Психологические механизмы применения метафорических ассоциативных карт в индивидуальном консультировании
На главную Психологическое консультирование Теория Психологические механизмы применения метафорических ассоциативных карт в индивидуальном консультировании
Психологические механизмы применения метафорических ассоциативных карт в индивидуальном консультировании |
Психологическое консультирование — Теория | ||||||||||||||||||||
Аннотация. В статье проанализированы основные психологические механизмы действия метафорических ассоциативных карт как инструмента психолога-консультанта: «проекция», «идентификация», «метафора», «ассоциации», «инсайт», «фигура и фон»; выделены особенности исследования бессознательного с помощью метафорических ассоциативных карт по сравнению другими ассоциативными методами исследования внутреннего мира клиента; описаны уровни погружения во внутренний мир личности при помощи карт, связанные со стадиями консультативного процесса (осмысление картинки, узнавание в образах соответствующих проблем; осмысление проблем, и частей, причи, возможных путей разрешения на метафорическом уровне, принятие решения на реальном жизненном уровне). Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, «проекция», «идентификация», «метафора», «ассоциации», «инсайт», «фигура и фон»; психологическое консультирование Актуальность. На протяжении последних трех десятилетий был создан новый уникальный инструмент работы, который быстро взяли на вооружение, психологи-консультанты, психотерапевты, социальные работники, бизнес-тренера, коучи, используя его как для индивидуальной, так и групповой работы с клиентами. Это «Метафорические ассоциативные карты». Первой из семнадцати колод МАК стали «О-карты» (OH Cards), появившиеся в Германии в 1985 году. Их создание связано с именами художника Эли Рамана, психотерапевта Джо Шлихтера и издателя Моритца Эгетмаера. Ассоциативные метафорические карты — картинки, размером игральные карты без закрепленных стойких значений и интерпретаций, позволяют в очень сжатые сроки получить необходимый объем информации для качественной работы клиентом. Это удобный инструмент для групповой и индивидуальной работы, который можно использовать о взрослыми и детьми. Карты интернациональны и поэтому воспринимаются представителями различных культур, подходят для работы с клиентами разного пола, возраста и социального положения. Использование этого инструмента предоставляет возможность одновременно работать с эмоциональной, ментальной и телесной сферами клиента, создавая безопасную обстановку взаимодействия и свободного, безоценочного обмена мыслями. Карты достаточно быстро распространяются и активно используются специалистами разных стран. Именно поэтому актуальным является осмысление теоретических основ работы МАК, обобщение опыта практического применения карт в индивидуальной и групповой психологической работе. Обзор публикаций. На сегодняшний момент можно говорить об успешном использовании этого инструмента психологической консультативной работы в России (Л. Тальпис, Н. Нелидова, А. Копытин и др.), Беларуси (А. Горобченко, Л. Степанова), Украине (Е. Морозовская, Р. Ткач, В. Инжир, Г. Попова, Н. Милорадова и др.). Продвижение карт способствовало появлению на рынке украинского психологического инструментария авторских колод, например, таких как колоды Евы Морозовской (Быть. Действовать. Обладать.; Фейсбук.; Ежкины сказки и другие), карт Разиды Ткач (по славянским сказкам – «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Сказка о Емеле-дурачке») [3, 6, 7, 9]. Специалисты, работающие с картами в разных странах (О. Аялон, М. Эгетмейер, Л . Мошинская, Л. Тальпис, А. Горобченко, Л. Степанова, Е. Морозовская, А. Пушков, Г. Попова, Н. Милорадова и др.) подчеркивают, что метафорические ассоциативные карты имеют определенную теоретическую основу. Л. Степанова в своей публикации указывает, что «работа» карт базируется на определенных психологических подходах: психоаналитическом, клиент-центрированном подходе К. Роджерса, гештальт-подходе Ф. Перлза, НЛП и др. [9]. Сущность психологических механизмов действия карт связана с такими явлениями, как «проекция», «идентификация», «метафора», «ассоциации», «инсайт», «фигура и фон», «архетипы», «игра», «картина мира» и некоторые другие. Цель статьи. Целью данной статьи является анализ психологических механизмов и закономерностей, на которых базируются возможности МАК в индивидуальном консультировании. Это необходимо для уточнения «процедурной» части применения карт. Изложение основного материала. Метафорические ассоциативные карты как инструмент консультанта работают именно потому, что в процессе консультирования становятся очевидными закономерности функционирования личности, связанные с переживанием ею окружающей реальности, прежде всего, отношений с социальным окружением. В силу избирательности восприятия, явлений апперцепции и проекции, клиент видит в рисунке на карте именно то , что соответствует его переживаниям, связанным, как с актуальными жизненными ситуациями, так и взглядами на жизнь, прошлым опытом, полученными травмами. Карты можно рассматривать как мультимодальную стимуляцию, вызывающую разнообразные ассоциации клиента: с о дной стороны есть зрительный ряд, с другой стороны есть нарративная практика, которая является источником последующих интервенций в процессе консультирования. Нарративная терапия – («повествовательная» от англ. «narrative» – история, повествование) основывается на идее о том, что идентичность человека (представление о том, кем я являюсь) конструируется в форме историй (нарративов). В ходе нарративной практики проясняются смыслы, ценности, намерения, мечты и возможности людей, прослеживается история их возникновения и развития. В результате у человека формируется «безопасная территория идентичности», он может взглянуть на свою жизнь с ресурсной позиции, дистанцироваться от непосредственно переживаемого (часто травмирующего) опыта и совершать осознанный выбор, меняя свою жизнь в желаемую сторону. Карты базируются на использовании явления проекции (лат. projectio – выбрасывание), которая понимается как проекция бессознательного в рамках психоаналитической теории. Проекцию как психологическое понятие впервые описал З.Фрейд, полагавший, что неврозы возникают в том случае, когда психика не может овладеть внутренним сексуальным возбуждением, и тогда происходит проекция (выбрасывание) этого возбуждения во внешний мир [5]. Г. Мюррей – автор первой проективной методики исследования личности (ТАТ) рассматривал проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации. Определяя специфику проективного подхода к исследованию личности, Л. Франк указывает, что стимулы, используемые в проективных методиках, не являются строго однозначными, а допускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл для испытуемого не просто в силу его объективного содержания, а прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым, который реагирует в зависимости от собственных мыслей и чувств. Л. Франк выделил общие для всех проективных методик признаки:
Иногда семейство карт так и называют «проективные». Как видим, МАК соответствуют признакам проективного метода исследования личности, но не являются валидизированной методикой, в результате применения которой ставится «психологический диагноз». То, что клиент приписывает изображению на карте определенный смысл, является одной из форм проекции его бессознательного. Бессознательное трактуется, как накопление всех переживаний, воспоминаний и вытесненного опыта. Важным свойством бессознательного личности является его активность, способность вызвать к жизни такие внутренние процессы и силы, которые могут привести либо к созидательной деятельности, либо к негативной активности и оказаться разрушительными как для самого человека , так и для окружающих его людей [5]. Карты помогают идентифицировать поведенческие паттерны и вытесненные переживания. Каждый новый взгляд на карты может вызвать к жизни новый смысл. В этом контексте карты используются как безопасный инструмент для личной проекции, что необходимо в консультативной работе. Еще один важный психологический механизм лежит в основе действия МАК как консультативной методики – идентификация. Процесс идентификации способствует вовлечению клиента