Светотень как средство передачи объема предмета
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Чегодаев Сергей Михайлович
Тема урока: СВЕТОТЕНЬ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ ОБЪЕМА ПРЕДМЕТА Вид занятия: изображение на плоскости. Метод: Интегрированный урок. Цель: Дать понятие «светотень» как средства выявления объема предмета. Познакомить с градацией света и тени: свет, блик, тень, полутень, рефлекс, падающая тень. Обучающая научить изображению геометрического тела (шар) с натуры с боковым освещением. Развивающаяразвивать у учеников навыки и приемы работы графическим материалом. Способствовать развитию самостоятельности, зрительной памяти. Воспитательная воспитывать наблюдательность, интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду. Оборудование: бумага, пастель, карандаш, резинка, натуральная постановка из геометрических тел (цилиндр, шар) с боковым освещением, таблицы, образец педагогического рисунка, работы учащихся прошлых лет. Литературный ряд: стихотворение Е.А. Баратынского. «Свет». Глоссарий: светотень, блик, полутень, тень. Ход урока 1. Организационный момент. • приветствие; 2. Актуализация знаний учащихся. Старательно мы наблюдаем свет, Старательно людей мы наблюдаем И чудеса постигнуть уповаем: Какой же плод науки долгих лет? Что, наконец, поймет надменный ум На высоте всех опытов и дум… Е. А. Баратынский. 3. Повторение. – Давайте вспомним термины, с которыми мы знакомились на прошлом уроке. Штрих – черта, короткая линия. Линия – наиболее популярное изобразительное средство. Выразительные средства графики – линия, штрих, точка, тон. Рисунок – важнейшее средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического в изобразительном искусстве. Набросок – произведение графики, живописи небольших размеров, бегло и быстро исполнено. Графика – вид изобразительного искусства. Искусство изображения мира не с помощью цвета, а с помощью линий. Натура – реальные объекты, которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. 4. Сообщение темы урока. В современной реалистической живописи и графики освещение предмета и тени, идущие от него, играют большую роль. Сегодня на уроке мы познакомимся, как же с помощью освещения и тени организовать свою композицию, и воплотить художественные замыслы. 5. Сообщение теоретических сведений. Свет создает для нас условия видимости. Когда свет меняется, то изменяется и видимый образ освещенных предметов. Но мы легко узнаем, т.к. наш глаз (вернее мозг, сознание), нацеленный на узнавание, умеет сопоставить видимые элементы и узнать предмет. А вот художественному видению этого не достаточно. Если источник света находится сбоку от предметов, то он подчеркивает их объемность. Даже самые обыденные предметы обретают выразительность под действием света. Например, складки ткани, освещенные ярким светом, кажутся скульптурным изображением. Светотень не ложится на предметы как попало. Есть определенные закономерности, как будет располагаться светотень на разных формах. И рисующему человеку это необходимо знать. На плоском листе художник создает изображение, в котором зритель видит формы, объекты, пространство. Чтобы рисующему это удавалось, он должен научится воспринимать все видимое пространство и объемно – рисуя предмет с одной стороны, как бы видеть его со всех сторон. Светотень – сочетание светлого и темного, распределение различных по яркости цветов или оттенков цвета для выявления объемности изображаемого предмета. – Видимые нами объемные формы выявляются для нас падающим на них светом – светотенью, то есть характером распределения освещенности по форме в зависимости от положения ее различных поверхностей по отношению к источнику света. – Градации светотени – свет, тень, полутень, рефлекс, блик. Рассмотрим градации светотени на рисунке. На наиболее освещенной поверхности располагается свет, а самая яркая точка называется бликом. На поверхности, освященной скользящим светом, располагается полутень, а на самой затемненной поверхности – собственная тень. Последняя всегда в той или иной степени подсвечена светом, отраженным от других предметов. Такая подсветка называется рефлексом. Наконец предмет отбрасывает от себя на соседние предметы падающую тень, которая обычно всего бывает темнее собственной тени. – Задача рисующего – найти правильное соотношение этих светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место. Только в этом случае зритель будет ощущать весь объем тела в целом. Физминутка. 6. Демонстрация последовательности построения шара. Практическая работа. – Любой сложный объект (будь то кувшин, ваза, какое-либо здание и даже человек) состоит из более простых форм. Я покажу, как рисовать (строить) простые формы, из которых состоят сложные объекты. Деление сложных объектов на простые формы очень облегчает рисование. – Сегодня мы выполним рисунок объемного геометрического тела – шара с боковым освещением с натуры. Работая с натуры, помните, что в процессе создания изображения нельзя изменять положение источника света.
7. Итог урока.
• Выставка работ учащихся.
• Анализ рисунков, оценивание.
8. Рефлексия.
– Выполняя рисунки, вы могли сегодня убедиться в том, что правильная передача световых фаз позволяет выявить на рисунке объемную форму предмета.
– Так что же позволяет выявить на рисунке объемную форму предмета?
– В лучших ваших рисунках передано распределение освещенности на поверхности шара.
– Можно ли полученные знания, сегодняшнего урока применять в дальнейшем?
9. Заключительное слово учителя.
– Сегодня на уроке вы узнали еще об одной особенности изображения, о которой так просто и вместе с тем удивительно образно сказал поэт:
За часом час уходит прочь,
Мелькает свет и тень.
Звезда над речкой – значит, ночь.
А солнце – значит, день.
