Содержание дисциплины "Социальная психология". Лекции | Обучение и развитие детей

Содержание дисциплины "Социальная психология". Лекции

На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Содержание дисциплины "Социальная психология". Лекции
Содержание дисциплины "Социальная психология". Лекции
Лекции и практикум по психологии — Социальная психология
Тема 1. Предмет социальной психологии

Социальная психология как раздел психологического знания. Синтез психологии и социологии в становлении социальной психологии. Дискуссионность подходов в решении вопроса о предмете социальной психологии. Круг проблем социальной психологии.

Место социальной психологии в системе гуманитарного знания, её взаимосвязь с другими психологическими дисциплинами. Роль и значение социальной психологии в решении современных проблем человека и общества.

История формирования социально-психологических идей. Основные теоретические ориентации современной социальной психологии.

Тема 2. Методы социальной психологии

Понятие методологии научного исследования. Основные требования к научному исследованию в социальной психологии. Проблема надежности и обоснованности данных. Репрезентативность исследования. Виды выборки. Программа социально-психологического исследования. Применение тестов в социальной психологии. Анкетирование в социальной психологии.

Опрос, наблюдение, анализ документов как методы социально-психологического исследования. Виды экспериментов в социальной психологии.

Соотношение теоретического и прикладного знания в социальной психологии. Профессионально-этические проблемы и правовое обеспечение сбора и использования информации в прикладном исследовании. Критерии эффективности прикладных исследований.

Тема 3. Общение как социально-психологическая категория и его функции: интерактивная, коммуникативная, перцептивная

Общая характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена. Историко-культурные и общественно-политические детерминанты межличностных отношений. Эмоционально-оценочная природа межличностных отношений.

Межличностные отношения и общение. Структура, содержание, формы и механизмы общения.

Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная, их связь с характером совместной деятельности и характером отношений партнёров по общению.

Коммуникативные свойства личности как индивидуальные особенности установления, поддержания и обеспечения информационного обмена.

Понятие когнитивного стиля и когнитивной сложности личности.

Вербальная коммуникация. Специфика коммуникативного процесса между людьми. Виды коммуникаций. Активная позиция партнёров в коммуникативном процессе.

Социально-психологические закономерности понимания речевого сообщения. Типы коммуникативных барьеров.

Невербальная коммуникация. Общая характеристика основных элементов невербального общения. Просодика, экстралингвистика и их роль в регуляции речевого поведения. Кинетика и её компоненты (мимика, жесты, поза, походка, контакт глаз) как факторы коммуникативного процесса. Пространственно-временная организация общения. Полифункциональность невербального поведения в межличностном общении. Понятие экспрессивного репертуара человека.

Межличностное восприятие и взаимопонимание. Роль межличностного восприятия и взаимопонимания в процессе общения. Механизмы и эффекты восприятия. Содержание и значение явления стереотипизации. Проблема интерпретации мотивов поведения. Феномен «каузальной атрибуции».

Структура и механизмы взаимопонимания. Понятие рефлексии. Феномен эмпатии. Явление децентрации и его функции в процессе взаимопонимания. Проблема межличностной идентификации в социальной психологии.

Межличностное взаимодействие (интеракция) как предмет социально-психологических исследований. Теории «диадического взаимодействия».

Межличностное взаимодействие как форма общения. Сотрудничество (кооперация) и соперничество (конкуренция) как виды взаимодействия. Взаимодействие в структуре совместной деятельности.

Тема 4. Стили педагогического общения

Роль стиля общения в педагогической деятельности. Индивидуальный стиль деятельности и коммуникативные стили. Проблема типологии стиля общения. Специфика педагогического стиля общения. Личность учителя и стили общения.

Стили общения по В.Н. Сорока-Росинскому. Педагоги-теоретики, педагоги-реалисты, педагоги-утилитаристы, педагоги-артисты.

