Развитие познавательной активности учащихся скрипичного класса через системный и творческий подход в коллективном музицировании
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Бурулько Наталья Николаевна
Цели методической работы: Творческий подход к пополнению образовательной среды, в том числе средствами коллективного музицирования, обеспечивающей: ‒ расширение возможностей выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий в коллективном творчестве; ‒ личностное и профессионально-личностное развитие участников образовательно-воспитательного процесса в коллективном музыкально-исполнительском искусстве. Основные задачи данной методической работы: ‒ обеспечение прав ребёнка на качественное всестороннее образование; ‒ обновление содержания музыкального образования средствами и методами коллективного творчества и технологий обучения в соответствии с возможностями детей, их постепенным развитием и обогащением учащихся новыми техническими и исполнительскими средствами, позволяющими готовиться к концертной деятельности и принимать в этом активное участие; ‒ совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Стратегическое направление реализации программы деятельности: ‒ создание условий для удовлетворения потребностей личности в образовательной подготовке, необходимой для самореализации в современном обществе; ‒ разработка и совершенствование программ в области музыкально-исполнительского искусства и организации коллективных форм и методов дополнительного образования школьников; ‒ создание мобильного концертного коллектива; ‒ расширение возможностей способных и одарённых детей в дополнительном музыкальном образовании; ‒ распространение личного опыта работы. Адресная направленность методического доклада. Инновационный опыт адресован ДМШ, ДШИ, лицеям и гимназиям, формирующим гуманистические идеалы учащихся средствами коллективного искусства, школам, расширяющим профессионально-личностное развитие детей, учреждениям дополнительного образования школьников.
Методический доклад Дополнительное образование детей – важная составляющая образовательного процесса. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, поддержку, эстетическое и эмоциональное развитие детей, особенно талантливых и одарённых, формирование здорового образа жизни. Дополнительное образование предполагает свободный выбор ребёнком видов и сферы деятельности, ориентируясь на его способности, потребности, личностный интерес. В настоящий период времени искусство (особенно исполнительское), переживает не лучшие времена. Чтобы не допустить значительного падения интереса к обучению, исполнительскому искусству, перед коллективом школы ставятся серьёзные задачи, для решения которых необходима активная позиция педагогического коллектива по пропаганде различных видов искусства и форм музыкальной деятельности. Задачи, которые ставит перед собой наш коллектив, это не только подготовить учащихся к поступлению в профессиональные музыкальные учебные заведения, но и воспитать грамотных слушателей наших концертных выступлений, любителей музыки, участников любительских самодеятельных коллективов, людей, жизнь которых обогатится даром слушать и понимать музыку. Одной из форм музыкального воспитания и развития учащегося, являются занятия в классе ансамбля, которые способствуют закреплению навыков, приобретённых на уроках специальности, стимулируют интерес ученика к работе за инструментом, прививают любовь к коллективному творчеству, вырабатывают чувство ответственности перед коллективом, воспитывают творческую и исполнительскую дисциплину. Ансамблевое исполнительство гораздо богаче своими возможностями: это удивительные тембровые сочетания, яркая динамика, разнообразие ритмов каждой партии. А сама работа в классе ансамбля объединяет участников общей творческой задачей и музыкальной эмоцией. Без необходимой технической свободы, без уверенного владения текстом, без умения слышать себя, своих партнёров, и одновременно звучания ансамбля в целом – игра в ансамбле бессмысленна. Точное воспроизведение текста, выполнение всех указанных автором нюансов, штрихов, изменений темпа должно сочетаться с общим для всех участников исполнительским «дыханием». Согласно учебной программе, предмет «ансамбль» вводится с 3 класса. Понимая