Скульптура из древесины на уроках технологии
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Шаров Владимир Иванович
Эпиграф: – Не объяснишь ли ты мне, – обратился к нему инопланетянин, – для чего оно вам нужно? У нас это совершенно бесполезная вещь. Инек помедлил, тщетно пытаясь отыскать в памяти код, соответствующий слову «вырезать»… – Мы придаем ему форму, – простучал Инек. – Другую форму. Если ты обладаешь способностью видеть, я могу показать тебе такую вещь. Клиффорд Саймак. «Пересадочная станция» 1. Культурно-историко-географический слой. Что может наиболее полно охарактеризовать, передать уровень культурного развития того или иного места на нашей планете в любой исторический период. Очевидно, что значимое место в этом духовном наследии занимает скульптура из дерева. Материал доступен, легко поддается обработке. Изделия живо вписываются в интерьер любого помещения от деревянной избы до царского дворца или президентского особняка. 2. Сложности выполнения. Выполнение работ из древесин требует определенной подготовки. Мастер краснодеревщик, модельщик – профессии, всегда считавшиеся очень высокой квалификации. 3. Во все века в различных странах мира выполнялись скульптуры из древесины. Популярны африкнские и азиатские скульптуры.
4. Однако и в Византии и на Мусульманском востоке объемная скульптура и скульптурная резьба не получили развития. Христианство первых веков всегда предпочитало живопись скульптуре (стр. 58). 5. Но в последующем фасады католических храмов стали украшать скульптурами. Скульптурами передается информация библейских и Евангелистических сюжетов.
Большое распятие в Кельнском соборе, вырезанное из древесины дуба в X столетии, считается первой монументальной скульптурой средневековья. Общая высота креста – 2,88 м.
На Руси рельефная резьба называлась фряжской (европейской). Техническая основа этого типа резьбы состоит в округлении прямых краев выступающих частей узора над значительно углубленным фоном. Резные работы в большинстве своем анонимны. До нас дошли работы двух крупных мастеров Ермолина и инока Амвросия: барельеф Ермолина Георгий Победоносец в Москве и молельное место Ивана Грозного в Москве XVI века. Для современников эти деревянные барельефы были такими же священными изображениями, как и стенная роспись храма.
6. По «высочайшему» повелению Николая I указом под номером 11 599 от 30.11.1832 года предписано: «Нигде в церквах не иметь никаких изображений кроме святых образов». Тогда и образовались «случайные» коллекции изъятых скульптур в Архангельске, в Великом Устюге, в Мценске и т.д. (стр. 403) 7. Рекомендации для проведения уроков по скульптуре из древесины. 7.1. Получение деталей 3 и 4 разряда сложностей – необходимое условие подготовительного периода, прежде чем перейти к скульптуре. Пример: топорище, половник и т.д. Технология изготовления деталей для школьников: 7.1.1. Топорище 3,4 разряд Унифицированный узел для всех учащихся: брусок 30*70*370 Инструменты: ножовка по металлу, рубанок, стамески, киянка, рашпиль Технология: обработать заготовку по контору ножовкой. Частота резов 30–40мм. Рез до контура не доводить 3–4 мм. Обработать стамеской и киянкой. Получить контур детали. Скруглить края рубанком, рашпилем. Обработать наждачной бумагой. Время на изготовление: 2 академических часа. 7.1.2. Половник 4,5 разряд Технология аналогичная (изготовление топорища) Особенность: получение вогнутой поверхности 7.1.3. Корпус корабля (модели)
Корпуса кораблей выполнены учащимися 8–9 кл. шк. №15 г. Заволжья 7.2. Рекомендация по изготовлениюмаски. При выполнении скульптуры учащийся испытывает трудности при выполнении лица. Возможно, использовать для решения этой проблемы материалы «Разбивка лица на плоскости» из статьи «Стандартизация и унификация на уроках технологии» Открытый класс Шаров В.И. В этой же статье показана технология изготовления резца с резной рукояткой для резьбы по дереву.
