на выход ровно столько, сколько получает на вход. 5. Защиты. Тестовая ситуация имеет тенденцию актуализировать систему «защиты» ребенка. Это обычные способы защиты, видоизмененные ограничениями, накладываемыми тестовым материалом. Результаты теста могут обнаружить следующие защитные механизмы: 1. Отказ. Ребенок отдает большинство положительных и отрицательных пунктов фигуре «Никто». 2. Идеализация. Ребенок отдает преимущественное количество вопросов положительного характера членам семьи, в то время как большинство отрицательных отдает фигуре «Никто». 3. Смещение. Ребенок отдает большинство пунктов периферическим членам семьи. 4. Осуществление желаний, регрессия. Эти защиты могут быть выявлены, если ребенок направляет на себя большинство вопросов, выражающих сверхпокровительственные, сверхпотакающие чувства. 5. Результаты, полученные при проведении теста в клинике, помогли обнаружить следующие виды защит:
Некоторые тестовые синдромы 1. Идеализирующая тенденция. Существует группа детей, имеющих фобии, неспокойных, робких, пассивных, заторможенных, ригидных, компульсивных и т.д., чьи внутренние страхи и деструктивные тенденции, когда они проецируются на их окружение, делают его, в самом деле, ужасным местом. Один из главных механизмов подавления их страхов—это примитивное отрицание, вследствие чего опасность отодвигается, прекращает существовать. Подобные случаи представлены в таблице, расположенной ниже. Таблица № 1 Преувеличенные положительные чувства, отрицание негативных чувств.
2. Параноидальные синдромы. Примеры такой реакции были получены только в двух случаях и приведены в таблице № 2. В обоих случаях ожидались психотические нарушения. Дети были описаны как «подозрительные» и «всегда ожидали самого худшего». У одного из них имелся страх быть похищенным. Таблица № 2 Проекция отрицательных чувств
3. Эгоцентризм. Вариант самоагрессии. Отрицательная установка по отношению к семье была обнаружена у детей, переживающих сильные чувства собственной «плохости». Они близки к группе, называемой «отрицающие». Обычно это дети, не желающие ничего, не планирующие, страдающие от своей обособленности (см. таблицу № 3). Таблица № 3 Чувство агрессии к себе
Очень положительную установку можно обнаружить у детей, которым всегда потакают, которые пользуются привилегиями и которых поощряют. Таких детей в клинике называют «сверхзащищенными». В миру их называют «баловнями». Примеры таких случаев, которые более распространены, чем вариант самоагрессии, даны в таблице № 4. Таблица № 4 Аутоэротические чувства
Д.А., младшая из четырех детей и единственная девочка в семье. Разница в возрасте между ней и предыдущим ребенком составляла 10 лет. Она была достаточно одинока, предоставлена сама себе, своим планам и мечтаниям. Примерно за 7 месяцев до обращения в клинику она вдруг пожаловалась на боли, имеющие характер колик, и на опухоль внизу живота. Тщательное исследование ничего не показало. Было высказано предположение, что опухоль была обусловлена удержанием и накапливанием продуктов выделения. Был поставлен диагноз — функциональное расстройство. Девочка была направлена на психологическое исследование. Было замечено, что девочка ходит подобно «беременной женщине» с руками сложенными на животе. Был обнаружен психосоматический фон, оказалось, что мать девочки лечилась от расстройства пищеварения невротического характера 15 лет назад и что у отца недавно открылась язва желудка. Ее тревожная озабоченная мать имела тенденцию потворствовать желаниям дочери, особенно связанным с пищей. В результате этого девочка имела причудливый вкус и гордилась своим чувствительным желудком. Результаты теста приведены в таблице № 5. Таблица № 5
Литература: Слепкова В.И., Заеко Т.А. «Методичка практикум по диагностике семейных отношений» Литература: Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 14 – 41. Слепкова В.И., Заеко Т.А. «Методичка практикум по диагностике семейных отношений» [1] [2] [3] |