Типология стилей по Н.П. Ерастову. Заинтересованный — формальный, уважительный – пренебрежительный, деловой — неделовой, официальный – интимный, мужской – женский, детский – взрослый. Эмоциональные характеристики стилей: эмоциональный — сухой, уравновешенный — неуравновешенный, холерический — флегматический, искренний — неискренний, доброжелательный — озлобленный, шутливый-серьёзный.

Деятельностные характеристики стиля: убеждающий — приказной, повелевающий, прямолинейный — дипломатичный, категорический — смягчённый, твёрдый — мягкий, решительный — колеблющийся, регулирующий — дезориентирующий.

Уровни общения по В.Н.Сагатовскому: уровень манипулирования, уровень рефлексивной игры, уровень правового общения, уровень нравственного общения.

Иерархия уровней общения по А.Б. Добровичу: конвенциональный уровень общения, стандартизованный уровень общения, примитивный уровень общения, манипулятивный уровень общения, деловой уровень общения, игровой уровень общения, духовный уровень общения.

Проблема оптимизации и сочетания стилей педагогического общения.

Тема 5. Социальная психология малых групп

Методологические проблемы исследования малых групп в социальной психологии. Социально-исторические и конкретно-научные предпосылки разработки психологической проблематики малых групп. Ведущие подходы к изучению групповых феноменов в 30-е, 40-е годы. Общая характеристика психологических исследований малых групп в послевоенные десятилетия. Современное состояние и перспективы исследований.

Определение малой группы. Классификация малых групп. Концепция «внешней» (формальной) и «внутренней» (неформальной) внутригрупповых структур и ее роль в социально-психологической феноменологии группы.

Основные теоретические ориентации исследования психологии малых групп. Теория подкрепления, интеракционизм, теория поля, психоаналитическая ориентация, социометрический подход, деятельностный подход, теория систем. Методы исследования групповых феноменов.

Взаимоотношение личности и общности как исходная проблема социально-психологического изучения малой группы. (Н. Триплет, В. Мёде, В.М. Бехтерев и др.). Проблема нормообразования в группе (М. Шериф, Т. Ньюком и др.). Значение нормативной структуры группы в детерминации индивидуального поведения. Способы и механизмы группового давления. Исследования «публичной» и «личной» комфортности (С. Аш, Р. Карчфилл и др.).

Исследования условий и механизмов социального влияния группового меньшинства (С.Московиси и др.). Личность в организационных структурах. Феномен подчинения авторитету.

Личность в системе межличностных отношений. Концепция персонализации (А.В.Петровский, В.А.Петровский). Понятие социально-психологического статуса личности в группе. Соотношение понятий «личность» и «роль». Понятие групповой композиции. Личностные детерминанты групповых процессов. Социально-психологические закономерности адаптации личности в группе.

Понятие социально-психологического климата в группе. Методы диагностики и коррекции положения личности в группе.

Генезис и развитие малой группы. Объективные и субъективные детерминанты возникновения и воспроизводства малой группы как социально-психологического феномена. Социально-организационные предпосылки возникновения групп. Социоперцептивные факторы группообразования. Понятие социальной идентификации. Принадлежность к группе как фактор поведения личности.

Группа как развивающаяся система. Модели развития группы (Б.Такмен, Г.Стенфорд, А.Роарк, А.В.Петровский, Л.И.Уманский и др.).

Внешние и внутренние противоречия жизнедеятельности группы как источник её развития.

Понятие психологической целостности группы (А.Донцов). Механизмы групповой динамики «идеосинкразический кредит» (Е.Холландер и др.). «Психологический обмен» (И.Олтмен, Д.Тейлор, Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская).

Процессы интеграции и дифференциации в группе. Закономерности и формы групповой интеграции как процесса психологической стабилизации группы. Соотношение понятий «интеграция», «сплочённость», «совместимость», «организованность», «ценностно-ориентационное единство».

