Рекомендации по работе с неблагополучными семьями
На главную Работа с родителями Неблагополучная семья Рекомендации по работе с неблагополучными семьями
Рекомендации по работе с неблагополучными семьями |
Работа с родителями — Неблагополучная семья | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Проведение ранней профилактической работы. Ранняя профилактика неблагополучных семей включает в себя тесное сотрудничество специалистов, работающих с семьей: участковых инспекторов милиции, инспекторов ИДН, психологов, социальных педагогов, классных руководителей, директоров и завучей школ, заведующих детскими садами, участковых педиатров, врачей-наркологов, врачей психоневрологов, воспитателей и др. Целью данной совместной работы является профилактика семейного неблагополучия. Поэтому основной метод в работе с неблагополучной семьей — это социальный патронаж, предполагающий постоянный доверительный контакт членов различных ведомств с неблагополучной семьей, сбор точной объективной информации о семье и создание эффективного взаимодействия между различными учреждениями и ведомствами. В ходе социального патронажа неблагополучной семье оказывается информационная, психологическая, педагогическая, психотерапевтическая, Социальная, организационная, моральная и материальная помощь в решении конкретных проблем. Целесообразна также организация просветительской работы на уровне государства с задействованием СМИ (телевидения, радио), теле-, радиорекламы, рекламы в печатных органах (газетах, журналах) — пропаганда полной (функциональной) семьи, счастливых детей, здорового образа жизни, правильного питания, физкультуры и спорта в стране, в том числе изменения менталитета граждан в сторону менее терпимого отношения к курению, пьянству, наркомании и девиантному поведению взрослых. Отказ от рекламы спиртных напитков, сигарет и т. п. Также необходимо осуществлять просвещение на уровне образовательных учебных заведений (детские сады, общеобразовательные школы, школы-интернаты, ШРМ, СПТУ): оформлять стенды, выступать на родительских собраниях с ознакомительными лекциями на темы: «Влияние семьи на детей», «Дети и родители», «Воспитание в труде», «Воспитание «трудного» ребенка», «Социализация в условиях здоровой (функциональной) и неблагополучной (дисфункциональной) семьи», «Преступность несовершеннолетних и неблагополучная семья», «Особенности возникновения трудновоспитуемости», «Личность «трудных» подростков», «Особенности подросткового возраста» и др., в ходе проведения которых необходимо разъяснять отрицательное психологическое влияние, которое оказывает неблагополучная семья на личность несовершеннолетних. Лекции могут проводить практические психологи, социальные работники, социальные педагоги, инспекторы по делам несовершеннолетних и другие специалисты по работе с семьей. В ходе проведения лекций во время родительских собраний на базе школы-интерната мы воздействовали на самосознание родителей, старались создать у них установку на укрепление семьи, культ здорового образа жизни, разъясняли им психологические особенности подросткового периода, негативное влияние семейного неблагополучия (т. е. семей алкогольных, асоциально-аморальных, конфликтных, криминальных, семей с психически больными родителями, педагогически несостоятельных) на формирование девиантного поведения несовершеннолетних. 2. Психокоррекционная программа помощи неблагополучным семьям. Считаем целесообразным оказание психокоррекционной помощи неблагополучным семьям в зависимости от типов семейного неблагополучия (табл. 2.18). Рекомендации по работе с несовершеннолетними с девиантным поведением: 1.Профилактическая работа на базе образовательных учебных заведений: детских садов, школ, СПТУ, техникумов. Проведение лекций, бесед, оформление тематических стендов. Встреча детей с психологами, психоневрологами, невропатологами, наркологами, детскими гинекологами, социальными педагогами, инспекторами по делам несовершеннолетних, участковыми инспекторами милиции. Профилактика девиантного поведения, пропаганда здорового образа жизни. Воздействие через референтные группы, СМИ. 2. Коррекционная работа Работа с несовершеннолетними девиантами сложна, многогранна и длительна, она требует не только эмпатии, Таблица 2.18.
