Программа "Родительский лекторий"
На главную Работа с родителями Программы для родителей Программа "Родительский лекторий"
Программа "Родительский лекторий" |
Работа с родителями — Программы для родителей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пояснительная записка Воспитательный процесс в семье имеет свои особенности: он включен в целостную жизнедеятельность семьи, в домашний труд, обслуживание, самообслуживание, работу на садово-дачном участке и т.д. и т.п. Более того, воспитательные возможности семьи зависят от всего ее психологического, нравственно-духовного климата, от устойчивости и стабильности супружеских взаимоотношений, от родственных взаимоотношений с прародителями (дедушками и бабушками и т.д.). При этом воспитательная ситуация в семьях может быть совершенно различна ввиду демографической структуры семей: полная семья с одним ребенком, полная семья с двумя детьми, полная семья с тремя и более детьми, полная семья с бабушками (дедушками) или без них. Особые воспитательные проблемы возникают в так называемых неполных семьях: семьи матерей-одиночек, разведенных и вдовых. Все это – тот самый фон, социальные условия, в которых происходит воспитательный процесс в семье. Немаловажную роль в воспитании ребенка на определённых возрастных этапах развития его личности играет процесс взаимодействия семьи и школы. Все эти проблемы находят свое отражение в программе родительского лектория как одной из форм родительского всеобуча в средней общеобразовательной школе. Родительский лекторий может быть организован в школе как единичная (разовая) методическая форма, позволяющая проводить образование родителей по различным вопросам воспитания. Так, например, среди достаточно традиционных форм родительского всеобуча, где используются тематические лекции для родителей, можно отметить классные и общешкольные родительские собрания, деятельность Совета школы, в который входят ученики, учителя и родители, изучение классными руководителями своих воспитанников по традиционной программе (характеристика семьи, особенности личности учащегося и его родителей, круг увлечений и интересов семьи, круги общения и референтных групп) и собеседования по данной проблематике с родителями класса или классов (параллели), индивидуальные встречи администраторов, классных руководителей, школьных психологов, социологов, специалистов-медиков с родителями, посвященные выработке и корректировке совместной программы воспитания ребенка, оказания ему помощи в построении собственной образовательной траектории. На базе школы, однако, может быть организован « Родительский лекторий» и как специализированная система лекционных и семинарских занятий, где родители не только о сваивают азы психологии общения с детьми разного возраста, но и сами становятся активными участниками школьного педагогического процесса (проводят совместно с педагогами и психологами уроки, организуют и участвуют в тематических встречах с учащимися, работают в семинарах с преподавателями, осваивая воспитательные технологии, формирующие ценностные и нравственные качества личности, способной принимать самостоятельные решения). На таких семинарах в тесном контакте с учителями родители находят ответы на ряд часто волнующих их вопросов: как научить ребенка быть самостоятельным, как развить в нем творческие способности, как помочь неуверенному в себе или, наоборот, переоценивающему себя ребенку? Важно, то ответы находятся в совместном размышлении, дискуссиях, которые позволяют учителям и родителям расширить свой педагогический инструментарий. Предполагается, что работа родительского лектория будет представлять собой установочные лекционные и семинарские занятия (1 раз в неделю). Планирование учебных занятий исходит из следующей циклограммы количества рабочих недель в четвертях учебного года: I четверть – 5 недель; II четверть – 5 недель; III четверть – 7 недель; IV четверть – 4 недели + 3 дополнительных часа на завершение занятий лектория. Общее количество часов – 21 час (основа) + 3 часа на заключительные занятия = 24 часа. Учебный план Процесс родительского образования в школе осуществляется на основе документов Министерства образования Российской Федерации. Учебный план отражает специфику родительского всеобуча, его профильную направленность, учитывает основные положения школьного Устава. В инвариантной части учебного плана полностью реализуется идея взаимодействия школы и семьи, что обеспечивает единство образовательного пространства родительского всеобуча в среднем общеобразовательном учреждении и гарантирует овладение родителями учеников школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможности адаптации в современных социальных реалиях и успешной реализации родителями воспитательного