Работа психолога с кризисными ситуациями
На главную Лекции и практикум по психологии Психологическая служба Работа психолога с кризисными ситуациями
Работа психолога с кризисными ситуациями |
Лекции и практикум по психологии — Психологическая служба |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ ГОРЯ Симптомы горя и его критические периоды времени Примирение с утратой- болезненный процесс. Горе — это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. Горе (потеря), сопровождающее смерть близкого человека, довольно сложный и длительный процесс. Интенсивность и продолжительность чувства скорби у различных людей неодинаковы. Все зависит от характера отношений с умершим, от выраженности вины, от длительности траурного периода в конкретной культуре. Горе характеризуется следующими проявлениями: на первый план выступает физическое страдание в виде периодических приступов длительностью от нескольких минут до часа со спазмами в горле, приступами удушья, учащенным дыханием с постоянной потребностью вздохнуть; ощущается потеря аппетита, мышечной силы, малейшее движение становится крайне тягостным, от незначительной физической нагрузки возникает полнейшее изнеможение. На фоне этих телесных признаков человек испытывает психическое страдание в виде эмоционального напряжения или душевной боли. Отмечаются изменения ясности сознания, наблюдаются специфические нарушения в смысловой сфере. Например, вдруг обнаруживается: на что ни посмотри, все связано с умершим. Или появляется странная забывчивость в обыденной жизни — умершему, например, ставится тарелка, об умершем говорят в настоящем времени, он принимается во внимание при планировании будущего. И это вновь вызывает ухудшение состояния. Нарушаются работоспособность, внимание, память. Поэтому в последующем нередко возникают проблемы в воспоминаниях об этом периоде. Для описания процесса горя, скорби часто используется модель, которая включает в себя несколько критических периодов (фаз) времени. Фаза эмоционального шока, отрицания, оцепенения. «Не может быть!» — такова первая реакция на весть о смерти. Шок оставляет человека в том времени, когда умерший был жив. Настоящее сопровождается так называемыми дереализационными и деперсонализационными ощущениями: «Это происходит не со мной! Как будто это происходит в кино, во сне». Шок от перенесенной утраты и отказ поверить в произошедшее могут быть очень сильными в первые часы. Это состояние может длиться от нескольких секунд до нескольких недель, но в среднем — 9 дней. Необходимость проведения похорон и другие хлопоты занимают все мысли, и чувство утраты может переноситься чисто автоматически. Внешне на этой фазе человек выглядит в общем, как всегда, ведет себя, как обычно, выполняет свои обязанности. Например, снижается чувствительность к боли и даже «проходят» беспокоившие его заболевания. Несмотря на все внешнее обманчивое благополучие, объективно человек находится в довольно тяжелом состоянии. Оно может сопровождаться ощущением «упадка» и эмоционального и/или физического истощения. Характерна утрата аппетита. И одна из опасностей состоит в том, что в любую минуту оно может смениться острым реактивным состоянием, когда человек вдруг начинает биться головой о стену, становится буйным. Помощь. Утешать человека, который пытается отрицать реальность ситуации — сам факт смерти, — совершенно бесполезно. Он все равно вас «не слышит». Но его ни на секунду нельзя выпускать из поля внимания, не оставлять одного для того, чтобы предотвратить негативные последствия вдруг начавшегося острого реактивного состояния. Если это ребенок, который учится в школе, лучше не пускать его в школу, даже если он будет уверять, что вполне справится. Постарайтесь как можно чаще касаться страдающего человека. Иногда бывает достаточно одних тактильных контактов, чтобы вывести человека из тяжелого шока. В такие моменты большинство людей начинают чувствовать себя маленькими, беззащитными, им хочется заплакать, как плакали в детстве. Нужно вызвать у горюющего слезы, любые сильные чувства (например, злость), которые выведут его из шока. Существующие культурные ритуалы способствуют и помогают человеку пережить горе: плакальщицы помогают страдающему заплакать, что вызывает катарсис. Если вам удалось вызвать у переживающего потерю человека слезы, значит, его переживания переходят на следующую фазу. Фаза страдания и дезорганизации. Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Продолжается примерно 6-7 недель, в среднем — 40 дней. На этой фазе осознается реальность потери. Горюющий испытывает ощущение пустоты и бессмысленности жизни, отчаяние, одиночество, беспомощность, страх, тревогу, чувство брошенности. Иногда возникает чувство вины за смерть близкого человека, особенно это характерно для детей. Типична необыкновенная поглощенность образом умершего, его идеализация. Наблюдается идентификация с утратой: в высказываниях, поступках горюющего появляются черты поведения умершего или признаки его последнего заболевания — последствия поглощенности образом умершего. В процессе скорби может наступить озлобленность. Враждебные реакции могут проявляться в том, что человек утрачивает обычную теплоту. Враждебность иногда возникает спонтанно и оказывается необъяснимой для самого горюющего. Понесший утрату стремится обвинить кого-то в случившемся. Помощь. Не нужно дискутировать с таким человеком или пытаться скорректировать его злобу, необходимо помочь ей вылиться наружу. В этом случае уменьшается вероятность ее разрядки на случайных объектах. Если злость остается внутри горюющего человека, то она подпитывает депрессию. Страдания облегчатся присутствием родственников, друзей, причем существенна не их действенная помощь, а их легкая доступность в течение нескольких недель, когда скорбь наиболее интенсивна. Если на первой фазе переживания горя следует постоянно быть вместе с горюющим, то на второй фазе можно и нужно дать горюющему, если он хочет, побыть одному. Но если он пожелает с вами поговорить, нужно всегда быть в его распоряжении, выслушать его (даже в сотый раз) и поддержать. Страдающие люди часто раздражительны, тем не менее, понимая их состояние, необходимо относиться к ним мягко, терпимо, прощая многое (но не все!). Не нужно заглушать процесс скорби. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько это необходимо. Не существует лимита времени, отпущенного страданию. Страдающий человек не должен скрывать своих чувств, отчаяния. Пусть плачет, если хочется, смеется, если может. Необходимо уравновесить работу и отдых переживающего горе человека. Режим должен быть щадящим, так как человек ослаблен. Но не следует перегружать горюющего опекой. В конце периода нужно начать потихоньку приобщать горюющего к общественно полезной деятельности, так как это дает возможность отвлечься от основной проблемы. Нужно постоянно демонстрировать горюющему, что хотя вы и понимаете его проблему, но относитесь к нему как к обычному человеку. Например, слишком «увлекшемуся» переживанием горя, можно сказать: «Ты занят только своими переживаниями и не заботишься о тех людях, которым нужна твоя помощь!» Это поможет в реадаптации. То, как будет преодолена эта фаза, определяет и стратегию дальнейшей жизни человека. Человек может приобрести очень важный эмоциональный опыт, а может навсегда остаться в фазе патологического горя. Или же ему может понравиться сочувствие и жалость, которые он вызывает у окружающих, и тогда из него сформируется профессиональная «жертва». Фаза остаточных толчков и реорганизации. Наступает примерно после сорока дней после события и продолжается примерно год. Переживание горя теперь протекает в виде отдельных (постепенно — все реже) приступов. Поводом для них чаще всего служат какие-то даты или события повседневной жизни. Например: на имя умершего пришло письмо. С наступлением шестимесячного срока ослабевает тяжесть пережитого, но не эмоции. Праздники, дни рождения особенно тягостны, они вновь несут с собой депрессию. Тем не менее это время «рассасывания горя». Боль потери становится терпимей, и человек, переживший утрату близкого, понемногу возвращается к прежней жизни. На этой фазе человек как бы получает возможность отвлечься от прошлого, так как ему приходится решать множество новых задач. Эти задачи переплетаются с самим переживанием. Горюющий очень часто сверяет свои поступки с нравственными нормами умершего, с тем, что бы тот сказал. В этот период человек, потерявший близкого, обращается к будущему и начинает планировать свою жизнь без умершего. Помощь. Основная психологическая помощь на данном этапе состоит в том, чтобы способствовать