все плюсы ансамблевой игры, этой формой работы занимаюсь с первого года обучения. Первый опыт игры в ансамбле дети получают, когда на уроках специальности я использую самые разные модели музыкальных действий совместно с учителем, либо в игре с одноклассником (на начальном этапе обучения я часто объединяю детей в пары), либо, когда на простейший ритмический рисунок на открытой струне, накладывается мелодия партии педагога. Такие уроки богаты разнообразием пьес по форме, содержанию и достижению результатов, связанных с раскрытием эмоциональной сферы ребёнка, умением передать в музыке свои, пусть ещё скромные впечатления. Репертуар ансамблевых пьес для младших классов можно найти в сборниках: «Юный скрипач», вып. I, О.Пархоменко, В.Зельдис «Школа игры на скрипке», Йова Йорданова «Букварь для маленьких скрипачей». В начале каждого урока провожу музыкальную «разминку». Это небольшие упражнения на открытых струнах. Сначала все играют в унисон. Затем подключаются поочерёдно. Упражнение можно варьировать: менять голоса, темп, нюансы и т.д. Обучение элементарным навыкам игры в ансамбле проходит эффективнее, если первым партнёром ученика по ансамблю оказывается педагог. Для усвоения одного из важнейших условий ансамблевой игры – синхронности, играем простейшие упражнения. Занятие начинаем с исполнения простых половинных нот в ансамбле. Это даёт ученику представление о верном, синхронном ритме. Затем я прошу исполнить эти ноты поочерёдно. Ученик должен «принять» мой темп, почувствовать пульс движения. Когда игра половинными нотами будет усвоена, меняю длительность на четвертную. Эти упражнения, хотя и исполняются только на открытых струнах, вызывают большую активность, интерес, желание играть ритмически точно. Затем предлагаю исполнить простейший ритмический рисунок solo, а потом его же – со мной в ансамбле. Такая форма работы позволяет заметить даже самые малейшие нарушения ритма. На таких же простых примерах усваивается роль и значение паузы. Обычно пауза заучивается формально, бессмысленно. Игра в ансамбле учит бережному обращению с паузами и нотами большой длительности. Например, игра «Кукушка». Договариваемся, сколько раз подряд каждому «прокуковать» и «ответить». Записываем получившуюся перекличку, затем исполняем. Каждая пауза, записанная, осознанная самим учеником, перестаёт быть формальной, превращается в необходимый элемент нотного текста, обретает смысл и значение. В течение первых двух лет главное внимание направляется на точное интонирование игры в унисон. Так же, как и на уроках специальности, очень много времени я уделяю развитию слуховых навыков. Игра в струнном ансамбле из-за отсутствия фиксированной высоты звука создаёт немалые трудности. Во время подготовительного периода с каждым участником ансамбля работаю отдельно. Необходима кропотливая индивидуальная работа для освоения и закрепления элементарных навыков интонирования в ансамблевой игре, ведь у детей, начинающих заниматься в классе ансамбля ещё очень ограничены слуховые, технические и исполнительские возможности. Учащиеся младших классов, по моему мнению, получат больше пользы от игры в дуэтах, т.к. они более «удобны» для слухового восприятия. Дуэты могут быть разнообразными: педагог – ученик; ученик младшего класса – среднего класса (несложные партии учителя); скрипач (ученик) – пианист (ученик). Дуэты являются отличной ступенью для перехода к ансамблям для двух и более голосов. Занимаясь с полным составом ансамбля, продолжаю работу над точностью интонации и ритма, используя приёмы, усвоенные учеником на начальном этапе обучения. Начинаем урок с настройки на тональность, в которой исполняется изучаемое произведение. Пропеваем гамму, играем её в унисон, терцию, сексту, октаву. Переходим к обращению трезвучий. Как только завершится стадия разбора нотного текста, когда каждый ученик уже будет иметь конкретное представление о своей партии, я объясняю роль каждой партии, её музыкальный рисунок, взаимосвязь голосов, распределение их функций на главную, подголосочную, аккомпанирующую. Далее переходим непосредственно к работе над содержанием произведения. Если с первых уроков удалось воспитать чувство ответственности за исполнение каждого голоса, партии, понимание каждого эпизода, работа в классе будет приносить