Психологический анализ способов диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков
На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Психологический анализ способов диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков
Психологический анализ способов диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков |
Профилактическая работа психолога в школе — Аддиктивное поведение |
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования 2. Социально-психологическая сущность девиантного поведения 3. Способы диагностики девиантного поведения подростков 4. Способы профилактики девиантного поведения подростков 5. Способы коррекции девиантного поведения подростков 6. Сравнение способов диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков Заключение Список литературы Введение Актуальность психологического анализа способов диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков обусловлена, в первую очередь, потребностями теории и практики. С научной точки зрения вызывает интерес влияния того или иного способа диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков. Практическая сторона проблемы исходит из статистики: значительное увеличение числа девиаций в молодежной среде с неизбежностью влечет за собой рост заболеваемости, травматизации и суицидальных попыток, вовлечения в различные виды криминальной деятельности. В научном сообществе проблема девиации рассматривается как психологическая (А.Е. Личко, В.С. Битенский), личностная (В.Д. Менделевич, К.С. Лисецкий, С.В. Березин), социальная (Дж.А. Соломзес, В. Чеурсан, Г. Соколовский), медицинская (Н.Н. Иванец, М.А. Винникова). Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологической основой исследования являются представления отечественной психологии: ü о высших психических функциях как сложных самоорганизующихся процессах (Выготский Л.С., 1996; Леонтьев А.Н., 1983); ü о единстве интеллектуальных и аффективных процессов и их взаимосвязи и взаимовлиянии ( Лурия А.Р., 1974; Рубинштейн С.Л., 1973); ü о концепции опосредствования (Зейгарник Б.В., 1980); ü о механизмах рефлексивной регуляции психической деятельности в норме и патологии (Николаева В.В., 1987; Тхостов А.Ш., 2001; Холмогорова А.Б., 1999); ü методологические проблемы эмпирического исследования девиантного поведения (О.М. Маслова, М.Е. Позднякова, Г.Г. Татарова); Авторы, описывающие девиантных подростков, отмечают их инфантилизм. Психика девиантных подростков, сохраняет черты, качества и особенности, присущие детскому возрасту, для которого характерны незрелость эмоционально-волевой сферы, что находит свое отражение в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе и т.д. (36, с. 68). В исследованиях отмечается, что низкая эффективность профилактики и коррекции девиантного поведения подростков, связана и с тем, что в научных исследованиях доминирует изучение биологических механизмов зависимости как объективной причины болезни и игнорируется важная роль субъекта профилактики и коррекции, имеющего собственное восприятие переживаемой девиации. При этом девиантное поведение подростка пытаются изменить, делая упор на фармакотерапию, а не на активную роль подростка в приверженности к долговременной терапии и реабилитации, игнорируя факт отсутствия у него мотивации на изменение девиантного поведения (32, с. 59). Психологические факторы играют важную роль в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков, в предупреждении рецидивов и поддержании ремиссий, в выздоровлении от разных видов зависимости. Цель: охарактеризовать и сравнить способы диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков Задачи: — рассмотреть теоретические основы девиантного поведения подростков; — характеристика способов диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков; — сравнение способов диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков Объект: способы диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков Предмет: психологический анализ способов диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков 1. Анализ литературных источников по проблеме исследованияПроанализировав специальную литературу по общей, социальной, медицинской и возрастной психологии, касающуюся основных аспектов изучаемой проблемы. Можно прийти к выводу о том, что подростковый возраст является восприимчивым к любым экстремальным ситуациям, поэтому неадекватное реагирование на них проявляется в различных видах и формах социальных отношений. Они могут быть позитивными: художественное, техническое, научное творчество и т.п., а, также негативными: пьянство, наркомания, бродяжничество, проституция, самоубийство и т.п.Восприятие подростками информации, имеет специфические особенности: их отношение в основном определяется информацией, которую они получают от сверстников, из видеофильмов, рекламных роликов. Отсутствие систематической профилактической работы в школе восполняется некачественной информацией, которую подростки получают из других источников, выполняющих инициирующие и провоцирующие функции формирования установки на девиантное поведение. Далее выявлены аспекты изучаемой проблемы. Авторы исследований Анцыферова Л.И., Ахромова А. Г. отмечают, что для подростков с девиантным поведением характерна тенденция изменения мотивации преступных действий. В них все более проявляется жестокость, корысть, агрессивность, стремление контролировать определенную территорию (2, с.3;3, с. 55). За последние годы, как утверждают Жуков М, Н., Кабачков В. А., Куренцов В. А., значительно обострились причины социального характера, подпитывающие преступность молодежи. Это, прежде всего, проблемы с трудоустройством, образованием, организацией досуга (16, с. 92-102). А.Н. Поддъяков, на примерах в работе показывает, что большинство подростков с девиантным поведением становятся потенциальным «резервом» взрослой преступности (19, с. 81) Таким образом, к определяющим факторам девиантного поведения подростков относятся социальные и психологические условия жизни, факторы группового влияния, непосредственное психофизиологическое воздействие психоактивных средств, вызывающее состояние удовольствия или удовлетворенности. Изучению личностных черт, характерных для подростков, склонных к девиантному поведению, посвящены работы А. А. Коломеец, Н. Г. Найденовой, Ю. П. Лисицына и П. И. Сидорова и др. По мнению Малых С.Б., Гиндина Е.Д., Кузнецова И.В., Лобаскова М.М., личности подростка с девиантным поведением присуще сочетание некоторых психологических особенностей, таких как: несформированность высших эмоций, ограниченность интересов, отсутствие социально значимых установок, низкий самоконтроль, психическая неуравновешенность, установка на быстрое удовлетворение потребностей при минимальных затратах усилий, неопределенность жизненной перспективы, нарушение психологических адаптивных механизмов. Все это может вести к стремлению изменить свое психическое состояние (27, с. 82-92) Роли социальной группы как фактора приобщения к девиантному поведению подростков уделяется особое внимание в работах А. Е. Тарас, В. Е. Смирнова, С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. А. Мотынги и Д. В. Колесова. Ученые сходятся во мнении, что девиантное поведение — результат «социального научения» подростка (2, с. 125). Знакомство, например, с алкогольными напитками начинается с дружеских контактов с их потребителями. Первое употребление (обычно пива, вина) происходит в кругу знакомых. Господствуют мотивы любопытства и приспособления к своей возрастной группе. Продолжение употребления алкоголя определяется тем, что первое употребление не вызывает отрицательных эмоций или даже дает такие положительные эффекты, как признание и принадлежность к группе. В некоторых случаях уже первая проба ведет к эйфории, которая быстро становится главным фактором продолжения приема того или иного вещества (2, с. 141). Патопсихологический подход к проблемам девиации основан на концепции Райс Ф. о различных типах акцентуации характера в подростковом возрасте. Он выявил, что риск девианций в поведении повышен у подростков неустойчивого и гипертимного типов. Для них характерно тяготение к приключениям и риску, к острым ощущениям и неизведанным переживаниям. Для шизоидных подростков привлекательны те средства, которые способствуют аутистическому фантазированию или служат «коммуникативным допингом». Эпилептоидная акцентуация предопределяет больший риск саморазрушающего поведения -патологическое влечение развивается быстро и проявляется сильно. Конформный тип акцентуации проявляется у тех подростков, которые легко подпадают под чужое влияние и некритически оценивают установки неформальных групп. Райс Ф. пишет, что подростки с истероидными чертами «могут пасть жертвой собственных притязаний на исключительность», доказывая, что им «все нипочем» и они всех могут «перепить» и все «перепробовать» ( 35, с. 97-112). Трудностям подростка, находящегося «на перекрестке» возрастов, посвящены работы Бабакова А.И, С. В. Кривцовой, Л. С. Алексеевой. При этом Бабаков А. И. акцентирует внимание на внутренних и внешних причинах истоков девиантного поведения. Она рассматривает феномен девиации в неразрывной связи с возрастными, индивидуальными особенностями, а также специфическими условиями социальной среды, в которых развивается личность (4). 2. Социально-психологическая сущность девиантного поведенияНа развитие подростка воздействуют различные факторы, ведущие к социальным отклонениям, что выдвигает на передний план необходимость противостояния их влиянию. В этом контексте важность приобретают вопросы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.Антисоциальные молодежные субкультуры, подростковая наркомания, алкоголизация, преступность, оказывающие влияние на развитие индивидов, приводят их в группы социального риска. Наиболее существенными факторами, порождающими эти явления, являются молодежная среда, средства массовой информации, социокультурная среда семьи и воспитания. Проведенный нами анализ специальной литературы по проблеме исследования подтвердил обоснованность психологии девиантного поведения подростков, склонных к употреблению алкоголя. В исследованиях нашло достоверное подтверждение и то, что девиантное поведение подростков — атрибутивный, имманентный механизм развития личности (5,с 54). В зарубежных исследованиях проблема девиантности рассматривалась в рамках различных направлений: гуманистической психологии, психоанализа, бихевиоризма, «индивидуальной психологии» А. Адлера, экологического, когнитивного подходов (14,с.47). Существует категориальный подход к девиантным подросткам, согласно которому решать проблему «трудных» детей следует в зависимости от категории, к которой их можно отнести. Так, английские психологи Хьюитт и Дженкинс выделяют две большие категории девиантных детей: 1) дети с социализированными формами девиантного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех асоциальных групп, к которым они принадлежат; 2) дети с несоциализированным девиантным поведением, которые находятся в плохих отношениях с другими детьми и с семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости и мстительности (15,с. 76). Практически во всех этих направлениях просматривается социально-психологический аспект, связанный с объяснением поведения людей их включенностью в социальные общности и взаимодействием с социальной средой. Ю. А. Клейберг, помимо психологического, выделяет биологический и социологический подходы к обсуждаемой проблеме. Первый объясняет происхождение отклоняющегося поведения наличием генетических отклонений, которые создают предрасположенность к девиациям, во втором прослеживается связь между отклонениями от нормы и социальными условиями жизни людей. Определение термина «девиантное поведение» дается в разных источниках. Мы в своем исследовании придерживались определения Ю. А. Клейберга, отражающего психологическую сущность явления: «Девиантное поведение — это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним» (20, с. 142). В арсенале этого способа собственные приемы самовыражения: сленг, стиль, символика, мода, манера, поступок и т. п. При этом девиантные действия выступают: 1) в качестве средства достижения цели; 2) как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности; 3) как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении. На наш взгляд, это определение позволяет отнести к девиантному поведению все виды поведения, которые обычно упоминаются под различными названиями: деликвентное, преступное, асоциальное, деструктивное, дезадаптивное, социальное творчество и т. п. Исследователи, давая определения девиантному поведению, упоминают конфликт с социальными нормами. Выработке умения противостоять влиянию негативных факторов молодежной среды определяет коррекция личностных характеристик образа жизни подростков. Коррекция личностных характеристик образа жизни подростков способствует их социальной адаптации, противостоянию негативным факторам молодежной среды. Коррекция личностных характеристик образа жизни подростков может быть эффективной, если: — профилактика и коррекция девиантного поведения подростков осуществляется с учетом своеобразия молодежной среды, содержание коррекционной работы опирается на ее положительные явления, на позитивные формы самовыражения в противодействии негативным факторам; — подросток выступает активным звеном в позитивной самореализации в молодежной среде, при этом активизируются и мотивируются его действия в коррекции девиантного поведения; — обеспечивается интеграция воспитательных усилий специалистов, семьи в интересах противодействия негативным факторам молодежной среды и вовлечение подростков в социально-значимую деятельность. 3. Способы диагностики девиантного поведения подростковСпособы диагностики девиантного поведения подростков рассматриваются специалистами на следующих уровнях (2, с. 3-12):— оценка поступков подростка родителями, педагогами, родственниками (собеседование, беседа, опросник); — опросник оценки поступков самого подростка; — анализ психолого- педагогических характеристик, видеоанализ проблемных ситуаций, личных дел подростков. Алгоритм диагностики девиантного поведения подростков следующий: 1. Опрос родителей по широкому кругу вопросов, касающихся проблемной ситуации, связанной с девиантным поведением подростка (см. табл. 1). 2. Педагогическое наблюдение за поведением подростка в школе, быту его реакция на замечания, предупреждения со стороны взрослых. 3. Педагогическое наблюдение учителя за учащимся на уроке, внеклассных мероприятиях за способами поведения подростка. Таблица 1. Диагностическая беседа с родителями для регистрации девиантного поведения Примерный список вопросов: — физическое развитие подростка; — уровень социальных отношений; — взаимоотношения в семье; — поведение ребенка в школе, по мнению родителей; — взаимоотношения в семье; — свободное времяпровождение ребенка. Таблица 2. Методы диагностики девиантного поведения Диагностика психических состояний и свойств личности: 1. Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. 2. Методика определения психологической характеристики темперамента 3. Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина 4. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса 5. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона 6. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге 7. Методика дифференциональной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова 8. Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка 9. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки 10. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири 11. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко. 12. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса 13. Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («социометрия») Дж. Морено Например, на основании изучения клинических, психологических и социальных факторов риска социальной дезадаптации по литературным источникам нами выделены три группы динамического наблюдения подростков с расстройствами поведения (14, с. 68). 1-ю группу составили подростки, не нуждающихся в психиатрической помощи, которым, в случае возникновения поведенческих нарушений («ситуация предболезни»), показана психологическая и педагогическая коррекция. Во 2-ю группу включены подростки, формирование расстройств поведения у которых соответствует «периоду» предболезни, что обусловливает необходимость консультативной специализированной помощи. 