Николай Рубцов.
| 1. Начнем с самой простой для построения формы – шара. Шар при рисовании на плоскости представляет собой круг. С какой стороны на него ни посмотри, все равно круг, сверху – тоже круг. Вот и будем рисовать его в виде круга. Начнем с основных линий. Определим место, где этот шар будет находиться на листе. |
| 2. Проведем осевую линию нужной высоты. Разделим, измеряя карандашом, осевую на две равные части – это будет центр и радиус круга. |
| 3. Теперь, через центр, проведем перпендикулярную осевую линию. Самое главное и ответственное действие – измерьте с помощью карандаша радиус, и отложите его от центра на все осевые линии. Если у Вас хороший глазомер, то Вы можете плавной линией соединить отметки на осевых и получится круг. |
| 4. Те, кто не доверяют своему глазомеру, могут через центр провести дополнительные осевые линии. И на них тоже отложить радиус. |
| 5.Соедините полученные точки и круг готов. 6.Осталось стереть мягким ластиком вспомогательные линии, но если вы работали легкими, едва заметными линиями, то стирать ни чего не надо, так как любой ластик повреждает поверхность бумаги, и портит свежесть рисунка. |
Чтобы круг превратился в шар, надо сделать его объемным. Объем создается с помощью наложения теней, т.е светотени. | |
7. Посмотрите внимательно на шар. Найдите на шаре самое светлое местечко, которое словно отражает свет? Нашли? Я тоже нашел и перенес его на наш круг. Познакомьтесь – это БЛИК. Блик – это самое светлое место на предмете, которое отражает свет. Так блик нашли. Обозначим его на рисунке. | |
– Разные поверхности предметов по-разному отражают свет: на гладких глянцевых поверхностях (керамика, стекло, металл, глянцевый пластик) блик яркий и четкий. На мягких, пористых, не полированных поверхностях (дерево, глина, бумага, апельсин, яйцо и т.п.) блик менее яркий и его границы не четкие, а плавно переходящие в следующую градацию света-тени. | |
8. Снова посмотрим на шар. Найдите вокруг блика светлое пятно. Познакомьтесь – это СВЕТ. Свет – самое светлое пятно на предмете после блика. Обозначим его область на рисунке. Двигаемся дальше. | |
9.Следующая зона разбивается на ПОЛУТЕНЬ и СОБСТВЕННУЮ ТЕНЬ. Собственная тень – это самое темное место на предмете. А полутень – это плавный переход от света к собственной тени. То есть не такое светлое как свет, но и не такое темное, как собственная тень предмета. Обозначим полутень и собственную тень на рисунке. | |
10. Есть еще одно чудо светотени – это РЕФЛЕКС. Рефлекс – это отражение плоскости или других объектов на предмете. Обычно он немного светлее собственной тени. Так как мой шарик лежит на плоскости в полном одиночестве, то на нем есть рефлекс только от плоскости, который я и обозначил на своем рисунке в виде тоненькой полоски на самой темной части моего шара. Не тренированному глазу бывает очень трудно заметить рефлекс, но если посмотреть на предмет немного прищурившись, то рефлекс становится более заметным. | |
11. Теперь посмотрите на плоскость под предметом с теневой стороны, и Вы увидите тень от предмета. Скорее всего именно с этой тенью Вы давно знакомы, ее полное имя – ПАДАЮЩАЯ ТЕНЬ. Ну вот вроде бы и все градации светотени. Надеюсь ни чего сложного. На самом деле все эти градации располагаются на любом предмете, меняя только свою форму и местоположение на предмете, в зависимости от формы предмета и от материала из которого он изготовлен. | |
А теперь попробуем все выполнить на практике. Выполнять мягким карандашом или мелками. Я выполню рисунок пастелью (мелками) – серыми оттенками. | |
12.Область БЛИКА покрываю белой пастелью – мелом. Если выполняете карандашом, то блик оставляют не покрытым – просто чистая белая бумага. Светло-серым цветом покрываю область СВЕТА. | |
13.Беру оттенок немного темнее и покрываю область ПОЛУТЕНИ. | |
14. Темно-се делаю РЕФЛЕКС – отражение плоскости. | |
15.Теперь рисую ПАДАЮЩУЮ ТЕНЬ. В данном случае она под самым шаром будет темнее, темнее чем РЕФЛЕКС на шаре. Дальше от шара тень будет светлее. Такая четкая тень от шара получилась потому, что шар освещен сверху лампой. Если Вы рисуете днем, то тень будет менее четкая. | |
16. Не забываем про плоскости. Обычно горизонтальная плоскость на которой лежит объект светлее чем вертикальная, так как свет светит сверху и горизонтальная плоскость лучше освещена. Но бывает и наоборот, если свет направлен на вертикальную плоскость. | |
17.Рисунок завершен, осталось сгладить – обобщить немного переходы света и тени. Вот что получилось. | |
| Закрепление. А теперь повторим, какие градации светотени для придания рисунку объема мы узнали: блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. И ничего сложного! |
7. Итог урока.
• Выставка работ учащихся.
• Анализ рисунков, оценивание.
8. Рефлексия.
– Выполняя рисунки, вы могли сегодня убедиться в том, что правильная передача световых фаз позволяет выявить на рисунке объемную форму предмета.
– Так что же позволяет выявить на рисунке объемную форму предмета?
– В лучших ваших рисунках передано распределение освещенности на поверхности шара.
– Можно ли полученные знания, сегодняшнего урока применять в дальнейшем?
9. Заключительное слово учителя.
– Сегодня на уроке вы узнали еще об одной особенности изображения, о которой так просто и вместе с тем удивительно образно сказал поэт:
За часом час уходит прочь,
Мелькает свет и тень.
Звезда над речкой – значит, ночь.
А солнце – значит, день.
Николай Рубцов.