удовлетворение, общую радость и ощущения себя частицей слаженного музыкального коллектива, достигающего наилучшего понимания художественного воплощения авторского текста. Работа в ансамбле со старшеклассниками не возможна без точного соблюдения всеми участниками абсолютно точной артикуляции и динамических оттенков. Небольшое отклонение от общего штриха нарушает целостность восприятия, мешает участникам ансамбля, наносит ущерб выразительности исполнения. Штрихи несут большую динамическую и смысловую нагрузку. Применение того или иного штриха находится в полной зависимости от содержания произведения, темпа, способа звукоизвлечения, нюансов, ритмического рисунка. В ансамблевой игре часто употребляется приём pizzicato. Исполнение этого приёма должно быть не только синхронным, но и технически одинаковым. Это особенно важно при игре в ансамбле. Аккорды в нюансах f, ff надо исполнять, не закрепляя большой палец правой руки на грифе. Ритмической точности помогает равный, единовременный замах правой руки перед взятием аккорда. В нюансе piano синхронность при игре pizzicato достигается, если указательный палец правой руки только прикасается к струне с обязательным закреплением большого пальца на грифе. Любимое занятие на уроках ансамбля – чтение нот с листа. Я выбираю лёгкие образные произведения, исполнение которых проходит эффективнее. Необходимость подчинения общему ритму помогает скорее усваивать правила чтения нот с листа. Эта форма работы в классе ансамбля как бы показывает ученику о недопустимости поправок, остановок, пренебрежения к паузам. У них вырабатывается навык пропускать «непрочитавшиеся» ноты, не «выскакивать» в паузах, выполнять обозначения автора сразу, вместе с нотами, быстро ориентироваться в музыкальном материале. В своей педагогической практике объединяю детей средних и старших классов в коллективы: скрипка-виолончель – фортепиано; скрипка – гитара, камерный ансамбль, ансамбль скрипачей, ансамбль скрипачей в сопровождении фортепиано. В последнее время появился такой вид музицирования, как игра под фонограмму. Не могу не остановиться на внешней дисциплине ансамбля, так как она всегда связана с творческой реализацией и отражается на качестве исполнения. Мы отработали выход на сцену (одинаковое держание инструмента, интервал между участниками, темп выхода и ухода). Мы учимся артистично стоять во время исполнения, одновременно класть скрипки на плечо, поднимать смычок на струну или снимать со струны; по знаку концертмейстера вступать, заканчивать исполнение. Отрабатываем поклон и уход со сцены. «Руководит» ансамблем лучший скрипач из числа учащихся, обладающий хорошим чувством ритма и умеющий уверенно показывать все вступления. Если же произведение не унисонное, то для каждого из голосов тоже назначается концертмейстер. Но в ходе репетиционной работы роль «ведущего» ансамбля выполняют все ученики. Таким образом, решается воспитательная задача, когда все участники ансамбля считают себя равными. Концертмейстер должен стоять впереди всей группы, слева. Ансамблевое музицирование развивает музыкальный слух, учит слышать и понимать содержание музыки. Одна из особенностей ансамблевой игры состоит в том, что несколько человек с различным уровнем музыкального развития и исполнительской подготовки объединяются в единый исполнительский организм. Большая часть мирового музыкального наследия приходится на произведения, написанные для оркестров или для солистов в сопровождении оркестров, на оперы, хоры, на различного рода ансамбли. Музыкальная культура слушателя, с детства получившего навыки ансамблевого музицирования, выше, палитра его восприятия музыки богаче. Список методической литературы 1. Р. Маневич «В классе скрипичного ансамбля» 2. Т.Свирская «Опыт работы в классе скрипичного ансамбля» Москва, 1980г. 3. Г.Турчанинова «Организация работы скрипичного ансамбля» Москва, 1980г. 4. Л.Гатман «К вопросу о подготовке к оркестровой деятельности» Новосибирск, 1987г. 5. Интернет-ресурсы.
Схема конспекта урока
по теме: «Работа в классе ансамбля, как одна из форм развития интереса в обучении музыке»
Класс 2
Тема урока: «Работа в классе ансамбля, как одна из форм развития интереса в обучении музыке».
Цель урока: Направить детей на путь, который сделает их жизнь богаче и прекраснее.
