Технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально – опасном положении | Обучение и развитие детей

Технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально – опасном положении

На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально – опасном положении
Технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально – опасном положении
Документация школьного психолога — Документация социального педагога в школе
Основные причины, обуславливающие социально — опасное положение семьи

 



№ п/п
Причина неблагополучия

Кол-во семей

% к общему количеству

1

Злоупотребление алкоголем

4

57,2

2

Отчужденность в отношении с ребенком

3

42,9

Основные причины, обуславливающие рискованное положение семьи



№ п/п
Причина неблагополучия

Кол-во семей

% к общему количеству

1

Злоупотребление алкоголем

1

20,0

2

Длительная безработица, малообеспеченность

3

60,0

3

Попустительство в выполнении родительских функций

1

20,0

В нормальной семье ребенок получает достаточно внимания, эмоционального тепла, ласки, сравнивает себя с родителями и близкими, подражает им, учится быть взрослым.

Ребенок, имеющий пьющих родителей, идентифицирует себя с ними, ибо они значимые взрослые для него. Пребывая большую часть времени в измененном состоянии сознания (алкогольном опьянении), родитель не выполняет должным образом основные родительские обязанности. Он не удовлетворяет основные потребности ребенка в тепле, пище, лечении, должном уходе, а также и потребности в эмоциональной поддержке, внимании, любви, не оказывает помощи в учебе, преодолении трудностей, не организовывает и не контролирует досуг ребенка.

Выделяются следующие особенности детей: они берут на себя роль родителей, поэтому быстро взрослеют; повышенный уровень конфликтности детей по причине частых семейных ссор (так называемые «забияки» и «драчуны»); поведение детей непредсказуемо.

У детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходности, тоски по лучшей жизни в семье. Поэтому в школе они отличаются пассивностью, безразличием к окружающей среде. Они чаще пребывают в состоянии страха и горя, страдают заниженной самооценкой, имеют проблемы с учебой и поведением в школе, могут вести себя неадекватно. Их взаимоотношения с окружающими, как правило, также неадекватны. Переживания поверхностны, неустойчивы, недостаточно осознаются детьми. Дети не помнят о последствиях своих действий и поступков, не планируют и не прогнозируют их заранее. К подростковому возрасту у детей из алкогольной семьи нарастают признаки социальной дезадаптации.

Таким образом, физическому и психическому здоровью ребенка наносится большой вред.

Наша цель, как специалистов, сопровождающих ребенка в процессе учения, сделать все возможное для улучшения состояния ребенка, семейной ситуации, работая в сотрудничестве с родителями, с ребенком, с педагогами, с врачами (врачом общей практики, наркологом и психиатром). Помощь ребенку и семье, находящейся в социально — опасном положении — комплекс мероприятий. Психологическое воздействие направлено на все основные факторы, способствующие, поддерживающие социально-опасное положение семьи.

Основой психологической лечения и реабилитации лиц, зависимых от алкоголя, является работа с мотивацией на изменение поведения и продвижение в сторону выздоровления, а также профилактика рецидивов.

Если человек, злоупотребляющий алкоголем, не приходит к пониманию необходимости изменений своего мышления и стиля жизни, то его лечение и реабилитация не будут удачными.

Преодоление зависимости (хотя этот диагноз ставит только специалист-нарколог) — это продолжительный по времени процесс, состоящий из нескольких специфических стадий. На каждой стадии должны быть разрешены определенные задачи и развиты определенные навыки. Если человек не готов постоянно прогрессировать в этом направлении, исчерпывающим образом выполнять поставленные перед собой задачи и достигать целей, если он избегает постоянной работы в направлении изменений и не настроен эффективно преодолевать болезнь, то срыв неизбежен. И этим должен заниматься специалист-нарколог. В последние 10 лет выяснилось, что лечение пациентов, не готовых к изменению своего жизненного стиля, не дает позитивных результатов.

Наша задача – побудить родителя к изменению, т.е. подводить его к пониманию,

  • зачем ему вести здоровый образ жизни,
  • зачем ему не употреблять алкоголь,
  • зачем ему выполнять в полной мере свои родительские функции,
  • что это дает его ребенку (построение позитивного прогноза),
  • что это дает ему лично (его личный позитивный прогноз) как женщине или мужчине, как супругу, как работнику,
  • что он приобретает, живя без алкоголя,
  • что может быть, если родитель решает все оставить, как есть на данный момент (построение негативного прогноза),
  • что он теряет, злоупотребляя алкоголем,
  • как трудности ребенка связаны с данной семейной ситуацией.
Т.е. подвести его к осознанию (внутренней готовности) необходимости неупотребления алкоголя и обращением за помощью к специалисту-наркологу.

Вечер — проект для учащихся 8-11 классов: «Идеальная семья»

Цель: Актуализация позитивного образа семьи в системе ценностных ориентаций старшеклассников.

Условия проведения: просторное помещение.

Материалы: бумага, фломастеры, карандаши, билеты пяти различных цветов.

Содержание вечера.

