Предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка.
Нарушения
| Проявление
| Причина
| Воспитательные методы и приемы
| Непослушание— отказ слушаться кого-нибудь (oтца, мать, других членов семьи)
| Невыполнение принятого в семье распорядка, режима дня, отказ выполнять трудовые обязанности, поручения, уроки
| • Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований (приказаний).
• Нарушение этики общения (неосторожно сказанное, слово) и норм поведения.
Несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребенку.
• Непедагогичные методы воспитания.
• Недостаток родительского внимания.
• Отсутствие доверия или привязанности между ребенком и родителями.
• Преобладание наказаний над поощрениями
| • Не ругать, не читать нотаций часто.
• Не считать непослушание ребенка из ряда вон выходящим явлением.
• Выражать огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки.
• Поговорить доброжелательно без упреков и повышения голоса.
• Проявлять любовь и внимание
| Агрессивность — действия, имеющие целью причинить моральный, психологический, физический ущерб или нанести вред другим
| гнев, ненависть, враждебность, упрямство. Плач, крик, намеренное непослушание, разбрасывание вещей и игрушек, попытки ударить родителей, других членов семьи
| • Авторитарный стиль воспитания.
• Деформация системы ценностей членов семьи.
• Упущения в нравственном воспитании детей.
• Подражание героям кино- и видеофильмов.
• Чувства голода и усталости.
• Чрезмерное количество ограничений по отношению к ребенку.
• Стремление самоутвердиться
| • Формировать эмоциональную устойчивость и волевую регуляцию поступков и поведения.
• Вовлекать в межличностные отношения.
• Учить понимать переживания других; отождествлять себя с Другим человеком, менять свое мнение и позицию, сопоставляя их с мнениями и позициями других людей для преодоления эгоизма.
• Создать спокойную, доброжелательную атмосферу в семье.
• Предъявлять требования в различных формах, уважая личность ребенка.
• Обоснованно применять методы поощрения и наказания с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей детей.
• Сдерживать вспышки гнева и раздражения при оценке поступков и действий ребенка,
• Проявлять любовь
| Упрямство —
неуступчивость, стремление добиться своего вопреки здравому смыслу
| Сердитость, злость, сопротивление, настаивание на том, что хочется только ребенку
| • Нарушение взаимоотношений родителей с ребёнком.
• Неумение поддержать ребенка в трудной ситуации.
• Игнорирование интересов и потребностей ребенка.
• Утверждение родительского авторитета силой
| • Проявлять твердость и настойчивость, не злясь и не показывая плохое настроение.
• Не унижать ребенка.
• Не применять принуждения.
• Откладывать решение спорной проблемы на какое-то время,
• Привлекать к решению спорной проблемы друзей ребенка.
• Контролировать себя и свои действия
| Каприз-прихоть, проявление необычного состояния отклонение от обычного нормального поведения
| Бурное проявление гнева, плача, крика, топанье ногами, катание по полу, попытки усуситъ, поцарапать, пнуть, плюнуть, швыряние вещей и предметов, хлопанье дверью
| • Неосторожно сказанные слова членов семьи,
• Отсутствие требовательности со стороны взрослых.
• Отрицательная реакция родителей на капризы.
• болезненное состояние.
• Чрезмерная родительская любовь.
• Беспрекословное выполнение родителями всех желаний и прихотей ребенка.
• Проявление протеста в ситуации необоснованного подавления взрослыми самостоятельности и инициативы ребенка.
• Перевозбуждение нервной системы ребенка
| • Разумно организовать режим дня ребенка.
• Создать здоровую морально-психологическую атмосферу в семье.
• Проявлять умеренную требовательность.
• Вырабатывать у ребенка привычку считаться с мнением и интересами других людей.
• Соблюдать режим сна, питания и т. д.
Устранять источник впечатлений.
• Отвлекать ребенка от того, что стало причиной каприза (обнять, погладить по голове, поцеловать, проявить доброжелательность).
• Проявлять спокойствие и равнодушие в момент каприза.
• Избегать угроз, упреков, насилия, физических наказаний.
• Спокойно и ласково поговорить с ребенком после того, как он успокоится, придет в себя.
• Проявлять любовь
| Гиперактивность — (греч. hyper — сверху-непроизвольные движения при нарушении нервной системы
| Чрезмерная подвижность; неспособность к продолжительной концентрации внимания (реагирование на движение, звуки, свет)
| • Употребление матерями алкоголя и наркотиков в период беременности.
• Осложнение беременности и родов,
• Соматические заболевания в ранней детстве.
• Физические и психические травмы.
• Нарушения центральной нервной системы
• Стрессы и переутомление матери
| • Разумно организовать распорядок дня.
• Выделить для ребенка отдельную комнату или уголок.
• Создавать спокойную обстановку при подготовке ребенком уроков.
• Упреждать конфликтные ситуации.
• Подбирать игры, которые способствуют концентрации внимания, выработке выдержки, координации движений.
•поддерживать малейшие проявления позитивного поведения.