Задачи урока:
Воспитательные:
‒ развить в каждом ребёнке творческое начало личности;
‒ воспитать чувство ответственности;
‒ помочь учащимся обрести веру в себя и смелость в музыкальных выступлениях.
Образовательные:
‒ научить слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом, отдельные партии, темы, подголоски, сопровождение;
‒ исполнять свою партию согласно трактовке произведения в целом;
‒ применять творческие и исполнительские навыки;
‒ совершенствовать навыки чтения с листа.
Развивающие:
‒ развитие внутреннего слуха;
‒ развитие музыкальной памяти;
‒ развитие музыкального вкуса и мышления;
‒ развитие творческих и исполнительских способностей.
Используемые музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, литературные произведения, видеофрагменты:
‒ А.Хачатурян «Танец розовых девушек»;
‒ И. Гаврилов «Хорошее настроение».
Музыкальные инструменты и другие ресурсы.
Скрипки, фортепиано, музыкальный центр.
Ход урока
Методический доклад Дополнительное образование детей – важная составляющая образовательного процесса. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, поддержку, эстетическое и эмоциональное развитие детей, особенно талантливых и одарённых, формирование здорового образа жизни. Дополнительное образование предполагает свободный выбор ребёнком видов и сферы деятельности, ориентируясь на его способности, потребности, личностный интерес. В настоящий период времени искусство (особенно исполнительское), переживает не лучшие времена. Чтобы не допустить значительного падения интереса к обучению, исполнительскому искусству, перед коллективом школы ставятся серьёзные задачи, для решения которых необходима активная позиция педагогического коллектива по пропаганде различных видов искусства и форм музыкальной деятельности. Задачи, которые ставит перед собой наш коллектив, это не только подготовить учащихся к поступлению в профессиональные музыкальные учебные заведения, но и воспитать грамотных слушателей наших концертных выступлений, любителей музыки, участников любительских самодеятельных коллективов, людей, жизнь которых обогатится даром слушать и понимать музыку. Одной из форм музыкального воспитания и развития учащегося, являются занятия в классе ансамбля, которые способствуют закреплению навыков, приобретённых на уроках специальности, стимулируют интерес ученика к работе за инструментом, прививают любовь к коллективному творчеству, вырабатывают чувство ответственности перед коллективом, воспитывают творческую и исполнительскую дисциплину. Ансамблевое исполнительство гораздо богаче своими возможностями: это удивительные тембровые сочетания, яркая динамика, разнообразие ритмов каждой партии. А сама работа в классе ансамбля объединяет участников общей творческой задачей и музыкальной эмоцией. Без необходимой технической свободы, без уверенного владения текстом, без умения слышать себя, своих партнёров, и одновременно звучания ансамбля в целом – игра в ансамбле бессмысленна. Точное воспроизведение текста, выполнение всех указанных автором нюансов, штрихов, изменений темпа должно сочетаться с общим для всех участников исполнительским «дыханием». Согласно учебной программе, предмет «ансамбль» вводится с 3 класса. Понимая все плюсы ансамблевой игры, этой формой работы занимаюсь с первого года обучения. Первый опыт игры в ансамбле дети получают, когда на уроках специальности я использую самые разные модели музыкальных действий совместно с учителем, либо в игре с одноклассником (на начальном этапе обучения я часто объединяю детей в пары), либо, когда на простейший ритмический рисунок на открытой струне, накладывается мелодия партии педагога. Такие уроки богаты разнообразием пьес по форме, содержанию и достижению результатов, связанных с раскрытием эмоциональной сферы ребёнка, умением передать в музыке свои, пусть ещё скромные впечатления. Репертуар ансамблевых пьес для младших классов можно найти в сборниках: «Юный скрипач», вып. I, О.Пархоменко, В.Зельдис «Школа игры на скрипке», Йова Йорданова «Букварь для маленьких скрипачей». В начале каждого урока провожу музыкальную «разминку». Это небольшие упражнения на открытых струнах. Сначала все играют в унисон. Затем подключаются поочерёдно. Упражнение можно варьировать: менять голоса, темп, нюансы и т.