Ведущий: Города, как и люди, рождаются, и вот в одной местности родились два красивых города. Каждый из них мог жить и своей, совершенно отдельной жизнью, но горожане быстро поняли, что некоторые связи с другими селами и городами им необходимы. И вот между ними были проложены кое-какие дороги, по ним начались случайные контакты.

  • Если я не ошибаюсь, в человеческих отношениях это уровень знакомства.
Пригляделись эти два города друг к другу и увидели, что контакты между ними очень даже перспективны: то, что в избытке здесь, крайне необходимо там, и наоборот. Города открыли друг друга, и первые же сделки обогатили обоих: вот было радости! Далее было, как всегда при освоении новых богатых территорий: много и мечтаний, и реальных проектов, расцвет рекламы, развитие представительств, торговый бум и первые быстрые капиталы. Отношения раскручиваются круто, аж голова кругом идет…

  • Между людьми – ситуация романа. «Я встретил вас… Очаровательные глазки, очаровали вы меня». В общем, без прекрасной принцессы не прожить мне и дня.
Прошло время. Два отдельных города уже хорошо узнали друг друга, наладили постоянные и выгодные торговые связи, но первоначальное воодушевление прошло: сливки уже сняты, супердивидендов уже не будет. Они рядом и нужны друг другу, но каждый из них цветет по отдельности.

  • Совместная жизнь. Роман закончился, осталось удобство и взаимная заинтересованность.
Но вот пробил час «Х», в одном из городов пришел к власти новый мэр, и возник Великий Проект: два дружественных города слить в один. А это значит очень конкретные вещи: развивать далее не две отдельные, а сделать одну общую телефонную сеть, соединить и сделать одно общее дорожно-транспортное управление, общими усилиями построить аэропорт и даже метро. Хороший проект, и мэр другого города видит, что Проект действительно обещает очень многое. И два города слились в один.

  • Итак, образовалась Семья.
Ведущий: Сейчас нам всем вместе предстоит совершить проект под названием «СЕМЬЯ». Для этого надо разбиться на группы. Принцип объединения – цвет тех самых билетиков, которые получили при входе. Каждая группа получает задание и все необходимое. Время подготовки – 25-30 минут.

Работа групп.

Представление проектов.

Ведущий: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему» — говорит она ему.

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает:

Люди женятся; гляжу,

Не женат лишь я хожу!»

— «А кого же на примете

Ты имеешь?» — «Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит». Пушкин, Сказка о Царе Салтане

Ведущий:

Главный итог нашего увлекательного действа можно выразить одной короткой фразой: «СЕМЬЯ — это мы!» От каждого зависит, какой станет семья, какие мысли и чувства в ней будут главными.

Приложение

Задание для группы № 1

Вам необходимо представить идею:

Ради чего создается СЕМЬЯ?

Какие мечты у ее основателей?

Идею можно представить:

  • в виде описания,
  • изобразить в виде действия (сценки, инсценировки),
  • живой скульптуры,
  • концертного номера,
  • нарисовать.
Задание для группы № 2

Вам необходимо представить модель идеального ДОМА СЕМЬИ.

Каким его хотелось бы видеть?

Модель можно представить:

  • в виде описания,
  • изобразить в виде действия (сценки, инсценировки),
  • живой скульптуры,
  • концертного номера,
  • нарисовать.
Задание для группы № 3

Создайте ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОЙ ЖЕНЫ.

Какими качествами должна обладать идеальная жена?

Образ можно представить:

  • в виде описания,
  • изобразить в виде действия (сценки, инсценировки),
  • живой скульптуры,
  • концертного номера,
  • нарисовать.
Задание для группы № 4

Создайте ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО МУЖА.

Какими качествами должна обладать идеальный муж?

Образ можно представить:

  • в виде описания,
  • изобразить в виде действия (сценки, инсценировки),
  • живой скульптуры,
  • концертного номера,
  • нарисовать.
Задание для группы № 5

Создайте ОБРАЗ ДУХОВНОГО МИРА СЕМЬИ.

Какие общие мысли и чувства есть у всех членов СЕМЬИ?

Что их объединяет?

Чего они хотят достичь?

Образ можно представить:

  • в виде описания,
  • изобразить в виде действия (сценки, инсценировки),
  • живой скульптуры,
  • концертного номера,
  • нарисовать.
Рекомендации классным руководителям по взаимодействию с родителями, злоупотребляющими алкоголем:

  • Обратить серьезное внимание на сотрудничество с родителями. Привлекать к участию в детско-родительских мероприятиях, встречах с педагогами.
  • Знакомить родителя с реальными проблемами ребенка, его потребностями.
  • Обсуждать пути преодоления трудностей ребенка. Выстраивать алгоритм помощи ребенку.
Можно

  • Снижать привлекательность употребления психоактивных веществ.
  • Подчеркивать личную ответственность.Ответственность — это то, что родитель не брал на себя в течение длительного времени. Все вокруг несут ответственность за его нынешнюю ситуацию.
  • Поддерживать поиск альтернативных вариантов поведения.В течение длительного времени родители не были по-настоящему озабочены поиском альтернативы своему нынешнему существованию.
Нельзя