• избегать частых наказаний
| Замкнутость —
скрытность, отдаленность, отчужденность, обособленность необщительность
| Неразговорчивость, молчаливость, скрытность и обособленность
| • Авторитарный стиль семейного воспитания.
• Индивидуально-психологические и половозрастные особенности.
• Недостатки воспитания в учреждениях (детский сон, школа-интернат).
• Способ защиты от чрезмерной опеки взрослых
| • Проявлять терпение и тактичность в игра и общении с детьми.
• Установить дружеские отношения во время игры, совместного труда и досуга.
• Включать ребенка в различные коллективное дела (игры, соревнования, конкурсы, спектакли).
• Проявлять ласку и любовь
| Продолжение
Нарушения
| Проявление
| Причина
| Воспитательные методыиприемы
| Гнев — чувство сильного возмущения, негодования
| Проявление агрессивности, плач, крик, битье посуды, швыряние книг, игрушек, предметов, повышение голоса, насильственые действия по отношеиию к животным, младшему брату или сестре, употребление оскорбительных слов и выражений
| • Неудовлетворение потребностей ребенка.
• Оскорбление.
• Применение принуждений и наказаний.
• Нарушение этики взаимоотношений и общения.
• Несправедливое отношение к ребенку.
• Состояние болезни
| •Проявлять спокойствие в момент гнева ребенка.
• Не наказывать.
• Оставлять на время в покое.
•Отвлекать ребенка от того, что становится причиной гнева
| Драчливость — склонность ребенка к физическим столкновениям, драке
| (Насильственные действия по отношению ко младшим братьям, сестрам, животным, драки с детьми на улице и в школе
| • Желание привлечь внимание отца, матери, других членов семьи.
•Соперничество между детьми.
• Притеснения в отношении младших братьев и сестер со стороны более сильного старшего ребенка.
• Отсутствие в семье справедливости по отношению к детям.
•Отсутствие в семье контроля за соблюдением дисциплины и порядка
| • Выяснить причины драки.
• Развести детей по комнатам, предоставляя возможность успокоиться.
•Лишать на время телевизора, компьютера.
• Давать поручения по дому.
• Устанавливать требования по защите прав каждого ребенка.
• Установить правило, чтобы в семье не подшучивали над другими зло и обидно.
• Не разрешать старшему ребенку дразнить младшего.
• Быть справедливыми и беспристрастными посредниками при ссорах детей
| Воровство — склонность воровать чужие вещи и деньги
| В зависимости от возраста может проявляться как воровство игрушек, вещей, денег, продуктов питания, спортивных товаров, мобильных телефонов, велосипедов
| • Мечта ребенка иметь заветную вещь.
• Желание сделать подарки друзьям.
•Стремление укрепить свое положение (ста-
тус) в коллективе ровесников.
•Месть родителям за невнимание, недостаток
любви к нему.
• Способ компенсации за свою безрадостную
жизнь в детском учреждении.
• Способ самоутверждения в жизни.
•Выполнение требований взрослых
| • Разъяснять, как себя вести по отношению к чужим вещам.
• Не устраивать публичных судилищ над ребенком дошкольного возраста при возвращении взятой у другого игрушки или вещи.
• Не вешать ребенку ярлык «вор», тем самым унижая его достоинство.
• Не вспоминать о воровстве в случае, если это вызывает гнев.
• Не предрекать будущее.
• Не применять физическое наказание
| Ложь (лживость) — намеренное искажение истины, фактов и явлений действительности
| В зависимости от возраста может проявляться как мнимая и настоящая ложь в силу разных причин
| • Мечта добиться признания, похвалы своихдостоинств.
• Стремление добиться любви родителей, родственников, взрослых.
•Желание доказать свое превосходство над кем-то.
• Способ приобрести что-то, что иным путем не приобретешь.
• Способ защититься от неприятностей со стороны друзей.
•Стремление избежать наказания родителей, педагогов, воспитателей, друзей.
• Чрезмерная строгости дисциплина в семье, основанная на страхе.
•Приспособление.
• Симуляция болезни
| • Избегать запретов и наказаний.
• Своевременно замечать попытки лжи и предупреждать пользование ее результатами.
• Исключать из методов семейного воспитания запугивание.
• Проявлять внимание, доброту, ласку, участие, поддержку.
• Не лгать
| Скорбь, глубокая печаль, страдания в результате разлуки, утраты
| Шок, отчаяние,гнев, тревога, страх, чувство вины
•Проявление замкнутости, тревожности, раздражительности, беспокойства во сне
| •Потеря любимой игрушки, вещи, животного.
• Разлука с матерью, отцом, братом, сестрой, другими членами семьи.
• Смерть родителя (родителей), других членов семьи
| • Избегать длительных разлук с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
• Не обманывать детей, давать точную и конкретную информацию о случившемся с учетом их возраста.
• В случае смерти родителей или близких людей дать возможность детям присутствовать на похоронах.
• Успокоить ребенка, приглушить у него чувство вины
| Начало статьи Методы семейного воспитания
В.В.Чечет, доктор психологических наук
|