в консультативную беседу на основе обсуждения картинки. Термин «идентификация» происходит от латинского слова «identificare», что в переводе означает «отождествление». В большинстве отечественных и западных психологических работ идентификация определяется как уподобление, отождествление с кем-либо, с чем-либо в двух аспектах: • как распознавание образа – идентификация объекта по ряду признаков, отнесение какого-либо объекта к определенному классу объектов; • как отождествление с кем-либо, с чем-либо на уровне личности. В ходе применения МАК осуществляются оба эти процесса: клиент распознает образы согласно своей картине мира и отождествляет себя с «героем» и ли объектом на карте. Именно на основе идентификации и проекции у клиента по поводу картинки возникает множество ассоциаций, которые связаны с внутренним миром личности, с неосознаваемыми его частями. Можно выделить следующие уровни такого погружения, связанные со стадиями консультативного процесса:
Для уточнения работы карт как инструмента консультанта сравним метод ассоциирования в МАК с методом свободных ассоциаций, предложенным З. Фрейдом и ассоциативным экспериментом К.Г. Юнга. З. Фрейд предлагал клиентам на сеансе свободно высказываться о том, что приходит в голову. На основе действия принципа доминанты свободные ассоциации (лат. associare – присоединять) вовсе не свободны и обязательно приводят к высказываниям на значимую проблемную тему (к болезненному очагу). З . Фрейд использовал целый ряд понятий типа «цепь ассоциаций», «нити ассоциаций», «ход или линия ассоциаций» для того, чтобы описывать пути так называемых «свободных ассоциаций» [5]. К. Юнг разработал экспериментальный метод для выявления личных комплексов посредством исследования ассоциаций или связей, кажущихся с первого взгляда случайными. По мнению К. Юнга, его исследования, посвящённые комплексам и их индикаторам, полностью подтвердили существование бессознательного, вытесненного материала, а также открытые Фрейдом травматические, казалось бы, полностью забытые переживания. Ассоциативный эксперимент К. Юнга (Jung С., 1906) – проективная экспериментально-психологическая методика, использованная им для раскрытия присущих человеку аффективных комплексов. Сущность эксперимента связана с исследованием латентного периода речевых реакций-ассоциаций на слово-раздражитель. В эксперименте фиксируется увеличение латентного времени реакции на «эмоционально заряженные» для испытуемого слова. Известны многочисленные варианты ассоциативного эксперимента, зависящие от характера раздражителя и предопределенности в инструкции способа ответной реакции. Если Фрейд применял открытый им метод свободных ассоциаций, прежде всего, для исследования у пациента личностного бессознательного, то интерес Юнга к комплексам привёл его к открытию архетипов, обитающих в коллективном бессознательном [5]. В таблице 1. приведено сравнение этих методов по определенным признакам. Таблица 1. Сравнительная характеристика ассоциативных методов исследования внутреннего мира клиента
вопросы различного типа в зависимости от стадии погружения в консультативный процесс. На каждой стадии консультативной работы с МАК рационально применять соответствующие вопросы, побуждающие клиента к ассоциированию (этап идентификации образов), оценке и исследованию символов проблем (этапы идентификации и осмысления проблем), исследования путей решения личных проблем (этап принятия решения). В названии карт присутствует слово «метафоричные», что прямо указывает на еще одно явление, благодаря которому карты выполняют свою работу на консультации. Клу Маданес пишет: «Все человеческое поведение может быть так или иначе представлено на языке аналогий или метафор разного уровня абстрагирования» [4]. Какая-то часть внутри нас, так и остается непознанной и не поддается описанию никаких сознательных законов. В этой части содержится знание, что на самом деле многое возможно. В ней есть ресурсы, а ключ к этой части лежит через образы или метафору. Метафора, действуя не напрямую, тем не менее, попадает прямо в цель, и тот опыт, который в ней есть, человек реально проживает. Это становится его опытом. Д. Трунов [10] выделил основные функции, которые выполняют психотерапевтические метафоры (ПТМ) в консультировании: 1.