Развитие социально – психологической службы в школе
На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Развитие социально – психологической службы в школе
Развитие социально – психологической службы в школе |
Документация школьного психолога — Документация социального педагога в школе |
Социально-психологическая служба способна стать центром, объединяющим усилия педагогов школы, специалистов государственных учреждений и активистов общественных организаций по созданию благоприятных условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребёнка и адаптацию его к быстро изменяющимся социальным условиям общества. Развитие социально-психологической службы приведёт к демократизации и гуманизации школьной жизни, повышению воспитательного потенциала социума. Социальный педагог и психолог могут успешно действовать при условии, если они включены в целостную воспитательно-образовательную систему учебного заведения, идущего по пути оптимизации школьного образования. Деятельность социально-психологической службы строится на следующих принципах: — гуманно-личностный подход к ребёнку, установление партнёрских отношений с родителями; — педагогизация окружающей среды, соединение воспитательных усилий школы и среды, создание единой системы воспитания ребёнка в школе, семье и социуме; — защита прав и интересов детей, социальное равенство в получении образования; — создание гуманной и психологически комфортной воспитывающей среды, уважение индивидуальных качеств личности, содействие в разрешении проблем учащихся и педагогического коллектива; — оптимистическая гипотеза, которая основывается на вере в собственные силы и способности личности при помощи специалистов разрешать сложные жизненные проблемы. Целью социально-психологической службы является обеспечение благоприятного социально-психологического климата как основного условия развития и самосовершенствования личности, а также её успешной социализации в современных условиях. Задачи социально-психологической службы: · обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения, интеллектуального и нравственного развития личности, её социализации и профессионального становления, разностороннего творческого развития, эмоционально-психологического благополучия; · содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между учащимися, педагогами и родителями, активизация воспитательной деятельности родителей, привлечение их к учебно-воспитательному процессу в школе; · мониторинг социального заказа со стороны детей и родителей на содержание образования, социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, оказание помощи детям и родителям в адаптации к условиям школьной жизни; · выявление потребностей детей и подростков, их семей в различных видах и формах социально-психологической помощи, её оказание; · социально-педагогическая защита детства, осуществление социальной опеки и защиты прав учащихся, находящихся в трудных жизненных ситуациях; · проведение консультативно-просветительной работы среди учащихся, педагогов, родителей; · осуществление психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми с особенностями психофизического развития; · социально-педагогическая поддержка и психологическое сопровождение одарённых детей; · реабилитация несовершеннолетних подростков, входящих в группу “риска” и оказавшихся в сложных жизненных ситуациях; · обеспечение связи школы с социальными институтами, с заинтересованными общественными организациями. Примерная структура и формы взаимодействия социально-психологической службы 1. ПЕДАГОГИ * педагогические советы; * инструктивно-методические совещания; * психолого-педагогические консилиумы; * тренинги общения; * психолого-педагогические семинары; * встречи за “круглым столом”; * организационно-деятельностные игры; * консультации. 2. СЕМЬЯ * заседания родительского комитета; * занятия родительского университета; * работа родительского патруля; * семейный клуб, клуб выходного дня; * совет профилактики; * сотрудничество с комиссией содействия семье и школе (по месту работы родителей); * проведение совместных праздников и вечеров отдыха; * тренинги; * консультации; * информационный стенд для родителей. 3. УЧАЩИЕСЯ * индивидуально-групповые консультации; * коррекционно-развивающие занятия; * тренинги; * педагогические клубы; * профориентационная работа; * разновозрастные отряды по месту жительства “Милосердие”; * ученические производственные бригады, летний труд и отдых детей. 4. ВНЕШКОЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЯ * кружки, секции, клубы (совместные мероприятия, выставки); * благотворительные акции; * консультирование специалистов; * праздники в микрорайоне; * трудовой десант; * совместные рейды в микрорайоне. Развитие социально-психологической службы (СПС) зависит от ряда внешних и внутренних условий, связанных как с профессиональным уровнем психолога и социального педагога, так и с особенностями функционирования школы. Направления развития СПС определяют следующие факторы:
Автор-составитель: П.В.Зязюлькин, начальник отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПКиПРРиСО». Рецензенты: В.И. Кучинский, проректор по научно-методической работе УО «ВОГ ИПКиПРРиСО», канд. пед. наук; М.В. Кузнецова, ст. преподаватель кафедры экономи-ческой теории и истории УО «ВГАВМ» |