  • Осуждать.В жизни родителя многое уже произошло до того, как мы предложили помощь. Много негативных для него событий произошло в семье, на работе, в отношениях с друзьями, в финансовой и юридической областях. Наша задача — не судить поведение родителя, а помочь вызвать изменения. Самая важная задача— избавиться от сопротивления и добиться полной откровенности со стороны родителя.
  • Обвинять.
  • Оспаривать мнение.
  • Подвергать сомнению, противостоять точке зрения родителя.
  • Вешать «ярлык».
  • Неадекватно направлять. Избыточная директивность ведет к сопротивлению. Сопротивление изменениям — нормальный человеческий феномен. Любой человек, который сталкивается с изменением привычного образа жизни без понимания появляющихся преимуществ, начинает испытывать чувство сопротивления, которое может быть открытым и скрытым.
Примеры открытого сопротивления:

— отрицание проблемы («Я – не пьяница, не алкоголик»);

— агрессивное поведение по отношению к лицу, которое объявляет о необходимости изменений.

Примеры скрытого сопротивления:

— опоздание, пропуски, беспечное отношение к профилактическим мероприятиям, приглашению в школу;

— возражения против вмешательства посторонних лиц (педагогов, администрации).

Рекомендации классным руководителям по взаимодействию с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении:

  • Изучать и использовать в работе психолого-педагогические характеристики учащихся.
  • Учитывать индивидуально-типологические особенности детей, видеть не только отталкивающие, но и привлекательные стороны характера.
  • Предупреждать конфликтогенные ситуации.
  • При возникновении сразу же вникать в любую конфликтную ситуацию, связанную с поведением ребенка, не оставлять ее на «потом».
  • Обсуждать конфликтную ситуацию наедине.
  • Давать ученику возможность проявить себя, показать свои способности в классном коллективе.
  • Использовать резервные возможности ребенка для реализации его социальных потребностей (во внимании, принятии, уважении, безопасности).
Памятка родителю о совладающем поведении

Данные меры помогут вам наладить жизнь, свободную от алкоголя:

  • Альтернативная деятельность: физические упражнения, отвлечение, расслабление, хобби, молитва.
  • Подкрепление неупотребления: чтение списка причин, по которым не следует возвращаться к употреблению, составление списка причин, по которым не следует возвращаться к употреблению, вознаграждение себя за воздержание, получение дополнительной информации о том, как поддержать себя.
  • Избегание деятельности, связанной с повышенным риском: избегание провоцирующих ситуаций, избегание знакомства с лицами, употребляющими алкоголь, избегание районов «повышенного риска».
  • Социальная поддержка: помощь самому себе, звонок другу или члену семьи, поддержка кого-то, кто в свое время прекратил употреблять алкоголь, поддержка окружающих.
  • Отношения в социуме — позитивные последствия: мысли о поддержке друзей, мысли о том, что ваш партнер будет счастлив после вашего отказа от алкоголя, мысли о детях: желание подать им хороший пример.
  • Отношения в социуме — негативные последствия: мысли о том, насколько вы будете отвратительны для окружающих, мысли о близких, которые будут очень расстроены, мысли о том, что друзья будут думать, что вы не способны бросить употреблять алкоголь.
  • Здоровье — негативные последствия: мысли о том, насколько сильно связан алкоголь с вашими болезнями, мысли о том, что употребление алкоголя может привести к смертельному исходу, мысли о других рисках для здоровья, связанных с алкоголем.
  • Мотивирование себя: отрицание, что алкоголь вам необходим, рассмотрение причин бросить употреблять алкоголь.
  • Сила желания: твердо принято решение бросить. Вы сжимаете зубы и заставляете себя не думать об алкоголе.
  • Каждодневное напоминание: активное вытеснение мыслей об алкоголе из сознания.
  • Закон: мысли о том, что вы не сможете заботиться о своих детях.
  • Обесценивание алкоголя: обращение к себе:
— «нет ничего хуже этого»;

— «это страшный наркотик».

  • Напоминание себе: алкоголь не может решить проблем, алкоголь и не может ничего исправить, алкоголь не поможет мне чувствовать себя лучше.
  • Позитивные обращения к себе:
— вера в себя: «Я могу это сделать»;

— достижение: «Посмотри, как прекрасно я с этим справился»;

— надежда: «Мне станет лучше (легче)»;

— базовое позитивное отношение к себе.

  • Переопределение себя:
— мысли о себе как о человеке, свободном от злоупотребления алкоголем.

Литература:

  • Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. М., 1988.
  • Богословская В.С., Янчий А.И. Программа САН. Мн., 2004.
  • Кондрашенков В.Т., Игумнов С.А. Девиантное поведение у подростков. Мн., 2004.
  • Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М., 2003.
  • Целуйко В.М. Родители и дети. Психология взаимоотношений в семье. Мозырь, 2006.
Современные социальные технологии работы

с детьми и семьями, находящимися в социально – опасном положении





Для нашего микрорайона основной причиной, обуславливающей социально — опасное положение большинства семей является алкоголизация, то есть злоупотребление родителями алкоголем.

 

АВТОР:



Мартинкевич Эльвира Владимировна,



педагог-психолог УО «ГОСШ № 3»

г.Поставы, ул.17 Сентября, д.115