Стратегии самоутверждения личности (Е.П.Никитин, Н.Е.Харламенкова)
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика пед.коллектива Стратегии самоутверждения личности (Е.П.Никитин, Н.Е.Харламенкова)
Стратегии самоутверждения личности (Е.П.Никитин, Н.Е.Харламенкова) |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика пед.коллектива | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ: Феномен самоутверждения идентифицируется с особенностями фиксации личностью уникального способа своей жизни в социуме. В данной методике самоутверждение личности рассматривается в контексте факторной природы, включающей следующие три стратегии: самоподавление, конструктивность и агрессивность. ИНСТРУКЦИЯ: Перед вами опросник, включающий различные жизненные ситуации. Прочитав утверждение или вопрос, подберите ответ (1,2,3,4 или 5), отражающий ваши типичные действия или состояния в той или иной ситуации. Долго не задумывайтесь, здесь правильных и неправильных ответов нет. Подходящий для вас ответ отметьте на специальном бланке. Опросник
Обработка и интерпретация результатов При обработке данных используются да критерия: Оценка принадлежности к группе, сделанная в результате подсчета общей суммы баллов по опроснику ( S = 1Σa + 2Σb + 3Σc + 4Σd + 5Σk, где а – ответы, оцениваемые 1 баллом, b – ответы, оцениваемые 2 баллами, с – ответы, оцениваемые 3 баллами, d – ответы, оцениваемые 4 баллами и k – ответы, оцениваемые 5 баллами). Оценка, полученная на основе сравнения 3 количественных характеристик (дискриминирующих признаков): 1 признак получает количественную оценку в результате сложения ответов, которым приписываются 1 и 2 балла, и указывает на выраженность тенденции самоподавления: Р1 = 1Σa + 2Σb; 2 признак получен при сложении ответов с оценками 3 и 4 балла, он отражает развитость конструктивных стратегий: Р2 = 3Σc + 4Σd; 3 признак –количественная величина склонности человека к доминированию, полученная путем сложения ответов с оценками 4 и 5 баллов: Р3 = 4Σd + 5Σk. Деление испытуемых на группы, которое осуществляется в соответствии с новым критерием (тремя дискриминирующими признаками) позволило снять целый ряд вопросов относительно так называемых «спорных случаев» и сформировать количественно и качественно новые группы (таблица 1,2). Таблица 1. Показатели центральных тенденций и разброса данных в трех группах, выделенных с помощью разных критериев: суммы баллов по опроснику и 3 дискриминирующих признаков
Таблица 2 Распределение испытуемых по группам: (1) по критерию суммы баллов и (2) по критерию сравнения выраженности трех тенденций (дискриминирующих признаков)
Таблица 3. Преобразование сырых данных (суммы баллов по опроснику) в стены.
L – накопленная частота n — объем выборки В соответствии с полученными данными определились три группы испытуемых: 1 – с ориентацией на стратегию самоподавления ( n = 44); 2 – с преобладанием конструктивной стратегии самоутверждения (n= 135); 3 – с предпочтением агрессивной стратегии самоутверждения ( n = 57). Стратегия самоподавления (самоотрицания) может проявляться в конформной установке по отношению к группе, в поиске сильного лидера, полизависимости, в проявлении гиперответственности, мазохизма и др. У представителей данной группы доминирует механизм отрицания. Стремление к самораскрытию и самовыражение имеет низкие значения. Стратегия конструктивного самоутверждения , как правило, проявляется в умении решать проблемы, склонности к обоснованному риску, в спонтанном проявлении свих способностей, в творчестве. Лица с выраженным конструктивным самоутверждением используют разные механизмы психологической защиты, но чаще всего прибегают к зрелым способам защиты, например, идентификации. Для них характерно стремление к самораскрытию и самовыражению. Стратегия доминирования как стратегия компенсации гиперпотребности в самоутверждении может проявляться в форме вербальной агрессии, в виде создания искусственных препятствий и связанных с ними состояний фрустрации у другого человека в виде утаивания от него важной информации и эмоциональной изоляции. По мнению ряда авторов (Бэрон Р, Ричардсон Д., 1997) некоторая деструктивность данной стратегии, включающей как гиперсамоутверждение и принуждение в форме множества агрессивных действий, не предполагает причинение ущерба другой личности. Данная стратегия выражается в большом стремлении к доминированию в межличностных отношениях. Люди с данной стратегией предпочитают сохранять устойчивость самооценки с помощью механизма проекции. Для них характерны средние значения по фактору самораскрытия и высокие показатели по самовыражению. Источник: Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп |