| Рисуночная методика
| Методика незаконченных предложений
|
Возможности
| Предусматривают не только качественную, но и количественную оценку полученных результатов.
|
Предъявление неопределённого стимульного материала позволяет без труда обнаружить случаи, когда значимые интерпретации появляются сами по себе, без всякой связи со стимульным материалом.
|
Несложная процедура проведения, не требуется сложная подготовка (как, например, бланков при тестировании).
|
Неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию дает испытуемому относительную свободу в выборе ответа или тактики поведения.
|
Деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также то, что испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, приводят к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами оценками.
|
Имеют высокую диагностическую валидность, а также валидны при исследовании содержания фантазий.
|
Ориентированы на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации, помогают проникнуть в наиболее интимную область человеческой психики. Позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок. Цель — выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных «интерпретаций», которые всегда личностно значимы. Помогают провести диагностику защитных механизмов.
|
Отличаются богатством получаемого материала от других более популярных в общепсихологических исследованиях методов, например опросников.
|
Проективные методики понимаются как способ изучения индивидуальных проявлений личности; они вскрывают не объективные реально существующие качества личности и ее отношения с внешним миром, а то, как они воспринимаются самой личностью.
|
Практически полное отсутствие влияния так называемой тестовой тренированности. То есть повторное использование методики применительно к конкретному испытуемому не приводит к сколь-нибудь заметному изменению результатов. Поэтому оперируя результатами теста, можно быть уверенным, что они не искажены этим фактором.
|
В качестве предварительного этапа обследования рисуночный тест позволяет весьма надежно определить наличие явных отклонений в интеллектуальном развитии. С учетом названных ограничений он может быть эффективно использован как компонент комплексного психологического обследования.
|
|
Процедура тестирования (при тестировании ребенка) сама по себе выгодно отличается от традиционной. Графическая деятельность (рисование) для ребенка естественна, она ему близка и приятна и не требует от него предпринимать исключительных волевых и интеллектуальных усилий.
|
|
Ограничения
| Ограничиваться одним данным тестом при обследовании недопустимо; тест может выступать лишь как часть обследования, предпочтительно — начальная часть. Рисуночным тестом пользуются для того, чтобы получить первое представление об уровне развития (обычно, ребенка).
| Применение крайне неопределённых стимулов (испытуемый, чьё восприятие явно отклоняется от нормы, не вызывает у нас затруднений: человек может постоянно составлять насыщенные агрессией рассказы по стимульному материалу ТАТ, и мы вполне можем начать подозревать, что у данного испытуемого существуют проблемы, связанные с агрессивными потребностями.
Тем не менее возникают особые трудности с выводами относительно личностных динамик на основе ответов по проективным методикам, если мы обнаружим протоколы, которые не выходят за рамки интра- и интериндивидуальных норм: трудно сделать вывод, что у человека данная область не является проблемной, всегда существует вероятность того, что отсутствие враждебных настроений и эмоций в ответах является следствием действия защитных эгомеханизмов человека, которые функционируют ради избегания враждебности)
|
Можно проводить и на детях.
| Проведение на детях затруднено, инструкция сложнее, чем в рисуночной методике.
|
«Нестрогая» инструкция может стать причиной отказа или затрудненного проведения методики.
|
|
Если рисунок не завершен, обработка такого материала едва ли целесообразна. В незавершенном рисунке могут быть упущены многие детали, имеющие диагностическую ценность, что исказит итоговую оценку.
|
|
Высокие показатели, полученные конкретным испытуемым, могут свидетельствовать не о его высоком интеллекте, а об усвоенных им навыках рисования (или хотя бы просто изобразительных шаблонах).
|
|
Выполнение этого теста в большей степени зависит от культурных условий.
|
|
При использовании возникают некоторые проблемы, связанные с прогнозированием.
|
Имеют средние показатели валидности и надежности. Общепринятым является мнение о недостаточной объективности проективных методик. В отличие от тестов интеллекта или способностей при проективном испытании практически невозможно полностью унифицировать и стандартизовать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже и саму процедуру исследования.
|
Данные, полученные с помощью методик, не должны быть приняты как окончательные, они помогают найти пути дальнейшего исследования, проникнуть в труднообъективируемые личностные особенности, ускользающие при традиционной организации эксперимента и не поддающиеся адекватной количественной оценке.
|
Для оценки проективных методик, не являющихся тестами в строгом смысле этого слова, мало подходят обычные психометрические критерии.
|
Зависимость результата от личности психолога (от выбранного плана анализа и интерпретации данных, от теоретических позиций, которых он придерживается, от манеры экспериментатора, индуцируемых им чувств).
|
Кажущаяся простота методик. Методики чрезвычайно сложны и громоздки, предполагают высокий уровень мастерства экспериментатора и одновременно не свободны от его субъективизма при интерпретации результатов.
|