Программа "Прикосновение к тайне пола" | Обучение и развитие детей

Программа "Прикосновение к тайне пола"

На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Программа "Прикосновение к тайне пола"
Программа "Прикосновение к тайне пола"
Коррекционная работа психолога в школе — Программы
«ПРИКОСНОВЕНИЕ К ТАЙНЕ ПОЛА»

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛОВОГО САМОСОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

(Из книги Подросток на перекрестке эпох).

Является ли эта программа программой полового воспитания?

Ответ на этот вопрос станет очевидным, как только мы определимся с такими понятиями, как воспитание, образование,формирование личности и соотнесем это с такой сферой жизнедеятельности, как сексуальность.

Воспитание в повседневном смысле этого слова часто встречается в [таких выражениях: «жизнь воспитает», т.е. просто-напросто имеется в виду влияние на растущего человека всякой среды — природной и социальной. Для такого явления точнее было бы использовать понятие социализации как усвоения и воспроизведения индивидом социального опыта в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов (Психологический словарь,1990, с. 373).

Понятие полового воспитания, как оно часто употребляется в литературе, обозначает » процесс систематического, сознательно планируемого и осуществляемого, предполагающего определенный конечный результат воздействия на формирование полового сознания и поведе-ния»(Каган, 1991, с.7).

Сколько бы различных понятий воспитания мы не рассмотрели, везде можно обнаружить следующие компоненты: целенаправленность, совокупность ценностей, мотивов, потребностей взрослого мира, влияние взрослого на ребенка, конечный фиксированный содержательный результат, личность ребенка, его мотивы и потребности, идеалы и ценности. В наиболее общем виде воспитание представляется как «целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека» (Поляков, 1996, с. 10).

Основное противоречие воспитательного процесса — противоречие между общественными ожиданиями в отношении подрастающего поколения и собственными потребностями и ценностями самого подрастающего поколения — является движущей пружиной воспитательного процесса в его общем виде. В вопросах половой социально-психологической адаптации понятие воспитания проблематично по самой сущности. Дело не только в том, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожиданиями и целями воспитателей. В первую очередь дело в том, что цели, мотивы, ценности, опыт, идущие от старших поколений в вопросах пола, во многом сомнительны и нагружены антигуманными и сексистскими идеологическими конструкциями, предубеждениями, невротическим опытом. Поэтому представления воспитателей автоматически следует считать подозрительными и требующими тщательной проверки (Баттон, 1995, с. 10) с позиций их соответствия реальным счастливым отношениям, удовлетворяющим живые человеческие индивидуальности.

Отметим лишь некоторые из них.

Представление о взаимосвязи между сексуальностью и духовностью. Доктор медицины, невропатолог и психоаналитик Иоганнес Кемпер из Германии, отец 4-х детей, ведущий консультант многих психотерапевтических институтов, в результате своего 20-летнего опыта сексуально-терапевтической практики пришел к выводу о том, что многие проблемы возникают в области состыковки физических и сложных духовных образований, которые настолько связаны с функциональностью телесных процессов, что в состоянии подавлять или стимулировать их. Это состыковка довольно часто может оказаться проблематичной, например, в том случае, когда человек руководствуется убеждением в том, что такое духовное явление, как любовь необходимо стимулирует сексуальность и, наоборот, сексуальность недопустима без любви. Сложившаяся в истории культуры устойчивая связь между любовью как духовной ценностью культуры и сексуальностью как извечным зовом природы «оказалась чрезмерным требованием по отношению к конкретному человеку и неиссякаемым источником конфликтов, вплоть до бесчеловечности (во многих культурах — смерть за измену и т.д.)» (Кемпер, 1994, с. 30).

Поэтому первое, что необходимо со стороны взрослых, заинтересованных в решении подрастающим поколением проблем полового созревания — помочь осознать внутренние противоречия нашей психики, законы проявления этих противоречий и способы успешно и счастливо жить в этих противоречиях. Задача состоит в том, чтобы признать сексуальное тяготение полов в качестве достойной внимания части нашей психики и принципиальную автономность сексуальности и любви.

Наиболее плодотворной представляется позиция ознакомления подрастающего человека с широкой панорамой многовариантности взаимоотношений мужчины и женщины, доступных им обретений и утрат, выборов и последствий, потенциальных смыслов и значений каждого выбора для жизни и судьбы личности.

Различение понятий любви и сексуальности, конечно, не означает принижения любви как ярчайшего феномена человеческой жизни. Это разделение необходимо для осознания противоречивости и сложности жизненного процесса, предотвращения сведения его к упрощенным и разрушительным схемам.

Отношение к подростковой влюбленности.

Немалый вред наносят подросткам рассуждения взрослых о «настоящей» и «ненастоящей» любви, о «любви» и «влюбленности». Эти противопоставления ведут к отрицательным результатам: они навязывают ребенку и подростку внутреннюю раздвоенность, принуждают сомневаться в истинности своих чувств, принижают опыт полноты жизни «здесь и теперь». «Жизнь нельзя описать, ее можно только чувствовать и дорожить ею… Жизнь оценить нельзя. Жизнь существует. Она развертывается и вся она — в это мгновение, не больше и не меньше» (Лэндрет, 1994, с. 13).

Соотношение между влюбленностью и любовью не столь однозначно, как об этом принято думать. По мнению Роберта А. Джонсона, любить — это значит пройти от начала до конца весь опыт соединения обычного человеческого бытия с другим, любовь существует долго наряду с ординарностью повседневности, проявляется в каждом событии повседневной жизни и не нуждается в сверхчеловеческом масштабе. Влюбленность же возникает лишь случайно, иногда и существует в течение короткого времени. Но при этом она уносит человека на божественный простор, где нет места для человеческих ценностей. Она имеет религиозные контекст и для многих людей это «практически единственная возможность соприкоснуться с божественным началом. Влюбленность — это исключительная возможность смотреть на человека и видеть стоящую за ним божественную сущность» ( Джонсон, 1996, Она. с. 35). Если любовь — это 110 вольт сетевого напряжения, то влюбленность — это 100 000 вольт сверхчеловеческой энергии, которая не может постоянно находиться в домашних условиях. Влюбленность — это удел богов и богинь, она существует вне пространства и времени. Влюбленность — невероятный по силе воздействия жизненный опыт, который может сравниться разве что со взрывом. Смертные соприкасаются с неземной реальностью и продолжают жить, рассказывая о том, что им удалось пережить, считает Джонсон.