3-я группа представлена подростками в «состоянии» предболезни, нуждающимися в лонгитудинальном наблюдении и относящимися к «группе риска». Для каждого периода наблюдения проведение коррекции девиантного поведения предполагает участие специалистов, определяемое условиями и задачами помощи (14, с. 75). На 1-м этапе задачи коррекции девиантного поведения могут быть выполнены психологом и педагогом, на 2-м необходимо привлечение психиатра-психотерапевта, роль которого является ведущей для коррекции девиантного поведения в целом, и на 3-м предполагается участие социального работника и юриста (27, с. 72). Компоненты успешной профилактики и коррекции девиантного поведения подростков: Ø социальный (понимание подростком ценности социально-психологического здоровья); Ø когнитивный (совокупность знаний, проявляющихся в стремлении подростка к осмыслению своих личностных возможностей); Ø эмоциональный (эмоциональная стабильность, самоконтроль эмоциональных реакций, в сложных жизненных ситуациях); Ø поведенческий (совокупность паттернов как альтернативы негативным проявлениям молодежной среды, самоорганизации учебной, досуговой деятельности). Каждый компонент можно оценить через соответствующий критерий и показатели этого проявления: — мотивационно-ценностный (позитивный настрой подростка на ведение здорового образа жизни, стремление к овладению социальными видами деятельности); — социальный (становление системы знаний об основах здорового образа жизни); — аффективный (саморегуляция эмоционального состояния в трудных жизненных ситуациях); — деятельностный (самореализация личностного потенциала в социуме, реализация индивидуального стиля в социальных видах жизнедеятельности). Основными модулями модели выступают: содержательно-проблемный – формирование у учащихся теоретических знаний основ правового поведения; овладение знаниями, умениями, навыками по организации социально-значимой деятельности, овладение основами здорового образа жизни. Методический модуль – интегрирование основ правовых знаний в профилактику и коррекцию девиантного поведения подростков; обучение основам самоорганизации досуговой деятельности подростков; вовлечение подростков в кружки и секции; проведение экскурсий, спортивных мероприятий, дней здоровья; консультативная работа психологического кабинета (29, с. 16). 4. Способы профилактики девиантного поведения подростковСистема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях должна учитывать имеющийся положительный опыт и вместе с тем новые требования общества. Она должна характеризоваться:а) сочетанием государственных и общественных начал, сил и ресурсов в этой деятельности; б) сочетанием четырех задач: воздействие на личность, среду, деятельность субъектов воспитания и профилактики, общественное мнение; в) специализацией информационного фонда, методики, организационных форм и управления, кадров и ресурсов; г) распределением функций между отдельными участниками профилактической деятельности с тем, чтобы противодействовать дублированию; д) определением сферы применения мер воспитания, обеспечения нормальных жизненных условий, социальной помощи и собственно профилактики, включая правовые ее формы; е) переходом в случае необходимости от преимущественно общевоспитательных к правовым мерам воздействия, обеспечения достаточности и своевременности этого воздействия (32, с. 26). В основе системы профилактики должны лежать законность, справедливость, демократизм, взаимодействие на уровне страны, субъекта федерации, местного самоуправления и между этими уровнями, специализированная законодательная база. Задачи профилактики не тождественны общим задачам воспитания. Воспитание и профилактика -взаимодействующие, но не тождественные сферы; поэтому, в частности, нельзя ожидать от образовательных учреждений решения общевоспитательными средствами задач, которые требуют специализированных средств (37, с. 39-42). Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, как непрерывно действующая система, имеет следующие основные этапы: этап ранней профилактики, этап непосредственной профилактики, этап профилактики предпреступного поведения, характеризуемые задачами: а) оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, еще до того, как отрицательное действие этих условий существенно скажется на поведении таких лиц (этап ранней профилактики); б) не допустить переход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной уже степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера (этап непосредственной профилактики); в) не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем (этап профилактики предпреступного поведения). Способами профилактики являются (38, с.73-75): 1. Обеспечение эффективного участия семьи. Оно связано с развитием помощи семьям, воспитывающим подростков в условиях ниже прожиточного минимума, в условиях отсутствия одного из родителей, болезни или продолжительного отсутствия родителей по характеру работы; защиты семей с подростками от материальных и моральных последствий безработицы родителей или вынужденной смены мест работы; формированием в условиях, когда многие семьи растерялись, потеряли четкие представления о месте и задачах семьи в воспитании подростков, знаний прав и обязанностей в этой сфере, способов их осуществления, возможностей получения помощи от государственных органов, органов местного самоуправления и общественности в случаях, когда надо защитить права подростков или пресечь негативное влияние на них (7, с. 84-87). 2. Существенное значение имеет эффективная помощь в создании жизненной перспективы для подростков с физическими и психическими аномалиями. Поскольку вероятность девиантного поведения у них в 4-5 раз выше, чем в среднем у несовершеннолетних, из-за неадаптированности в нормальной среде, расширение сети учреждений, социальной, медицинской и психологической их адаптации, как и консультационной помощи семье, имеющей таких подростков, относится к числу первоочередных задач (19, с. 106). 3. Совершенствование деятельности образовательных учреждений. Это связано с предложениями по восстановлению роли школы в жизни подростков на основе педагогики диалога и сотрудничества, совместной деятельности с семьей, качественного повышения квалификации, культурного и нравственного уровня педагогов и создания для них материальных условий и психологической атмосферы, которые стимулировали бы их закрепление в школе и реализацию воспитательного потенциала образовательного учреждения (4, с. 53). 4. Деятельность органов, способствующих трудоустройству подростков, не продолжающих учебы, и их трудовой адаптации. В современных условиях особенно важно обеспечить сохранение преимуществ в приеме на работу подростков, особого порядка их увольнения (исключения из образовательных учреждений); сохранение специальных должностных лиц по работе с подростками на предприятии, а также материального и морального поощрения наставничества (2, с. 71). 5. Деятельность учреждений, организующих досуг несовершеннолетних с выделением специальных задач в отношении подростков из неблагополучных семей, других групп риска. В настоящее время наиболее актуальны мероприятия, которые должны возобновить деятельность сети клубных (культурно-воспитательных, спортивных) учреждений для несовершеннолетних. Одновременно через благотворительность, добровольные фонды, общественные организации, через источники финансирования в виде местных налогов, отчислений от квартирной и арендной платы необходимо развернуть организацию новых учреждений этого типа. Особенно велика здесь роль органов местного самоуправления, наделенных широкими полномочиями. С учетом того, что места формирования группировок несовершеннолетних по месту жительства — это микрорайоны с особо низким уровнем культуры и возможностей досуга молодежи, перечисленные выше мероприятия еще более актуализируются в качестве социальной основы профилактики (13, с. 78). 