Психология, ч. 2 (возрастная психология)
На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Психология, ч. 2 (возрастная психология)
Психология, ч. 2 (возрастная психология) |
Лекции и практикум по психологии — Возрастная психология | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный педагогический университет» Кафедра психологии Психология, ч. 2 (возрастная психология) Учебно-методическое пособие к курсу семинарских занятий для студентов педагогических специальностей Волгоград 2008 Рецензенты: кандидат психологических наук, зав. кафедрой ВГПУ, доцент А.Г. Крицкий; Пособие обсуждено на заседании кафедры Авторы-составители: Жуланова И.В. – введение, семинары № 1 – 9; Медведев А.М. – введение, семинары № 4-6, 12; Авдеева А.Н. – семинар № 10, 11; Марокова М.В. – семинар № 13; Передельская С.А. – учебно-тематическое планирование Содержание
Введение При разработке пособия мы ориентировались на содержание государственного образовательного стандарта (ГОС): «Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах». Как видим, в этом кратком тексте ГОС термин «развитие» встречается четырежды, что позволяет нам считать это понятие ключевым. При этом психическое развитие определяется здесь исключительно с позиций отечественной науки советского периода, опирающейся на идеи культурно-исторической психологии и деятельностного подхода, что представлено соответствующим понятийным рядом: движущие силы развития, социальная ситуация развития, новообразования, ведущая деятельность. Мы полагаем, что такой монистический подход, когда рассматривается лишь одна теория, ограничивает возможности понимания и самой этой теории и предмета дисциплины в его закономерной сложности. Поэтому мы «окружили» понятие развития различными подходами к его пониманию, привлекая для этого как отечественные, так и зарубежные теории. Придерживаясь идеи развития как магистральной, мы ориентировались на контекстное построение учебного материала. С нашей точки зрения, научное понимание развития, когда оно не смешивается с любыми очевидными «изменениями вообще», предполагает его рассмотрение в различных теоретических проекциях. Мы полагаем, что это поможет избежать формализма и начетничества, приблизиться к пониманию развития как живой проблемы, находящейся в центре внимания психологов различных научных школ. Кроме этого, поликонцептуальный подход позволяет студентам проявить пристрастное отношение к предмету, найдя близкую их пониманию концепцию, или, напротив, концепцию, составляющую оппозицию их пониманию возрастного развития. Для включения студентов в поликонцептуальный контекст и для организации учебного диалога мы полагаем важным предоставить им возможность эксплицировать свою «личную теорию» психического развития. Во-первых, в студенческий период для многих молодых людей актуально построение личной философии – системы мировоззрения, включающей собственное Я, а это предполагает и оформление и собственной психологической концепции. Во-вторых, понимание достоинств и ограничений изучаемых теорий возможно при их сопоставлении в каком-либо общем плане. Таким планом, на наш взгляд, и может выступать «личная теория». Еще одна особенность пособия состоит в том, что включенные в него материалы не всегда выполняют прямую информационную функцию, а служат «рефлексивным экраном» для понимания психического развития, периодизации, психологического содержания возрастов и пр. Для этого мы привлекли материалы, относящиеся к области дефектологии, к этнографии детства и, конечно же, к различным по своим исходным основаниям психологическим подходам. Все это, по нашему замыслу, ставит различное теоретическое понимание и различную феноменологию развития в отношения взаимоопосредствования (одно становится средством понимания другого), а не просто дополнительности, когда и понятия и факты оказываются рядоположенными. Такой подход представляется нам более продуктивным по сравнению с традиционным аддитивным наращиванием «межпредметных связей». Как «устроено» пособие и как им пользоваться Каждое из семинарских занятий имеет определенную структуру, представленную следующими рубриками:
СПЕЦИАЛИТЕТ
II. Содержание семинарских занятий. Информационно-методические материалы к курсу Предыдущая — Следующая >> |