Соотношение рационального и иррационального в сексуальности.

Проблематичным является для взрослых принятие факта иррациональной природы влечения человека к человеку.

Например, рассуждения о том, «Можно ли целоваться без любви?», являющиеся стандартным воспитательным мероприятием и претендующие на морально-духовный статус, по существу программируют детей на выполнение сценария «Пока Не». Это программирование состоит из явно выраженных приказаний: «Ты не должна иметь половых отношений, пока не выйдешь замуж, и ты не должна выходить замуж, пока не полюбишь», «Ты не должен любить, пока не будешь самостоятельным (не окончишь институт, не получишь квартиру, не купишь машину и т. п.)»- Все это приводит и поцелуи, и любовь к жалкой деградации. Каждый под любовью понимает что-то свое, и она так перегружает несчастную сексуальность, что люди от этого заболевают. Скрипт «Пока Не» порождает будущих задерганных домохозяек и усталых бизнесменов, которые не способны к интимности, пока не будет сделано все по дому или не будут выполнены все производственные дела (Берн, 1990, с. 134), а также множество вечно одиноких людей, которые «Пока Не полюбили» и «Пока Не готовы» к супружеству.

Взрослых можно понять: из соображений безопасности они ввязываются в сферу, неподконтрольную им и пытаются удержать контроль. Страх перед всепобеждающей силой влечения — это страх перед спонтанностью, неконтролируемостью, жизненной силой. Но взрослые упускают из виду, что в конечном итоге это страх перед праздничным измерением бытия, перед ощущением половодья в себе, когда человек становится единым с другим «здесь и сейчас», в момент жизни.

«В любви нет будущего, нет прошлого…. Она жива, нет промежутка, чтобы помнить ее, нет места для памяти о ней. Любовь живет в настоящем.» (Раджнеш,1993, с.59-60).

Поэтому воспитание как трансляция общественных потребностей и ожиданий от мира взрослых в мир детства с целью формирования системы личностных смыслов и значений жизнедеятельности в сфере пола и сексуальности является в строгом смысле не приемлемым.

Может быть, более пригодным является понятие сексуального образования?

Если идти вслед за определением понятия образования как «целенаправленного влияния на развитие информационно-операционной сферы человека» (Поляков,с. 10) в вопросах пола и сексуальности, то и здесь многое проблематично.

Уже в философское понимание бытия, познания, деятельности, этики, человека и т.п. в качестве «общечеловеческих» заложены многие рационализации и проекции мужского сознания. Конкретно-научные теории пола и сексуальности также обременены множеством предрассудков и проекций. «Существующие в психоанализе представления о развитии женщин ( независимо оттого, верны они или нет) ни на йоту не отличаются от типичных представлений мальчиков о девочках» (Хорни, 1993, с.28-29). В силу неразличимости идеологического и сущностного в философии, в психологии и в науке образовательный процесс так же стоит под вопросом.

Симптомом этой трудности является биологизация понимания пола и человеческих взаимоотношений полов, что является грубым упрощением и искажением столь сложной и деликатной проблемы.

Также важно иметь в виду, что образование происходит только в сфере сознания, в то время, как в основе сексуального поведения лежат более глубокие слои психики. «Сознание всего лишь поверхность, лишь авангард нашего психического существования. Голова — только один конец, а за ним, за авангардом-сознанием — длинный хвост колебаний, слабостей, комплексов, предрассудков и унаследованных качеств» (Юнг, 1994, с.55).

Согласно точке зрения специалистов, необходимо принять непознаваемость сексуальности. «Мы лишь путем косвенного переживания познаем то, что впрямую остается для нас скрытым» (Кемпер, 1994,с. 53) и поэтому такие превентивные цели сексуальной терапии, как «решение проблем полового созревания, способность к любви и сексуальным отношениям сводятся просто к избавлению от страданий» (Кемпер, там же, с. 26).

Образование не касается того глубинного противоречия, которое присуще сексуальности: противоречия наслаждения-страдания, жизни-смерти, сладострастия и страха. Эта специфика сексуальности хорошо выражена в стихотворении, приводимом Юнгом: «Что там в сетях? Посмотри! Но мне страшно! Схвачу ли вкусного угря или я схвачу змею? Любовь — слепая рыбка, толкуйте с ребенком о том, за что он хватается! Вот уже мечется в руках! О горе, о сладость! Прильнув и извиваясь, проскальзывает к груди, она прокусывает, о чудо! И проползает мне дерзко через кожу и проталкивает сердце вниз. О любовь, мне страшно! Что делать, что начать? Ужасное существо! Оно шуршит там внутри и свертывается кольцом! Во мне должен быть яд! Она ползет там вокруг; какое блаженство, когда она роется там! Она меня погубит!» (Юнг, 1994, с.24-25).

Конкретно-научное образование может и должно быть фрагментом общего процесса взросления мальчика и девочки, но не достаточно для успешного протекания этого процесса.

Понятие формирование личности в том ключе, как оно представлено в ряде программ, например, темами «Формирование женственности», «Формирование мужественности» является парадоксальным. Мужественность и женственность даются нам в момент зачатия. Что же касается эталонов мужественности и женственности, то это относится к сфере идеологии, а не науки, к социоролевому давлению, а не к познанию поло-ролевых различий и законов их успешного сочетания ради человеческого блага. Само понятие «противоположный пол» является по определению ложным, поскольку мужской и женский полы не противоположны, а взаимодополнительны. С позиций логики как науки они представляют собой соотносительные понятия, т.е. такие, которые определяются одно через другое и друг без друга не имеют логического смысла. Поэтому о мужественности можно говорить только в соотношении с женственностью, а о женственности — в соотношении с мужественностью, но не по упрощенному дихотомическому принципу, а по принципу взаимодополнения. Назвать проводимую работу обучением тоже весьма проблематично. Обучение означает присвоение человеком выработанных в данной культуре знаков, образов, норм, понятий, овладение навыками и умениями. Мы уже отметили спорность многих явлений культуры в сфере пола, обучение же навыкам и умениям граничит с вульгарностью.

