Рабочая программа «Проектирование» | Обучение и развитие детей

Рабочая программа «Проектирование»

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Лыбина Юлия Вячеславовна
1. Пояснительная записка Нормативная база:
  • Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  • Приказ директора БОУ «Полтавская СШ №2» № 21-осн от 30.03.2015 г. «Об утверждении списка учебников и учебных пособий на 2016–2017 уч.год»;
  • Основная образовательная программа основного общего образования БОУ «Полтавская СШ №2»
  • Учебный план БОУ «Полтавская СШ №2» на 2016–2017 учебный год.
Программа, на основе которой разработана рабочая программа: Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа: С.В.Третьяков. – М.: Просвещение, 2014. Сроки реализации программы: 2016–2017 уч.год, 2-е полугодие Технологии обучения и воспитания учащихся, применяемые на уроках: системно-деятельностный подход, проектные технологии, технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии. Формы контроля: Текущая аттестация: тесты. Промежуточная аттестация: тренировочные проектные работы. Цели, задачи и принципы организации проектной деятельности. Цели проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно: ♦ формирование универсальных учебных действий обучающихся через: – освоение социальных ролей, необходимых для проектной деятельности; – актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремлённость, самосознание и готовность преодолевать трудности; – освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами методологией познания, развитие продуктивного воображения; – развитие компетентности общения; ♦ овладение обучающимися продуктивно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения: – основных этапов, характерных для проектной работы; – методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта; – технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания; ♦ развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе: – предметного и метапредметного содержания; – владения приёмами и методами проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач; ♦ общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счёт потенциала и многообразия целей, задач и видов проектной деятельности. Данная Программа преобразует предметно-ориентированную модель обучения, дополняя её метапредметными возможностями и средствами индивидуализации, дифференциации и мотивации личностно значимой деятельности. Логика Программы базируется на идее формирования и развития целостной мировоззренческой картины обучающихся через использование традиционных методов проектной деятельности: моделирования, интегрирования, конструирования, проектирования, исследования, сотрудничества. Исходя из целей освоения Программы организационно-методическое обеспечение и педагогическое сопровождение программы направлены на создание условий для решения следующих задач: ♦ в отношении обучающихся: – обучение целеполаганию, планированию и контролю; – овладение приёмами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных; – обучение методам творческого решения проектных задач; – формирование умений представления отчётности в вариативных формах; – формирование конструктивного отношения к работе; – создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий; ♦ в отношении учителя: – применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение и самостоятельность обучающегося в процессе работы, и контроль за соблюдением этапов деятельности; – поддержка научного уровня, ориентированности на результат и инновационной направленности проектных разработок; – обучение приёмам и методам проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией; разработка банка заданий, проблем, тем и учебно-методических комплексов для обеспечения многообразия видов деятельности; – владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации, повышения индивидуальной эффективности деятельности отдельных учащихся и работы группы в целом; Для успешного управления проектной деятельностью учащихся используются следующие принципы организации данного процесса: ♦ доступности – занятие проектной деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, на высоком уровне трудности. «Высокий уровень трудности» – уровень имеет отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ученика достаточно сложно и непонятно, для другого просто и доступно. ♦ естественности – тема проекта, за которую берется обучающийся, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, реально выполнимой. Ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребёнок может сам «потрогать» проблему, ощущать возможности её решения, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя; ♦ наглядности, или экспериментальности, – позволяет учащемуся выходить за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя; ♦ осмысленности – для того чтобы знания, полученные в ходе исследования (проекта), стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы. Цели, задачи, проблема, гипотеза исследования (проекта) плод раздумий, своеобразный инсайт ученика. Процесс осмысления хода проектной работы даёт ученику осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать логические умственные операции, способность переносить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию; ♦ культуросообразности – воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Принцип творческой проектной деятельности, когда обучающийся привносит в работы что-то своё, неповторимое, пронизанное своим мироощущением и мировосприятием; ♦ самодеятельности – ученик может овладеть ходом своей проектной работы только в том случае, если она основана на его собственном опыте. Выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику самостоятельно анализировать результаты и последствия своей деятельности, порождает рефлексию, что приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, он становится партёром и сотрудником взрослого в решении той или иной проблемы, в котором они, взрослый и ученик, становятся равными..   2. Место учебного предмета в учебном плане