процесса в семье и вне ее. Инвариантная часть представлена следующими образовательными областями: основы педагогики, основы общей и возрастной психологии, основы возрастной физиологии и гигиены, культура и искусство. В вариативной части в связи с тем, что в каждой школе родительский лекторий может охватывать определенные направления, являющиеся специфическими для данного учебного заведения, поэтому учебный план составлен в соответствии с этой особенностью, где предусмотрены часа в неделю на обсуждение в виде лекции или семинара насущных родительских и общешкольных проблем. Выделяются три ступени родительского лектория в школе. Первая ступень – родители учащихся 1 – 4-х классов. На данном этапе ставятся задачи формирования прочных базовых знаний и умений у родителей младших школьников о своеобразии младшего школьного возраста, создание условий для интенсивного общего развития родителей по вопросам, связанным с педагогикой, психологией, физиологией детей 7 – 10 лет: психическое и физическое здоровье ребёнка, адаптация его к школьной среде, формирование навыков учебной деятельности. Вторая ступень – родители учащихся 5 – 9-х классов. Особенностью этой ступени является освоение специфики возраста подростка (11 – 15 лет), проблем формирования и развития самосознания учащихся этого возрастного периода, их взаимоотношений в группе и коллективе взрослых людей, а также сверстников. На этой ступени родители также узнают, как определять склонности и способности своих детей для их дальнейшей специализации, для продолжения образования с учетом их возможностей и склонностей. Третья ступень – родители учеников 10 – 11-х классов. Этот этап отличается большей ориентацией родителей на будущую профессию своего ребенка, на его дальнейшее образование, самореализацию и социализацию детей, их подготовку к браку и семье. Данные проблемы решаются через призму возрастных особенностей старшего школьного возраста (15 – 17 лет), с которыми знакомят родителей специалисты – преподаватели лектория. Содержание родительского лектория сориентировано на усиление психолого-педагогической подготовки родителей к осуществлению правильного воспитания детей в семье и за ее пределами. Существующий вариант учебного плана может систематически подвергаться корректировке со стороны руководителей образовательных учреждений, а также тех специалистов, которые будут осуществлять реализацию его в практике преподавания с тем, чтобы в нем нашел отражение устойчивый баланс между основным циклом лекций и дополнительными лекционно-семинарскими занятиями. Таким образом, учебный план сориентирован на следующую схему:
– вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни; – дать возможность родителям овладеть педагогическими знаниями, навыками, умениями по организации семейного воспитательного процесса; – помочь родителям грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста; – научить родителей анализировать типические ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение, свои родительские взаимоотношения; – выработать навыки, умения, приемы оценки психического состояния детей с целью контроля за их психическим здоровьем; – сформировать у родителей понимание важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из средств профилактики асоциального поведения детей. Задача лектория для родителей как формы повышения их педагогической квалификации – дать возможность всем, кто заинтересован в повышении эффективности и качества семейного воспитания, овладеть такими знаниями, повысить свою информированность в социально-правовых, экономических, медицинских и других вопросах жизнедеятельности семьи и её взаимодействии со школой. Примерный учебный план (занятия проводятся с сентября по май)
Индивидуальные и дифференцированные задания, предлагаемые по ходу лекции и в качестве домашних Зачетная система Лекции, беседы, ролевые и имитационные игры, практикумы, дискуссии Учебно-методическое обеспечение учебного плана родительского лектория (список литературы должен быть представлен каждому из слушателей) Литература по теме «Основы физиологии и гигиены младшего школьного возраста». 1. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. – Л., Наука, 1975. 2. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М., 1986. 3. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей –- Л, Медицина, 1988. 4. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей. – Л., Медицина, 1986. Литература по теме «Основы физиологии и гигиены подросткового возраста». 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Изд-во ЛГУ, 1964, гл.3. 2. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. – Л., Наука, 1975. 3. Личко А.Е. Подростковая психиатрия, 2-е изд. – М., 1985. 4. Общая сексопатология. Руководство для врачей (Под ред. Г.