7.3. Получение от учащихся эскиза. Проведение конкурса на лучший эскиз скульптуры малой формы. Эскиз выполняется в двух видах: главный вид, и вид слева. Недостатком эскиза будет являться отсутствие лекальных поверхностей. Примеры:
7.4. При наличии эскизов, определенных навыков у учащихся – получение изогнутых поверхностей, инструментов – ножовки по металлу, набора стамесок, киянки; бруска (осина или липа) с нанесенным на него эскиза – возможно приступить к выполнению скульптуры (10–11-й класс, 4-х часовое занятие). Необходимо помнить о неравнопрочности древесины по различным направлениям в отличие от камня, и отсутствии пластичности в сравнении с глиной и гипсом. Технология: этапы изготовления скульптуры изображены на эскизах выполнения скульптуры «Виноватый мальчик» учащимся 8-го класса Коныгиным Алексеем. Творческий проект по художественной обработке древесины Выполнил: учащийся 9 «Е» класса Коныгин Алексей Руководитель: В. И. Шаров Техническое задание:разработать и выполнить скульптуру малой формы для украшения интерьера, выдержанную в традициях русской резьбы по дереву. Проект передан М. И Гуревичу для внесения в учебник по «Технологии» за 8-й класс в 1998 г.
7.5. При выполнении скульптуры старичков пропорции чаще всего изменены: Увеличение размеров головы свойственны к восприятию как более добрых, похожих на соотношение у детей.
7.6. Повышение сложности исполнения сводится к получению:
а) несимметричной модели
б) получение драпировки, складок на одежде
в) освобождение рук, не прижатых к телу
г) передача характера образа.
7.7. Намечается цель-заказ. Проработка технического задания. Составление под какой-то конкретный образ, например: а) виноватый мальчик б) проект памятника строителям города Заволжья в) учитель – 2000 г) Джон Сильвер
8. Создание своей школы. Программа по трудовому обучению за 1991 г. Способствовало развитию народных ремесел. Возможно, было создание своей школы резьбы. В отличие от одиночных мастеров в «школе» ученики-резчики очень быстро подмечали свои недостатки и перенимали лучшее у других ребят и авторитетных мастеров, например мастера-скульптора Коненкова. Работа со скульптурой приводит к развитию у ребенка пространственного воображения, чувства красоты линии, способствует развитию инженерных навыков. Работы скульптуры из дерева С.Т. Коненкова
Материал составлен по авторской методике «Художественная обработка древесины и конструирование» учителя технологии В. И. Шарова г. Заволжье Нижегородская область, одобренной аттестационной комиссией УО Городецкого района. Пр. № 304/п от 20.08.2007 г. Использована информация из книги Н.Н. Соболева «Русская народная резьба по дереву» под общ ред. Луначарского А.В. Академия 1934 г.
4. Однако и в Византии и на Мусульманском востоке объемная скульптура и скульптурная резьба не получили развития. Христианство первых веков всегда предпочитало живопись скульптуре (стр. 58). 5. Но в последующем фасады католических храмов стали украшать скульптурами. Скульптурами передается информация библейских и Евангелистических сюжетов.
Большое распятие в Кельнском соборе, вырезанное из древесины дуба в X столетии, считается первой монументальной скульптурой средневековья. Общая высота креста – 2,88 м.
На Руси рельефная резьба называлась фряжской (европейской). Техническая основа этого типа резьбы состоит в округлении прямых краев выступающих частей узора над значительно углубленным фоном. Резные работы в большинстве своем анонимны. До нас дошли работы двух крупных мастеров Ермолина и инока Амвросия: барельеф Ермолина Георгий Победоносец в Москве и молельное место Ивана Грозного в Москве XVI века. Для современников эти деревянные барельефы были такими же священными изображениями, как и стенная роспись храма.