Данная программа рассчитана для реализации в 5-м классе в течение 2 полугодия, 1 час в неделю, 17 часов.   3. Содержание программы

Тема 1. Введение в проектную деятельность. (3 часа) Что такое метод проектов? История развития проектного метода. Возможности и смыслы проекта. Классификация проектов. Тема 2. Работа над проектом. (3 часа) Что такое проектный продукт; требования к целям и содержанию проекта; структура проекта; требования к оформлению проекта; работа над содержанием проекта; календарный план работы над проектом. Выбор темы, определение результата, составление плана работы, подготовка черновика и защита проекта. Тема 3. Информационные проекты.(5 часов) Особенности информационных проектов. Структура проекта: цель проекта, его актуальность – методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) – результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.) – презентация (публикация, обсуждение на конференции и пр.) Структура деятельности с целью информационного поиска и анализа: предмет информационного поиска – поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов – аналитическая работа над собранными фактами – выводы – корректировка первоначального направления – дальнейший поиск информации по уточненным направлениям – анализ новых фактов – обобщение – выводы – получение данных, удовлетворяющих участников проекта – заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка). Работа над проектом. Примеры проектов 1. Улицы нашего города (презентация) 2. Великие мореплаватели (бумажный справочник) 3. Знаменитые спортсмены России (презентация) 4. Ветераны Великой Отечественной войны нашего села (бумажный справочник) 5. Известные выпускники и учителя школы (электронная страница) 6. Моя школа, мой класс и я. (презентация) Тема 4. Игровые проекты. (6 часов) Понятие об игровых проектах. Постановка проблемы, выделение условий и цели проекта. Задачи проекта. Работа в группах и распределение ролей. Работа над проектом. Представление, индивидуальная или коллективная защита проекта. Примеры проектов 1. Буквенное лото 2. В мире животных (настольная игра)

,№

п/п



п/п

 

 

Тема раздела

Планируемые результаты

Характеристика

деятельности

обучающихся

Личностные

Метапредметные

Предметные

Введение в проектную деятельность (3ч.)

1

1

Деятельность человека.

ЛУУД – потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний

ПУУД – повышение предметной компетенции

РУУД – умение определять проблему

КУУД – владение нормами и техникой общения

Ученик научится: ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства

Ученик получит возможность: целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности

Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают возможности и смыслы проекта. Получают дополнительную информацию.

2

2

Проектная деятельность.

ЛУУД – потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт

ПУУД – умение искать необходимую информацию

РУУД – умение определять продукты и результаты деятельности

КУУД – владение нормами и техникой общения

Ученик научится: использовать методы получения знаний

Ученик получит возможность: использовать методы получения знаний

Обсуждают предмет изучения. Находят и представляют информацию об истории становления метода проекта.

3

3

Возможности и смыслы проекта

ЛУУД – потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний

ПУУД – повышение предметной компетенции

РУУД – умение определять проблему

КУУД – владение нормами и техникой общения

Ученик научится: ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства

Ученик получит возможность: целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности

Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают возможности и смыслы проекта. Получают дополнительную информацию.

4

4

Классификация проектов.

ЛУУД – потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный опыт

ПУУД – строить логическое рассуждение

РУУД – умение формулировать задачи для решения проблемы

КУУД – способность к согласованным действиям с учётом позиции другого

Ученик научится: использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме

Ученик получит возможность: целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности

Изучают классификацию проектов. Знакомятся с примерами проектов. Принимают в составе группы решение по определению типа проекта, аргументируют свой выбор.

Работа над проектом (2 ч)

5

1

Проектный продукт. Этапы работы над проектом

ЛУУД – потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный опыт

ПУУД – повышение предметной компетентности

РУУД – умение на практике применять уже имеющиеся знания

КУУД — способность к согласованным действиям с учётом позиции другого

Ученик научится: использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме

Ученик получит возможность: целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности

Определяют требования к целям и содержанию, структуре, оформлению проекта.

