Технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально – опасном положении
На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально – опасном положении
Технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально – опасном положении |
Документация школьного психолога — Документация социального педагога в школе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные причины, обуславливающие социально — опасное положение семьи
Ребенок, имеющий пьющих родителей, идентифицирует себя с ними, ибо они значимые взрослые для него. Пребывая большую часть времени в измененном состоянии сознания (алкогольном опьянении), родитель не выполняет должным образом основные родительские обязанности. Он не удовлетворяет основные потребности ребенка в тепле, пище, лечении, должном уходе, а также и потребности в эмоциональной поддержке, внимании, любви, не оказывает помощи в учебе, преодолении трудностей, не организовывает и не контролирует досуг ребенка. Выделяются следующие особенности детей: они берут на себя роль родителей, поэтому быстро взрослеют; повышенный уровень конфликтности детей по причине частых семейных ссор (так называемые «забияки» и «драчуны»); поведение детей непредсказуемо. У детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходности, тоски по лучшей жизни в семье. Поэтому в школе они отличаются пассивностью, безразличием к окружающей среде. Они чаще пребывают в состоянии страха и горя, страдают заниженной самооценкой, имеют проблемы с учебой и поведением в школе, могут вести себя неадекватно. Их взаимоотношения с окружающими, как правило, также неадекватны. Переживания поверхностны, неустойчивы, недостаточно осознаются детьми. Дети не помнят о последствиях своих действий и поступков, не планируют и не прогнозируют их заранее. К подростковому возрасту у детей из алкогольной семьи нарастают признаки социальной дезадаптации. Таким образом, физическому и психическому здоровью ребенка наносится большой вред. Наша цель, как специалистов, сопровождающих ребенка в процессе учения, сделать все возможное для улучшения состояния ребенка, семейной ситуации, работая в сотрудничестве с родителями, с ребенком, с педагогами, с врачами (врачом общей практики, наркологом и психиатром). Помощь ребенку и семье, находящейся в социально — опасном положении — комплекс мероприятий. Психологическое воздействие направлено на все основные факторы, способствующие, поддерживающие социально-опасное положение семьи. Если человек, злоупотребляющий алкоголем, не приходит к пониманию необходимости изменений своего мышления и стиля жизни, то его лечение и реабилитация не будут удачными. Преодоление зависимости (хотя этот диагноз ставит только специалист-нарколог) — это продолжительный по времени процесс, состоящий из нескольких специфических стадий. На каждой стадии должны быть разрешены определенные задачи и развиты определенные навыки. Если человек не готов постоянно прогрессировать в этом направлении, исчерпывающим образом выполнять поставленные перед собой задачи и достигать целей, если он избегает постоянной работы в направлении изменений и не настроен эффективно преодолевать болезнь, то срыв неизбежен. И этим должен заниматься специалист-нарколог. В последние 10 лет выяснилось, что лечение пациентов, не готовых к изменению своего жизненного стиля, не дает позитивных результатов. Наша задача – побудить родителя к изменению, т.е. подводить его к пониманию,
Вечер — проект для учащихся 8-11 классов: «Идеальная семья»Цель: Актуализация позитивного образа семьи в системе ценностных ориентаций старшеклассников.Условия проведения: просторное помещение. Материалы: бумага, фломастеры, карандаши, билеты пяти различных цветов. Содержание вечера. Ведущий: Города, как и люди, рождаются, и вот в одной местности родились два красивых города. Каждый из них мог жить и своей, совершенно отдельной жизнью, но горожане быстро поняли, что некоторые связи с другими селами и городами им необходимы. И вот между ними были проложены кое-какие дороги, по ним начались случайные контакты.
Работа групп. Представление проектов. Ведущий: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему» — говорит она ему. Князь Гвидон ей отвечает: «Грусть-тоска меня съедает: Люди женятся; гляжу, Не женат лишь я хожу!» — «А кого же на примете Ты имеешь?» — «Да на свете, Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает – Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава; Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит». Пушкин, Сказка о Царе Салтане Ведущий: Главный итог нашего увлекательного действа можно выразить одной короткой фразой: «СЕМЬЯ — это мы!» От каждого зависит, какой станет семья, какие мысли и чувства в ней будут главными. Приложение Задание для группы № 1 Вам необходимо представить идею: Ради чего создается СЕМЬЯ? Какие мечты у ее основателей? Идею можно представить:
Вам необходимо представить модель идеального ДОМА СЕМЬИ. Каким его хотелось бы видеть? Модель можно представить:
Создайте ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОЙ ЖЕНЫ. Какими качествами должна обладать идеальная жена? Образ можно представить:
Создайте ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО МУЖА. Какими качествами должна обладать идеальный муж? Образ можно представить:
Создайте ОБРАЗ ДУХОВНОГО МИРА СЕМЬИ. Какие общие мысли и чувства есть у всех членов СЕМЬИ? Что их объединяет? Чего они хотят достичь? Образ можно представить:
— отрицание проблемы («Я – не пьяница, не алкоголик»); — агрессивное поведение по отношению к лицу, которое объявляет о необходимости изменений. Примеры скрытого сопротивления: — опоздание, пропуски, беспечное отношение к профилактическим мероприятиям, приглашению в школу; — возражения против вмешательства посторонних лиц (педагогов, администрации). Рекомендации классным руководителям по взаимодействию с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении:
Данные меры помогут вам наладить жизнь, свободную от алкоголя:
— «это страшный наркотик».
— достижение: «Посмотри, как прекрасно я с этим справился»; — надежда: «Мне станет лучше (легче)»; — базовое позитивное отношение к себе.
Литература:
с детьми и семьями, находящимися в социально – опасном положении Для нашего микрорайона основной причиной, обуславливающей социально — опасное положение большинства семей является алкоголизация, то есть злоупотребление родителями алкоголем.
|