6. По «высочайшему» повелению Николая I указом под номером 11 599 от 30.11.1832 года предписано: «Нигде в церквах не иметь никаких изображений кроме святых образов». Тогда и образовались «случайные» коллекции изъятых скульптур в Архангельске, в Великом Устюге, в Мценске и т.д. (стр. 403) 7. Рекомендации для проведения уроков по скульптуре из древесины. 7.1. Получение деталей 3 и 4 разряда сложностей – необходимое условие подготовительного периода, прежде чем перейти к скульптуре. Пример: топорище, половник и т.д. Технология изготовления деталей для школьников: 7.1.1. Топорище 3,4 разряд Унифицированный узел для всех учащихся: брусок 30*70*370 Инструменты: ножовка по металлу, рубанок, стамески, киянка, рашпиль Технология: обработать заготовку по контору ножовкой. Частота резов 30–40мм. Рез до контура не доводить 3–4 мм. Обработать стамеской и киянкой. Получить контур детали. Скруглить края рубанком, рашпилем. Обработать наждачной бумагой. Время на изготовление: 2 академических часа. 7.1.2. Половник 4,5 разряд Технология аналогичная (изготовление топорища) Особенность: получение вогнутой поверхности 7.1.3. Корпус корабля (модели)
Корпуса кораблей выполнены учащимися 8–9 кл. шк. №15 г. Заволжья 7.2. Рекомендация по изготовлениюмаски. При выполнении скульптуры учащийся испытывает трудности при выполнении лица. Возможно, использовать для решения этой проблемы материалы «Разбивка лица на плоскости» из статьи «Стандартизация и унификация на уроках технологии» Открытый класс Шаров В.И. В этой же статье показана технология изготовления резца с резной рукояткой для резьбы по дереву.
7.3. Получение от учащихся эскиза. Проведение конкурса на лучший эскиз скульптуры малой формы. Эскиз выполняется в двух видах: главный вид, и вид слева. Недостатком эскиза будет являться отсутствие лекальных поверхностей. Примеры:
7.4. При наличии эскизов, определенных навыков у учащихся – получение изогнутых поверхностей, инструментов – ножовки по металлу, набора стамесок, киянки; бруска (осина или липа) с нанесенным на него эскиза – возможно приступить к выполнению скульптуры (10–11-й класс, 4-х часовое занятие). Необходимо помнить о неравнопрочности древесины по различным направлениям в отличие от камня, и отсутствии пластичности в сравнении с глиной и гипсом. Технология: этапы изготовления скульптуры изображены на эскизах выполнения скульптуры «Виноватый мальчик» учащимся 8-го класса Коныгиным Алексеем. Творческий проект по художественной обработке древесины Выполнил: учащийся 9 «Е» класса Коныгин Алексей Руководитель: В. И. Шаров Техническое задание:разработать и выполнить скульптуру малой формы для украшения интерьера, выдержанную в традициях русской резьбы по дереву. Проект передан М. И Гуревичу для внесения в учебник по «Технологии» за 8-й класс в 1998 г.
7.5. При выполнении скульптуры старичков пропорции чаще всего изменены: Увеличение размеров головы свойственны к восприятию как более добрых, похожих на соотношение у детей.
7.6. Повышение сложности исполнения сводится к получению:
а) несимметричной модели
б) получение драпировки, складок на одежде
в) освобождение рук, не прижатых к телу
г) передача характера образа.
7.7. Намечается цель-заказ. Проработка технического задания. Составление под какой-то конкретный образ, например: а) виноватый мальчик б) проект памятника строителям города Заволжья в) учитель – 2000 г) Джон Сильвер
8. Создание своей школы. Программа по трудовому обучению за 1991 г. Способствовало развитию народных ремесел. Возможно, было создание своей школы резьбы. В отличие от одиночных мастеров в «школе» ученики-резчики очень быстро подмечали свои недостатки и перенимали лучшее у других ребят и авторитетных мастеров, например мастера-скульптора Коненкова. Работа со скульптурой приводит к развитию у ребенка пространственного воображения, чувства красоты линии, способствует развитию инженерных навыков. Работы скульптуры из дерева С.Т. Коненкова
Материал составлен по авторской методике «Художественная обработка древесины и конструирование» учителя технологии В. И. Шарова г. Заволжье Нижегородская область, одобренной аттестационной комиссией УО Городецкого района. Пр. № 304/п от 20.08.2007 г. Использована информация из книги Н.Н. Соболева «Русская народная резьба по дереву» под общ ред. Луначарского А.В. Академия 1934 г.