Формы внутригрупповой дифференциации. Проблема пределов существования малой группы. Проблема коллектива в отечественной социальной психологии.

Социально-психологические аспекты жизнедеятельности сложившейся малой группы. Группа как субъект совместной деятельности. (Г.М.Андреева, А.В.Петровский и др.). Отличительные признаки, структура, динамика совместной деятельности и социально-психологическая характеристика группы как её совокупного субъекта.

Лидерство и руководство как феномен управления процессом жизнедеятельности группы. Основные теоретические подходы к изучению социально-психологической природы лидерства. Стиль лидерства и руководства как предмет экспериментального изучения в школе «групповой динамики» К.Левина и в современной социальной психологии. Социально-психологические проблемы менеджмента. Задачи и способы практического обучения руководителей использованию психологических методов управления.

Процесс принятия группового решения. Явление «поляризации» группы. Феномен «сдвига» риска и его роль в объяснении природы группового решения. Групповая дискуссия, «брейнсторминг» как методы повышения эффективности групповых решений.

Типы малых групп. Критерии их эффективности. Продуктивность групповой деятельности и удовлетворённость членством в группе как показатели эффективности.

Психология межгрупповых отношений. Общая характеристика мотивационного (З.Фрейд, Д.Долард, Н.Миллер, Т.Адорне), ситуативного (М.Шериф и др.), когнитивного (А.Тэнфил, Дж.Тернер, В.Дуаз) и деятельностного (В.С.Агеев) подходов к исследованию психологии межгрупповых отношений.

«Межгрупповая дискриминация», «внутригрупповой фаворитизм» как социально-психологические феномены. Интегративные тенденции в межгрупповом взаимодействии как альтернатива фаворитизму.

Межгрупповые отношения и проблема социальной справедливости.

Межгрупповые аспекты формирования половой идентичности.

Тема 6. Проблема конфликта в социальной психологии

Понятие конфликта в социальной психологии. Виды конфликтов. Понятие межличностного конфликта. Общая характеристика мотивационной и когнитивной концепции источников межличностного конфликта. Предпосылки возникновения и закономерности осознания конфликтной ситуации как фактор конфликтного взаимодействия. Стратегии и исходы конфликтного взаимодействия. Конструктивная и деструктивная функции межличностного конфликта.

Способы регуляции и разрешения межличностных конфликтов. Переговоры как способ разрешения конфликтов. Технология подготовки и проведения переговоров. Понятие переговорной концепции. Образ партнера и оценка его позиции. Основные тактические приемы ведения переговоров. Посредничество в переговорном процессе.

Тема 7. Личность в социальной психологии

Взаимосвязь личности и общества как ключевая проблема социальной психологии. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности, его отличие от понимания в общей психологии и социологии. Традиции и современное состояние исследований личности в социальной психологии.

Социально-психологические аспекты психоаналитических интерпретаций личности. З.Фрейд о механизмах психологической защиты.

Концепции личности в гуманистической психологии (К.Роджерс, Г.Олпорт, А.Маслоу).

Системно-деятельностный подход к пониманию личности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.Сэв, К.А.Абульханова, А.Г.Асмолов).

Комплексный подход к пониманию процесса социализации. Понятие социализации. Общая характеристика институтов и механизмов социализации.

Процесс социализации в отрочестве. Особенности детско-родительских отношений, половых ролей, дружеских привязанностей в группах сверстников. Проблема подросткового кризиса. Сферы и динамика социализации в зрелом возрасте. Социально-психологические проблемы адаптации пожилых людей к статусу пенсионера. Социально-психологические особенности процесса старения. Общая характеристика методов психодиагностики и коррекции личности на разных этапах социализации.

Психологические механизмы регуляции социального поведения личности. Потребности, мотивы, интересы, ценности, социальные установки и их роль в психической регуляции социального поведения личности.