6

2

Осуществление деятельности по решению проблемы

ЛУУД – потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный опыт

ПУУД – основам реализации проектной деятельности

РУУД – умение на практике применять уже имеющиеся знания

КУУД — способность к согласованным действиям с учетом позиции другого

Ученик научится: использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме

Ученик получит возможность: целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности

Выполняют мини-проект. Демонстрируют:

— понимание проблемы, цели, задачи

— умение планировать и осуществлять работу;

— найденный способ решения проблемы;

— рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса

Информационные проекты (5 ч)

7

1

Погружение в проект

ЛУУД – потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный опыт

ПУУД – умение определять продукты и результаты деятельности

РУУД – умение на практике применять уже имеющиеся знания

КУУД – владение нормами и техникой общения

Ученик научится: ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать

Ученик получит возможность: самостоятельно задумывать проект

Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности.

Осуществляют: анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; личностное присвоение проблемы. Формулируют цель проекта.

8

2

Планирование деятельности

ЛУУД – потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный опыт

ПУУД – умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы

РУУД – умение определять продукты и результаты деятельности

КУУД – способность к согласованным действиям с учётом позиции другого

Ученик научится: планировать учебный проект; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать

Ученик получит возможность: самостоятельно планировать проект, целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности.

Осуществляют:

— поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

— разбивку на группы;

— распределение ролей в группе;

— планирование работы;

— выбор форм и способа презентации предполагаемых результатов;

— принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы

9

3

Осуществление деятельности по решению проблемы

ЛУУД – основы критического отношения к знанию,основы ценностных суждений

ПУУД – формирование системы доказательств и её критики

РУУД – владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания проектного продукта

КУУД — использовать адекватные языковые средства

Ученик научится: выполнять учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме

Ученик получит возможность: самостоятельно выполнять учебный проект

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе. При необходимости консультируются с учителем. Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группе

10

4

Оформление результатов

ЛУУД – основы критического отношения к знанию,основы ценностных суждений

ПУУД – повышение предметной компетенции подростков

РУУД – умение определять продукт и результаты деятельности

КУУД – учёт особенностей коммуникации партнёра

Ученик научится: выполнять учебный проект, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам

Ученик получит возможность: осознавать свою ответственность за качество выполненного проекта

Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы

11

5

Презентация (защита) результатов

ЛУУД – основы критического отношения к знанию,основы ценностных суждений

ПУУД – повышение предметной компетенции подростка

РУУД – умение представлять результаты и продукты проектной детальности

КУУД – учёт особенностей коммуникации партнёра

Ученик научится: выполнять учебный проект, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам

Ученик получит возможность: осознавать свою ответственность за качество выполненного проекта

Выбирают форму презентации. Готовят презентацию. При необходимости консультируются с учителем. Осуществляют защиту проекта.

Игровые проекты. (7 ч)

12

1

Погружение в проект

ЛУУД – потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный опыт

ПУУД – основам реализации проектной деятельности

РУУД – умение определять проблему, формулировать задачи

КУУД – владение приёмами и техникой общения

Ученик научится: ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать

Ученик получит возможность: самостоятельно задумывать проект

Осуществляют поиск социально значимой проблемы. Постановка проблемы. Выдвигают гипотезы – пути решения проблемы.

13

2

Планирование деятельности

ЛУУД – потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный опыт

ПУУД – расширение кругозора

РУУД – самоопределение в области познавательных интересов

КУУД – способность к согласованным действиям с учётом позиции другого

Ученик научится: планировать учебный проект; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать

Ученик получит возможность: самостоятельно планировать проект, целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности.

Планируют деятель­ность по реализа­ции про­екта:

— определение вида продукта и его презентации;

— сбор информации;

— структурирование информации;

— пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных

14

3

Осуществление деятельности по решению проблемы

ЛУУД – основы критического отношения к знанию,основы ценностных суждений

ПУУД — повышение предметной компетентности

РУУД – умение на практике применять уже имеющиеся знания

КУУД – владение нормами и техникой общения

Ученик научится: выполнять учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме

Ученик получит возможность: самостоятельно выполнять учебный проект

Обучаются методам творческого решения проектных задач; выполнять работу по цепочке; соотносить между собой этапы проектирования.