Так что же мы предлагаем делать взрослым в связи со становлением полового самосознания подростков и поведением юношей и девушек, отношениями полов? На основе нашего убеждения в том, что «здоровый рост ребенка возможен с некоторой помощью и поддержкой взрослых» (Снайдер М. и др.,1995, с.21), ответ звучит так: мы предлагаем программы психологического сопровождения взросления детей и подростков как мужчин и женщин и программы обучения психологов оказанию психологической поддержки половозрастной адаптации детей и подростков. При этом мы не изобретаем ничего нового. Речь идет о применении традиционных, высокопрофессиональных техник и технологий практической психологии в проработке проблематики, связанной с вопросами пола личности и взаимоотношений полов. Наша цель — психологическое сопровождение, поддержка и формирование навыков достойного поведения в отношениях полов.

«Мы должны поощрять детей быть сердечными, любящими, ласковыми и участливыми и помогать им выражать то, что они чувствуют в отношении физической близости в спокойной и благоприятной обстановке…чтобы им не пришлось сталкиваться со страданиями в подростковом возрасте»(Баттон, 1995, с.62).В основе нашего понимания задач психологического сопровождения полового созревания от 0 до 19 лет лежит идея о человеке как развивающейся системе, в самой себе содержащей импульс к самообновлению и стремящейся к благу (Лэндрет, 1994, с. 63). Основополагающим постулатом гуманистической психологии является убеждение в том, что движение человеческого организма вперед через определенные стадии роста и развития в норме прогрессивны и ведут к большей зрелости. Это внутренняя тенденция, она не мотивируется извне и научить этому невозможно. Ребенок от природы стремится к независимости, зрелости и самоуправлению. В каждом ребенке существуют мощные силы, непрерывно стремящиеся к самоактуализации. Задача взрослого состоит в том, чтобы создать систему отношений, освобождающую творческие силы в ребенке, порождающие процесс изменений и роста. «Способность человека к самосохранению в сильной степени определяет его будущую жизнь не как судьба, а как техника и искусство жизни. Воспитывать детей — значит также поддерживать их способность к самообновлению» (Кемпер, 1994, с.72).

Исходная ситуация, требующая применения специальных средств полоролевой идентификации: не зная и не понимая себя, человек не управляет собой и своей жизнью, истерзан сомнениями («настоящий» ли он мужчина, «настоящая» ли женщина?), разочарованиями, отчаяньем, омрачен болезнями души и тела. Чувствуя влечение к острейшему из возможных типов удовольствий — сексуальному — интуитивно ощущая себя способным дарить и получать ласку, тепло, иметь взаимную близость, любить и быть любимым, он переживает внутренний раскол между своими мыслями, чувствами и желаниями, приходит в замешательство и не может понять ни себя, ни другой пол. Вращаясь в плену своего непонимания себя и другого, он считает, что жизнь не удалась и винит в этом пол — свой или иной.

Решение проблемы лежит на путях индивидуации, которая «не исключает себя из мира, но собирает в себя мир» (Юнг. 1994, с. 126-127).

Цели программы для ведущего:

1. Существенно расширить взгляд на пол и задачи взрослых по поддержке развития и созревания мальчиков и девочек на этапе перехода от детства к взрослости, преодолеть традиционное обывательское «забиологизированное» представление о половых отношениях как отношениях сексуально-физиологических, дать новый ракурс осмысления полов и многообразия их взаимоотношений, способствовать изменению мировоззрения в отношении пола и личностному росту юноши и девушки, причем каждому полу в соответствие с особенностями его пола.

2. Методически по-новому решить вопрос об участии взрослых в половозрастной адаптации подростков, считая главной задачей психологическую поддержку со стороны взрослых в вопросах самостоятельной работы подростков со своими страхами и чувствами. Поощрять близость, сердечность, ласку и общение, способствовать формированию умений и навыков реально, открыто и ясно выражать свои чувства, желания, выслушивать другого человека и обсуждать, преодолевая страх и стыдливость, пути к осознанной и удовлетворяющей обоих близости.

Средства: философские, культурологические, сексологические, психологические и конкретно-научные знания техники психотерапевтической групповой работы. Прикосновение к сущности пола происходит с помощью науки, философии, сексологии, медицины, культуры, истории нравов. Но ни один из этих разделов знания не может раскрыть до конца вопрос о том, что такое пол. Пол есть ТАЙНА, ОТКРЫВАЕМАЯ ТОЛЬКО ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДВУХ ПОЛОВ, причем только при том типе, который основан на БЕЗУСЛОВНОМ ПРИНЯТИИ себя и другого.

Мир не может ничего судить о тайне брачной — в ней нет ничего социального.

Задачи, решаемые ведущим в ходе тренинга:

> Коррекция представлений подростков о сущности своего и иного пола, формирование полового самосознания на основе мифологии, философии и психологии полов, психологических экспериментов с собственными ощущениями, представлениями, чувствами и мыслями в условиях групповой работы в рамках смешанной группы;

> Коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного взаимодействия с противоположным полом и достижения здоровья и благополучия, смягчение вражды и недоверия между полами и ослабление влияния родительских травм и патриархально-коммерческой идеологии на развитие собственной сексуальной судьбы подрастающего поколения;

> Формирование психологических умений и навыков общения мужчины и женщины, включая глубинные интимные сферы;

> Реабилитация психических травм, полученных в онтогенезе в связи с различием полов и сексуальностью.

Ожидаемый результат у участников тренинга — обнаружение неизвестных дотоле самопониманий как представителей пола, способностей, своего истинного призвания как мужчины или женщины, своих высших потенциальных возможностей, которые часто отвергаются или подавляются из-за недостатка информации, непонимания, предубежденности и страха. В отличие от традиционных методов полового воспитания: разъяснения, советов, увещеваний, морализаторства, запугивания и т.п., предлагается режим психологического тренинга, в основе которого лежат следующие основополагающие идеи:

1.Пол является стержнем человеческой жизни, коренной чертой каждого человеческого существа, жизнь в поле является постоянной составляющей человека от зачатия до смерти.

2.Ни человек, ни общество не выбирают пол человека в момент его прихода в жизнь. Человек заброшен в мир в круге не выбираемого им пола, неизбежных для него особенностей тела, психики, потребностей и возможностей и вынужден пройти путь длиною в жизнь в заданном ему природой поле. В этом путешествии он (она) ежемо-ментно вынужден(а) существовать в неразрывной связи с другим, инаким полом. Отсутствие свободного выбора, недоступность внутренней телесной и психической реальности этого другого составляет постоянную проблему установления удовлетворяющих обе стороны взаимоотношений. Общество людей, пришедших ранее него (нее) в мир предлагает ему (ей) стандартные способы поведения и интерпретации реальности, которые помогают адаптироваться во внешней реальности. Но он (она) не только стандартен (она). Он (она) несет в себе общие, особенные и единичные закономерности человеческой жизни. И как особенное (пол) и как единичное (личность) существо он (она) нуждается в поддерживающем сопровождении своей уникальной жизни.