Понятие социальной установки. Значение исследований установки в школе Д.Н.Узнадзе для изучения социальных установок. Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Концепция В.А.Ядова иерархической структуры диспозиций личности. А.Н.Леонтьев о мотивационно-смысловой регуляции деятельности. Соотношение понятий социальная установка, потребность, мотив, личностный смысл.

Тема 8. Механизмы психологической защиты и коммуникативные свойства личности

Понятие психологической защиты как специальной регулятивной системы стабилизации личности, направленной на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. «Ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний как функция психологической защиты. Психологическая защита как поведение, устраняющее психологический дискомфорт. Психологическая защита как изменение содержания сознания в результате функционирования подсознательных механизмов психики. Концепция З.Фрейда: психологическая защита и бессознательное в психике человека. Виды психологической защиты, по З.Фрейду: проекция, подавление, отрицание, идентификация, регрессия, изоляция, рационализация, конверсия, вытеснение, сублимация и т.д.

Неофрейдизм о психологической защите. Чувство собственной неполноценности, угроза ценности и значимости личности как мишени психологической защиты.

Персонализм о психологической защите. Противоречия в структуре Я как источник психологической защиты. Согласованность между реальным содержанием сознания и Я-концепцией как итог психологической защиты.

Социально-психологические проявления психологической защиты.

Тема 9. Проблема отчуждения в социальной психологии

Отчуждение как социально-психологический феномен и форма психологической защиты. Осознание других индивидов, социальных групп, являющихся носителями определенных норм, установок и ценностей, как противоположных данному индивиду.

З.Фрейд об отчуждении как состоянии личности. Возможные причины отчуждения, по З.Фрейду. Дереализация и деперсонализация как проявления отчуждения.

Э.Фромм об отчуждении. Формы отчуждения: от ближнего, от работы, от потребностей, от себя.

Отчуждение и межличностные отношения. Противопоставление индивида другим индивидам, группе, обществу. Ценностное содержание совместной деятельности и отчуждение.

Отчуждение и антиобщественное поведение. Отчуждение и деформации личности.

Социально-психологическое сопровождение педагогической профилактики и педагогической коррекции отчуждения.

Тема 10. Любовь и дружба

как социально-психологическое взаимодействие

Любовь как чувство. Отношения любви как результат деятельности. Любовь как феномен культуры.

Эрих Фромм о любви. Проблема субъекта и объект любви. Социальная детерминация любви как чувства. Обучение искусству любви как восхождение к ценностям культуры. Труд и любовь.

Любовь как познание. Любовь как единение.

Любовь как преодоление одиночества. Любовь как единство мужского и женского полов.

Любовь между родителями и детьми. Отцовская любовь, ее специфика. Материнская любовь, ее специфика. Братская любовь.

Любовь мужчины и женщины.

Любовь как социальное явление.

Дружба как устойчивые, индивидуально-избирательные межличностные отношения. Неписанный «кодекс» дружбы. Взаимопонимание, открытость друг другу, доверительность, активная взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого. Искренность и бескорыстие чувств в дружбе.

Общность целей, интересов, идеалов, намерений, ценностно-ориентационное единство субъектов дружбы. Деятельность как основа дружбы.

Функции дружбы, её закономерности на разных этапах жизненного цикла.

Половая специфика дружбы.

Специфика дружбы в детстве и юности.

Тема 11. Социально-психологическое сопровождение деятельности руководителя школы

Социальная психология управления как наука. Проблема субъекта управления как социально-психологическая. Психологические аспекты функций руководителя.

Личность руководителя как субъекта управления. Социально — психологическая компетентность руководителя.

Психологические характеристики объекта управления. Феномен влияния в управленческой деятельности.

Управление формированием межличностных отношений. Перцептивные процессы в межличностных отношениях.

Проблема конфликтов в управленческой деятельности и стратегии их преодоления.

Психологические феномены дезинтеграции и снижения продуктивности деятельности. Способы их снятия.

Источники формирования социально-психологической компетентности руководителя.

далее