д. Обучение элементарным навыкам игры в ансамбле проходит эффективнее, если первым партнёром ученика по ансамблю оказывается педагог. Для усвоения одного из важнейших условий ансамблевой игры – синхронности, играем простейшие упражнения. Занятие начинаем с исполнения простых половинных нот в ансамбле. Это даёт ученику представление о верном, синхронном ритме. Затем я прошу исполнить эти ноты поочерёдно. Ученик должен «принять» мой темп, почувствовать пульс движения. Когда игра половинными нотами будет усвоена, меняю длительность на четвертную. Эти упражнения, хотя и исполняются только на открытых струнах, вызывают большую активность, интерес, желание играть ритмически точно. Затем предлагаю исполнить простейший ритмический рисунок solo, а потом его же – со мной в ансамбле. Такая форма работы позволяет заметить даже самые малейшие нарушения ритма. На таких же простых примерах усваивается роль и значение паузы. Обычно пауза заучивается формально, бессмысленно. Игра в ансамбле учит бережному обращению с паузами и нотами большой длительности. Например, игра «Кукушка». Договариваемся, сколько раз подряд каждому «прокуковать» и «ответить». Записываем получившуюся перекличку, затем исполняем. Каждая пауза, записанная, осознанная самим учеником, перестаёт быть формальной, превращается в необходимый элемент нотного текста, обретает смысл и значение. В течение первых двух лет главное внимание направляется на точное интонирование игры в унисон. Так же, как и на уроках специальности, очень много времени я уделяю развитию слуховых навыков. Игра в струнном ансамбле из-за отсутствия фиксированной высоты звука создаёт немалые трудности. Во время подготовительного периода с каждым участником ансамбля работаю отдельно. Необходима кропотливая индивидуальная работа для освоения и закрепления элементарных навыков интонирования в ансамблевой игре, ведь у детей, начинающих заниматься в классе ансамбля ещё очень ограничены слуховые, технические и исполнительские возможности. Учащиеся младших классов, по моему мнению, получат больше пользы от игры в дуэтах, т.к. они более «удобны» для слухового восприятия. Дуэты могут быть разнообразными: педагог – ученик; ученик младшего класса – среднего класса (несложные партии учителя); скрипач (ученик) – пианист (ученик). Дуэты являются отличной ступенью для перехода к ансамблям для двух и более голосов. Занимаясь с полным составом ансамбля, продолжаю работу над точностью интонации и ритма, используя приёмы, усвоенные учеником на начальном этапе обучения. Начинаем урок с настройки на тональность, в которой исполняется изучаемое произведение. Пропеваем гамму, играем её в унисон, терцию, сексту, октаву. Переходим к обращению трезвучий. Как только завершится стадия разбора нотного текста, когда каждый ученик уже будет иметь конкретное представление о своей партии, я объясняю роль каждой партии, её музыкальный рисунок, взаимосвязь голосов, распределение их функций на главную, подголосочную, аккомпанирующую. Далее переходим непосредственно к работе над содержанием произведения. Если с первых уроков удалось воспитать чувство ответственности за исполнение каждого голоса, партии, понимание каждого эпизода, работа в классе будет приносить удовлетворение, общую радость и ощущения себя частицей слаженного музыкального коллектива, достигающего наилучшего понимания художественного воплощения авторского текста. Работа в ансамбле со старшеклассниками не возможна без точного соблюдения всеми участниками абсолютно точной артикуляции и динамических оттенков. Небольшое отклонение от общего штриха нарушает целостность восприятия, мешает участникам ансамбля, наносит ущерб выразительности исполнения. Штрихи несут большую динамическую и смысловую нагрузку. Применение того или иного штриха находится в полной зависимости от содержания произведения, темпа, способа звукоизвлечения, нюансов, ритмического рисунка. В ансамблевой игре часто употребляется приём pizzicato. Исполнение этого приёма должно быть не только синхронным, но и технически