15

4

Оформление результатов

ЛУУД – основы критического отношения к знанию,основы ценностных суждений

ПУУД – повышение предметной компетентности

РУУД – умение на практике применять уже имеющиеся знания

КУУД — владение нормами и техникой общения

Ученик научится: выполнять учебный проект, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам

Ученик получит возможность: осознавать свою ответственность за качество выполненного проекта

Выполняют практическую часть проекта. Оформляют продукт и портфолио проекта.

16

5

Предзащита проектов.

ЛУУД – основы критического отношения к знанию,основы ценностных суждений

ПУУД – формирование умений организации системы доказательств и её критики

РУУД – умение представлять результаты и продукты проектной деятельности

КУУД – учёт особенностей коммуникации партнёра

Ученик научится: выполнять учебный проект, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам

Ученик получит возможность: осознавать свою ответственность за качество выполненного проекта

Выполняют предзащиту работы в своем или другом классе с целью выявления уровня понимания и владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них. Подготавливают проект к публичной защите. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений

17

6

Защита проекта

 

ПУУД – формирование умений организации системы доказательств и её критики

РУУД – умение представлять результаты и продукты проектной деятельности

КУУД – учёт особенностей коммуникации партнёра

Ученик научится: выполнять учебный проект, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам

Ученик получит возможность: осознавать свою ответственность за качество выполненного проекта

Публично защищают проект. Подводят итоги, анализ выполненной работы.

 

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Корректировка

1

 

Деятельность человека.

 

2

 

Проектная деятельность.

 

3

 

Возможности и смыслы проекта

 

4

 

Классификация проектов.

 

5

 

Проектный продукт. Этапы работы над проектом

 

6

 

Осуществление деятельности по решению проблемы

 

7

 

Информационный проект. Выбор темы. Погружение в проект

 

8

 

Информационный проект. Планирование деятельности

 

9

 

Информационный проект. Осуществление деятельности по решению проблемы

 

10

 

Оформление результатов информационного проекта.

 

11

 

Презентация (защита) результатов

 

12

 

Игровой проект. Выбор темы. Погружение в проект

 

13

 

Игровой проект. Планирование деятельности

 

14

 

Игровой проект. Осуществление деятельности по решению проблемы

 

15

 

Игровой проект. Оформление результатов

 

16

 

Предзащита проектов.

 

17

 

Защита проекта

 



4. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

Ученик научится:

• планировать и выполнять учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования; отбирать адекватные методы исследования, формировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Ученик получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проекты;

• использовать некоторые методы получения знаний;

• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. 

5. Форма итогового контроля

Для освоения технологии и методов проектной деятельности будут использованы тренировочные проектные работы.

Мониторинг выполнения обучающимися проектных работ

Мониторинг выполнения обучающимися проектных работ осуществляется посредством выполнения соответствия работ единой системе требований к их содержанию, оформлению и защите в установленные образовательным учреждением сроки.

Требования к оформлению тезисов проекта

Технические требования определяют объём материалов; размер и тип шрифта, межстрочный интервал, размеры полей, выравнивание текста, отступ первой строки абзаца, формат и содержание заголовка, данных руководителя; год и место создания проекта.

В тексте тезисов могут быть размещены фотографии, таблицы, графики, диаграммы и схемы, дополняющие содержание тезисов.

Содержание тезисов должно отражать актуальность и цель работы; ссылки на имеющиеся аналоги (если они есть); задачи, которые пришлось решить в ходе выполнения; новизну проекта;

полученный результат.

Тезисы представляются в виде отпечатанных листов и приложенного текстового файла на цифровом носителе. Файл должен иметь название «Тезисы к проекту (название), фамилия и инициалы автора, класс».

Требования к оформлению текстов проектов

Каждый проект независимо от темы, направления и формы должны иметь описательную часть с определённой структурой: титульный лист, план работы или этапы работы, оглавление, введение, основная часть, заключение, список используемой литературы, указатель полных адресов ссылок на используемые материалы из Интернета, перечень приложений.

На титульном листе указываются Ф.И.О. автора, название работы, образовательное учреждение, класс; Ф.И.О. руководителя и его должность, адрес и телефон образовательного учреждения.