6. Развитие службы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним. Закон «Об основах социального обслуживания» выделяет в качестве одного из приоритетных направлений деятельности социальной службы помощь, поддержку, защиту несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанной с сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, конфликтами и жестоким обращением в семье, отсутствием постоянного места жительства. В этой связи в перечне учреждений социального обслуживания предусматриваются территориальные центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты, детские дома-интернаты для детей с физическим недостатками и умственно-отсталых и т.д. 7. Участие добровольных фондов, общественных организаций, общественных объединений и движений. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что социальная защита семьи и несовершеннолетних, поддержка и помощь детям из групп риска в значительной степени может осуществляться (включая подготовку и оплату кадров социальных работников) на базе этих организаций и объединений. К числу мер ранней профилактики относятся: вовлечение родителей в педагогический всеобуч; устройство детей в интернат, группу продленного дня, назначение шефа; материальная помощь из средств социальной службы; беседа о правах и обязанностях родителей; рассмотрение компетентными органами материалов о ненадлежащем выполнении родительских обязанностей; направление на лечение и т.д. Выявление семей, нуждающихся в помощи, и семей, в отношении которых необходимо принять меры воздействия в целях обеспечения нормальной обстановки, осуществляют органы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним во взаимодействии с образовательными учреждениями и общественными объединениями (26, с. 32). Таким образом, ранняя профилактика осуществляется и с помощью некоторых запретительных и ограничительных мер (например, запрет порнографических фильмов и печатных произведений, продажи алкогольных напитков детям и подросткам), а также с помощью правовой и педагогической пропаганды. 5. Способы коррекции девиантного поведения подростковКак известно, коррекцию принято разделять на три типа: первичная (направленная на предупреждение болезни); вторичная (задержать развитие болезни); третичная (предотвращение осложнений). Очевидно, что коррекция девиантного поведения подростков может быть и первичная, и вторичная, и третичная.Первичная коррекция девиантного поведения подростков располагает двумя основными методами — системой запретов и наказаний и -просвещением (35, с.81). Вспомогательным приемом может быть выявление групп риска среди подростков. Основной упор делался на первичную вербальную коррекцию девиантного поведения подростков. Обычно в лекционной форме разъясняется, какой вред для психического и физического здоровья носит злоупотребление алкоголем и наркотиками. При этом не учитывалось, что субъективная цена собственного здоровья у современных подростков низка. В то же время, широкое распространение сведений о наркотиках и токсических веществах может пробудить к ним нездоровый интерес. Вызывает большие сомнения, что традиционная пропаганда эффективна. Становится очевидным, что малоэффективную вербальную коррекцию девиантного поведения подростков должна сменить конструктивная коррекция девиантного поведения. Суть — выработка альтернативы девиантному поведению в виде здорового образа жизни. Принципами должны быть: честность; максимальный охват групп риска; говорить только о том, что актуально в данной группе; комплексность стратегий и методов; дифференцированный подход; непрерывность и длительность; максимальное участие всего общества (21, с. 37). В самом начале проведения первичной конструктивной коррекции девиантного поведения необходимо выяснить степень информированности об асоциальном поведении у подростков в группе, с которой проводится работа. Для этого можно использовать анкетирование с помощью специальных опросников и скриниг-тестов. Степень информированности подростков можно выявить и в процессе свободной беседы (25, с. 77). Наиболее приемлемые формы проведения занятий — это свободная дискуссия, вопросы и ответы. При этом ведущий (педагог, психолог, врач) должен максимально возлечь подростков в обсуждение проблемы. Его задача — комментировать высказывания, разоблачать наркотически мифы, не навязывать собственного мнения, а стараться, чтобы подростки сами пришли к нему в результате свободного обсуждения (36, с. 52-54. Существенную помощь могут оказать тренинги, направленные на развитие навыков поведения в условиях проблемных жизненных ситуаций, воспитание так называемой подростковой коммуникативной компетентности. Эти тренинги помогут выработать чувство уверенности в себе, развить адекватную самооценку, приобрести навыки преодоления трудных жизненных ситуаций. Целесообразно на тренинге проиграть ситуацию предложения употребления наркотика. Научить подростков, не теряя собственного лица в глазах сверстников, находить аргументы для отказа в первой пробе (36. С. 87). В процессе проведения группового занятия необходимо увидеть лидеров группы, выявить их позицию. В случае наличия положительных социальных установок у лидера следует сделать его помощником, воздействовать на группу с его помощью. При нейтральной позиции лидера — постараться как можно быстрее развить эту установку и действовать та первому варианту. При наличии нескольких лидеров с разными установками представляется целесообразным вызвать их на соперничество, дискуссию так, чтобы победил лидер, имеющий позитивную установку. Если в группе присутствует единственный лидер уже вовлеченный в асоциальное поведение, не поддающийся коррекции, его следует удалить из группы и работать с ним индивидуально с помощью специалиста-нарколога. Успех в первичной конструктивной коррекции девиантного поведения подростков может быть достигнут в случае объединения работы всех специалистов на основе программы профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних. Стиль жизни в огромной степени определяют характер поведения, в том числе и девиантного. Конструктивная коррекция девиантного поведения подростков должна выработать новый стиль жизни: жизни без наркотиков. 6. Сравнение способов диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения подростковСравним способы диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков на основе изучения влияния психологических барьеров социализации на процесс становления и развития подростка.В настоящее время термин «социализация» широко используется в психолого-педагогической науке и практике, но содержание обозначаемого им понятия находится в такой стадии разработки, когда его интерпретация все еще затруднительна. Причина заключается в многогранности изучаемого явления. Сущность, структура, продолжительность процесса социализации — все эти вопросы остаются предметом спора между различными направлениями в философии, социологии, психологии, педагогике. Проведя анализ понятия «социализация», мы пришли к заключению, что категория социализации в философии не является отдельно обозначенной философской проблемой, но при этом имеет познавательное и смысловое значение, указывая на зависимость развития личности от социальных факторов. В социологических исследованиях существуют два концептуальных подхода к определению понятия «социализация»: субъект-объектный, трактующей доминирующую роль общества в процессе социализации (4, с. 46.); субъект-субъектный — социализация предусматривает активную позицию личности (2, с. 65.). Анализ психолого-педагогических подходов (Г. М. Андреева, Л. С. Выготский, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, А. А. Реан, В. В. Столин и др.) к интерпретации понятия «социализация» позволяет сделать вывод о том, что в широком смысле социализация, как правило, означает процесс вхождения индивида в актуально данную социокультурную среду посредством усвоения культуры, передачи ценностей, образцов и норм поведения из поколения в поколение. Социализация индивида — это постоянный процесс, который происходит на протяжении всей его жизни. С одной стороны, социализация — процесс стихийный: человек интегрируется в сообществе в процессе взаимодействия с непосредственным социокультурным окружением. С другой стороны, социализация носит характер направленного воспитания: общество разрабатывает систему средств воздействия на человека, с тем чтобы сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества. Анализ исследований по проблеме психологических барьеров