одинаковым. Это особенно важно при игре в ансамбле. Аккорды в нюансах f, ff надо исполнять, не закрепляя большой палец правой руки на грифе. Ритмической точности помогает равный, единовременный замах правой руки перед взятием аккорда. В нюансе piano синхронность при игре pizzicato достигается, если указательный палец правой руки только прикасается к струне с обязательным закреплением большого пальца на грифе. Любимое занятие на уроках ансамбля – чтение нот с листа. Я выбираю лёгкие образные произведения, исполнение которых проходит эффективнее. Необходимость подчинения общему ритму помогает скорее усваивать правила чтения нот с листа. Эта форма работы в классе ансамбля как бы показывает ученику о недопустимости поправок, остановок, пренебрежения к паузам. У них вырабатывается навык пропускать «непрочитавшиеся» ноты, не «выскакивать» в паузах, выполнять обозначения автора сразу, вместе с нотами, быстро ориентироваться в музыкальном материале. В своей педагогической практике объединяю детей средних и старших классов в коллективы: скрипка-виолончель – фортепиано; скрипка – гитара, камерный ансамбль, ансамбль скрипачей, ансамбль скрипачей в сопровождении фортепиано. В последнее время появился такой вид музицирования, как игра под фонограмму. Не могу не остановиться на внешней дисциплине ансамбля, так как она всегда связана с творческой реализацией и отражается на качестве исполнения. Мы отработали выход на сцену (одинаковое держание инструмента, интервал между участниками, темп выхода и ухода). Мы учимся артистично стоять во время исполнения, одновременно класть скрипки на плечо, поднимать смычок на струну или снимать со струны; по знаку концертмейстера вступать, заканчивать исполнение. Отрабатываем поклон и уход со сцены. «Руководит» ансамблем лучший скрипач из числа учащихся, обладающий хорошим чувством ритма и умеющий уверенно показывать все вступления. Если же произведение не унисонное, то для каждого из голосов тоже назначается концертмейстер. Но в ходе репетиционной работы роль «ведущего» ансамбля выполняют все ученики. Таким образом, решается воспитательная задача, когда все участники ансамбля считают себя равными. Концертмейстер должен стоять впереди всей группы, слева. Ансамблевое музицирование развивает музыкальный слух, учит слышать и понимать содержание музыки. Одна из особенностей ансамблевой игры состоит в том, что несколько человек с различным уровнем музыкального развития и исполнительской подготовки объединяются в единый исполнительский организм. Большая часть мирового музыкального наследия приходится на произведения, написанные для оркестров или для солистов в сопровождении оркестров, на оперы, хоры, на различного рода ансамбли. Музыкальная культура слушателя, с детства получившего навыки ансамблевого музицирования, выше, палитра его восприятия музыки богаче. Список методической литературы 1. Р. Маневич «В классе скрипичного ансамбля» 2. Т.Свирская «Опыт работы в классе скрипичного ансамбля» Москва, 1980г. 3. Г.Турчанинова «Организация работы скрипичного ансамбля» Москва, 1980г. 4. Л.Гатман «К вопросу о подготовке к оркестровой деятельности» Новосибирск, 1987г. 5. Интернет-ресурсы.
Схема конспекта урока
по теме: «Работа в классе ансамбля, как одна из форм развития интереса в обучении музыке»
Класс 2
Тема урока: «Работа в классе ансамбля, как одна из форм развития интереса в обучении музыке».
Цель урока: Направить детей на путь, который сделает их жизнь богаче и прекраснее.
Задачи урока:
Воспитательные:
‒ развить в каждом ребёнке творческое начало личности;
‒ воспитать чувство ответственности;
‒ помочь учащимся обрести веру в себя и смелость в музыкальных выступлениях.
Образовательные:
‒ научить слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом, отдельные партии, темы, подголоски, сопровождение;
‒ исполнять свою партию согласно трактовке произведения в целом;
‒ применять творческие и исполнительские навыки;
‒ совершенствовать навыки чтения с листа.
Развивающие:
‒ развитие внутреннего слуха;
‒ развитие музыкальной памяти;
‒ развитие музыкального вкуса и мышления;
‒ развитие творческих и исполнительских способностей.