Экспрессивная функция – клиент с помощью метафоры выражает трудный для вербализации опыт (настроение, чувства, впечатления и т.д.) Удачно подобранная метафора «экономична», поскольку сберегает время и слова, уходящие на объяснения. 2.Диагностическая функция – выбираемые клиентом образы детерминированы его сознательными и бессознательными мотивами. Эта функция широко используется в проективных методах. В трансактном анализе любимая детская сказка трактуется как метафора, помогающая раскрыть жизненный сценарий пациента [1]. 3.Диссоциирующая функция – состоит в «овеществлении» проблемы и ее эк стериоризации, то есть «перемещении» проблемы из «внутреннего поля» пациента во «внешнее». Это, во-первых, дает возможность клиенту «увидеть со стороны» свою проблему и самому найти пути ее решения, а, во-вторых, позволяет психотерапевту осуществлять различные терапевтические манипуляции (например, техники гештальт-терапии, НЛП). 4.Поясняющая функция состоит в том, что благодаря символическому замещению абстрактных понятий и приданию им «осязательной» формы, облегчается восприятие и усвоение различных психологических понятий. Достаточно часто клиент не готов рассказать все о своих «скелетах в шкафу» или не может точно описать, что с ним происходит. В этих случаях мы можем работать как бы без содержания, предлагая клиенту найти карты, метафорически отображающие проблему или состояние, а потом преступаем к их описанию. Причем диагностические возможности здесь таятся как в самой композиции карточного набора, так и в процессе непосредственного выбора карт клиентом с учетом последующего описания и интерпретации карт. Использование метафоры карт является экономичным (с точки зрения затраты времени и сил) и экологичным (с точки зрения безопасности клиента) способом работы с клиентом, добавляющим разнообразие в инструменты психотерапевтической работы [3]. Метафоричность изображений МАК позволяет клиенту воспринимать проблемы на расстоянии, диссоциированно, что снижает сопротивление, позволяет обойти психологические защиты. Зрительные метафоры карт несут в себе множественные возможности воздействия на внутренний мир клиента, а подкрепленные словесными метафорами, становятся еще сильнее. Метафоричность карт проявляется как на уровне восприятия клиентом картинки, так и на уровне его общения с психологом: можно свободно говорить о негативе на картинке, не связывая его с собой; можно сочинять истории о героях, исследовать их проблемы, искать пути выхода из сложных ситуаций и.т.д. Кроме того, основываясь на постулатах гуманистической (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй и др.) и позитивной психологии (М. Селигман), изучающей те черты характера и особенности человеческого поведения, которые характерны для удовлетворённых, счастливых людей, не обременённых психическими нарушениями, можно утверждать, что работа с МАК представляет собой интегративный подход к пониманию проблемы, роли клиента и консультанта в ее решении. Исходя из того, что каждый человек имеет ресурс в себе, Мартин Селигман, предложил при работе с клиентом, сконцентрировать внимание на положительных эмоциях, субъективном ощущении счастья, оптимизме, жизненной силе, источниках удовлетворенности жизнью, позитивных чертах характера человека и , проанализировав социальные структуры, способствующие счастью и развитию, прийти к решению личностной проблемы. Исходя из этого, работа с МАК предполагает: -опору на ресурс в самом человеке; -полное, погруженное внимание клиента и к клиенту в неразрывном единстве с активным слушанием друг друга; -фокусировку не на поиске патологии клиента, а на его силе, способностях, возможностях и задатках; -поиск ресурсов к решению проблемы либо выращивание и ресурса, и нового паттерна поведения из маленького зернышка, присутствующего, либо посеянного в клиенте [8]. Наше бессознательное всегда знает, как правильно поступить, как найти выход из сложившейся ситуации, какой выбор сделать, нужно только научиться к нему прислушиваться. Метафорические ассоциативные карты