| 
 
 | Рисуночная    методика 
 
 | Методика    незаконченных предложений 
 
 | 
  | Возможности 
 
 | Предусматривают  не только качественную, но и количественную    оценку полученных результатов. 
 
 | 
  | Предъявление неопределённого    стимульного материала позволяет без труда обнаружить случаи, когда значимые    интерпретации появляются сами по себе, без всякой связи со стимульным    материалом. 
 
 | 
  | Несложная процедура проведения,    не требуется сложная подготовка (как, например, бланков при тестировании). 
 
 | 
  | Неопределенность стимульного    материала или инструкции к заданию дает испытуемому относительную  свободу в    выборе ответа или тактики поведения. 
 
 | 
  | Деятельность испытуемого    протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного    отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также то, что    испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо,    приводят к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными    нормами оценками. 
 
 | 
  | Имеют высокую диагностическую    валидность, а также валидны при исследовании содержания фантазий. 
 
 | 
  | Ориентированы на изучение    неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации, помогают    проникнуть  в наиболее интимную область    человеческой психики. Позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные    ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо    или в форме различных личностных установок. Цель —  выявление своеобразных «субъективных    отклонений», личностных «интерпретаций», которые всегда личностно значимы. Помогают    провести диагностику защитных механизмов. 
 
 | 
  | Отличаются богатством получаемого    материала от других более популярных в общепсихологических исследованиях методов,    например опросников. 
 
 | 
  | Проективные методики понимаются как способ    изучения индивидуальных проявлений личности; они вскрывают не объективные    реально существующие качества личности и ее отношения с внешним миром, а то,    как они воспринимаются самой личностью. 
 
 | 
  | Практически полное отсутствие    влияния так называемой тестовой тренированности. То есть повторное    использование методики применительно к конкретному испытуемому не приводит к    сколь-нибудь заметному изменению результатов. Поэтому оперируя результатами    теста, можно быть уверенным, что они не искажены этим фактором. 
 
 | 
  | В    качестве предварительного этапа обследования рисуночный тест позволяет весьма    надежно определить наличие явных отклонений в интеллектуальном развитии. С    учетом названных ограничений он может быть эффективно использован как    компонент комплексного психологического обследования. 
 
 | 
 
 | 
  | Процедура    тестирования (при тестировании ребенка) сама по себе выгодно отличается от    традиционной. Графическая  деятельность    (рисование) для ребенка естественна, она ему близка и приятна и не требует от    него предпринимать исключительных волевых и интеллектуальных усилий. 
 
 | 
 
 | 
  | Ограничения 
 
 | Ограничиваться    одним данным тестом при обследовании недопустимо; тест может выступать лишь    как часть обследования, предпочтительно — начальная часть. Рисуночным тестом    пользуются для того, чтобы получить первое представление об уровне развития    (обычно, ребенка). 
 
 | Применение    крайне неопределённых стимулов (испытуемый, чьё восприятие явно отклоняется    от нормы, не вызывает у нас затруднений: человек может постоянно составлять    насыщенные агрессией рассказы по стимульному материалу ТАТ, и мы вполне можем    начать подозревать, что у данного испытуемого существуют проблемы, связанные    с агрессивными потребностями. 
 Тем    не менее возникают особые трудности с выводами относительно личностных    динамик на основе ответов по проективным методикам, если мы обнаружим протоколы,    которые не выходят за рамки интра- и интериндивидуальных норм: трудно сделать    вывод, что у человека данная область не является проблемной, всегда    существует вероятность того, что отсутствие враждебных настроений и эмоций в    ответах является следствием действия защитных эгомеханизмов человека, которые    функционируют ради избегания враждебности)
 
 
 | 
  | Можно проводить и на детях. 
 
 | Проведение на детях затруднено,    инструкция сложнее, чем в рисуночной методике. 
 
 | 
  | «Нестрогая»    инструкция может стать причиной отказа или затрудненного проведения методики. 
 
 | 
 
 | 
  | Если    рисунок не завершен, обработка такого материала едва ли целесообразна. В    незавершенном рисунке могут быть упущены многие детали, имеющие    диагностическую ценность, что исказит итоговую оценку. 
 
 | 
 
 | 
  | Высокие    показатели, полученные конкретным испытуемым, могут свидетельствовать не о    его высоком интеллекте, а об усвоенных им навыках рисования (или хотя бы    просто изобразительных шаблонах). 
 
 | 
 
 | 
  | Выполнение    этого теста в большей степени зависит от культурных условий. 
 
 | 
 
 | 
  | При использовании возникают    некоторые проблемы, связанные с прогнозированием. 
 
 | 
  | Имеют средние показатели    валидности и надежности. Общепринятым является мнение о недостаточной   объективности проективных методик. В    отличие от тестов интеллекта или способностей при проективном испытании    практически невозможно полностью унифицировать и стандартизовать не только    анализ и интерпретацию результатов, но даже и саму процедуру исследования. 
 
 | 
  | Данные, полученные с помощью    методик, не должны быть приняты как окончательные, они помогают найти пути    дальнейшего исследования, проникнуть в труднообъективируемые личностные    особенности, ускользающие при традиционной организации эксперимента и не    поддающиеся адекватной количественной оценке. 
 
 | 
  | Для оценки проективных методик,    не являющихся тестами в строгом смысле этого слова, мало подходят обычные    психометрические критерии. 
 
 | 
  | Зависимость результата от    личности психолога (от выбранного плана анализа и интерпретации данных, от    теоретических позиций, которых он придерживается, от манеры экспериментатора,    индуцируемых им чувств). 
 
 | 
  | Кажущаяся простота методик. Методики чрезвычайно    сложны и громоздки, предполагают высокий уровень мастерства экспериментатора    и одновременно не свободны от его субъективизма при интерпретации    результатов. 
 
 |