3.Преувеличение различий между полами, равно как и нивелирование их, является результатом идеологии господства, функционирующей в современном обществе и часто направленной и против реального мужчины, и против реальной женщины. В интересах каждого человека найти пути преодоления сковывающих его ограничений, навязанных традиционной социальной ролью, поэтому необходимо тщательно проанализировать традиционные представления о различии полов и перепроверить их в процессе непосредственного опыта переживания своей идентичности подростками в групповом психотерапевтическом процессе.

4.Задача взрослых состоит не в формировании подрастающего поколения по существующим стандартам, а в творческой поддержке живой индивидуальности по осознанному принятию или отвержению тех или иных средовых стандартов ради успешной адаптации к своему и иному полу на этапе перехода от детства к взрослости.

5.Поддержка предполагает эмпатическое понимание человека на иной стадии развития, особенно человека другого пола.

6.Субъектом поддержки является личность педагога, осознающего свои собственные проблемы и ограничения в вопросах полового самосознания и поведения и пребывающего в постоянном творческом движении по реализации своей половой сущности. Его задача «помогать себе и другим быть откровенным, эмоционально честным и чувствовать физическое и душевное удовлетворение от своих взаи-моотношений» (Баттон, 1995, с. 11).

7.Фундаментом поддержки является помощь ребенку в гармонизации в нем личного и трансперсонального пола и в структурировании вокруг этого стержня тела, ума, чувств (Ассаджоли, 1994, с.20-23).

8.Основной метод познания пола в себе и другом состоит в погружении в тайну пола. Познание пола возможно как практика живого проникновения в таинственный мир пола, узнавания его законов с помощью техник переживания, разработанных в восточной психологической практике, в различных направлениях западной практической психологии от З.Фрейда до К.Роджерса и других, техник актерского мастерства, пластического владения телом в искусствах движения.

9.Научную основу составляют русская философия пола В.Соловьева, Н.Бердяева, В.Розанова, психосоматическая медицина, психология личности, социальная психология, антропология, культурология и другие отрасли знаний о человеке.

Понятие полоролевой адаптации и социализации подразумевает развитие у подростков интеллектуальных и психологических умений и навыков соотнесения своей психической реальности и поведения с природной половой сущностью своего пола, с природной половой сущностью другого пола и с природой взаимоотношений, построенных на основе принятия, партнерского общения, сердечности, близости и поддержки.

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ВОПРОСА. Мужское и женское как категории пола.

Понимание пола. Очень важно провести различие между обыденным пониманием пола и пониманием пола всесторонним. В обыденном сознании пол и отношения пола отождествляют с сексуальным актом, а признаки пола — с гениталиями. Как говорит Н.Бердяев, «Люди родового сознания, как религиозные, так и позитивисты, в сфере пола исключительно сосредоточены на самом сексуальном акте и его последствиях и совсем не видят универсального значения пола как для всего человека, так и для всего космоса. Тайна пола совсем не есть сексуальный акт, совершаемый или для добродетельного деторождения, или для развратного наслаждения.» ( Бердяев, 1989, с.421).

Всесторонний подход к проблеме пола предполагает, что «сексуальность не есть специальная, дифференцированная функция человеческого существа, что она разлита по всему существу человека, проникает все его клетки и определяет всю совокупность жизни»( там же, с. 399).

На этих же позициях стоит и современная передовая психология пола: «Даже если мы дойдем до того, что вырежем свои гениталии и станем отшельниками, мы не сможем полностью жить бесполой жизнью. Сексуальность столь же неотъемлемый элемент атрибут личности, как мысли и чувства, и ее также невозможно отделить от всего, что составляет наше существование» (Д.Баттон, 1994, с.62).

Основания дифференциации личности в процессе онтогенеза по мужскому или женскому типу.

Детерминанта биологического диморфизма требует учитывать такие факторы, как морфология тела. Второй кризис телесной идентичности приходится на подростковый возраст. Физические изменения тела включают в себя не только строение костно-мышечной системы, массы тела и ее пропорций, но также вариации строения, размеры и состояния половых органов и так называемых вторичных половых признаков.

Психофизиологический уровень психосексуальной дифференциации проявляется в особенностях функционирования и результатах функционирования гормональной системы и в половой дифференциации мозга. С конца 30-х годов активно исследуется половая дифференциация мозга, влияние гипоталамо-гипофизарной системы на секрецию гормонов семенниками и яичниками, на поведение.

Итогом половой дифференцировки мозга является разная чувствительность центральной нервной системы к периферическим гормонам и разная реакция на них, т.е. феминизация или маскулинизация мозга, формирование нейроэндокринной предрасположенности к поло специфическому поведению. С половым диформизмом дифференцировки мозга связывают формирование и динамику ряда половых различий психики, а также особенности ряда средовых полотипизирующих влияний.

Индивидуально-психологический уровень возникает в процессе взаимодействия со сверстниками. Ребенок, а позднее подросток испытывает себя как представитель пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентируемом взрослыми общении.

Здесь же и особый сексуальный фольклор, необходимый для нормального полоролевого развития индивида. Сверстники, в отличие от взрослых, создают возможность экспериментировать, получать опыт на эмоциональном уровне, а не на уровне слов и понятий, наполнять общечеловеческие ценности и понятия конкретным переживанием своего бытия во взаимоотношении со сверстниками своего и иного пола.

Социально-психологический уровень определяется предписываемой индивиду половой ролью как системы средовых стандартов, предписаний, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину).

Социальный уровень определяется понятием роли как социальной функции мужчины или женщины в системе социальных институтов: труда,

семьи, права и т.п. Для социального уровня характерно требование к личности соблюдать ожидаемое внешнее поведение безотносительно к внутреннему миру, ее внутреннему своеобразию, ее активному началу и целостности. Выполнение социальной роли регулируется определенными механизмами с применением различных санкций, применяемых социальными институтами.

