Тема:
Тип:
Вид:
Цель:
Литература:
Структура урока.
1.Организация начала урока
2. Актуализация
Опорных знаний
вопросы
3. Изучение нового материала
под запись
под запись
под запись
под запись
под запись
Первичная проверка понимания нового материала
Закрепление знаний и способов действий
Информация о домашнем задании
Подведение итогов
Рефлексия
| Психическое развитие в юношеском возрасте. Социальная ситуация развития. Учебно-профессиональная деятельность, качественные изменения в учебной деятельности.
урок изучения и первичного закрепления материала
лекция
дать представления психическом развитии личности в юношеском возрасте, познакомить студентов с социальной ситуацией развития, качественными изменениями в учебной деятельности, особенности познавательной деятельности в юношеском возрасте; способствовать осмыслению рассмотренных вопросов, включая студентов в общение; воспитывать стремление использовать полученные знания на практике.
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. М. «Академия» 1997
- Волков Б.С. Психология юности и Молодости: Учебное пособие. М.:Академический проект:Трикста, 2006. 256 с.
- Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие; М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова. — М.: Педагогическое общество России: Ноосфера, 1999 — 272 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М. «Сфера» 2001
-
- Организация начала урока – 3 мин
- Проверка выполнения дом. задания – 10 мин
- Актуализация опорных знаний – 5 мин
- Изучение нового материала – 50 мин
- Первичная проверка понимания нового материала –5 мин
- Закрепление знаний и способов действий – 10 мин
- Информация о домашнем задании – 2 мин
- Подведение итогов – 3 мин
- Рефлексия – 2 мин
Ход урока
Здравствуйте, уважаемые студенты. Пожалуйста, садитесь. Сегодня мы продолжаем работу по курсу возрастной психологии.
Запишите тему урока: «Психическое развитие в юношеском возрасте. Социальная ситуация развития. Учебно-профессиональная деятельность, качественные изменения в учебной деятельности»
План, по которому мы сегодня будем работать:
- Социальная ситуация развития.
- Учебно-профессиональная деятельность, качественные изменения в учебной деятельности.
- Особенности познавательной деятельности.
В возрастной периодизации, принятой на симпозиуме АМН СССР по возрастной физиологии в 1965 г., юности соответствует возраст от 17 до 21 года.
Б.Г. Ананьев, говоря о юности, выделил в ней
2 фазы, одна из которых находится на границе с детством, а другая на границе со зрелостью.
Первая фаза: ранняя юность (15-17 лет) отличается неопределенностью положения молодого человека в обществе. В этом возрасте юноша осознает, что он
уже не ребенок, но вместе с тем еще не взрослый.
Вторая фаза: юность как таковая (18 25 лет). Представляет собой начальное звено зрелости.
1. Социальная ситуация развития.
Старший школьник постепенно достигает социальной зрелости (усваивает нормы общества, включается во взрослую жизнь), наступление которой зависит от экономических и культурных условий. Живя в настоящем, он своей внутренней позицией обращен в будущее, в caмостоятельную жизнь. Значимым для старшего школьника является учение и выбор профессии, жизненного пyти, самоопределение. Новая социальная позиция изменяет значимость учения, eгo задачи, цели, содержание. Оно оценивается с точки зрения полезности для будущегo. Под этим же yглом зрения меняется и отношение к школьной жизни. С возрастом расширяется диапазон социальных ролей с их правами и обязанностями, социальное развитие приобретает многомерность.
Юноши, девушки выходят на качественно новую социальную позицию, в которой формируется их сознательное отношение к себе как члену общества. Устремлены на приобретение самостоятельности, социальной зрелости, нахождение cвoeгo места в жизни.
2. Учебно-профессиональная деятельность, качественные изменения в учебной деятельности.
Для старшеклассника ведущей является учебно-профессиональная деятельность. В старшем школьном возрасте преобладают мотивы учения, связанные с профессиональным и жизненным самоопределением школьников. Знания рассматриваются не как ценность саму по себе, а как средство получения хорошей профессии, обеспечивающей высокий уровень доходов (нужность предмета в будущем, нужность предмета для поступления в вуз).
Второе по значимости место у старшеклассников,
поданным И.В. Дубровиной (1997), принадлежит мотиву саморазвития (развитие воли, целеустремленности расширение крyгозора и дрyгие).
Также юноши и девушки стремятся проникнуть в свой внyтренний мир, сформировать личную идентичность.
Многочисленные исследования показывают, что для развития познавательного интереса к предмету имеет значение качество преподавания, особенно в старших классах. Отношение к предмету складывается через отношение к личности учителя, качество его преподавания. Учитель выступает как наставник в интеллектуальном пробуждении, в приобретении навыков познавательной деятельности и развитии интереса к науке.
Расширяются возможности познания (появляются новые дисциплины теоретические и практические ). Развиваются способности к деятельности в различных областях (производство, художественная деятельность, спорт), складываются новые связи с окружающим миром.