терпения и желания помочь ребенку, но и «прозрачности» жизни воспитателя, коррекции им собственного поведения. Обычные средства психологического и педагогического воздействия для девиантов являются недостаточно сильными. Поэтому при оказании психолого-педагогической помощи к девиантному подростку следует найти индивидуальный подход, усилить контроль за выполнением заданий, дать эмоционально положительное подкрепление, создать мотивацию успеха. Кроме того, необходимо знать, что результата от работы можно ждать очень долго, порой несколько лет. Коррекция девиантного поведения несовершеннолетних включает в себя пять основных этапов: 1) выявление учащихся, проявляющих девиантное поведение; 2) определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности: а) анализ семейного окружения, выявление типа семейного неблагополучия; б) выявление акцентуаций характера; в) установление форм отклоняющегося поведения методом наблюдения, экспертного опроса, обобщением независимых характеристик. 3) составление плана и проведение психолого-педагогической коррекции по устранению причин нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей педагогического воздействия, задач, средств, этапов, исполнителей); 4) изменение характера межличностных отношений девиантов со сверстниками, взрослыми и условий семейного воспитания; 5) вовлечение в различные виды социально полезной деятельности и обеспечение успеха в ней. Необходимые факторы социального контроля для успешной коррекции девиантного поведения несовершеннолетних: 1) адекватность методов и средств конкретным видам девиантного поведения, удовлетворение личностных потребностей несовершеннолетних, склонных к «ненормальному» поведению. Использование различных видов деятельности (трудовая, эколого-биологическая, учебно-исследовательская, туристско-краеведческая, игровая, спортивно-оздоровительная, культурно-досуговая), которые могут служить серьезной альтернативой различным формам девиантного поведения, их вытеснение; 2) сужение репрессивных мер воздействия (частых наказаний без поощрений, запугивания и «заклеймения» несовершеннолетних с девиантным поведением); 3) создание гибкой разветвленной системы социальной помощи, включающей государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Перевоспитание — процесс преодоления трудновоспитуемости и нормализации взаимоотношений «трудного» ребенка с окружающим миром. В. М. Литвишков и А. В. Митькинарас-сматривают перевоспитание как коренное преобразование, изменение, переориентацию личности, всей совокупности отрицательно направленных качеств, убеждений, мотивов; процесс совместной деятельности объекта и субъекта воспитания (см.: Литвишков, В. М. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций / B. М. Литвишков, А. В. Митькина. — Рязань: АПУМЮ РФ, 2003. — 320 с. С. 11 ). С психологической точки зрения это процесс, в котором устраняются внутренние конфликты, мешающие нормальному развитию психики. С точки зрения педагогики перевоспитание заключается в применении специальных, более сильных, чем обычные, средств педагогического воздействия. Процесс корректирующего педагогического воздействия на личность включает пять фаз (А. И. Кочетов, см.: Кочетов, А. И. Перевоспитание подростка/ А. И. Кочетов. — М.: Педагогика, 1972. С. 56—64 ): 1) восстановительную — предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали до появления Трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах; 2) компенсирующую — стремление компенсировать тот или иной недостаток усилением деятельности в той или иной области, которую они любят и в которой могут добиваться быстрых успехов (спорт, труд и т. п.); 3) стимулирующая — направлена на активизацию положительной общественно полезной деятельности (осуждение и одобрение); 4) исправительную — связана с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагает разнообразные методы: поощрения, внушения, убеждения, примера и т. д., связанные с коррекцией поведения; 5) профориентацию референтой группы. В перевоспитании существует цепь последовательно связанных между собой элементов: — анализа положительных и отрицательных свойств характера подростка, исследования его потребностей, отклонений в поведении; — изучения педагогической обстановки, среды окружения ребенка с последующей нейтрализацией (или устранением) вредных влияний положительным воздействием окружающей среды. Подростка необходимо поставить в положение активного сопротивления неблагоприятным условиям внешней