С. Васильченко). – М., 1977. 5. Формирование личности в переходный возраст: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., Педагогика, 1987. Литература по теме «Основы физиологии и гигиены старшеклассника». 1. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. – Л., Наука, 1975. 2. Голод С.И. Личная жизнь: любовь, отношения полов. – Л., 1990. 3. Кон И.С. Введение в сексологию. – М., 1988. 4. Формирование личности в переходный возраст: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной.- М., Педагогика, 1987. Литература по теме «Валеология младшего школьника, подростка и старшеклассника» 1. Татарникова Л.Г. Валеология подростка (5 – 7-й класс), 1996. 2. Подпрыгина О.В. Методические рекомендации к работе с учебником «Валеология подростка», 1998. 3. Бирюкова Л.А. Программа курса «Валеология в старших классах», 1998. Литература по теме «Психологические условия общего развития ребенка дошкольного, младшего школьного возраста, подростка, и старшеклассника». 1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М., 1991. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. Просвещение, 1968. 3. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. – М., 1988. 4. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – 1979. 5. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., Просвещение. 1980. 6. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984. 7. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. 8. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985. 9. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., Наука,1986. 10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1940. 11. Рубинштейн М.М. Юность. – М., 1928. 12. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 13. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития.- М., Интерпракс, 1995. 14. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969. 15. Шостром Э. Человек-манипулятор. – М., 1992. 16. Цзен Н., Пахомов Ю. Психотренинг: игры и упражнения. – М., 1988. Литература по теме: «Психология взаимоотношений в семье». 1. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л., Наука, 1984. 2. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М., 1971. 3. Устыдимся, взрослые!: Исповедь наказанных детей специально для родителей // Семья. 1988. — № 3. Литература по теме «Семейное воспитание: цели, задачи, содержание». 1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. — М.., 1985 2. Азаров Ю.П. Искусство воспитания. 2-е изд., испр. — М., 1985 3. Беншаминова М.В. Воспитание детей. — М., 1985 4. Добсон Джеймс. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. 5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986 6. Лесгафт П.М. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М., 1991 7. Мухина В.С. Таинство детства. В двух томах. — М., 1998 8. Корчак Януш. Как любить детей. — М., 2000 9. Спок Беджамин. Разговор с матерью. — М., 1991 10. Семейное воспитание. Краткий словарь. под ред. Гребенникова И.В., Ковинько Л.В. — М., 1990 Литература по теме «Детско-родительские отношения». 1. Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений). — М., 1993 2. Бэндрер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. — Воронеж, 1993 3. Мы и наша семья. Книга для молодых супругов. — М., 1985 4. Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведение детей Семья в России. — 1997. №2. 5. Семья. Книга для чтения в двух томах. (Сост. Андреева И.С., Гулыга А.В.). М., 1990. 6. Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений. — М., 1997 7. Штольц Хельмут. Каким должен быть твой ребенок. Анзор Линда. Дети и семейный конфликт. — М., 1988. 8. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. — М., 1995 9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990 Литература по теме: «Психолого-педагогические особенности учащихся классов коррекционно-развивающего обучения (проблемы родителей и учителей)» 1.Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М., 1991. 2. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., Просвещение, 1988. 3. Леви В. Нестандартный ребёнок. – М., Знание, 1983. 4. Личко А.Е., Александров А. Акцентуация личности у подростков. – М., 1973. 5. Макаренко А.С. Книга для родителей // Соч.: В 7 т. – М., АПН РСФСР, 1957.- Т IV . 6. Миньковский Г.М. Неблагополучная семья и противоправное поведение подростков // Социологические исследования. – 1982. – № 2. – С.105-113. 7. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии (Под ред. Ю.М. Забродина). – М., 1990. 8. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения.- М., Педагогика, 1984. 9. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983. 10. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969. 