Тема: Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Мартыновой Вере Аркадьевне
«Умение расширять, совершенствовать и обновлять свою эрудицию для использования её на уроках, идти в ногу со временем должно стать главным свойством учителя …» А.Б.Перкезе Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие:
Как проходит обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС.
Критерии работы в рамках ФГОС.
- изменение метода обучения ( с объяснительного на деятельностный);
- Изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).
- демонстрирует культурные образцы действий;
- инициирует пробное действие детей;
- консультирует, корректирует действия;
- ищет способы включить в работу каждого;
| Традиционное обучение | Инновационное обучение (СДП) |
| Цель обучения- усвоение знаний, умений, навыков. | Цель школьного обучения – научить учиться. |
| Изолированное от жизни изучение системы научных понятий, составляющих учебный предмет. | Включение содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач. |
| Ориентация на учебно – предметное содержание школьного предмета | Понимание учения как процесса образования и порождения смыслов. |
| Стихийная учебная деятельность | Стратегия целенаправленной организации учебной деятельности. |
| Индивидуальная форма усвоения знаний. | Признание решающей роли учебного сотрудничества и достижения целей обучения. |
| Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
| Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
| При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
| Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
| Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
| Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
| Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
| Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
| Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
| Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). |
| Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
| Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
| Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
| Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
- Цели урока с тенденцией передачи функции учителя к ученику.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивные действия (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднения).
- Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель владеет технологиями диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффектно сочетает репродуктивные и проблемные формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке вырабатываются чёткие критерии самоконтроля и самооценки.
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.
- Учитель стремится оценить реальное продвижение каждого ученика, поощрить и поддержать минимальный успех.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет, выраженную учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам общения.
- Стиль, тон отношений, задаваемых на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке осуществляет личностное воздействие «учитель — ученик» ( через отношение совместной деятельности.)
- Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению.//Серия «Новые образовательные стандарты» — М: ВИТА – ПРЕСС, 2011.
- Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе.http://festival.1september.ru/articles/527236