Поскольку нет личности «вообще», а есть личность мужчины и личность женщины, то все указанные уровни дифференциации необходимо должны учитываться в процессе диагностики адаптации-дезадаптации подростков и разработки коррекционных программ. При этом важно иметь в виду следующее:

а) не противоположность, а ортогональность понятий «мужское» и «женское» (Ортогональный — буквально образующий прямой угол, два самостоятельных измерения, задающих систему координат. См. об этом В.Е Каган, 1991, с.248).

Каганом предложена в 1986 г. модель, согласно которой «половая идентичность — это категория, определяющая место индивида в трехмерном пространстве, образованном осями «маскулинное-феминное», «социальное-индивидуальное», «филогенетическое-онтогенетическое», а поскольку полюса осей в той или иной мере независимы, то место это является не точкой, а «облаком». Место, задаваемое половой идентичностью, именно не точка, в шаге от которой уже патология, а широкое пространство вариативных возможностей, в котором и ориентируется личность» (В.Е.Каган, 1991, с.54).

б) различие экзистенциальных ценности мужского и женского миров, (внутреннего и внешнего) не только по своей смысловой конструкции, но и по проживанию индивидами. Поэтому диагностика адаптации-дезадаптации подростков с помощью анализа личностных смыслов, игнорирующая половую дифференциацию личностных смыслов, недостаточна для разработки необходимых признаков средовой дезадаптации.

Возможности практической психологии как технологии:

1) Психология может поддержать человека в его стремлении к полноте в любви, помочь в самостоятельном интеллектуальном освобождении от хаоса социальных стереотипов и мифов, препятствующих осуществлению его стремления пробиться к своей собственной целостной природе и к природе другого.

2) Психология может предоставить отработанные техники психического обогащения личности, поскольку в отличие от полового наслаждения у животных, люди могут испытывать сексуальное удовольствие не только во время полового акта и его кульминационной точки, а в любой момент общения — при встречах, в компании с другими людьми, при объединении усилий для выполнения какой-либо работы, поскольку «сексуальное переживание можно определить как диалектическое единство трех взаимосвязанных … сфер человеческой природы: нейрофизиологической, чувственно психической и интеллектуально-эмоциональной» (Василев,С.,1992, с. 80). Одухотворение полового влечения происходит непосредственно в процессе развития высших психических функций человека и предполагает развитие высокой чувствительности и способности нюансировать ощущения. Практическая психология может способствовать одухотворению чувственных восприятий за счет психического обогащения индивидуальности.

Например, связь зрительного восприятия с чувством красоты с интеллектуальной выразительностью и эмоциональной отзывчивостью обусловливает появление таких разновидностей наслаждений, связанных со зрением и со слухом, как эстетически -созерцательное, эстетически стимулирующее, интеллектуально-коммуникативное, интеллектуально продуктивное, интеллектуально-эстетическое, эмоционально сопереживающее, эмоционально-вдохновляющее и т.п. Каждая из них является зрительно-психической и слухово-психической и характеризуется своими, только ей присущими особенностями и акцентами (Василев С,1992, с. 84).

Сознательно способствовать обогащению восприятия человеком человека — в этом и состоит важнейший момент подготовки детей и подростков к взрослой жизни. Люди не развитые испытывают только нейрофизиологические и простейшие эстетические ощущения. Как писал Шарль Монтескье: «их душа не способна ни соединять, ни разлагать. Они ничего не прибавляют к тому, что дано им природой и ничего не отбрасывают. Наоборот, люди утонченные сами создают в любви большинство ее наслаждений» (Монтескье, Ш. 1955, с.749). Поэтому расширение нюансировки чувственных удовольствий от восприятия другого человека посредством развития аналитических, , образных, ассоциативных и других способностей является одним из направлений психологического вооружения мальчиков и девочек в настоящем и подготовки их к будущему.

Речь идет не только об обогащении палитры восприятия, «классификации» соответствующих особенностей запаха, вида, звука, исходящих от другого человека. Совершенствование ассоциативных способностей, тренирующих воображение, отражающих желания, мечты и представления об изяществе и совершенстве возвышает, одухотворяет особенности человека и возводит их в ранг эстетических. И здесь вполне применимы обычные психологические упражнения типа: «Ты напоминаешь мне..», но специально ориентированные на восприятие женской и мужской привлекательности и многочисленных нерациональных достоинств.

3) Работа психолога с группой в режиме тренинга с обратной связью позволяет ребенку и подростку экспериментировать со своими возможностями и способностями коммуникации вместо того, чтобы его оставляли наедине с разрушающими его неудачами и страхами. Существующий в традиционной культуре запрет на выражение своих чувств и впечатлений от противоположного пола в раннем возрасте, навязывание ему родительского скрипта «Пока Не» (см. Берн Э., 1990, с. 129-136) фактически закрывает ребенку возможность переживания всей полноты счастья в настоящем и будущем. Ребенок нуждается в беседах о своих чувствах и в обратной связи со стороны сверстников, дающей ему возможность экспериментально узнать на собственном опыте, как можно выражать чувства и впечатления, не только не нарушая мира в душе тех, на кого они направлены, но и вызывая ответную симпатию. Вместо этого повсеместно наблюдается, как ребенок делает две-три неуклюжих попытки выразить свое восхищение, любование, очарованность другим человеком, наталкивается на непонимание, агрессию, насмешку и замыкается в себе, зачастую на всю оставшуюся жизнь.

4) Необходимость вербализировать внутренний опыт ведет к расширению лексикона детей и подростков за счет новых слов, отражающих эту часть человеческого опыта. Люди с бедным словарным запасом вольно или невольно принижают, вульгаризируют свое восприятие человека и свои отношения с ним, стремясь подогнать многообразие психических процессов, состояний, переживаний и настроений под скудные по своему содержанию и простые слова. Наоборот, знание слов, отражающих тонкие душевные движения и телесные ощущения, помогает ему точнее и полнее выразить трудно уловимые оттенки удовольствия от общения с человеком другого пола.

Важно не заучивание чужих слов, а подбор самим подростком наиболее подходящих для более точного называния того восприятия или состояния, которое он наблюдает в себе в процессе групповых занятий. Например: состояние блаженства, предощущение радости, очарование, трепет, нега, обаяние, поклонение, деликатность, умение щадить чувства другого, вдохновенность чувств, чувство расположения к другому, ласкать, нежить, холить, восхищаться и т.п.