в этом случае выступают незаменимым проводником и помощником. Работа с картами связана с феноменом «инсайта». В рамках клиент-центрированной терапии К. Роджерс подчеркивал, что инсайт объединяет несколько типов восприятия: восприятие взаимосвязей между ранее известными фактами; в осприятие всех побуждений с точки зрения их естественных взаимосвязей (самопринятие). Подлинный инсайт включает позитивный выбор тех целей, которые принесут наибольшее удовлетворение клиенту [5]. Карты помогают клиенту расширить, как по вертикали (например, в иерархии значимых переживаний), так и по горизонтали (анализ взаимосвязей проблемы с разными областями функционирования) представления и знания о самом себе, своей внутренней реальности в целях ее гармонизации. Очевидно, что к картам применим принцип отношения фигуры и фона из гештальт-терапии: наиболее значимые события занимают центральное место в сознании, образуют фигуру, менее важная информация отступает на задний план и образует фон. Ф. Перлз применил это положение к описанию функционирования личности [5]. Применительно к МАК на основании закономерности фигуры и фона можно констатировать, что ни одна карта не имеет определённого или «правильного» значения. Только человек, который вытянул карту, может толковать ее значение, выделять главное: «Хозяин карты — хозяин рассказа». Выводы: Таким образом, важными функциями карт в консультативном процессе являются: •целенаправленное исследование внутреннего пространства клиента, его проблемных зон при помощи ассоциаций клиента, выделяемых им образов; •метафорические интервенции, которые помогают найти пути и ресурсы преодоления проблем. В консультативном процессе с помощью МАК достигаются такие эффекты как: установление доверия; актуализация переживаний клиента; его самораскрытие; установление контакта с внутренними частями личности; исследование его ценностей и мотивов; обнаружение вытесненного материала; инсайт, рефрейминг, структурирование проблемы; поиск путей решения и ресурсов; обогащение личных смыслов; расширение картины мира; получение метафорической обратной связи. Эти эффекты возможны на основании психологических явлений, которые задействованы в МАК: проекции, идентификации, ассоциирования, инсайтов клиента, выделении в материале фигуры и фона, диссоциации от проблем, снижении уровня защитных механизмов, метафорического воздействия. Наряду с достаточно обоснованным пониманием теоретических основ работы МАК, практические алгоритмы применения карт в индивидуальной и групповой работепока остаются нечеткими и недостаточно аргументированными. Поэтому перспективу работы в направлении «формализации» метода МАК мы видим, во-первых, в обобщении опыта применения карт в индивидуальном консультировании, во -вторых, в алгоритмизации приемов индивидуальной работы с МАК. Литература 1.Берн Э . Игры, в которые играют люди. Психология человечкских взаимоотношений / Э. Берн; [пер. с англ. А. Грузберга]. – М.: Эксмо, 2012. – 352 с. 2.Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психодиагностику / Л. Ф. Бурлачук – К.: Вища школа, 1998. – 48 с. 3.Киршке В. Клубника за окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества. / В. Киршке – ОН Verlag. – 2010. – 240 с. 4.Маданес К. Стратегическая семейная терапия / К. Маданес – М.: «Класс», 1999. – 272 с. 5.Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. Монография. – 3-е изд. перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2006. – 944 с. 6.Попова Г.В., Милорадова Н.Э. Алгоритмы применения метафорических ассоциативных карт в индивидуальном консультировании / Г.В. Попова, Н.Э. Милорадова // Актуальні напрямки сучасної практичної психології і психотерапії: матеріали міжнародної науково-практичної конференції. – Харків: ХНУВС, 2013. – С. 57-60. 7.Ткач Р. Индивидуальное и супружеское консультирование с помощью сказки «Царевна-лягушка» / Р.Ткач – СПб.: Речь, 2011. – 93 с. 8.Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман; [перев. с англ.] — М.: Издательство «София», 2006. — 368 с. Источник: «Проблеми сучасної педагогічної освіти» : сб. стат. — Ялта : РВВ КГУ, 2014. — Вып. 42. — Ч. 5. — С. 207–217. УДК: 159. 98 |