показывает, что существует большое количество взглядов на их природу и развитие (в общепсихологическом контексте барьеры классифицируются как смысловые, эмоциональные, когнитивные, тактические; в деятельностном подходе выделяют две группы барьеров: мотивационные и операционные, которые, в свою очередь, проявляются в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах). Различия в подходах обусловлены целым рядом причин. Считается, что психологический барьер является самоочевидным понятием, и поэтому ему можно не давать строгого определения. При этом представители различных направлений часто подразумевают под данным понятием достаточно разные психологические образования. Эти определения недостаточно полно раскрывают суть понятия «психологический барьер» применительно к социализации личности. Характеристика барьера в качестве внутреннего препятствия, психического состояния или отрицательного влияния прошлого опыта не дает возможности определить психологическое основание барьера, возникающего в подростковом возрасте. С нашей точки зрения, психологический барьер социализации в подростковом возрасте представляет собой отраженное в сознании подростка внутреннее препятствие, выражающееся в неприятии норм и ценностей той или иной социальной группы (31, с. 76). Неоднозначность подходов к изучаемой проблеме выражается и в определении функциональных особенностей данного понятия. Большинство авторов, занимающихся изучением этой проблемы, отмечают негативную функцию барьеров (31, с.58). Однако существуют и противоположные суждения: С. Л. Рубинштейн, Р. X. Шакуров утверждают, что барьеры играют решающую роль в конструировании и динамизации деятельности. Барьеры актуализируют потребность, приводя ее в активное состояние, обеспечивают психогенез деятельности (35, с. 89). Изучим стабилизирующую, коррекционную, дозирующую, тормозящую и регулирующую функции барьеров. На наш взгляд, именно перечисленные функции оказывают двоякое влияние на процесс социализации подростков. Такое понимание данных функций обусловлено противоречивым влиянием той или иной общности на индивида. Тормозящая функция психологических барьеров может иметь как негативный, так и позитивный характер. Например, при негативном влиянии группы с ненормативными правилами поведения они выполняют, безусловно, позитивную функцию; но при позитивном влиянии группы тормозящая функция мешает успешной социализации подростка. В познании особенностей социального развития и характера процесса социализации подростковый этап занимает особое место. Опираясь на исследования Л. И. Божович, Л. С. Выготского, можно с уверенностью утверждать, что подростковый период — один из сложнейших в жизни человека, т. к. именно на данном этапе индивид переходит на качественно новую ступень своего развития: из положения «ребенок» в положение «взрослый» (6;8). Ученые, описывая особенности подросткового периода, указывают на черты, характеризующие его как критический, но при этом в их исследованиях не установлена связь между возможным возникновением психологических барьеров социализации и кризисом в подростковом возрасте. На наш взгляд, именно симптомы подросткового кризиса представляют собой факторы, влияющие на возникновение в подростковом возрасте психологических барьеров социализации. Такие характерные для подросткового возраста проявления, как отмирание старых интересов, вызревание их нового ядра (Л. С. Выготский), отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям, неустойчивая самооценка (Л. И. Божович), изменение групповой принадлежности (К. Левин), переосмысление связей с окружающими, своего места среди других, невозможность довольствоваться ролью опекаемого и управляемого (Э. Эриксон), неприятие позиций и требований взрослых (И. С. Кон), различие норм поведения взрослых и детей (Д. И. Фельдштейн), могут рассматриваться как факторы, затрудняющие успешную социализацию подростков. Полная включенность в жизнь общества, которая подразумевает не только принятие его норм и ценностей, но и реальное повседневное участие в его жизни в соответствии с этими нормами и ценностями, не всегда возможна при наличии перечисленных выше проявлений. В подростковый период индивид переходит на качественно новую ступень своего развития — из положения «ребенок» в положение «взрослый». Его взгляды, интересы еще не сформированы, неустойчивая самооценка порождает сомнения в себе. С одной стороны, подросток стремится быть взрослым, с другой стороны, боится ответственности. Именно такое неустойчивое, зыбкое положение может спровоцировать возникновение психологических барьеров социализации (35, с. 121). Одним из эффективных подходов к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков следует выделить и обосновать деятельностный подход (12, с. 132). Деятельностный подход характеризуется тем, что позволяет подростку: а) осознать ценности здоровья и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей; б) выработать динамический стереотип поведения на основе потребностей, способствующих ведению здорового образа жизни; в) определить систему жизненных ценностей, включая пути и методы их формирования. К способам диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков, исходя из положений деятельностного подхода, относят следующие уровни: — подросток, определенный по результатам диагностики, имеющий социально-неустойчивый тип, характеризуется тем, что у него отсутствуют ценностные ориентации на здоровый образ жизни, несформированны знания, паттерны для его ведения, ярко выделенная предрасположенность к саморазрушению, влияющая на адаптацию в социуме; — подросток, определенный по результатам диагностики, имеющий социально-нейтральный тип, характеризуется тем, что у него не сформированы знания об основах здорового образа жизни и социального поведения, не выработан способ положительного отношения к социальным видам деятельности; — подросток, определенный по результатам диагностики, имеющий социально- позитивный тип, характеризуется тем, что у него проявляется тенденция к знаниям. Он стремится противостоять негативным факторам социальной среды, ведет здоровый образ жизни; — подросток, определенный по результатам диагностики, имеющий творческий тип, характеризуется тем, что у него сформирована личностная концепция здорового образа жизни, его знания являются целостными (11, 38-41). Организация и практическая реализация модели диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков на основе деятельностного подхода предполагает соблюдения основных принципов, к числу которых следует отнести: — принцип позитивного отношения к жизни – заключается в позитивном восприятии ценностей основ социального поведения; — принцип соответствия требованиям социальной среды – содержание и организация методов формирования основ социального поведения подростков строится с опорой на положительные проявления его деятельности; — принцип компенсации – заключается в предоставлении подросткам возможности участия в различных видах социальной деятельности; — принцип контроля – заключается в проведении социального мониторинга. Для эффективной реализации модели диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков на основе деятельностного подхода проводились систематические психолого-педагогические тренинги для повышения социально-правовой грамотности подростков, обучение их навыкам оздоровления, саморегуляции, развитие коммуникативных способностей в целях повышения их культурного уровня (16, с. 95). Среди основных принципов психолого-педагогического воздействия в процессе профилактики девиантного поведения подростков специалисты указывают на принцип индивидуализации педагогического воздействия и дифференцированного подхода в ходе пропаганды, на принцип поэтапности, системности и последовательности в профилактической работе и др. Среди современных подходов к профилактике девиантного поведения подростков наиболее распространен информационный подход. Он повышает уровень знаний подростков о наркотиках, об их опасности и негативных последствиях употребления; правовом воздействии за нарушения в социуме и другое (18,с. 16). Следующий подход основан на аффективном (эмоциональном) обучении, он формирует у учащихся умение распознавать свои чувства и управлять ими. Обучение направлено на повышение самооценки, определение значимых жизненных ценностей, формирование способностей справляться со стрессом и т. п. Третий подход основан на роли социальных факторов, он включает тренинги, направленные на формирование сопротивления социальному давлению, использует ролевые игры. Еще один подход зиждется на формировании жизненных навыков. Это один из наиболее успешных подходов, он базируется на методах модификации поведения и психотерапии, способствующих созданию внутренних механизмов саморегулирования и самоконтроля. Подход, основанный на социально полезной деятельности, признан наиболее эффективным для групп высокого риска и форм девиантного поведения; он опирается на призыв «Сделай здоровый выбор!». Анализ зарубежных программ по профилактике девиантного поведения среди подростков показывает наличие в их основе одной из трех психологических моделей (20, с. 79). 1. Модель «знание — установки» базируется на том, что наличие знаний о негативных последствиях девиантного поведения влечет формирование отрицательной установки и их неприятие. Однако, знание и установки не всегда обнаруживают взаимосвязь и адекватность воздействия на поведение в дальнейшем. 2. Модель «ценности — принятие решения» опирается на самопонимание, умение удовлетворять потребности и приспосабливать свое поведение к социальным условиям. 3. Модель социальной компетенции или психосоциального научения основана на том постулате, что выбор девиантного поведения происходит в силу отсутствия у подростков психосоциальных навыков. В развитие данной модели разработаны три психосоциальные техники: 1) моделирование типов поведения, стимулирующих здоровый образ жизни; 2) обучение системе навыков сопротивления социальным влияниям, способствующим девиантному поведению подростков; 3) обучение внутриличностным и межличностным жизненным навыкам. Ведущие исследователи в области проблем девиантного поведения сходятся во мнении о том, что вопрос об эффективной научно обоснованной программе профилактики девиантного поведения все еще остается открытым. Организация и проведение коррекции девиантного поведения подростков. При разработке коррекции девиантного поведения мы изучили вероятностную концепцию предболезни С. Б. Семичова, принципы реабилитации М. М. Кабанова, междисциплинарный и межведомственный подход, концепцию психоадаптационного и психодезадаптационного синдромов авторов В. Я. Семке, М. М. Аксенова (20, с. 61). Коррекция девиантного поведения подростков организуется соответственно группам динамического наблюдения, факторам риска и уровням социальной дезадаптации, с соблюдением трех принципов: дифференцированности, целостности и этапности. Под дифференцированностью исследования факторов риска и коррекции девиантного поведения подростков подразумевается определение отдельного фактора риска и установление связей с дезадаптацией, реализующейся расстройствами поведения, т. е. поиск актуального психологического и/или социального контекста расстройств поведения. Целостность заключается в распознавании влияния факторов дезадаптации друг на друга и в совокупности — на поведение. Этапность раскрывает динамику коррекции девиантного поведения подростков: медицинская (биологическая) -психологическая — психотерапевтическая – социальная (32, с. 51). Успешность коррекция девиантного поведения обосновывается: 1) указанием конкретных предикторов отклоняющегося поведения, определяющих на фоне клинической картины дифференцированность, преемственность и проспективность реабилитационных мероприятий; 2) нивелировкой акцента на нарушении социального функционирования и максимальной приближенностью к клинической сущности нарушений поведения; 3) интегрированием направленности системы ценностей девочки-подростка на «социально значимые» установки, соответствующие полу. Оптимально для осуществления программы междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов. Оптимальную коррекцию девиантного поведения, способна обеспечить бригада специалистов в составе психиатра, психотерапевта, психолога, педиатра и невропатолога. Цель работы бригады — уменьшение степени выраженности дезадаптации подростков, формирование у них способности дистанцироваться от социально неблагоприятной ситуации и выражать свое отношение к подобным ситуациям, оказание помощи в осознании психической травмы и новых адаптивных способов взаимодействия с окружающим миром. Основная задача психиатра -наблюдение всех подростков, отнесенных к «группам риска» (30, с. 48). На наш взгляд, в условиях коррекции девиантного поведения необходимо соблюдать следующие принципы: 1. Принцип нестеснения, предоставления подростку права выбора корреционной программы и режима. Психиатрический процесс не должен становиться местом «психологической ниши» для дезадаптированной личности: действия врача и персонала направляются не на реализацию изменений личности и субъективную оценку психопатоподобных состояний, а на установление контакта с подростком, поиск факторов, определяющих актуальное психическое состояние. Следовательно, целесообразно избегать круглосуточного наблюдения за подростком: при отсутствии противопоказаний оно может проводиться в режиме наблюдения за подростком в школе, дома. Таким образом, достигается большее доверие к психологу, обеспечивается более углубленное изучение семейного и социального статуса. 2. Принцип адекватной преемственности и проспективности биологической терапии расстройств поведения с учетом динамики девиации. 3. Принцип адекватности подхода к диагностике расстройств поведения и связанное с ним подробное изучение семейного анамнеза подростка, социального маршрута его семьи. 4. Принцип формирования социально направленной системы ценностей, в процессе психотерапевтической коррекции нарушений поведения. Коррекционные мероприятия можно условно разделить на три этапа: 1) диагностика нарушений психики и выявление факторов дезадаптации; 2) специфическая лечебная психотерапевтическая и психокоррекционная помощь; 3) неспецифическая и социально-реабилитационная помощь (4, с. 42). Ø 1 -й этап основывается на личностно-ориентированном проблемном подходе к оценке каждого психиатрического случая и имеет клинические (психиатрические) направления с учетом нарушений психологического развития, сопутствующих соматических заболеваний, особенностей психосоциальных условий и степени тяжести выявленных нарушений, что обеспечивается оптимальной консультативно-диагностической помощью, осуществляемой бригадой специалистов в составе психиатра, психолога, педиатра и невропатолога. Ø 2-й этап предполагает участие врача общей (семейной) практики, цель работы которого — оценка общего соматического состояния и диагностика сопутствующей соматической патологии. Ведущая роль на данном этапе реабилитации принадлежит психиатру-психотерапевту, основная задача которого заключается в уменьшении степени выраженности стресса у подростка, формировании способности дистанцироваться от социально неблагоприятной ситуации. Также целесообразно включение в состав бригады социального работника. Ø На 3-м этапе осуществляется коррекция нарушений социализации подростков: коррекция направлена на формирование чувства безопасности и доверия, восстановление навыков общения, контроля поведения, обучения. Поскольку в завершение коррекции необходимо определить дальнейшую судьбу подростка, целесообразно проведение обследования семьи подростка, ее психокоррекции в пределах, соответствующих сохранным социальным связям (8, с. 92). Основные подходы к социализации подростков с отклоняющимся поведением в условиях школ, на наш взгляд, должны быть сведены к следующему: 1. Адекватное распознавание и диагностика отклоняющегося поведения, которое необходимо учитывать для дифференцирования патологического отклоняющегося поведения от непатологического. В связи с этим целесообразно подробное изучение семейного статуса подростка, его социального маршрута, направленности системы ценностей. Следует обращать особое внимание на соматическое состояние, т. к. во многих случаях соматическое неблагополучие проявляется психическими и поведенческими расстройствами. 