В задачи тренера входит эмпатическое слушание ребенка и подростка и помощь ему в прояснении его чувств, в подборе более адекватного словесного выражения. Вместе с тем совершая умственное и эмоциональ-ное усилие, чтобы приникнуть в мир восприятия ребенка и подростка, тренер должен остерегаться навязывания ребенку собственного жизненного опыта и своего лексикона. Нужно по-настоящему сконцентрироваться, чтобы уловить сказанное ребенком и облечь это в новые слова. Это, конечно, не означает, что тренер не может вводить ребенка и подростка в мир своего лексикона, но делать это следует на партнерской основе, испытывая радость пребывания во взаимоотношениях с подростком.

«ПРИКОСНОВЕНИЕ К ТАЙНЕ ПОЛА»

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛОВОГО САМОСОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

(Из книги Подросток на перекрестке эпох).

Цели и содержание программ половозрастной адаптации

Цели программ определяются возрастом школьников, для которых они создаются. Обучение принятию своего и другого пола необходимо начинать с 1 класса и систематически проводить до окончания школы.

Неотъемлемым компонентом освоения темы является работа с телом (см. Программу «Я и мое тело» данного издания), в результате которой участники группы вырабатывают умения расслабиться и стать естественными, свободными от всяких ограничений и подавления для последующего исследования и использования своей жизненной силы и природной избирательности в совместном присоединении полов во всех областях жизни.

Цели и содержание программы для 7-11 летних «Уроки счастья».

Актуальность темы в этом возрасте обусловлена тем, что уже к 7 годам у ребенка накапливается опыт различения и противопоставлений мужского и женского типов жизни. Задолго до того, как сам ребенок начинает интересоваться своим полом, родители и те взрослые, что рядом, готовы программировать жизнь еще не родившегося дитя.

Пол ребенка вместе с первым вопросом: «Кто родился?» вызывает самые разные мысли и воспоминания, делая почти невозможным спокойное и непредвзятое отношение к нему. Вместе с манерой общения с ребенком, его одеждой, присвоением ему слов «мальчик» или «девочка», разделением взрослых на «дядей» и «тетей», ставятся декорации совершенно «невинного» и «безусловного» видения мира, введения ребенка в колею ограничений девчоночьей и возможностей мальчишечьей жизни (Баттон, с.50-53).

К 5-6 годам ребенок устанавливается близкими мужчинами и женщинами на определенный тип отношений к различным полам. Это отчетливо проявляется в первом классе, когда дети выполняют различные упражнения на выявления неосознаваемого восприятия своего и другого пола. Так, после расслабления через растяжку и концентрацию на различных телесных ощущениях детям предлагается увидеть дверь в страну пола с названием «Мальчики» или «Девочки», побывать в этой стране и рассказать о своем восприятии этой страны различными органами чувств: слухом, обонянием, зрением, вкусом и т.п., о настроениях которые возникали у них во время посещения этой «страны». 60% детей выявляют негативное отношение к другому полу, причем неприятие запахов, освещения в «стране», движений воздуха вокруг, пространственных особенностей посещаемого мысленно места и прочих чувственно воспринимаемых особенностей страны другого пола представлено девочками в значительной степени больше, чем мальчишками. Это свидетельствует об остроте существующей проблемы и о необходимости разработки серьезного диагностического инструментария для определения природы наблюдаемого явления: то ли мы имеем дело с наследованием девочками отрицательных сценариев и невротического опыта своих матерей и старших сестер, то ли с травматическим опытом собственной сексуальности, либо с неумением структурировать самые разнообразные и противоречивые чувства и переживания, связанные с противоположным полом, то ли с особенностями взаимоотношений с отцом, то ли еще с чем-то. Очевидна актуальность коррекционной работы с детьми с раннего возраста. Мы не можем изменить опыт, полученный в семье, но можем поддержать ребенка в выработке личного отношения к своему и иному полу на основе развития способности к рефлексии, а также сопереживающего участия в осмыслении текущего собственного опыта в групповой психологической работе.

Цели курса: помочь детям развить способность любви (заботливого понимания) во взаимоотношениях с людьми, сохранить базовое доверие к миру и к противоположному полу, поддержать радость бытия в своем поле и по поводу существования иного пола.

Задачи курса: сформировать у детей

> Навыки осознания своих чувств, их распознавания, словесного выражения и понимания,

> Навыки управления своими состояниями в качестве внутренне свободного и ответственного человека,

> Умения распознавать состояния других людей, в том числе иного пола, эмоционально сопереживать и строить с ними конструктивные взаимоотношения, > Навыки ассоциативно-образного восприятия всеми органами чувств человека в его привлекательности в перспективе лучшего и совершенного,

> Способность испытывать эстетическое наслаждение при непосредственном восприятии человека,

> Рефлексивные навыки нюансировки чувственных удовольствий, испытываемых в процессе общения «здесь и сейчас».

Ожидаемые результаты: уменьшение деструктивных последствий семейных и социо-культурных сценариев, улучшение внутренних условий самоактуализации и половой идентификации личности.

Структура занятий по каждой теме одинакова. Она включает:

> упражнения на осознание способности каждого чувствовать и многообразно переживать реальность, групповой обмен информацией о чувствах друг друга,

> упражнения в парах и малых группах на закрепление способности взаимодействовать с другим Я и заботиться о нем, потому что Я тоже имеет чувства,

> упражнения на формирование навыка отключаться от собственных чувств и прислушиваться к состоянию другого Я,

> упражнения на формирование навыка техники направленного воображения,

> упражнения, проблематизирующие привычную реальность,

> введение новой информации и закрепление полученных знаний в живом опыте.

 

Примерные темы занятий.

ТЕМА 1. ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?

Осознание общего и отличного в переживании удовольствия от телесных движений, выполняемых по одной схеме. Завершение фразы: «я счастлив, когда…». Формирование навыка «Я-высказывания» как принятия неповторимости и ценности индивидуального опыта каждого.

Обсуждение предпочтений разных детей как равноценных и равнозначимых. Обсуждение вопроса: «Как я могу быть счастлив(а) ежедневно?»

ТЕМА 2. КАКОЕ У МЕНЯ НАСТРОЕНИЕ?

Выполнение телесных движений, различающихся по темпу, ритму, мышечному напряжению и прочее. Осознание и вербализация настроения «здесь и сейчас» при выполнении каждого отдельного блока движения. Развитие навыка «существования в настоящем». Обсуждение ошибки «индукция вульгарис». Обучение «пребыванию в своих чувствах» и произвольному изменению настроения посредством собственных манков и действий. Подведение к идее личной ответственности за свое настроение. Экспериментирование с настроением.