11. Шостром Э. Человек-манипулятор. – М., 1992. 12. Цзен Н., Пахомов Ю. Психотренинг: игры и упражнения. – М., 1988. 13. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., Интерпракс, 1995. Литература по теме «Творческая одарённость: социальный смысл и психолого-педагогические проблемы (развитие, диагностика, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей)». 1.Анастази А. Психологическое тестирование. — М., 1982. Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М., Просвещение, 1974. 2. Гримак, Выготский, Ковалёв А.Г., Мясищев В.И. Психические особенности человека, т. II . Способности. – Л., Изд-во Ленингр. Унив-та, 1960. 3. Гончарук А.Ю. Гармоничное развитие личности ребёнка – реальное дело! – М., Образ, 2000. 4. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – Пенза, 1994. 5. Личко А.Е., Александров А. Акцентуация личности у подростков.- М., 1973. 6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М., Педагогика, 1971. 7. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985. 8. Лук А.Н. Психология творчества. – М., Наука, 1978. 9. Макаренко А.С. Книга для родителей // Соч.: В 7 т. – М., АПН РСФСР, 1957.- Т IV . 10. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М., Наука, 1976. 11. Платонов К.К. Проблема способностей.- М, Наука, 1972 12. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 13. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения.- М., Педагогика, 1984. Литература по теме «Педагогика как наука» 1. Коротов В.М. Введение в педагогику.– М., УРАО, 1999. 2. Корчак Я. Как любить ребенка. – М., 1990. 3. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989. 4. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания.- М., Прометей, 1995. 5. Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций. — М., 1993. 6. Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М., «Педагогический поиск», 2002. 7. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., Владос, 2001. 9. Шмаков С.А., Алексеева Л.С. Дети – родители – учителя. – М., «ВТК «Классный воспитатель», 1992. Литература по теме «Педагогическое проектирование и диагностика в семье и школе» 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1977. 2. Коротов В.М. Введение в педагогику.– М., УРАО, 1999. 3. Корчак Я. Как любить ребёнка. – М., 1990. 4. Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989. 5. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М., Прометей, 1995. 6. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1993. 7. Макаренко А.С. Книга для родителей // Соч.: В 7 т. – М., АПН РСФСР, 1957.- Т IV . 8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., Владос, 2001. 9. Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе.– М., «Педагогический поиск», 2002. 10. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983. 11. Скоркина Н.М. Методические разработки родительских собраний 5-11 классы.- Волгоград, 2002. 12. Технология воспитательных дел в школе./ Под ред. И.А. Чурикова.- Чебоксары, 1999. 13. Шмаков С.А., Алексеева Л.С. Дети – родители – учителя. – М., «ВТК «Классный воспитатель», 1992. Литература по теме «Педагогические процессы в семье и школе» 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1977. 2. Коротов В.М. Введение в педагогику.- М., УРАО, 1999. 3. Корчак Я. Как любить ребёнка. – М., 1990. 4. Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989. 5. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания.- М., Прометей, 1995. 6. Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций. — М., 1993. 7. Макаренко А.С. Книга для родителей // Соч.: В 7 т. – М., АПН РСФСР, 1957.- Т IV . 8. Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе.- М., «Педагогический поиск», 2002. 9. Скоркина Н.М. Методические разработки родительских собраний 5-11 классы. – Волгоград, 2002. 10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., Владос, 2001. 11. Технология воспитательных дел в школе./ Под ред. И.А. Чурикова.- Чебоксары, 1999. 12. Шмаков С.А., Алексеева Л.С. Дети – родители – учителя. – М., «ВТК «Классный воспитатель», 1992. Литература по теме «Педагогическое мастерство родителей и учителей при воспитании детей в семье и школе» 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1977. 2. Гордин Л.Ю. Нравственное воспитание школьников в труде. — М., 1967 3. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. – М., 1988. 4. Коротов В.М. Введение в педагогику.- М., УРАО, 1999. 5. Корчак Я. Как любить ребёнка. – М., 1990. 6. Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989. 7. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. — М., 1993. 8. Лихачев Б.Т. Философия воспитания.- М., Прометей, 1995. 9. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985. 10. Макаренко А.