Психологическая профилактика
На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Психологическая профилактика
Психологическая профилактика |
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психологическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей и взрослых. Психологическая профилактика является наименее разработанным направлением в работе школьного психолога, но отнюдь не самым малозначительным. К тому же формы психопрофилактики могут быть крайне разнообразны. Для примера, в американской традиции выделяют три уровня психопрофилактики ( Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб., 2006. -С. 80-81. ): 1.Первичная профилактика. Психолог работает со всеми детьми, включая и тех, у кого наблюдаются незначительные отклонения в психологическом развитии. 2.Вторичная профилактика. Психолог работает с детьми «группы риска», у которых проблемы уже проявились, но не стали неуправляемыми. Здесь психолог встречается с родителями и учителями, ведет активную работу по преодолению различных трудностей. 3.Третичная профилактика. Психолог занимается коррекцией только с детьми с ярко выраженными психологическими проблемами. На наш взгляд, непосредственно чистой психопрофилактикой можно назвать лишь 1-й уровень работы, поскольку 2-й и 3-й уровни являются уже собственно психокоррекцией, просто разной степени глубины. Поскольку профилактика — это прежде всего работа по предупреждению возможного неблагополучия в развитии детей, то основными ее шагами являются: своевременное выявление особенностей детей, которые могут привести к определенным сложностям и создание условий для их предупреждения, а также профилактика отклонений в связи с переходом на следующую возрастную ступень. Однако психопрофилактика проводится не только с отдельными детьми и группами детей, классами, но и с учителями и родителями, которые оказывают влияние на развитие ребенка. Определенная сложность в осуществлении профилактических мер в рамках школы связана с тем, что профилактика обычно встречает непонимание со стороны педагогического коллектива. Думать о сложностях, которые еще не возникли, а только могут возникнуть, на первый взгляд кажется странным. Ведь в психопрофилактике инициатива и запрос исходят, по сути, от самого психолога. Но если сделать формы психологической профилактики разнообразными и интересными, думаем, этот барьер легкопреодолим. Мы предлагаем следующие формы психологической профилактики в начальной школе.
Настольная книга школьного психолога. 1—4 классы / Л. М. Новикова, И. В. Самойлова. — М. : Эксмо, 2009. — 384 с. — (Настольная книга учителя). |