ТЕМА 3. КАК ПОДАРИТЬ ДРУГОМУ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ?

Формирование навыка положительного видения другого человека. Развитие ассоциативного и образного мышления. Наблюдение за изменением своих внутренних состояний. Формирование навыка открытого и искреннего сообщения о динамике своих внутренних состояний в процессе общения. Наработка навыка видеть лучшее и красивое в человеке, переживать его как прекрасное и заразительно говорить об этом.

ТЕМА 4. КАК ВОЙТИ В НАСТРОЕНИЕ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.

Развитие навыка внимательного, непредубежденного и заинтересованного наблюдения за внутренним миром человека и проникновения в мир его желаний, чувств и потребностей.

ТЕМА 5.Я И МОЯ ВНЕШНОСТЬ.

Каждый кратко описывает свою внешность на карточке и прикрепляет на грудь, затем все остальные по очереди дописывают или исправляют что-либо в сторону положительного восприятия другого человека, заботясь о его чувствах, не за счет сокрытия правды, а путем переформулирования с позиции любящего отношения к человеку.

ТЕМА 6. В ЧЕМ СЧАСТЬЕ МАМЫ?

Развитие навыка наблюдения и осознания потребностей и интересов мамы (женщины) в ее уникальности вне социальных и биологических ролей.

ТЕМА 7. В ЧЕМ СЧАСТЬЕ ПАПЫ?

Развитие навыка наблюдения и осознания потребностей и интересов папы ( мужчины) в его неповторимости вне социальных и биологических ролей.

ТЕМА 8. КАК ХОРОШО БЫТЬ ДЕВОЧКОЙ!

Диагностика и определение направления дальнейшей коррекции семейных сценариев в отношении женщин.

ТЕМА 9.КАК ЗДОРОВО БЫТЬ МАЛЬЧИКОМ!

Диагностика и определение дальнейшей коррекция семейных сценариев в отношении мужчин.

ТЕМА 10.ЧТО Я МОГУ СДЕЛАТЬ ДЛЯ СЧАСТЬЯ МОЕЙ СЕМЬИ?

Обсуждение предложений каждого в отношении своей семьи и проектирование возможных сценариев формирования положительных привычек для благополучия семьи.

ТЕМА 11. ПАРЕНЬ И ДЕВУШКА: РАЗЛИЧИЕ В ПОВЕДЕНИИ.

В условиях эксперимента наблюдать, как реагируют мальчики и девочки на одни и те же действия, слова, жесты, взгляды. Обсудить и сделать некоторые выводы «здесь и сейчас» (Предостережение: Не обобщать! ).

ТЕМА 12. ЛЮБОВЬ.

Обсудить различные типы взаимоотношений, называемых любовью. Различить разные виды любви, осознать безусловность любви. Учиться противостоять в себе и других любви собственнической.

Цели и содержание программы для 15-17 лет

Учащиеся старших классов обладают достаточным интеллектуальным потенциалом для того, чтобы принять подход, лежащий в основе программы: биологическое и психофизиологическое различие полов непреодолимо, оно является настоящей проблемой жизни, сущностно и предельно неустранимой, не имеющей окончательного решения. Поэтому задача каждого состоит не в бегстве от проблемы, а в том, чтобы научиться жить счастливо в проблемности сосуществования полов.

Тренинг для старшеклассников включает следующие компоненты:

> Работа с телом см. соответствующую программу в данном издании);

> Рефлексия собственных проблем, связанных с переживанием близости, сексуального влечения и пр.; исследование поля собственного сознания и бессознательных феноменов психики,

> Проработка обнаруженных проблем с помощью различных техник гуманистической практической психологии,

> Рациональный анализ предубеждений, предрассудков, страхов, сомнений, связанных с полом и т.п.,

> Тренинг многообразных коммуникативных навыков для общения девушек и юношей,

Тренинг навыков достойного поведения в ситуациях психологического давления и манипулирования.

Требования к группе: она должна состоять из равного количества девушек и юношей одного возраста, общее количество участников 12-16 человек.

Требования к ведущему: он должен иметь опыт успешного взаимодействия с противоположным полом и опыт групповой работы в разных тренинговых группах как в качестве участника, так и в качестве ведущего; ему необходимо также провести значительную интеллектуальную работу по изучению литературы по теме (список в конце главы прилагается).

Базовые темы:

Тема 1. Осознание причин, мешающих гармоничным отношениям мужчин и женщин: глубинного недоверия и подозрительности в отношении полов. Формирование навыка безусловного принятия в себе и другом неизбежных особенностей пола.

Тема 2. Формирование навыка осознавания своеобразия ощущений юноши и девушки в соответствие со «схемой тела». Создание банка общечеловеческих ощущений и сопоставление ощущений мужских и женских.

Осознание различий системы значений Жизненного Мира юноши и девушки и экспериментальное исследование средств коммуникации Миров.

Тема 3. Проблема выбора подростком любимого человека.

Тема 4. Формирование навыков непроизвольного индивидуализированного выбора близкого друга (подруги). Как сохранить очарование.

Тема 5. Формирование навыков вербального и невербального взаимодействия с человеком другого пола для создания Целостности.

Фрагмент сценария тренинга

ТЕМА 1.

ОСОЗНАНИЕ ПРИЧИН, МЕШАЮЩИХ ГАРМОНИЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

МУЖЧИН И ЖЕНЩИН: ГЛУБИННОГО НЕДОВЕРИЯ И

ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ ПОЛОВ

Цели работы по теме:

Для ведущего: Помочь ученикам в осознании особенностей своего пола и неосознанного глубинного недоверия и подозрительности в отношении другого пола. Способствовать смягчению общего недоброжелательного отношения к другому полу.

Для учеников: Научиться осознавать и переформулировать претензии к своему и другому полу таким образом, чтобы осознавалась собственная ответственность за свои

претензии.

Задача ведущего: Создание условий для расшатывания и см (установок и предубеждений подростка в отношении другого пола. Совместно с участниками группы выявление и анализ факторов, являющихся причиной враждебности и напряженности в отношениях между м чинами и женщинами, об сужение некоторых особенностей мужского и женского пола и попытка их пеформулирования позитивном языком. «Мы не можем устранить разрушительные силы, постоянно работающие на уничтожение наших шансов на счастье в личной жизни, но можем уменьшить их (К.Хорни)».

Содержание занятия: Формирование предпосылок для безусловного принятия в себе и другом неизбежных особенностей пола.