2. Преимущественно этапная педагогическая, психологическая и психотерапевтическая коррекция патологического отклоняющегося поведения. В качестве общего критерия эффективности коррекции подростков с расстройствами поведения рассматривалось уменьшение психопатоподобных проявлений, критическая оценка ситуации стрессогенного воздействия и интегрированность в сферах отношений (12,с. 32). ЗаключениеНегативной тенденцией в жизни общества является кризис института семьи, нивелировка понятия нравственных ценностей и моральных норм, следствием чего является неуклонный рост количества социальных сирот, рост детской безнадзорности, преступности. Понятие девиантное поведение превратилось в широко применяемое в педагогике.Девиантное поведение в педагогической практике обыкновенно соотносимо с понятием трудный подросток. В настоящее время трудным подросткам или подросткам с девиантным (отклоняющимся) поведением уделяется достаточно много внимания специалистов. Психологический портрет трудного подростка, подаваемый в современной литературе, выглядит примерно так: «Подросток с девиантным поведением агрессивен, тщеславен, упрям, эмоционально неуравновешен, апатичен, не приемлет общественных норм. Поведение имеет импульсивный характер, система ценностей подменена групповыми нормами, ориентирована на досуг». Хотелось бы отметить, что к трудным относят различные категории подростков. Это и педагогически запущенные дети и социально дезадаптированные и трудновоспитуемые, к которым часто относят акцентуированных подростков, конфликтных, подростков с высоким уровнем негативизма, демонстрирующих нонконформистские тенденции в поведении. Также, к девиантам относят и подростков с антисоциальной направленностью. Все эти категории подростков обыденным сознанием, которым обладаем, как правило, мы специалисты — практики, обычно объединяются в одну группу — подростки с отклоняющимся поведением. Различные составляющие приведенной нами характеристики в той или иной степени действительно свойственны различным категориям трудных подростков. Вместе с тем, объединение их в оду группу как бы предопределяет ожидание отклоняющегося поведения и проявления характеристик, соответствующих негативным ожиданиям. Данная схема соотносима с теорией стигматизации (31, с. 76), объясняющей появление и закрепление девиантного поведения следствием того, что социальная группа наклеивает на личность соответствующие ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с определенными ожиданиями (первичная девиантность), создается репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность). Таким образом, относя подростка к группе трудных мы даем ему возможность усугублять свою девиантность. Вместе с тем, подростки с отклоняющимся поведением, демонстрирующие негативное отношение к тем или иным социальным нормам по внутренним установкам, стремлениям и готовности взаимодействовать с окружающими существенно отличаются друг от друга и, следовательно, существенно отличаются их психологические портреты. Характерные признаки деаиации: небольшое отклонение от социальных норм, т. е. низкая и средняя степень отклоняющегося поведения характеризуется существенным снижением общей самооценки, повышением обшей тревожности, стремлением компенсировать неуспехи в учебной деятельности взаимоотношениями со сверстниками, склонностью к зависимому поведению. Подростки из этой группы могут иметь высокую агрессивность или враждебность (вопросник Басса-Дарки). сочетание высоких баллов по обоим показателям, как правило, для них не свойственно. Для таких подростков характерно преимущественно использование неконструктивных и неадаптивных копинг-механизмов, что, безусловно, влияет на закрепление отклоняющегося поведения. К этой категории воспитанников Центра относятся подростки со школьной дезатаптацией, акцентуированные подростки. Эти воспитанники могут иметь столкновения с законом и правоохранительными органами, но их правонарушения носят, как правило, случайный, либо детский характер. Данная категория трудных подростков нуждается, на наш взгляд, в педагогической поддержке и психологическом сопровождении. Психологическая коррекция направлена на формирование адекватной самооценки и рефлексивных навыков, нормализацию тревожности, коррекцию навыков саморегуляции, формирование адаптивных поведенческих стратегии и способов реагирования на трудные жизненные ситуации. Помимо этого, для данной категории воспитанников важна социальная поддержка. Также можно выделить и другую группу подростков. Для них характерна нормальная или немного повышенная общая тревожность, нормальная или завышенная самооценка. Неуспехи в учебной деятельности, отмечаемые ими, не влияют на оценку своего интеллекта, как в вышеописанной группе. Для них также свойственна парциальная потеря критичности в оценке своих отношений со сверстниками, что, панаш взгляд, имеет явно компенсаторный характер, однако свои проблемы этими подростками не осознаются, они, как правило, демонстрируют мощные бессознательные защиты. В зависимости от типа личности это могут быть л ибо отрицание, либо проекция, при обязательном защитном замещении. Исследование преобладающего копинг-поведения, показало, что подростки данной группы гораздо ближе к некоей усредненной «норме», к которой специалисты стремятся привести трудных подростков. Однако существует одна особенность, позволяющая взглянуть на данную картину с несколько другого ракурса. Эти подростки могут иметь различную историю взаимоотношений с правоохранительными органами. Могут состоять на учете, иметь условные судимости, быть «выпускниками» спецшколы или нигде не «засветиться», однако всех их объединяет принадлежность к организованным антисоциальным группам. Принадлежность подростка к антисоциальной группировке, а, следовательно — усугубление его отклоняющегося поведения, полное выпадение из морально-этических норм общества, противопоставление себя не только правовым, но и нравственным законам общества, позволяют подросткам с отклоняющимся поведением иллюзорно компенсировать свое психологическое состояние. Самоотнесение к значимой группе, присвоение ее законов и норм через механизм идентификации помогает обрести психологическую и эмоциональную устойчивость, что позволяет чувствовать себя психологически комфортно в группе, и способствует все большему отчуждению от просоциального общества. Психологическая и педагогическая коррекция данной категории подростков затруднена именно из-за отсутствия у них мотивации к самоизменению. Подобная мотивация возникает только в том случае, если индивид чувствует себя некомфортно и возникает ситуация конфликта между желанием и возможностями. В данной ситуации конфликты в прошлом. Нравственная сфера искажена или не сформирована, мощно действуют психологические защиты, вытесняя или трансформируя страх наказания, а преступная группа заботится о подростке, не требуя ни денег, ни школьных успехов. Коррекция поведения подростков, должна начинаться с установления реального контакта. Желательно, чтобы специалист, работающий с данной категорией подростков, был аутентичен и конгруэнтен, демонстрировал искреннюю заинтересованность в конкретном подростке и, что очень важно, имел четкие нравственные правила и этические нормы, которые на поведенческом уровне мог бы противопоставить правилам криминальной субкультуры, выполняющим в данной среде функцию нравственного закона. При позитивном контакте, главный упор в работе с данной категорией подростков, следует, на наш взгляд, делать не на горячую проповедь просоциальных ценностей (к чему обычно и склонны педагоги, способные этот контакт устанавливать), а на формирование навыков рефлексии, способности к самостоятельному оцениванию ситуации и принятию самостоятельных решений, одним словом — формирование интернальности. Таким образом, трудные подростки, не являются монолитной социальной группой, требующей единого подхода к психокоррекционной и реабилитационной деятельности. Разные группы подростков с отклоняющимся поведением, обладают не только различным «набором девиаций», но и различными психологическими характеристиками, разным мировоззрением и различным субъективным опытом, который необходимо учитывать, пытаясь оказать им помощь. Положительный результат реабилитационной работы появляется только в случае