среды; — перестройки отрицательного стереотипа ребенка. Переключение его сил и способностей на интересные дела, изменение окружающей среды (перевод из класса в класс, из школы в школу). Надо, чтобы в результате такой перестройки подросток не мог проявлять свои недостатки, чтобы вся его жизнь требовала изменения, положительных качеств, сил и способностей; — изменения привычного поведения подростка путем вовлечения его в новые виды деятельности. В результате должны усилиться положительные качества; — устранения недостатков на базе ускоренного развития положительных качеств. Быстрыми темпами идет общее развитие, но пока не устранена односторонность в развитии, возможен рецидив. При перевоспитании без наказания не обойтись, но главная основа исправления — опора на положительное. В. Ф. Шмидт указывает, что при перевоспитании необходимо фиксировать внимание ребенка на положительных сторонах его личности, усиливая в нем веру в свои СИЛЫ. А. И. Кочетов пишет, что для перевоспитания необходим также дружный детский коллектив, в котором личные успехи каждого неотделимы от общих успехов, признание и личная слава — от заслуг и дел во имя коллектива, право руководства — от умения ПОДЧИНЯТЬСЯ. В перевоспитании существуют свои методы: 1. Методы разрушения отрицательного типа характера: а) метод «взрыва»; б) метод «реконструкции» характера. 2. Методы перестройки мотивационной сферы и самосознания: а) объективное переосмысление СВОИХ ДОСТОИНСТВ и недостатков; б) переориентация самосознания; в) переубеждение; г) прогнозирование последствий отрицательного поведения. 3. Методы перестройки жизненного опыта: а) предписание; б) ограничение; в) переучивание; г) переключение; д) регламентация образа жизни. 4. Методы предупреждения отрицательного и стимуляции положительного поведения: а) поощрение и наказание; б) соревнование; в) положительные перспективы. Важно при перевоспитании найти индивидуальный подход к каждому ребенку, опираться на его интересы. Правильно осуществляемый индивидуальный подход — это воспитание примером, воспитание своей жизнью, вовлечение «трудного» подростка в социально полезные дела. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис выделили три основные цели изменения поведения подростка: 1) научить подростка распознавать трудные для него ситуации; 2) сформировать способность объективизировать трудные для него ситуации со стороны; 3) расширить диапазон возможных способов поведения в сложных ситуациях. В работе с несовершеннолетними девиантами следует использовать общие и специальные методы воздействия, а также принципы, пути и средства убеждения в воспитании. 1. Общие методы: создание нормального социально-психологического климата в семье, детском саду, школе. Устранение эмоциональных перегрузок. 2. Специальные: организация успешной деятельности (игра, труд, учеба), опора на положительное в качествах, коррекция межличностных отношений (с родителями, воспитателями, сверстниками, учителями), преодоление недостатков дисгармонии нравственности, интеллекта, воли, эмоционально-волевого развития. Основные принципы воспитания (СМ.: Психология подростка: Полное руководство/Под ред. А. А. Реана. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 432 с. С. 185): 1) воспитание в коллективе и через коллектив; 2) индивидуальный и дифференцированный подход; 3) опора на положительное в личности и коллективе; 4) единство, согласованность и преемственность в воспитании; 5) сочетание высокой требовательности к людям с уважением их личностного достоинства и заботой о них; 6) гуманизм в воспитании; 7) целостный подход в воспитании; 8) стимулирование активности личности. Пути и средства убеждения в воспитании [Психология подростка: Полное руководство/Под ред. А. А. Реана. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 432 с. С. 199]. Пути: — убеждение словом (включая разъяснения, доказательства, опровержения); — убеждение делом (на личном опыте воспитываемого, на опыте других ЛИЦ). Средства убеждения: 1) логические выводы; 2) цифры, факты; 3) примеры. На наш взгляд, при перевоспитании «трудных» подростков очень важно приобщать их к труду (см.: Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко; Сост. и автор ВСТуп. ст. В. С. Хелемендик. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1990.—-415с. С. 226—227]). Источник: Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие/ И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. -288 с. — (Серия «Библиотека педагога-практика»). |