Упражнение:

«ЧТО МЕШАЕТ ЮНОШЕ И ДЕВУШКЕ БЕЗОГОВОРОЧНО ПРИНИМАТЬ ДРУГОЙ ПОЛ?» — 30 мин.

Инструкция: Группа разбивается на подгруппы по признаку «пол» и пишет общий список претензий к другому полу, который обсуждается и утверждается коллегиально в к каждой подгруппе.

Пример: «Я бы больше уважал девушек, если бы они: не занимались болтовней, не были бы кокетливы, не шли бы легко на знакомство» и т.п.

«Я бы больше уважала ребят, если бы они: больше уважали бы девушек, видели в девушке не только сексуальный объект, имели хорошие манеры » и т.п.

Ведущий зачитывает общий список претензий. Упражнение на обсуждение претензий в парах. -40 мин.

Инструкция: Группа разбивается на пары: юноша и девушка. Каждый участник выбирает из общего списка три претензии к противоположному полу вне зависимости от качеств партнера и зачитывает их ему вслух.

Партнер отвечает, выбирая на свое усмотрение любой из трех ответов: «Это не про меня», «Это так, и я могу это изменить», «Это так, но это мое, я не могу или не хочу это менять. Это мое».

Участники меняются парами до тех пор, пока каждый не поработает с каждым. Затем все делятся впечатлениями в круг. После обсуждения каждый формулирует новое знание, которое он получил в этом упражнении и записывает его в тетрадь.

Обсуждение ведется по схеме:

> Какие чувства вы испытывали, высказывая претензии?

> Было трудно, легко, приятно, не приятно?

> Испытали ли вы облегчение, высказавшись?

> Как вам кажется, что переживал при этом партнер?

> Какие чувства вы испытывали, слушая, что вам говорят?

> Как вы думаете, какие чувства вы испытали бы, слушая это от значимого для вас человека?

> Если бы это было правдой, то что было бы лучше: чтобы он(она) вам об этом сказали или промолчали?

ДИСКУССИЯ. Три типа барьеров между полами: социально-ролевые; индивидуальные и связанные с особенностями пола.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩЕМУ: Ведущий произвольно выбирает из списка претензий отдельные и предлагает учащимся определить, к какому типу относится этот барьер.

К социально-ролевым относятся те, которые возникают в результате трансляции определенных предубеждений всеми средствами передачи традиционного опыта: семьей, школой, традиционной культурой (идеи, суждения, привычные стереотипы, закрепленные в «высокой» культуре, в нравах и обычаях). Критерий отличия — «так положено».

Индивидуальными особенностями являются те, что связаны с уникальным единичным человеческим существованием (темперамент, характер, акцентуации, энергетический и физический статус, привычки поведения). Критерий отличия — особенности пола — связаны с физиологическим, психологическим, характерологическим осуществлением в конкретном человеке женской или мужской природы.

Обсуждение каждого качества, связанного с особенностями пола, представляет особую трудность потому, что а) в науке нет однозначного ответа, что считать качествами пола; б) многие ложные суждения и предрассудки глубоко укоренены в нашем сознании; в) чрезвычайно сложно отличить в человеке природное различие и социальные директивы традиционной патриархальной культуры.

Возведение привычного в ранг культурного происходит с помощью «механизма благородных названий», суть которого состоит в том, чтобы выдавать за истину бытовые наблюдения, суждения, скрывающие чью-то выгоду, идеи, созданные для манипулирования. Э.Берн писал по этому поводу: «Культура — это старое платье короля, продление заблуждений (или лукавства — автор) предыдущих поколений….Я не вижу оснований принимать старый покрой одежды всерьез только потому, что большинство людей относится к нему серьезно».

Все половые различия поэтому можно разделить на три группы:

  1. Достоверные.
  2. Сомнительные.
  3. Неподтвержденные.
В содержание работы входит осознание проблематичности половых различий и, соответственно, ожиданий по отношению к другому полу..

Дискуссия по теме различия половых ожиданий ведется по следующим вопросам:

> Связаны ли твои претензии к другому полу с твоими ожиданиями, направленными на него?

> Являются ли эти ожидания общечеловеческими или только ожиданиями твоего пола?

> Должен ли другой пол соответствовать твоим ожиданиям? Откуда берется «должен»?

Необходимо подвести участников к пониманию того, что:

> Каждый пол имеет свою специфику и свои ожидания,

> Для успешного общения неизбежно знание потребностей и ожиданий другого пола,

> Успех ждет того, кто умеет удовлетворять потребности другого пола, которые сам не испытывает, > Для взаимного принятия необходимо открывать свои ощущения и учитывать ощущения другого.

Ведущий разъясняет содержание и смысл привычных, но не осознаваемых штампов и дает новое информативное знание:

> О женской и мужской логике;

> О ложности противопоставления эмоционального и рационального и их иерархизации;

> Об особенностях женской и мужской эмоциональности;

> О не научности понятий «сильный» и «слабый» пол;

> О недооценивании и ложном понимании кокетства, которое не только является главным инстинктом женского пола, но и играет большую роль в истории культуры и индустриализации;

> О содержании понятия «понимание» применительно к отношениям полов и других барьерах, представленных в суждениях участников данной группы.

Если участники группы выражают недоверие к приводимому материалу, это нормально, предложите им проделать упражнения, в ходе проживания которых они смогут получить собственное знание о предмете обсуждения.

Литература

1. Айслер Р. Чаша и клинок. М.1993.

2. Ассаджоли Р.Психосинтез.Теория и практика. 1994.

3. Баттон Д. Стать ближе. Секс, любовь и здравый смысл.М.1995.

4. Баярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.1992.

5. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Гл. УШ, 1Х. В кн.: Бердяев Н.А.Философия свободы. Смысл творчества, Москва. 1989.

6. Берн Э. Секс в человеческой любви. М.1990.

7. Василев К. Любовь.М.1982.

8. Василев С.Психология любви. М. 1992.

9. Вейнингер О.Пол и характер.М.1992.

10. Вислоцка М.Искусство любви. М.1990.

11. Вуд Э.Сосредоточение. Самара. 1993.

12. Грэхем Д. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. 1993.

13. Джонсон RA. Она. Глубинные аспекты женской психологии. М.1996.

14. Джонсон Р.А. Он. Глубинные аспекты мужской психологии. М.1996.

15. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии.М. 1991.