заинтересованности подростка в самоизменении, что возможно в ситуации уважения к его мнению и опыту, выражающегося в реальной возможности выбора и принятия на себя ответственности за него. Наиболее эффективным способом реабилитационной работы с трудными подростками мы считаем метод развивающего диалога. В основе диалога как коррекционного метода лежит безусловное принятие другого, уважение к нему. Уметь уважать другого без самоуважения, работать над формированием способности к самостоятельности, не имея опыта принятия решений — иллюзия. Наиболее продуктивной пемхокоррекшюнная и реабилитационная работа с детьми с девиантным поведением является в том случае, если к психокоррекционной деятельности привлечены все участники педагогического процесса (учителя, воспитатели, врачи, руководители). Специалисты, объединенные не только обшей целью, но и владеющие практическими ми в различных психологических направлениях и информацией о сегодняшнем психологическом состоянии каждого подростка. Педагогическая коррекция девиантного поведения требует кропотливой серьезной и осмысленной работы, рассчитанной на результат. Литературный анализ по проблеме исследования обнаружил, что при социализированном расстройстве поведения показатели девиантного поведения подростков выше, чем аналогичные показатели у их сверстников. При социализированном расстройстве поведения у подростков с девиантным поведением выявлен больший удельный вес суицидального поведения, наркомании, алкоголизации в сравнении с группой подростков с адекватными формами поведения. При смешанном расстройстве поведения и эмоций у подростков суициды наблюдаются значительно чаще, чем в группе подростков с позитивным социальным поведением. Для всех видов расстройств поведения (социализированное, несоциализированное, смешанное расстройство поведения и эмоций) нарушения в системе личностных отношений среди подростков «группы риска» проявляются с большей частотой, а также в системе межличностных и семейных отношений. У подростков с девиантным поведением преобладают нарушения личностных и семейных отношений. Для всех расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации, диагностировались высокие уровни реактивной и личностной тревожности, невротизации и психопатизации. Среди подростков с расстройствами поведения установлены следующие факторы риска социальной дезадаптации: — сочетания аддиктивного и делинквентного поведения; — делинквентного поведения и психопатизации; — суицидального поведения и негативного отношения к семье; — негативного отношения к родителям и родственникам; — аддиктивного поведения и направленности ценностей на развлечения. У подростков с расстройствами поведения к факторам риска относятся: — сочетания эпилептоидного типа личности и негативного отношения к семье; — неустойчивого типа личности и направленности системы ценностей на развлечения; — психопатизации и школьной дезадаптации; — психопатизации и переадресации личностно значимых проблем асоциальной семье; — психопатизации и негативного отношения к правилам и законам; — переадресации. Для реализации теоретических исследований по профилактике девиантного поведения необходимо создание центров с целью разработки и апробации в них соответствующих профилактических программ. По результатам разработки и апробации возможны попытки внедрения этих программ в институты социализации. Список литературы 1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001.С.65—68. 2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. Журнал 1994. № 1. Т.15. С.3 – 18. 3. Ахромова А. Г. Медико-биологические, социальные и правовые аспекты наркомании: Учеб. пос. — Краснодар: изд-во КГАФК, 2001. — 384с. 4. Бабаков А. И. Борьба с наркоманией в Мичуринске, будущем Наукограде. Газета «Мичуринская мысль», 2 апр., 2003 г. № 13 (47). 5. Бек А. и др. Когнитивно-бихевиоральная психология депрессий. СПб.:Питер,2003 6. Березин С.В., Лисецкий К.С., Серебрякова М.Е. Подростковый наркотизм: семейные предпосылки. Самара: Самарский университет, 2001. 7. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. 8. Братусь Б.С. Психологический анализ изменения личности при алкоголизме. М., 1974. 9. Вермсер Л. Компульсивность и конфликт: различие между описанием и объяснением при лечении аддиктивного поведения // Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. 2000. С. 55-79. 10. Выбойщик И.В., Шакурова З.А. Личностный многофакторный опросник Р.Кеттелла: Учеб. пособ. Челябинск: Изд-во: ЮУрГУ 2000 11. Волков П.Б. Роль воспитательной системы интернатного типа в развитии способности регуляции аффектов у подростков – сирот с аддиктивным поведением // Психологическое сопровождение образовательного процесса: состояние, проблемы, перспективы. Материалы V Психологических чтений Всероссийской научн. –практ. конфер:Уфа: БГПУ,2008 – 130 с. 12. Волков П.Б. Психолого-педагогическая поддержка подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации средствами физической культуры и спорта // Всероссийская научно-практическая конференция «Пути совершенствования физической подготовки студенческой молодежи в современных условиях» г. Ярославль, 2009- 160 с. 13. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Систематика психических состояний человека // Вестник ЛГУ. 1991. Сер. 6. Вып. 1. С. 47-55. 14. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии / / Под ред. В.Ю, Большакова, В.Н. Дружинина. СПб.: Речь, 2001. 15. Дауд Т. Когнитивная гипнотерапия. СПб.:2003. 16. Жуков М, Н., Кабачков В. А., Куренцов В. А. Социально-педагогические основы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи» (21-23 июня 2000 г., Смоленск). М., 2000, с. 92-102. 17. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: Методика исследования. СПб.,1992 18. Ильина С.В. Эмоциональный опыт насилия и пограничная личностная организация при расстройствах личности: Автореф. дис. … канд. психол. наук М.,2000. 19. Кискер К.П. Психиатрия, психосоматика, психотерапия. М., 1999. 20. Клейберг Ю.А. Девиантология. Хрестоматия.СПб: Питер, , 2010 21. Кристал Г. Нарушение эмоционального развития при аддиктивном поведении // Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. 2000. С. 80-118. 22. Курск Н.С. Особенности эмоционального общения подростков, больных токсикоманией, с родителями // Вопросы наркологии. 1992. № 1. С. 39-43. 23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2004 24. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989. 25. Макаров В. В. Первичная профилактика наркологических заболеваний у подростков //Вопросы наркологии. 1991, № 3, с. 22-25. 26. Максимова Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учеб. пос. — Ростов-на/Д: Феникс, 2000. — 384 с. 27. Малых С.Б., Гиндина Е.Д., Кузнецова И.В., Лобаскова М.М. Диагностика поведенческих и эмоциональных проблем у детей и подростков: стандартизация родительской формы Опросника Т. Ахенбаха на российской выборке. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса. Проблемы внедрения психолого-педагогических исследований в систему образования. Ч. 2. М.; ПЕР СЭ, 2004. С. 72-82. 28. Москаленко В.Д., Шибакова Т Л. Аддиктивное поведение в семьях больных алкоголизмом // Наркология. 2003. № 9. С. 14-17. 29. Назаров Е.А. Наркотическая зависимость и созависимость личности: Автореф. дисс. … канд. пси-хол. наук. М., 2000. 30. Перре М., Бауман У. Клиническая психология. СПб: Питер, 2002 31. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.,2000 32. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт — Воронеж: Изд-во НПО «МО ДЕК», 2000. 33. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина. — М.: изд-во Ин-та психотерапии, 2000. — 256 с. 34. Пятницкая, И.Н., Найденова, Н.Г. Подростковая наркология. — М., 2002. 35. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер,2000 36. Сизова И.Г., Филипченкова С.И. Методика диагностики когнитивно-поведенческих стратегий преодоления // Современная психология: состояние и перспективы исследований: Материалы юбилейной науч. конф. ИП РАН М.: ИП РАН,2002. С.180-199. 37. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. М.: Генезис, 2001. 38. Шереги Ф.Э и др. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М., 2001 НГПУ, г. Новосибирск, 5 курс, 2012, 43 стр. |