С. Книга для родителей // Соч.: В 7 т. – М., АПН РСФСР, 1957.- Т IV . 11. Шмаков С.А., Алексеева Л.С. Дети – родители – учителя. – М., «ВТК «Классный воспитатель», 1992. 12. Технология воспитательных дел в школе./ Под ред. И.А. Чурикова.- Чебоксары, 1999. 13. Скоркина Н.М. Методические разработки родительских собраний 5-11 классы.- Волгоград, 2002. 14. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., Молодая гвардия, 1971. Литература по теме «Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании» 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1977. 2. Духовно-нравственные основы семьи. Хрестоматия для учителя. Часть II . Семья в русской литературе.- М., «Школьная пресса», 2001. 3. Семья в России. Журнал. Литература по теме «Книги в семье» 1. Ильин Е.Н. Путь к ученику. – М., Просвещение, 1988. 2. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985. Литература по теме «Театр, СМИ и современные дети» 1. Гончарук А.Ю. Гармоничное развитие личности ребёнка – реальное дело! – М., Образ, 2000. 2.Толстых А.В. Психология юного зрителя. – М., Знание, 1986. 3. Юный зритель: Проблемы социологии кино. – М., Искусство, 1981. 4. Левшина И.С. Функционирование киноискусства в массовой молодёжной аудитории // Социальные функции искусства и его видов. – М., Наука, 1980. 5. Мид М. Культура и мир детства. — М., Наука, 1988. 6. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М., 1981. 7. Развитие личности ребенка. – М., 1987. Литература по теме «Досуг в семье» Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга школьников.– М., 1966. Мониторинг образования родителей Мониторинг включает в себя диагностические методы, тесты, анкеты, контрольные работы, написание рефератов. Заключительные собеседования, рефераты слушателей родительского лектория. Мониторинговые показатели позволяют проследить эффективность процесса обучения и учения родителей, определить дальнейшее направление родительского образования. Управление реализацией программы Реализация программы родительского лектория зависит от умелого управления администрации и от усилий специалистов, задействованных в данной форме работы с родителями, их заинтересованности в своей работе, а также в заинтересованности родителей в тематике и проблематике родительского лектория. В её реализации участвуют администраторы, учителя, библиотекарь, специалисты консалтинговых служб школы. Для оптимальной работы родительского лектория необходимо тщательно продумать механизм взаимодействия всех звеньев, долю участия каждого педагога-лектора, формы и виды их работы с родителями. I раздел. Основы возрастной физиологии и гигиены Тема 1: Основы физиологии и гигиены младшего школьного возраста Физиологические показатели развития младшего школьника. Режим дня. Особенности питания. Переходный период привыкания к школьной среде: от дошкольного возраста игры – к школьному возрасту систематического обучения. Положительные и отрицательные привычки младших школьников: как родителям закрепить одни и бороться с другими привычками. Тема 2: Основы физиологии и гигиены подросткового возраста Физиологические показатели развития подростков. Особенности физиологического развития мальчиков и девочек-подростков. Режим дня. Особенности питания. Признаки эмоциональной неустойчивости. Как избежать физической и умственной перегрузки подростков? О вреде чрезмерной опеки подростков со стороны родителей. Воспитание и развитие без насилия. Подростки и проблема наркотиков. Семья и профилактика зависимости от психоактивных веществ в подростковом возрасте. Тема 3: Основы физиологии и гигиены старшеклассника Физиологические показатели развития старшеклассников. Особенности физиологического развития юношей и девушек. Режим дня. Особенности питания. Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов (половое созревание и юношеская сексуальность, ухаживание и любовь, подготовка к браку и половое просвещение). Вредные привычки юношеского возраста. Семья и профилактика зависимости от алкоголя и психоактивных веществ в юношеском возрасте. Тема 4: Валеология младшего школьника, подростка и старшеклассника Валеологические знания о младшем школьнике, подростке и старшекласснике. Тема 5: Основы возрастной физиологии, гигиены и санитарии Зачетная работа по данной теме. II раздел. Психология (детская и возрастная) Тема 6: Психологические условия общего развития ребенка дошкольного, младшего школьного возраста, подростка, и старшеклассника О сущности личности. Личность – человек как носитель сознания. Индивид и индивидуальность. Развитие ребёнка. Возрастное развитие детей. Возраст и индивидуальность. Образы детства, подросткового возраста и юности. Психическое развитие и формирование личности: познавательные процессы и умственные способности, мир