Технические требования определяют: объём текста, размер шрифта, размеры межстрочного интервала, полей, содержание колонтитулов, размер отступа первой строки абзаца, требования к иллюстративному материалу.

Требования к содержанию проектов определяются особенностями каждого типа проекта.

Критерии оценки выполнения проектных работ

Оценка проектных работ осуществляется по системе единых требований.

Оценка информации в проектах:

1) Целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая);

2) Связность (логическая, формально-языковая);

3) Структурная упорядоченность;

4) Завершённость (смысловая и жанрово-композиционная);

5) Оригинальность (содержательная, образная, стилевая, композиционная).

Оценка проектов, представленных только в виде текста:

1. Общая оценка:

– соответствие теме;

– глубина и полнота раскрытия темы;

– адекватность передачи первоисточников;

– логичность, связность;

– доказательность;

– структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);

– оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);

2. Оценка введения:

– наличие обоснования выбора темы, её актуальность;

– наличие сформулированных целей и задач работы;

– наличие краткой характеристики первоисточников.

3. Оценка основной части:

– структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

– наличие заголовков к частям текста и их удачность;

– проблемность и разносторонность в изложении материала;

– выделение в тексте основных понятий, терминов и х толкование;

– наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

4. Оценка заключения:

– наличие выводов по результатам анализа;

– выражение своего мнения по проблеме.

Оценка исследовательской деятельности в проекте:

1) Выявление и постановка проблемы исследования;

2) Формулирование гипотез и пробных теорий;

3) Планирование и разработка исследовательских действий;

4) Сбор данных (множественность, актуальность и надёжность фактов, наблюдений, доказательств);

5) Анализ и отбор верных теорий, синтез новой информации;

6) Сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка;

7) Выводы;

8) Постановка новой проблемы как результат проведённого исследования;

9) Объективная научная новизна.

Оценка прикладных результатов проекта:

1) Актуальность проекта для заключенного потребителя;

2) Соответствие результатов поставленной цели;

3) Соответствие выполненных задач поставленной цели;

4) Оптимальность выбранных действий;

5) Продуманность структуры (составных частей и их последовательности) проекта;

6) Чёткость распределения функций каждого участника (если авторов несколько);

7) Оформление результатов – конечного продукта в соответствии с современными требованиями к данному виду продуктов;

8) Наличие внешней (независимой) оценки результатов проекта (отзывов, рецензирования и т. п.);

9) Объективная новизна (оригинальность, авторский характер);

10) Масштабность (по охваченному материалу, по потенциальным потребителям и т. д.).

Оценка уровня использованных в проекте технологий:

1) Использование современных и усовершенствованных технологий при создании проекта;

2) Использование древних, восстановленных технологий при создании проекта;

3) Использование оригинальных, авторских технологий;

4) Трудоёмкость проекта;

5) Экономичность проекта;

6) Уровень профессионального мастерства.

Оценка художественного исполнения проекта:

1) Соответствие форматам и предъявленным требованиям;

2) Авторский стиль и (или) оригинальность;

3) Композиция и сочетания;

4) Узнаваемость и понятность;

5) Глубина художественного замысла.

Оценка цифровых технологий в проекте:

1) Удобство инсталляции;

2) Дизайн и графика;

3) Дружественность интерфейса;

4) Функциональные возможности;

5) Оптимальность использования ресурсов.

Критерии оценки защиты

Оценка доклада (выступления):

1) Свободное владение темой проекта (реферата);

2) Монологичность речи;

3) Знание технологий, использованных для создания работы;

4) Взаимодействие с содокладчиком (при его наличии);

5) Артистизм и способность увлечь слушателей выступлением.

Оценка демонстрационных и иллюстрированных материалов:

1) Наглядность;

2) Использование современных демонстрационных средств;

3) Композиционная сочетаемость с докладом;

4) Оригинальность.

Порядок начисления баллов

За каждый критерий может быть начислено от 0 до 3 баллов.

Все баллы, полученные за работу и защиту, суммируются и образуют итоговый результат, на основании которого составляется рейтинг проектных работ.

Порядок перевода набранных баллов в пятибальную систему определяется от максимального количества баллов за данный вид проект, набранного учащимися в текущем учебном году.