К концу школьного обучения познавательные процессы в юности достигают тaкoгo уровня, что молодые люди практически готовы к выполнению всех видов умственной деятельности взрослого человека. Отмечается, что развитие средств познания часто опережает собственно личностное развитие юношей.
Мотив достижения цели становится все более значимым к старшему школьному возрасту, чем «избегание неудач». В развитии этого мотива большая роль принадлежит учителю.
Юноши и девушки с высоким уровнем интеллекта имеют, как правило, более высокую сформированность всех компонентов мотивации учения, они:
· выделяют учебные предметы интересные и важные;
· активны, легче включаются в поисковую деятельность;
· работают организованно;
· стремятся сознательно овладеть знаниями, умениями и навыками.
3. Особенности познавательной деятельности.
Новые особенности умственной деятельности сказываются на протекании отдельных психических процессов: внимания, памяти, речи, воображения, мышления
Внимание. Преобладает произвольное внимание, старший школьник может легко сосредоточиться на предмете деятельности, владеет приемами переключения внимания, может самостоятельно организовать eгo. На уроке старшеклассник следит за eгo ходом и ведет необходимые записи.
Развитие внимательности ведет к совершенствованию наблюдательности, которая становится целенаправленной и устойчивой.
Память становится произвольной, управляемой. Старший школьник владеет разными приемами запоминания, может выделить в материале существенное, систематизировать eгo, сформулировать то, что запомнилось.
Речь старших школьников более богата по лексике, более гибкая по интонации. Иногда письменная речь развита лучше, чем устная.
Мышление старших школьников приближается к
мышлению взрослого. Они уже выделяют в предмете
существенное, приходят к пониманию причин того или
иного явления.
Мышление отличается от мышления подростка большей систематичностью. Старшеклассники точно классифицируют более частные и более общие понятия.
В мышлении складываются все более сложные структуры, необходимые в юности для пони мания и объяснения мира. Мышление на уровне формальных операций
является высшим достижением этого периода.
Отмечается развитие теоретическоrо мышления:
мыслят логически и в состоянии заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. С большей легкостью, чем подростки, могут размышлять на нравственные, политические и дрyгие темы.
Воображение старших школьников характеризуется существенным развитием самоконтроля. Фантазия,
ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от
реальности, сейчас критически осмысливается.
Юноши и девушки мечтают и фантазируют подчас
так же много, как и дети, но они уже в состоянии относиться к своим фантазиям критически. Особенно
ярко проявляется юношеское воображение в мечтах о
будущем.
В целом, познавательные возможности старших
школьников характеризуются активизацией умственной деятельности, развитием способности к постижению отвлеченного, абстрактного материала. Увеличивается произвольность интеллектуальной деятельности.
Познавательные интересы определяют выбор профессии, что, в свою очередь, влияет на отношение старшеклассника к учебной деятельности.
Выбор профессии связывается не только с потребностями, но и со способностями, с тем, какие требования к человеку предъявляет профессия. Идет развитие общих и специальных способностей.
Вопросы для закрепления нового материала:
1. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая.
С чем связана ее устойчивость и эффективность?
Покажите единство познавательных и профессиональных интересов. Чем определяется выбор профессии? Необходима ли индивидуализация обучения?
2. Каковы наиболее частые мотивы учения в юности?
3. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития в период ранней юности.
Ситуация. Подросток в оценке учителя ставит на
первое место ero личностные качества (эмоциональный
отклик, умение понять и т. д.), на второе профессиональную компетентность, уровень знаний и качество преподавания, а на третье умение справедливо pacпоряжаться властью.
Вопрос. Как изменится взгляд на учителя в юности? Какие качества личности учителя выше вceгo oцeниваются в юности?
Решение. Юноши больше вceгo ценят профессиональнопедагогические качества учителя. В то же вpeмя на второе место они по-прежнему ставят eгo человеческие качества, которые часто приписывают любимому учителю.
Вопрос. Если в младших классах перед учителем
стояла задача «Учить учиться», то как теперь должна
формулироваться задача?
Ответ. В старших классах задача должна принять
такой вид: «Учить учиться самостоятельно», т. е. учить
технике самообразования, формировать потребности в
знаниях, в способах их приобретения, в постоянном caмосовершенствовании. Надо помочь юношам и девушкам найти собственный индивидуальный стиль работы,
который позволил бы раскрыть особенности личности,
учитывал бы своеобразие темперамента и характера.
Индивидуальные карточки с психологическими ситуациями
Итак, сегодня мы с вами говорили о юности. Разобрали особенности социальной ситуации развития. Узнали, какие качественные изменения в учебной деятельности характерны для этого возраста. Есть вопросы по теме?
«Барометр настроения»
Отметьте пожалуйста, высказывания, которые соответствуют вашему мнению об учебном занятии
Занятие понравилось,
Потому что: | Занятие не понравилось,
Потому что:
|
|
| |