Психодиагностическая работа педагога-психолога в средней школе | Обучение и развитие детей

Психодиагностическая работа педагога-психолога в средней школе

На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Психодиагностическая работа педагога-психолога в средней школе
Психодиагностическая работа педагога-психолога в средней школе
Лекции и практикум по психологии — Психолого-педагогическая практика
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Цель: приобрести практические умения в осуществлении психологической диагностики учащихся средней школы.

Задачи:

  • Сформировать у студентов-практикантов представление о системе работы психолога в средних классах школы.
  • Научиться планировать психологическую деятельность по реализации диагностики.
  • Провести психодиагностическое обследование класса учащихся средней школы.
  • Научиться эффективному анализу и интерпретации полученных результатов.
  • Приобрести навыки подготовки психологического заключения с рекомендациями для педагогов и родителей по итогам обследования.
Практика в средней школе (для студентов дневного отделения) предусматривает работу   по одной из предложенных тем (выбор темы осуществляется совместно с педагогом-психологом школы и согласуется с методистом практики):

1. Изучение эмоционально-личностной сферы учащихся средней школы.

2. Изучение классного коллектива.

Этапы практики:

1 этап. Педагог-психолог школы знакомит студентов с планированием работы в средней школе, основными видами работ психолога.

Обсуждается содержание деятельности психолога по организации успешной адаптации пятиклассников в средней школе как один из важнейших видов работ.

Каждый из студентов определяется с выбором темы раздела.

2 этап. Подготовка к диагностике школьников. Изготовление необходимого стимульного и раздаточного материала. Студенты получают информацию по процедуре диагностического обследования школьника и ведению протокола.

3 этап. Проведение психологической диагностики одного класса.

4 этап. Практиканты с помощью педагога-психолога школы и методиста практики   проводят обработку и анализ результатов диагностики. Производят расчет оценочной шкалы по средним величинам (приложение 6), а затем составляют аналитическую справку (приложение 5) и разрабатывают рекомендации для педагогов, родителей и учащихся.

Работа с отчетной документацией по разделу психологической практики.

Отчетные документы по III разделу практики:

  1. Психодиагностический инструментарий (текст методики, стимульный материал).
  2. Протоколы (копии) обследования учащихся средней школы.
  3. Аналитическая справка (копия) с рекомендациями участникам процесса по результатам исследования, предпринятого в 5–9-х классах по изучению эмоционально-личностной сферы учащихся или классного коллектива (в зависимости от индивидуального задания) (приложение 5).


Перечень рекомендуемых методик

№ п/п

Цель

Название методики

Автор методики

Возрастной период клиента

Изучение эмоционально-личностной сферы учащихся средней школы

1.

Выявление характерологических проявлений типов личности подростка и старшеклассника

Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности

Г. Айзенк

12 – 17 лет

2.

Исследование уровня личностной и ситуативной тревожности

Тест исследования тревожности

У.Д.Спилбергера; адаптирован Ю.Л. Ханиным

Подростковый и юношеский возраст

3.

Выявление поведенческих тенденций человека на основании его индивидуального восприятия, особенностей эмоционального развития

Тест руки

Э. Вагнер

Подростковый возраст

Изучение классного коллектива

4.

Выяснить общий уровень психологического развития коллектива, определить перспективы развития класса

Методика самооценки коллектива через эмоционально-символическую аналогию

 

Подростковый и юношеский возраст

5.

Оценка организованности классного коллектива

Методика экспериментального исследования организованности

 

подростковый и юношеский возраст

Источник: УЧЕБНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

для студентов 3 курса дневной и заочной формы обучения

(специальность 1-23 01 04: «Психология»)

Учебно-методическое пособие

Витебск, 2010

Авторы-составители: О.Е. Антипенко, Н.И. Циркунова, Ю.Л. Довгая, О.П. Кошкина, Ж.Л. Данилова, Т.В. Савченко,

Г.С. Азаренок.