Разработка урока русского языка на тему: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Ганиева Гульнара Азгаровна
Содержательная цель: знакомство с существительными, имеющими только форму единственного числа. Деятельная цель: формирование в учащихся нового способа деятельности, связанного с поиском и выделением информации. Задачи: научить детей 1) находить существительные, которые имеют форму только единственного числа; 2) употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени; 3) включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный.
Ход урока I. Мотивация к учебной деятельности. — Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Лингвистическая разминка. Задание. Перепишите предложение, записанное на доске. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, полная счастья, с горы ледяной. (Н. Некрасов) — Найдите собственное имя существительное. (Саша) — Саша может принадлежать и мальчику, и девочке. Как мы узнаем, о ком идет речь? (По глаголам в форме прошедшего времени: садилась, летела, по прилагательному полная) — Какое существительное имеет форму только множественного числа? Проверьте согласную в корне слова. (Салазки-салазок) — Объясните остальные орфограммы (летела-лётчик, стрелой-стрелы, с горы- горы, ледяной-лёд) II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Отгадайте загадки, отгадки которых являются существительные, имеющие форму только множественного числа
На доске запись: Не все существительные имеют два числа: Обращаюсь к ученикам: “Мы недавно познакомились с рассуждением как типом речи. Что мы сейчас записали? Тезис, утверждение. Что нужно сделать, чтобы этот тезис развернулся в рассуждение? Доказательство, именно поэтому мы поставили двоеточие (== а именно). Продолжите предложение(. Есть сущ., имеющие только форму ед. ч. или только мн.ч.) Б) Прошу ребят разбиться на две группы: мальчики и девочки. Задание 1 группе: вспомнить название 3-4 инструментов, которые имеют только формы мн. ч. и составить предложение по схеме О,О,О и О – это рабочие инструменты.( Тиски, кусачки, плоскогубцы и клещи — Задание 2 группе: вспомнить “вкусные” сущ. и “подать” их к завтраку, причём сущ. должны иметь только формы ед.ч. Составить предложение по схеме О, О, О и О – это наш любимый завтрак. (Молоко, творог, сметана и редис — ..) IХ. Рефлексия учебной деятельности. — Чему был посвящен урок? (Существительным, имеющих форму только ед. числа) — Назовите слова, которые употребляются только в ед.ч. — Будьте внимательны при употреблении таких слов в своей речи. — Какая работа на уроке понравилась больше всего, какая работа была трудной? — Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности: 1.Упр.517(уметь различать числа имен существительных) 2. Придумайте 10 предложений по теме «В магазине» (использовать существительные, которые имеют оба числа, которые имеют форму только мн. и ед. числа) — Спасибо, я вами довольна.
Ход урока I. Мотивация к учебной деятельности. — Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Лингвистическая разминка. Задание. Перепишите предложение, записанное на доске. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, полная счастья, с горы ледяной. (Н. Некрасов) — Найдите собственное имя существительное. (Саша) — Саша может принадлежать и мальчику, и девочке. Как мы узнаем, о ком идет речь? (По глаголам в форме прошедшего времени: садилась, летела, по прилагательному полная) — Какое существительное имеет форму только множественного числа? Проверьте согласную в корне слова. (Салазки-салазок) — Объясните остальные орфограммы (летела-лётчик, стрелой-стрелы, с горы- горы, ледяной-лёд) II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Отгадайте загадки, отгадки которых являются существительные, имеющие форму только множественного числа
- Какая водица только для грамотного годится? (чернила)
- Ходит весь век, а не человек. (часы)
- Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (ножницы)
- Хоть жидкое, но не вода, не снег, а белое. (молоко)
На доске запись: Не все существительные имеют два числа: Обращаюсь к ученикам: “Мы недавно познакомились с рассуждением как типом речи. Что мы сейчас записали? Тезис, утверждение. Что нужно сделать, чтобы этот тезис развернулся в рассуждение? Доказательство, именно поэтому мы поставили двоеточие (== а именно). Продолжите предложение(. Есть сущ., имеющие только форму ед. ч. или только мн.ч.) Б) Прошу ребят разбиться на две группы: мальчики и девочки. Задание 1 группе: вспомнить название 3-4 инструментов, которые имеют только формы мн. ч. и составить предложение по схеме О,О,О и О – это рабочие инструменты.( Тиски, кусачки, плоскогубцы и клещи — Задание 2 группе: вспомнить “вкусные” сущ. и “подать” их к завтраку, причём сущ. должны иметь только формы ед.ч. Составить предложение по схеме О, О, О и О – это наш любимый завтрак. (Молоко, творог, сметана и редис — ..) IХ. Рефлексия учебной деятельности. — Чему был посвящен урок? (Существительным, имеющих форму только ед. числа) — Назовите слова, которые употребляются только в ед.ч. — Будьте внимательны при употреблении таких слов в своей речи. — Какая работа на уроке понравилась больше всего, какая работа была трудной? — Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности: 1.Упр.517(уметь различать числа имен существительных) 2. Придумайте 10 предложений по теме «В магазине» (использовать существительные, которые имеют оба числа, которые имеют форму только мн. и ед. числа) — Спасибо, я вами довольна.