обращению горюющего к будущему, помочь ему строить всевозможные планы. Фаза завершения. Происходит «эмоциональное прощание» с умершим, осознание того, что поскольку этого человека забыть невозможно, то больше нет необходимости наполнять болью утраты всю свою жизнь. Конечно, описанные периоды времени, как и фазы переживания горя, не догма, они могут меняться. Временные промежутки, ощущения, эмоции переживающих горе иногда могут возвращаться на стадию первых часов, затем перепрыгивать обратно в реальность. Для «выздоровления» от горя приемлемы также следующие рекомендации: — примите свое горе, примите телесные и эмоциональные последствия смерти любимого человека Скорбь является ценой, которую вы платите за любовь; — следите за своим здоровьем; — уравновесьте работу и отдых; — поделитесь болью утраты с другими людьми; — посетите людей, тоже переживающих горе. Знание о сходных переживаниях могут привести к новому пониманию собственных чувств, а также дать вам поддержку; — помогайте другим; — проявите терпение. Восстановление не наступает в течение одной ночи; — делайте то, что сегодня необходимо, но отложите важные решения на потом; — религия может стать вам опорой в переживании горя. Психологическая помощь ребенку, переживающему горе Дети переживают горе по-разному на разных возрастных этапах. Но и они подобно взрослым проходят определенные стадии в своих переживаниях, такие, как стадия шока, стадия поиска (узнавания). Примерно, через полтора-два месяца наступает стадия острого горя. Через год — завершающая стадия переживания горя. Чтобы помочь ребенку, нужно: Младший школьный возраст 1. Наблюдать за ребенком, за изменениями в его поведении. С особым вниманием относитесь к «трудным» дням, например к праздникам. 2. Относиться с терпением, не показывать удивления, если в первые недели после потери близкого человека у ребенка появилась тенденция к изоляции, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. 3. Не заставлять ребенка делать что-либо вопреки его воле. 4. Если ребенок хочет поговорить, выслушайте его. 5. Убедите ребенка в том, что плакать не стыдно. Старший школьный возраст 1. Если в классе есть ученики, потерявшие кого-либо из близких, рекомендуется провести классный час (диспут) на тему смерти. 2. Учитель должен сказать ученику, что знает о том, что произошло. Это важно для того, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким. Хорошо, если об этом также узнают и товарищи, одноклассники. 3. В школе должно быть место, где ребенок мог бы побыть один, поплакать наедине с собой. 4. Среди товарищей может быть назначен «помощник», который бы опекал горюющего ребенка. 5. Учителю, школьному психологу необходимо помнить, что родители горюющего ребенка тоже нуждаются в психологической помощи и поддержке. 6. Страдающий ребенок может погружаться на уроке в собственные размышления. Если такой ученик не слышал вопроса, забыл, о чем его спросили, необходимо проявить терпение, повторить вопрос или задание. Во всех случаях, чтобы помочь ребенку, нужно: 1. Сообщать о смерти близких. 2. Вне зависимости от возраста брать детей на похороны близкого человека. 3. Давать конкретную и точную информацию, ответить на все его вопросы. Понимание смерти — процесс очень постепенный, и надо говорить о том, что произошло, много раз. 4. Не скрывать свои чувства от ребенка, тогда и ему будет легче проявлять свои. 5. Избегать ненужных разлук с ним, особенно в первое время. 6. Дети испытывают сильную потребность вспоминать умершего (смотреть фото умершего, посещать могилу), одновременно осмысливая случившееся. 7. Говорить с ребенком о его страхе смерти, беспокойстве, что его родители скоро умрут. 8. Если у ребенка есть чувство вины, то необходимо снять или приглушить его. Вопросы для самопроверки 1. Какие критические периоды времени выделяют в переживании горя? 2. Почему с ребенком неоднократно нужно возвращаться к теме смерти близкого ему человека? 3. Как помочь ребенку, переживающему потерю близкого человека? 4. Что бы вы как психолог посоветовали учителю, в классе которого есть ребенок, переживающий смерть кого-то из близких ему людей? Источник: Психологическая служба [Текст]: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Е. В. Матвеева. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. — 63 с. |