Используемые музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, литературные произведения, видеофрагменты:
‒ А.Хачатурян «Танец розовых девушек»;
‒ И. Гаврилов «Хорошее настроение».
Музыкальные инструменты и другие ресурсы.
Скрипки, фортепиано, музыкальный центр.
Ход урока
Этапы урока Цели, задачи этапа | Художественно-педагогическая деятельность учителя | Художественно-эстетическая деятельность учителя | Художественно-эстетическая деятельность учащихся на каждом этапе урока |
Первый этап(подготовительный) Цель: Выработка у учащихся внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. Задачи: — создать условия для включения внутренней потребности учащихся в деятельность; — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности. | Организация детей на художественно-эстетическую деятельность. | Настраивает детей на восприятие темы урока. | Учатся воспринимать и улавливать интонацию учителя. |
Второй этап (основной) Цель: Подготовить ученика к построению учебных действий и вовлечь каждого в учебное действие. Задачи: — создать условия для того, чтобы учащиеся воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; — создать ситуации успеха для каждого ученика. | Настройка участников ансамбля на нужный лад, тональность. (Гамма Соль-мажор). Исполняю произведение: русскую народную песню «Савка и Гришка». Знакомлю с голосами, аккомпанементом. Помогаю в изучении произведения. Предлагаю творческую работу на нотном материале русской народной песни «Савка и Гришка»: сочинить новое произведение – вариации. Предлагаю новую форму работы – чтение с листа. | Сольфеджируем. Играем гамму в унисон, терцию, октаву. Играем арпеджио, обращение трезвучий. Знакомлю детей с содержанием произведения, голосами, аккомпанементом, характером. Учу детей анализировать произведение, определять ладовые особенности, готовлю детей к новому способу действия, используя приобретённые выше знания и умения. Объясняю учащимся, какими средствами и приёмами можно передать содержание, настроение произведения. Способствую развитию музыкального вкуса, мышления учащихся. Учащиеся предлагают варианты штрихов, характеров, ладовые изменения. Совместно с участниками ансамбля выбираем понравившиеся элементы и выстраиваем новое произведение. Сборник Т. Романовой. Детские песенки на стихи А.Барто. «Кукареку!» «Лошадка». | Настраиваться на нужный лад, точное интонирование. Дети слушают произведение, анализируют его, отвечают на вопросы педагога, делятся впечатлениями, готовятся к изучению понравившегося произведения. В ходе освоения нового произведения: — учатся применять творческие и исполнительские навыки; — развивают музыкальный вкус, музыкальную память. Совершенствуют навыки музицирования, развивают творческое начало, приобретают сочинительский опыт. Участники ансамбля выбирают понравившиеся элементы и выстраивают новое произведение. Приобретают навык чтения нот с листа. |
Третий этап (заключительный) Цели и задачи: — самооценка учащимися собственной учебной деятельности на уроке; — обобщение полученных знаний на уроке; — осознание границ применения новых знаний. | Предлагаю: — послушать запись ансамбля скрипачей старших классов (А.Хачатурян «Танец розовых девушек»; — И. Гаврилов «Хорошее настроение»); — оценить свою деятельность на уроке; — определить этапы своей деятельности на перспективу для достижения более высоких результатов в совместном исполнительстве. | Через музыкальный язык прослушанных произведений показываю многогранность музыкального творчества, его возможности для исполнительского роста. | Ребята учатся определять для себя главное происходящее на уроке, обобщать свои впечатления, мысли. Приходят к единодушному мнению: совместная игра – результат общих усилий, плод раздумий нескольких исполнителей. Ставят для себя задачи на перспективу. |
Четвёртый этап (домашнее задание) Цели и задачи: — определение заданий для самоподготовки. | Предлагаю выучить изучаемое на уроке произведение и разобрать русскую народную песню «Ой, да в лесу калина». | Воспитываю чувство ответственности, заинтересованность к инструменту посредством коллективного музицирования. | Ребята записывают задание, договариваются о совместных репетициях. |