Родительский клуб
На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Родительский клуб
Родительский клуб |
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу |
Родительские клубы — мало известная и редко используемая в практике форма работы школьного психолога. На наш взгляд, это незаслуженно, поскольку родительские клубы очень эффективны в психологической работе с родителями. Они реализуют сразу несколько функций: и психологическое просвещение, и психопрофилактику, и иногда даже психологическое консультирование. Кроме того, они формируют атмосферу доверия и настоящего сотрудничества между психологами и родителями, создавая уникальный, постоянный и даже интимный круг общения взрослых. Конечно, все это сильно сплачивает родителей, педагогов и психологов одного класса. Родительский клуб — это не родительское собрание, не тренинг, не лекция или семинар, это скорее дискуссионное собрание по той или иной проблеме. Коренное отличие клуба от других форм работы — это позиция равенства его участников — родителей, педагогов и психологов. Здесь люди собираются для того, чтобы обмениваться мнениями, общаться, делиться и высказываться на определенную тему. Безусловно, психолог заранее готовит материал для обсуждения, информацию, которую он хочет донести до родителей, но иногда бывает, что клуб проходит не совсем так, как было запланировано. И это вполне оправданно для клуба, ведь зачастую родители хотят обсудить более подробно какие-то моменты, увлекаются, поэтому может не остаться времени для запланированной части. На начальном этапе организации клуба немаловажна задача мотивировки родителей. С одной стороны, приход в клуб совершенно доброволен, с другой — психологам необходимо, чтобы пришло как можно больше родителей. Поэтому для этого надо сделать все возможное. В первую очередь нужно использовать весь богатый потенциал рекламы. Для клуба обязательно придумывается звучное и несущее позитивный смысл название, например «Счастливые родители» или «Родительская академия» и др. Печатаются рекламные листовки с описанием содержания и тем его работы. Психолог заранее планирует темы будущих клубов и вносит их в рекламные материалы. Листовки необходимо раздать всем родителям класса, что можно сделать через классного руководителя. Если родительские клубы начинают проходить с нового учебного года, объявление об этом психолог может сделать сам на первом родительском собрании в году или 1 сентября, после чего и раздать всем листовки. Помимо листовок непосредственно перед проведением, клуба печатаются приглашения на каждого родителя и раздаются примерно за неделю до назначенной даты. Желательно не полениться и вписать в приглашения имена родителей, чтобы приглашение было личным и повышало ответственность родителя. Большое значение в мотивировке родителей имеет подбор темы клуба. Психолог должен подойти к этому вопросу очень серьезно. Во-первых, учесть возрастные особенности и проблемы детей: что свойственно и актуально отдельно для первоклассников, второклассников, третьеклассников и четвероклассников. Во-вторых, проанализировать ситуацию в данном конкретном классе и подобрать проблемные и важные темы именно для данных родителей и их детей. И наконец, в-третьих, получить обратную связь у родителей о том, какие темы они хотели бы обсудить. Это можно сделать на первом родительском клубе, раздав им анкету наподобие той, что используется для опроса учителей касательно интересующих их тем мастер-классов. Таким образом, по ходу времени темы могут и должны корректироваться, поскольку постоянно возникают новые актуальные проблемы, требующие решения и обсуждения. Если говорить об условиях организации родительского клуба, то для него прежде всего необходимо просторное помещение, желательно с круглым столом и доской, которое постоянно будет использоваться для его проведения. Это может быть любая подходящая классная комната, даже компьютерный класс, к примеру. В проведении родительского клуба участвуют все родители учащихся из одного класса, его классный руководитель и психолог. Можно, конечно, проводить клубы и по параллелям (все родители 1-х классов, например) или вообще общешкольные (родители всех классов начальной школы), но, как показал наш опыт, это не очень эффективно. В подобных случаях приходит очень много человек, а в таких условиях сложно вести дискуссию, поэтому клуб начинает походить на обычную лекцию, что не входит в цели и задачи клуба. Родительский клуб обычно проводится 1 раз в 1—2 месяца в зависимости от загруженности и возможностей психолога. Продолжительность клуба колеблется от 1 часа до 1,5 часа. Если в психологической службе школы состоит несколько психологов, ответственность за проведение клуба важно поделить: психолог проводит клуб в том классе, в котором он ведет психологическую работу. Немало времени и сил отнимает у психолога этап подготовки родительского клуба: поиск и подбор материала, его компоновка, поиск практических упражнений и приемов для его проведения. Здесь многое зависит от творческого потенциала самого психолога, поскольку готовых планов и схем проведения таких клубов нет. Поэтому психолог зачастую сам придумывает темы, приемы, упражнения, подкрепляя их своими теоретическими и практическими знаниями в области науки. Но эти усилия сторицей окупаются теми результатами, которые приносит клуб в работе с родителями. Необходимо отметить, что структура и схема подачи информации в родительском клубе отвечают универсальным психологическим правилам Настольная книга школьного психолога. 1—4 классы / Л. М. Новикова, И. В. Самойлова. — М. : Эксмо, 2009. — 384 с. — (Настольная книга учителя). |