эмоций, самосознание. Психология саморазвития. Какая деятельность ведет за собой психическое развитие детей разного возраста? Этапы развития социального интеллекта. Риск развития и саморазвития (физический, социальный, риск самораскрытия). Психология взаимоотношений со взрослыми (родители и дети, учителя и учащиеся). Общество сверстников в школе и вне ее. Тема 7: Психология взаимоотношений в семье Родители и дети: динамика взаимоотношений в разные периоды детства. Разные стили и типы поведения родителей с ребенком: принятие и любовь, неприятие, холодность, равнодушие, явное и скрытое отвержение, излишняя требовательность, чрезмерная опека. Прямое и косвенное внушение, заражение, подражание. Психический симбиоз матери и ребенка в дошкольном и раннем школьном возрасте. Ребенок в сфере действия психической ауры матери. Эмоциональные связи и отношения матери и ребенка. Тема 8: Психолого-педагогические особенности учащихся классов коррекционно-развивающего обучения (проблемы родителей и учителей) Девиантное поведение. Девиантное поведение и личность. Норма и патология. Причины психологических отклонений от нормы у учащихся на разных возрастных этапах развития детей. Роль родителей в стабилизации развития учащихся классов КРО. Тема 9: Творческая одаренность: социальный смысл и психолого-педагогические проблемы (развитие, диагностика, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей) Диагностика и самодиагностика творческой личности. Роль родителей в формировании и развитии творческой одаренности детей. Тема 10: Проблемы психологической подготовки учителя и родителя и пути совершенствования деятельности школьной психологической службы Занятие проводится в форме «круглого стола» или дискуссии. III раздел. Педагогика Тема 11: Педагогика как наука Педагогический опыт. Предмет педагогики. Воспитание как необходимость и как свобода. Законы воспитания. Феноменология личности и её модификации. Воспитатели личности. Самовоспитание как самодеятельность личности. Педагогическая логика. Тема 12: Педагогическое проектирование и диагностика в семье и школе Что такое педагогическое проектирование? Программа личности. Основные программы. Педагогическая диагностика и учет. Индивидуальное педагогическое проектирование. Социальное самоопределение старшеклассников: жизненная перспектива и формирование мировоззрения, отношение к труду и выбор профессии, моральное сознание. Воспитательная функция родителей на разных возрастных этапах развития ребенка. Тема 13: Педагогические процессы в семье и школе Педагогический процесс: структура и основные компоненты, диалектика, принципы и закономерности. Семья как основная содержательная форма педагогического процесса и ядро воспитательной системы. Семейное воспитание детей: цели, задачи, содержание. Семья как первичная воспитательная среда. Воспитательный потенциал современной семьи. Семейное воспитание и семейная социализация: смысл и значение понятий. Цели и задачи семейного воспитания. Воспитательные функции матери в семье. Воспитательная роль отца. Воспитательные роли бабушек и дедушек в семье. Старшие и младшие дети в семье как фактор социализации и воспитания. Первый и единственный ребенок в семье: его психологические особенности. Воспитание детей в двухдетной и трехдетной семье. Воспитание в семье личным примером отца и матери. Воспитание детей в процессе игры и общения. Воспитание в процессе домашнего труда, обслуживания и самообслуживания. Особенности воспитательного процесса в семье в различные периоды жизни ребенка. Процесс ограничения естественного эгоизма ребенка. Формирование способности заботиться о близких людях. Воспитание альтруистических чувств по отношению к членам семьи. Воспитание у ребенка эмпатийных чувств: сопереживания, сострадания, сочувствия, соучастия, милосердия, теплоты, нежности. Формирование моральных чувств: понятия своего долга и своих обязанностей, личной ответственности. Приобщение ребенка к участию в коллективном совместном труде. Воспитание самодисциплины, самоконтроля, самоограничения. Проблемы формирования у ребенка социально одобряемых норм, правил, стандартов и образцов поведения. Коллективизм и индивидуализм. Роль детского коллектива в воспитании детей разных возрастных групп. Тема 14: Педагогическое мастерство родителей и учителей при воспитании детей в семье и школе Сущность и основные компоненты педагогического искусства. Сущность и сферы проявления педагогического мастерства. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения в современных условиях. Взаимодействие семьи и школы по проблемам воспитания: атеистическое и религиозное воспитание в семье и школе; экономическое и экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения детей; гражданское воспитание в семье и школе; трудовое воспитание. Нравственное воспитание. Эстетическое воспитание. Физическое воспитание. Тема 15: Семья как социальная и нравственная ценность Детско-родительские отношения в семье. Воспитательный потенциал семьи: состояние, проблемы, перспективы. Формирование и развитие взаимоотношений в семье: дедушка – бабушка — мать — отец — ребенок. Гуманизм детско-родительских отношений в семье, ответственность и долг. Функции матери: воспитатель, учитель, наставник, защитник, помощник, врачеватель, психотерапевт, утешитель. Мать как «судья» и «прокурор». Мать как доверительное лицо, защитница, как друг (подруга), советница, собеседница. Структура материнских чувств. Материнская любовь и забота как важнейшие факторы полноценного развития ребенка. Драма матери и ребенка: неприятие, враждебность, холодность, равнодушие, отчужденность. Личность матери и личность ребенка. Ценностные ориентации женщины матери и ее нравственно-духовный облик. Роль отца в семье. Помощь матери и жене. Особенности отцовской любви к детям. Дифференциация отношений к ребенку в зависимости от его пола. Роль отца в воспитании девочек и мальчиков. Авторитет отца и поддержание дисциплины. Контролирующие функции отца. Воспитательные воздействия отца в процессе семейного труда, обслуживания и самообслуживания. Воспитание у детей воли, выдержки, настойчивости, самодисциплины. Формирование полового самосознания ребенка, воспитание мужественности и женственности. Роль отца в организации жизни семьи. Психологический климат семьи и нравственно-духовная атмосфера. Методы воспитания, педагогическое общение, индивидуальное взаимодействие в системах семейного и школьного воспитания. IV раздел. Культура, искусство, досуг Тема 16: Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании Социокультурный аспект взаимодействия в семье. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. Семейные реликвии и что они значат. Тема 17: Книги в семье Что и как читают наши дети? Проблемы сегодняшнего чтения. Книжный идеал – «за» и «против». Круг семейных интересов в литературе. Личный пример родителей в чтении и его роль в формировании читательских интересов детей. Что делать родителям, если ребенок не проявляет интереса к чтению? Методические рекомендации учителя-словесника по организации круга детского чтения в семье. Знакомство родителей с рядом произведений, посвящённых теме семьи в русской литературе. Тема 18: Театр, СМИ и современные дети Диагностика уровня развития эстетического отношения детей различного возраста к действительности и характеристика эстетико-образовательного развития младших школьников, подростков, старшеклассников средствами зрелищных искусств и СМИ. Семья и СМИ: основные проблемы воспитания и медиаобразования. Тема 19: Досуг в семье. Взаимодействие семьи и школы по организации досуга учащихся Основные принципы организации досуга детей в семье и школе как вида воспитательного педагогического процесса: добровольность, свободный выбор рода занятий, ориентация на интересы детей, на их склонности, взаимообучение, общественно полезной направленности. Организация детского труда на разных возрастных этапах. Клубная и кружковая работа. Туристско-краеведческая деятельность. Роль родителей в организации досуга детей в семье и школе. V раздел: Подводя итоги… Тема 20: Семья и школа вчера, сегодня, завтра Три лика школы: дети – родители – учителя (по книге «Дети – родители – учителя», С.А. Шмаков, Л.С. Алексеева, А. Жданов; М, — ВТК «Классный руководитель»; 1992; 81 с.) Традиции и современность в семейном и школьном воспитании. Что сохранить и от чего отказаться? Что представляет собой модель взаимодействия семьи и школы? Практические результаты взаимодействия для воспитания детей. Тема 21: Советы родителям Родительская копилка педагогического опыта предложена на данном занятии по книге «Дети – родители – учителя», С.А. Шмаков, Л.С. Алексеева, А. Жданов; М, — ВТК «Классный руководитель»;1992; 81 с. Искусство общения. Сколько времени необходимо заниматься воспитанием? Домашнее задание или воспитание ответственности. Правила поведения родителей, пока дети готовят домашнее задание. Наказывать или нет за плохие отметки? Плохой почерк. Утренний подъём. Пора спать. Несколько слов о режиме дня. В какой форме стоит отдавать распоряжения ребенку? В какой форме отказывать? В какой форме следует давать обещания? Воспитание вежливости. Карманные деньги. Воспитание злости. Ребёнок в бешенстве. Причины вранья. Учим честности. Как выбирать друзей? Бить или не бить? Последовательность демонстрации гнева. Цель наказания. Как и когда хвалить ребенка? Дисциплина. Борьба за тишину и покой. Как воспитывать свободного человека? Торжественное вручение Диплома слушателей родительского лектория |