«Путешествие в Антарктиду»: Конспект занятия по программе «Истоки» с использованием методики Н.А.Коротковой для подготовительной к школе группы
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Чиркова Татьяна Федоровна
Данное занятие предназначено для воспитателей подготовительных групп, работающих по программе «Истоки». На занятиях в форме путешествия по методике Н.А.Коротковой дети с удовольствием сами «открывают» части света, знакомятся с обитателями земного шара, климатическими условиями, образом жизни людей. Такие занятия являются более доступными для восприятия детей научных знаний, способствуют развитию у детей представлений об окружающем мире, развивают географические представления о земном шаре. Цель. Развитие представлений об окружающем мире; формирование целостной картины мира. Задачи. Развивать у детей географические представления о земном шаре, познакомить с Антарктидой, как частью света. Формировать представления об Антарктиде, истории ее открытия. Познакомить с обитателями Южного полюса, его климатическими условиями. Познакомить с профессиями полярника, исследователя. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Материалы и оборудование: Географическая карта мира, глобус, два небольших парусных кораблика, репродукция картины кораблей «Мирный» и «Восток», видеозапись детского познавательного мультфильма «Что такое айсберг». Метки: айсберги, киты, альбатросы, картины ландшафтов (ледяная пустыня, вечная зима), пингвины, тюлени, буревестники, бакланы, моллюски. Иллюстрации, рисунки, фотографии (полярные станции, полярники, необитаемая земля, ледники, ветры). Методы и приемы: — практические: игровая ситуация, физкультминутка. — наглядные: наблюдения, рассматривание иллюстраций, фотографий. — словесные: беседа, рассказ-объяснение, вопросы, загадки. Ход
— Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Отгадайте загадку, и вы узнаете, куда именно мы отправимся. Мы найдём на глобусе Два различных полюса! А у Южного найдём Материк, покрытый льдом! — Что это за материк? — Правильно. Это Антарктида. Давайте покажем ее на карте. — А как можно попасть на Антарктиду? — Это сейчас есть самолеты, вертолеты, ракеты, которые могут доставить путешественника в любую точку земного шара и даже в космос. А раньше, когда все это еще не было изобретено, людям было интересно узнать все о Земле – какая ее часть покрыта сушей, а какая водой. Подняться высоко в воздух они не имели возможности. Поэтому они отправлялись в путешествия на кораблях. И вот в далеком 1816 году, в январе месяце, российская экспедиция, которая состояла из двух военных парусных кораблей, возглавляемых Михаилом Лазаревым и Фадеем Беллинсгаузеном, отправилась исследовать южный полюс. — Посмотрите, на каких кораблях они отправились. (Репродукция картины кораблей «Мирный» и «Восток»). — Давайте и мы отправимся на Южный полюс по тому же маршруту, что и эта экспедиция. Итак, экспедиция отправилась из порта города Кронштадта, который находится недалеко от Санкт Петербурга. (Метка) Прокладываем маршрут. — Посмотрите, какой большой путь прошли корабли. А как вы думаете, сколько путешественникам понадобилось времени, чтобы пройти это расстояние? — А делали ли они остановки в пути? Для чего нужны им эти остановки? (Рассуждения детей). Физкультминутка. Волны плещут в океане. (машут руками, изображая волны) Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперед) Это мачты кораблей. (вытягивают руки вверх) Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками) Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем. (ходьба на месте) Ищем ракушки в песке (наклоны) И сжимаем в кулаке (дети сжимают кулачки) Чтоб побольше их собрать надо чаще приседать. (приседания) — Посмотрите, какое длинное путешествие нам предстоит. Что необходимо взять с собой в путь? (Компасы, провизия, теплая одежда). — Действительно, путешествие этих кораблей оказалось очень долгим и трудным. До Антарктиды они плыли почти 6 месяцев – полгода. По пути корабли делали несколько остановок, чтобы запастись провизией и пресной водой. — Как вы думаете, какие препятствия встретили путешественники в пути? (Айсберги) Опыт «Айсберг». Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. — Каких животных путешественники встретили, приближаясь к берегам Антарктиды? (Метки – киты, альбатросы). — И вот мы с вами добрались до берегов Антарктиды. Какую картину можно увидеть с борта корабля? Какая она, Антарктида? (Метки — картины ландшафтов – ледяная пустыня, вечная зима). — Кто же живет на южном полюсе? (Метки – пингвины, тюлени, буревестники, альбатросы, бакланы, моллюски, киты) — Давайте изобразим пингвинов, как они ходят. Физкультминутка. Идут себе вразвалочку, Ступают вперевалочку, Пингвин-папа, Пингвин-мама, И сынишка-пингвинишка В черном фраке и манишке. (Дети имитируют движения пингвинов, шагают по кругу). — Как вы думаете, кто такой пингвин – птица или зверь? — Почему мы считаем пингвина птицей? — Есть ли еще птицы, которые не летают? — Как животные Антарктиды защищаются от холода? (Рассуждения детей) — А сейчас мы сойдем с корабля и отправимся вглубь материка. Встретим ли мы там зверей и людей? (Рассматривание иллюстраций: полярные станции, полярники, необитаемая земля, ледники) — Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться обратно в порт Кронштадт. — Теперь мы многое знаем об Антарктиде и ее обитателях. А узнали мы это благодаря великим первооткрывателям Лазареву и Беллинсгаузену. В их честь названы моря близ Антарктиды. Показываю). Рефлексия. — А хотели бы вы по-настоящему отправиться на Южный полюс? Что для этого нужно? Какими должны быть настоящие исследователи, полярники?
— Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Отгадайте загадку, и вы узнаете, куда именно мы отправимся. Мы найдём на глобусе Два различных полюса! А у Южного найдём Материк, покрытый льдом! — Что это за материк? — Правильно. Это Антарктида. Давайте покажем ее на карте. — А как можно попасть на Антарктиду? — Это сейчас есть самолеты, вертолеты, ракеты, которые могут доставить путешественника в любую точку земного шара и даже в космос. А раньше, когда все это еще не было изобретено, людям было интересно узнать все о Земле – какая ее часть покрыта сушей, а какая водой. Подняться высоко в воздух они не имели возможности. Поэтому они отправлялись в путешествия на кораблях. И вот в далеком 1816 году, в январе месяце, российская экспедиция, которая состояла из двух военных парусных кораблей, возглавляемых Михаилом Лазаревым и Фадеем Беллинсгаузеном, отправилась исследовать южный полюс. — Посмотрите, на каких кораблях они отправились. (Репродукция картины кораблей «Мирный» и «Восток»). — Давайте и мы отправимся на Южный полюс по тому же маршруту, что и эта экспедиция. Итак, экспедиция отправилась из порта города Кронштадта, который находится недалеко от Санкт Петербурга. (Метка) Прокладываем маршрут. — Посмотрите, какой большой путь прошли корабли. А как вы думаете, сколько путешественникам понадобилось времени, чтобы пройти это расстояние? — А делали ли они остановки в пути? Для чего нужны им эти остановки? (Рассуждения детей). Физкультминутка. Волны плещут в океане. (машут руками, изображая волны) Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперед) Это мачты кораблей. (вытягивают руки вверх) Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками) Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем. (ходьба на месте) Ищем ракушки в песке (наклоны) И сжимаем в кулаке (дети сжимают кулачки) Чтоб побольше их собрать надо чаще приседать. (приседания) — Посмотрите, какое длинное путешествие нам предстоит. Что необходимо взять с собой в путь? (Компасы, провизия, теплая одежда). — Действительно, путешествие этих кораблей оказалось очень долгим и трудным. До Антарктиды они плыли почти 6 месяцев – полгода. По пути корабли делали несколько остановок, чтобы запастись провизией и пресной водой. — Как вы думаете, какие препятствия встретили путешественники в пути? (Айсберги) Опыт «Айсберг». Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. — Каких животных путешественники встретили, приближаясь к берегам Антарктиды? (Метки – киты, альбатросы). — И вот мы с вами добрались до берегов Антарктиды. Какую картину можно увидеть с борта корабля? Какая она, Антарктида? (Метки — картины ландшафтов – ледяная пустыня, вечная зима). — Кто же живет на южном полюсе? (Метки – пингвины, тюлени, буревестники, альбатросы, бакланы, моллюски, киты) — Давайте изобразим пингвинов, как они ходят. Физкультминутка. Идут себе вразвалочку, Ступают вперевалочку, Пингвин-папа, Пингвин-мама, И сынишка-пингвинишка В черном фраке и манишке. (Дети имитируют движения пингвинов, шагают по кругу). — Как вы думаете, кто такой пингвин – птица или зверь? — Почему мы считаем пингвина птицей? — Есть ли еще птицы, которые не летают? — Как животные Антарктиды защищаются от холода? (Рассуждения детей) — А сейчас мы сойдем с корабля и отправимся вглубь материка. Встретим ли мы там зверей и людей? (Рассматривание иллюстраций: полярные станции, полярники, необитаемая земля, ледники) — Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться обратно в порт Кронштадт. — Теперь мы многое знаем об Антарктиде и ее обитателях. А узнали мы это благодаря великим первооткрывателям Лазареву и Беллинсгаузену. В их честь названы моря близ Антарктиды. Показываю). Рефлексия. — А хотели бы вы по-настоящему отправиться на Южный полюс? Что для этого нужно? Какими должны быть настоящие исследователи, полярники?